RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

28.10: что празднуешь, брат?
28 октября 2014 г.

28.10: что празднуешь, брат?

70 лет назад Малороссия была полностью очищена от европейских фашистских захватчиков
Разгром турецкой армады у мыса Тендра
28 августа 2019 г.

Разгром турецкой армады у мыса Тендра

28 августа 1790 года началось знаменитое сражение эскадры Федора Ушакова с турецким флотом, который был разбит наголову
Высший пилотаж Петра Нестерова
27 февраля 2020 г.

Высший пилотаж Петра Нестерова

27 февраля 1887 года родился выдающийся русский летчик Пётр Николаевич Нестеров
Тегеран-43: принуждение
28 ноября 2020 г.

Тегеран-43: принуждение "союзничков" к войне с Гитлером

28 ноября — 1 декабря 1943 года в Тегеране (Иран) состоялась конференция руководителей СССР, США и Англии
Начало преодоления Русской Смуты
29 марта 2019 г.

Начало преодоления Русской Смуты

29 марта 1611 года вспыхнуло восстание в Москве, захваченной поляками и немцами в результате царившей на Руси Великой Смуты.
Главная » Подвиги в наследство » Переяславская Рада

Переяславская Рада

21 января 1654 года Войско Запорожское перешло в подданство Русскому Царю

Это произошло в ответ на согласие русского Земского Собора от 11 октября 1653 года включить Украину в состав Московского государства.
Переяславская Рада

Напомним, в XIV веке Малороссию захватили поляки. Польского короля Казимира стали называть «королём Ляхии и Малой Руси». Позже, когда образовалась Речь Посполитая - федерация Королевства Польского и Великого княжества Литовского — Малороссию стали называть Укаиной (то есть окраиной Речи Посполитой). Малороссы вели напряженную национально-освободительную борьбу, пиком которой стала Освободительная война 1648-1654 годов. Казаки многократно посылали делегации к Русскому Царю с челобитными о принятии Украины под крыло Московского государства. Наконец, такое решение принял Земский Собор от 11 октября 1653 года. В ответ 21 января 1654 года гетман Богдан Хмельницкий созвал всеобщую открытую раду в Переяславе, на которой было единодушно поддержано возвращение в Россию. После этого состоялась присяга на верность царю старшин, казаков и мещан.
Эта страница истории до сих пор воспроизводится с некоторой путаницей. Фонд стратегической культуры опубликовал статью Виктора Бобра «Переяслав-1654. Чем он не был. Что затмил. И что знаменовал», в которой сделаны серьезные уточнения.

«21 января 1654 года Переяславская рада приняла решение о воссоединении Украины с Россией». Эта формулировка знакома нам с детства, но ошибочно в ней решительно всё.
Подразумеваемое решение было принято не казацкой радой. Не в Переяславе. И на год раньше. Таким образом, в этом году мы должны праздновать юбилей – 365 лет с начала Воссоединения. Однако не Украины с Россией.
Так чего же тогда?
Соединившись в 1569 году с Великим княжеством Литовским в Речь Посполитую, польская корона получила в подданство миллионы православных русских, помимо тех сотен тысяч русинов, чьи земли Королевство Польское захватило двумя веками раньше.
В новом государстве русская и литовская шляхта могла быть признана равной польской только при условии перехода в католичество. Исключение составляла пара-тройка православных фамилий, чьи заслуги перед троном считались выдающимися. А вот крестьянин русский становился совершенно бесправным.
«По теории польского шляхетства, шляхтич, кто бы он ни был, – богатый или бедный сосредоточивал в себе все права, все преимущества, все блага, – писал выдающийся историк Церкви и богослов, уроженец фактически стольного (при Стефане Батории) Гродно Михаил Коялович. – Всякий нешляхтич… должен быть орудием, средством для шляхтича, условием его благоденствия. Поэтому вместе с польскою теорией шляхетства перенесено в литовское княжество и польское рабство народа – польское состояние хлопа. Литовско-русская близость крестьянина к сословиям дворянским, литовско-русское самоуправление разрушалось, падали и повергали его в безусловно бесправное положение».
Так Люблинская уния образовала пропасть между мужиком и теми, кто стоял над ним.

