RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

84 года -110 ролей
12 апреля 2014 г.

84 года -110 ролей

13 апреля 1994 года не стало народного артиста СССР Николая Афанасьевича Крючкова
28.10: что празднуешь, брат?
28 октября 2014 г.

28.10: что празднуешь, брат?

70 лет назад Малороссия была полностью очищена от европейских фашистских захватчиков
Подвигу Челюскина — 275 лет
20 мая 2017 г.

Подвигу Челюскина — 275 лет

20 мая 1742 года великий русский полярный исследователь Семен Иванович ЧЕЛЮСКИН достиг самой северной точки материака Евразия.
Тайна Якова Джугашвили
14 апреля 2016 г.

Тайна Якова Джугашвили

На основании фашистских документов считается, что старший сын И.В. Сталина покончил жизнь самоубийством в немецком концентрационном лагере Заксенхаузен 14 апреля 1943 года
Маршал двух государств
20 декабря 2016 г.

Маршал двух государств

120 лет назад 21 декабря 1896 года родился Константин Константинович Рокоссовский
Главная » Подвиги в наследство » Курчатов плюс Королёв

Курчатов плюс Королёв

12 января 2018 года - 115 лет со дня рождения отца русской атомной бомбы и 111 лет отцу русского ракетостроения

С этими двумя именами теснейше связано создание советского ракетно-ядерного щита, который защищает нас по сей день.
Курчатов плюс Королёв

Иногда в жизни бывают такие совпадения, что остаётся лишь раздумывать – случайно ли это? 12 января 1903 года в городе Симе Уфимской губернии родился будущий академик Игорь Васильевич Курчатов (1903–1960), трижды Герой Социалистического Труда, научный руководитель советского атомного проекта. А 12 января 1907 года в Житомире родился будущий академик Сергей Павлович Королёв (1907–1966), дважды Герой Социалистического Труда, руководитель советских ракетных работ.

С этими двумя именами теснейше связано создание советского ракетно-ядерного щита.
О Сергее Павловиче Королёве РГК писал не раз. См. http://rosgeroika.ru/podvigi-v-nasledstvo/2016/january/korol-kosmosa; http://rosgeroika.ru/podvigi-v-nasledstvo/2016/january/gigant-kosmicheskogo-masshtaba.
Под руководством Курчатова были созданы первые атомные и водородные бомбы, а под руководством Королёва была разработана «семёрка» – межконтинентальная баллистическая ракета Р-7. Но уже никак не совпадением, а логикой эпохи объясняется то, что два выдающихся сына России работали в одной упряжке, отводя от Родины угрозу атомных бомбардировок США и закладывая основы гарантированного сдерживания агрессии против России.
При этом фигура Курчатова олицетворяет собой ликвидацию атомной монополии США.

Руководителем атомного проекта Курчатов стал с самых первых дней его зарождения – с 1943 года, но вся предыдущая биография учёного вела его к этому и была подготовкой к главному делу жизни – превращению Советского Союза в великую ядерную державу. 5 марта 1938 года группа ведущих сотрудников Ленинградского физико-технического института Наркомата машиностроения СССР направила председателю Совнаркома СССР В.М. Молотову письмо, начинавшееся со слов: «Глубокоуважаемый Вячеслав Михайлович! Научные работники Ленинградского физико-технического института обращаются к Вам с просьбой помочь в разрешении вопроса, имеющего большое значение для советской науки. Речь идёт о развитии исследований в области строения атомного ядра и о технической базе этих работ…»
Учёные писали о необходимости строительства в СССР циклотрона (в США их было пять, в Англии и Франции они строились), и поставленные вопросы убедительно свидетельствовали о том, что отечественная наука обретает первоклассные качества, выходит на мировой уровень. Среди подписавших письмо были такие будущие корифеи советской атомной физики, как А. Алиханов, Д. Скобельцин, Л. Арцимович, А. Алиханьян, Б. Джелепов, Я. Френкель, но второй – сразу после подписи директора ЛФТИ академика А. Иоффе – стояла подпись Игоря Курчатова. И – по праву. К тому времени Курчатов вполне проявил себя в обеих своих ипостасях: и крупного учёного, и перспективного организатора научных работ.