Но нашлось среди русских Речи Посполитой немало тех, кто не смирился с этим положением. Нет, речь не шла о каких-то высоких идеалах вроде «национально-освободительной войны». Понятие национальность тогда ещё не родилось в нынешнем его представлении, а окатоличевшейся элите не от чего было освобождаться. Но фаза подъёма этногенеза породила пассионариев, которым куда милее была воинская слава, чем медленное загибание на панских полях. Вот и потянулись буйные головы на запорожскую Украину – окраину Польши на её границе с диким татарским полем.
Корону такое положение вещей вполне устраивало: во-первых, она избавлялась от элементов потенциального протеста внутри страны; во-вторых, казаки своими грабительскими набегами трепали противников Польши – Османскую империю и вассальное ей Крымское ханство. Однако, освоившись на «своей» территории, казацкая вольница затребовала прав на эту территорию, фиксированного воинского статуса и прочих привилегий, прилагающихся к этому – шляхетскому уже – статусу. Король был и не против, но воспротивилась шляхта в лице сейма.
Именно антисеймовыми были первые казацкие восстания конца XVI – начала XVII веков. Все они окончились неудачами, ибо сил Сечи не хватало одолеть противника.

Коренным образом положение изменилось, когда русских стали насильно загонять в церковную унию. Вот этому – упразднению православной веры – воспротивились даже самые безропотные крестьяне. И у Сечи появилась идейно мотивированная подпитка в виде десятков тысяч если не сабель, то вил и топоров.
Победы последовали одна за другой. Богдан дошёл до самой Варшавы и только из-за собственной нерешительности отказался её брать. В то же время это во многом сплотило шляхту. К тому же закончилась Тридцатилетняя война в Европе, отвлекавшая наиболее боеспособные силы поляков. Последовали поражения от лучшей тогда в Европе гусарской конницы и наёмных немецких артиллеристов. Дело шло к неминуемому краху с неизбежной волной последующих репрессий. Нужно было искать помощь (вернее, спасение) на стороне. И поскольку Хмельниччина была во многом войной религиозной, обратились к единоверным братьям. Инициатива исходила от Церкви.

Хроника слезных челобитий

К 1620 годам православный епископат в Малороссии был ликвидирован. Казалось, участь Церкви в Речи Посполитой была предрешена, но где-то зимой 1620-1621 гг. в Речи Посполитой проездом из Москвы пребывал Патриарх Иерусалимский Феофан. Имея полномочия от патриарха Константинопольского, он в глубоком подполье рукоположил в митрополита Киевского игумена Михайловского Златоверхого монастыря Иова Борецкого и ещё несколько человек во епископов, в том числе будущего митрополита Киевского Исайю Копинского. Сразу же последовали распоряжения польской власти об аресте восстановленного епископата, но его взяло под защиту запорожское войско во главе со сторонником исторического единства Руси гетманом Сагайдачным.
В тот же год митрополит Иов направил грамоты русскому царю и московскому митрополиту, где ставил их в известность о положении православных в Польше. Примечательно, что обращался владыка к Михаилу Федоровичу как «Богом избранному» государю, тогда как Речь Посполитая не признавала его законным правителем России. Именуя адресата самодержцем «всея Великия Росия», Иов подписался митрополитом «всея Малыя Росия». Доктор исторических наук, член-корреспондент РАН Б.Н. Флоря замечает в связи с этим: «Разумеется, Иов (Борецкий) был не первым, кто употреблял термины «Великая Росия» для обозначения Русского государства и «Малая Росия» для обозначения восточнославянских земель Речи Посполитой, но впервые эти термины были использованы в официальном документе, исходившем от главы Киевской митрополии. Употребление таких названий указывало на то, что в будущих отношениях с Москвой Иов (Борецкий) будет выступать в роли младшего партнера и он согласен на такую роль».

В эти годы Россия, только преодолевавшая последствия смуты и польской интервенции, избегала всяческих обострений с Речью Посполитой. Потому Москва не принимала мятежных подданных Варшавы, к тому же не скрывавшей недовольства приёмом в Москве в феврале 1620 года гетманского посольства. Пётр Сагайдачный тогда выразил готовность запорожцев служить Михаилу Фёдоровичу, как они прежде служили его предшественникам. Под «прежней службой», скорее, подразумевались разовые походы Дмитрия Вишневецкого (Байды) против крымских татар в 1550-е годы. В вежливых выражениях царь поблагодарил гетмана и Сечь, но пояснил, что в условиях мира с татарами их помощь не требуется.
Москва более полагалась на основательность Церкви, чем на переменчивый нрав казаков.
В этих условиях роль связного между Киевской митрополией и Белокаменной выполнил выдающийся русин, ближайший помощник патриарха Александрийского Кирилла протосинкелл Иосиф. Он долгое время жил на Афоне, поэтому его упоминают как святогорца. Летом 1620 г. Патриарх Кирилл, поддерживавший борьбу православных против Брестской унии, отправил Иосифа «для науки и утверженья веры» на «русские земли Речи Посполитой». В Киеве святогорец жил в Печерском монастыре «у митрополита Иева».

По сути, Киевская митрополия информировала российский престол о внутриполитической обстановке в Польше. В частности, об очередном обострении отношений между Сечью и властями. В одном из сообщений говорилось, что казаки задержали ксендзов, которые пытались распространять в Киеве «ляцкую веру», и гетман заявил королю, что если и дальше будет притесняться «православная вера, и имде с королем битца до смерти». В другом донесении упоминалась казацкая рада, принявшая решение собрать войско для сражения «с поляки за веру». В частности, рада постановила обратиться к царю, чтобы он «велел им ратных людей дать к себе на помочь». В свою очередь казаки «били челом государю», обязываясь «служить».
«В таких условиях установление связей с Киевской митрополией становилось необходимым и с точки зрения русских государственных интересов, и с точки зрения интересов Русской Церкви, – считает Б.Н. Флоря, – и соответствующее решение было принято».
В 1622 году в Москве приняли епископа Луцкого Исаакия (также из рукоположенных патриархом Иерусалимским). Владыка привёз следующее послание: «У нас та мысль крепка, мы все под Государевой рукой быть хотим». Под этими словами митрополита Киевского Иова подписались видные представители казацкой старшины и киевских мещан, преподаватели киевской братской школы.
Но разоренная после смутного времени Россия не была готова к новой войне с превосходящей её по силе Польшей. Ответ Москвы был таков: «Сейчас Царю Михаилу начать этого дела нельзя, но Государь и Патриарх будут мыслить, как бы Православную веру и церкви Божии и всех вас от еретиков в избавлении видеть».
Не наступило время для положительного ответа и в 1631 году, когда с такой же просьбой обратился к царю и патриарху преемник свт. Иова на киевской кафедре митрополит Исайя Копинский.
В 1648-м и 1649 году – уже к Алексею Михайловичу – обращался и Богдан Хмельницкий. В ответ царь пообещал… Польше закрыть глаза на все имеющиеся между Москвой и Варшавой разногласия, если последняя перестанет нарушать подписанный ею же с Богданом Зборовским договор. Впрочем, непрекращающиеся послания гетмана, в которых «у царского величества запорожские черкасы милости просят со многим слезным челобитьем», в Посольском приказе стали рассматривать всё более внимательно.
Ускорил рассмотрение и откровенный шантаж со стороны Хмельницкого. В итоге его заигрываний с султаном последний в конце мая 1653-го прислал Богдану санджаки — символы приёма в подданство. Гетман постарался, чтобы в Москве поскорее узнали об этом. И 2 июля государь, наконец, направил гетману в ответ на его послания грамоту с согласием «принять Войско Запорожское под свою руку». Впрочем, уже в начале марта Тишайший начал подготовку к созыву Земского собора по «польскому вопросу».

В то же самое время немалая часть старшины не оставляла надежд на удовлетворение поляками своих «шляхетских» амбиций: последние послания полякам (как, впрочем, и туркам) слались на фоне всенародного ожидания воссоединения с единоверными братьями.
Буквально накануне Переяслава запорожцы предупреждали Богдана: «Не советуем вам заботится о приязни к полякам, а мысль вашу об отдаче всего малоророссийскаго народа, по обеим сторонам Днепра живущаго, под протекцию великодержавнейшаго и пресветлейшаго монарха российского принимаем за достойную внимания и даем вам наш войсковой совет, не оставлять этого дела, привести его к концу, к наилучшей пользе нашей малороссийской отчизны и всего запорожского войска... Мы достоверно знаем, что великодержавнейший и пресветлейший монарх, самодержец всероссйский, как православный царь, приймет охотно и ласково нас, яко чадолюбивый отец своих сынов, в том же святом православии непоколебимо стоящих, под свою крепкую протекцию, не требуя от нас никаких даней и платежей в свою монаршескую казну, исключая нашей войсковой службы, за что мы, по мере наших сил, всегда будем готовы идти против его монарших неприятелей».

Акт царской милости

Царь оправдал надежды малороссов. Его доводам, наконец, внял и Земский Собор 1653 года, который «приговорил»: «Гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами и з землями принять». Причём по поводу