Он начал работать в ЛФТИ с 1925 года – на первых порах ассистентом. С 1933 года Игорь Васильевич – начальник отдела ядерной физики, с 1934 года – начальник отдела физики ядра, с 1936 года – зав. лабораторией ядерных реакций. В 1939 году под его руководством вводится в строй первый в СССР циклотрон Радиевого института и создаётся самый крупный в Европе циклотрон в ЛФТИ. В 1940 году под его руководством Г.Н. Флёров и К.А. Петржак открыли самопроизвольный распад ядер урана.
После начала войны Курчатов был откомандирован на действующий флот, где в 1941–1942 годах проводил работы по защите кораблей от магнитных мин, будучи также научным консультантом Главного управления ко­раб­лестроения ВМФ. А 10 марта 1943 года он назначается начальником специальной Лаборатории № 2 – зародышевой структуры всех советских атомных работ. Это был не просто удачный, но безошибочно верный выбор. Ещё в 1940 году «папа Иоффе» предлагал возложить руководство возникающей урановой проблемой на 38-летнего Курчатова «как лучшего знатока воп­роса».
О Курчатове написано много, но приведу отрывок из предисловия известного физика-оружейника Героя Социалистического Труда Льва Феоктистова к первому тому сборника документов и материалов «Атомный проект СССР» под редакцией Л.Д. Рябева: «О И.В. Курчатове часто говорят как об организаторе науки и атомной промышленности. В этом есть что-то недосказанное. Курчатов прежде всего выдающийся учёный, на которого страна возложила великую миссию. Почитайте его многочисленные письма в правительство, отчёты, обращения в разведку, и перед вами возникает образ человека, который уже тогда, на самой ранней стадии, всё понимал и очень чётко формулировал. На него и ни на кого другого была возложена ответственность выбора (тогда далеко не однозначного) того кратчайшего по времени пути, который ведёт к цели».
Время действительно было решающим фактором. Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки в августе 1945 года и порождённая их успехом политика «атомного» шантажа США наглядно показали, что может ждать уже советские города в том случае, если Россия в кратчайшие сроки не обретёт собственный ядерный щит и меч возмездия. Атомный проект СССР был коллективным подвигом миллионов людей, так или иначе с ним связанных, но и работа его научного руководителя тоже была подвигом – не только научным, но и гражданским. Ключевым моментом в обеспечении успеха оказывалось создание производства «продукта» – оружейного плутония. Курчатов осуществлял общее научное руководство атомными работами и был также научным руководителем плутониевого комбината № 817 на Урале.
24-10-01-18И вот что 24 июня 1948 года сообщал заместителю Председателя Совета Министров Союза ССР товарищу Берия Л.П. – куратору атомного проекта и председателю Спецкомитета – уполномоченный СМ СССР на комбинате № 817 генерал И.М. Ткаченко: «Академик Курчатов И.В. игнорирует иногда все правила безопасности и предосторожности (особенно когда что-либо не ладится)… Товарищ Славский Е.П. (главный инженер комбината, позднее министр МСМ, трижды Герой Социалистического Труда. – С.Б.) ведёт себя ещё более неосмотрительно. Так, 21 июня товарищ Курчатов спустился на лифте на отметку минус 21 метр в помещение влагосигнализаторов в то время, когда активность в нём была свыше 150 допустимых доз. Прикреплённые к нему работники охраны МГБ, не будучи на сей счёт проинструктированными, а сотрудники радиометрической службы, преклоняясь перед его авторитетом, не препятствовали тов. Курчатову… Так как его посещения заражённых мест не вызываются никакой необходимостью, я лично просил тов. Курчатова быть в дальнейшем более осмотрительным… Прошу Ваших указаний…»

И Берия лично и строго предупреждал «нарушителей» – во имя их же здоровья. Но Курчатов не берёг себя. В 1949 году была успешно испытана первая советская атомная бомба РДС-1, в 1953 году – первая водородная бомба РДС-6с, а в 1960 году атомная отрасль потеряла свою живую легенду – Курчатова, так хорошо всем известного Бороду. Игорь Васильевич скончался 7 февраля в Барвихе, во время спокойного разговора на лавочке один на один с Юлием Борисовичем Харитоном – научным руководителем «Арзамаса-16». Ещё 12 января они вместе отмечали пятьдесят седьмой день рождения Игоря Васильевича, а менее чем через месяц Курчатова не стало. В 1959 году он выступил на XXI съезде КПСС и, как бы подводя итоги испытательной «сессии» 1958 года, сказал: «Советская Армия получила ещё более мощное, более совершенное, более надёжное, более компактное и более дешёвое атомное и водородное оружие». Но отныне Игорь Васильевич уже не мог реализовать свои замыслы, и не только в сфере обороны. Его выступление в Англии в 1956 году о работах в СССР по управляемому термоядерному синтезу произвело сенсацию далеко за пределами научного сообщества.
Неожиданный уход из жизни Курчатова стал для всех ядерщиков огромной утратой – как профессиональной, так и личной. Много позднее выдающийся советский конструктор ядерного оружия профессор Д.А. Фишман, Герой Социалистического Труда, которому Игорь Васильевич вручал в 1959 году Ленинскую премию, написал: «Нет, Игорь Васильевич вспоминается не через бытовые и другие мелочи, а прежде всего своей огромностью во всём: как крупнейший учёный, как Гражданин и Человек… Невиданная целеустремлённость, масштабность и чёткость мышления, особая прозорливость, требовательность к себе и другим, умение слушать и разговаривать метко, уверенно и убедительно создавали исключительно творческую атмосферу, подчинявшую и мобилизовывавшую всех вокруг него на разрешение самых трудных и головоломных задач. Игорь Васильевич умел увлечь как никто другой и поэтому стал безусловным лидером с непререкаемым авторитетом на всех уровнях… Подкупающая умная полуоткрытая улыбка, искрящийся и пытливый взгляд, оригинальная борода делали весь его облик невероятно одухотворённым и красивым, заставлявшим невольно любоваться им даже во время самых серьёзных разговоров. А беседы, которые он часто вёл прямо на рабочем месте, носили такой характер, что создавалось чувство товарищества, как будто бы к тебе пришли посоветоваться или по-хорошему посоветовать».
Если посмотреть на судьбу Курчатова не через призму наград и должностей, а по существу, то становится ясно, что все годы его сознательной жизни были для него прежде всего годами непрерывно возрастающей ответственности и нагрузки. Награды были лишь производными от этой нагрузки, естественным результатом огромных усилий, венцом которых стала безопасность Родины, гарантированно защищённой ядерным щитом.
Источник: http://www.redstar.ru

 

Сергей БРЕЗКУН
12 января 2018 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
20 января
суббота
2018

В этот день:

Маршал авиации Агальцев

20 января 1900 года родился Филипп Александрович Агальцев (ум. 29 июня 1980), Герой Советского Союза, маршал авиации, заместитель Главкома ВВС, бригадный генерал польской армии.

Маршал авиации Агальцев

20 января 1900 года родился Филипп Александрович Агальцев (ум. 29 июня 1980), Герой Советского Союза, маршал авиации, заместитель Главкома ВВС, бригадный генерал польской армии.

Родился в селе Солдатское ныне Ефремовского района Тульской области в семье крестьянина. Русский. В Красной Армии с 1919 года. Участник Гражданской войны. Окончил Военно-политическую академию в 1932 году и курсы лётчиков при Качинской военной авиашколе. Участник национально-революционной войны испанского народа 1936—1939 годов (с мая 1937 по ноябрь 1938). С декабря 1938 года — член Военного совета ВВС РККА, дивизионный комиссар. В августе 1940-го года понижен в звании до полковника и назначен командиром 50-го ближнебомбардировочного авиационного полка в Прибалтийский Особый военный округ.

В Великую Отечественную войну участвовал в боевых действиях на Северо-Западном фронте. В августе 1941-го отозван с фронта. В 1941—1943 годах — начальник Тамбовской школы младших авиаспециалистов, с марта 1943 года — командир 292-й штурмовой авиационной дивизии, С 28 мая 1943го — генерал-майор авиации. С декабря 1944 года — командир 1-го польского смешанного авиационного корпуса. За умелое руководство войсками, личное мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, большой вклад в подготовку и повышение боевой готовности войск в послевоенный период и в связи с 60-летием Советской Армии и ВМФ 21 февраля 1978 года присвоено звание Героя Советского Союза.

С декабря 1945-го — командующий 4-м штурмовым авиационным корпусом. С 1 марта 1946-го — генерал-лейтенант авиации. С февраля 1947 года — командующий 16-й воздушной армией. С июня 1949 года — 1-й заместитель, с апреля 1953 — заместитель главкома ВВС. Генерал-полковник авиации (8.08.1955) С мая 1956 — генерал-инспектор ВВС, с февраля 1958 заместитель главкома ВВС по боевой подготовке. С 1962 года маршал авиации. В 1962—1969 годы — командующий дальней авиацией ВВС, с 1971 года — в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Умер 29 июня 1980 года в Москве.

Освобождение Великого Новгорода

20 января 1944 года советские войска освободили от фашистских захватчиков Великий Новгород, водрузили Красное знамя на древней кремлевской стене. В Москве в честь освобождения Новгорода был дан салют. С освобождения Новгорода началась операция по окончательному снятию блокады Ленинграда.

Освобождение Великого Новгорода

20 января 1944 года советские войска освободили от фашистских захватчиков Великий Новгород, водрузили Красное знамя на древней кремлевской стене. В Москве в честь освобождения Новгорода был дан салют. С освобождения Новгорода началась операция по окончательному снятию блокады Ленинграда.

Операция по освобождению Новгорода от фашистов началась 14 января 1944 года. Она стала первым этапом стратегической операции из так называемых десяти «Сталинских ударов» 1944 года. Потери Волховского и Северо-Западного фронтов в результате обороны и освобождения Новгорода составили более 750 тысяч бойцов убитыми, умершими от ран и пропавшими без вести. За время оккупации Новгород был почти полностью разрушен. Некоторые уникальные достопримечательности города безвозвратно погибли. Разрушения были столь велики, что воспринимались как непоправимая утрата части национальной культуры. Постановлением от 1 ноября 1945 года Новгород был включён в число 15 древнейших городов, подлежащих первоочередному восстановлению. К настоящему времени новгородскими реставраторами исследовано, восстановлено или законсервировано более 200 памятников зодчества, составляющих богатейшее наследие региона. По решению ЮНЕСКО в 1992 году 37 памятников и ансамблей Великого Новгорода были включены в Список Всемирного культурного наследия. 29 октября 2008 года президент России подписал Указ о присвоении Великому Новгороду почетного звания «Город воинской славы».

 

 

 

История советского «Бизона»

20 января 1953 года осуществлён первый полёт стратегического межконтинентального реактивного бомбардировщика М-4 (103М) конструктора Владимир Мясищева. М-4 (по кодификации НАТО:

История советского «Бизона»

20 января 1953 года осуществлён первый полёт стратегического межконтинентального реактивного бомбардировщика М-4 (103М) конструктора Владимир Мясищева. М-4 (по кодификации НАТО:

Bison — «Бизон») создавался одновременно с Ту-95, отличаясь от него большей скоростью и бомбовой нагрузкой, но меньшим радиусом действия. Эту машину впервые поднял в воздух экипаж летчика-испытателя Ф. Ф. Опадчего (второй пилот А. Н. Грацианский, штурман А. И. Помазунов, радист И. И. Рыхлов, бортинженер Г. А. Нефедов, ведущие инженеры А. И. Никонов и И. Н. Квитко).

Из построенных серийно 32-х самолётов, три погибли вместе с экипажами, едва родившись. Одна катастрофа произошла при перегонке в строевую часть из-за попадания в грозу. Другая — во время приёмо-сдаточных испытаний из-за пожара, возникшего в результате разрушения ослабленного топливопровода, с которого в борьбе за уменьшение веса сняли «лишние» узлы крепления. Третья — случилась при облете самолёта заводским экипажем (командир — Илья Пронин, второй пилот — Валентин Коккинаки, младший брат знаменитых летчиков-испытателей) из-за аэродинамических особенностей М-4 при взлёте.

Технические характеристики:

Длина: 47,665 м (без штанги дозаправки)

Размах крыла: 50,526 м (по гондолам шасси)

Высота: 14,1 м

Площадь крыла: 326,35 м²

Масса пустого: 79 700 кг

Нормальная взлётная масса: 138 500 кг

Максимальная взлётная масса: 181 500 кг

Лётные характеристики

Максимальная скорость: 947 км/ч

Практическая дальность: 8 100 км

Практический потолок: 11 000 м

Длина разбега: 1 470 м

Длина пробега: 2 610 м

Вооружение

Стрелково-пушечное: 3 × 2×23 мм пушки АМ-23 в верхней, нижней и кормовой установках

Бомбовая нагрузка: нормальная: 5 000 кг, максимальная: 24 000 кг

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии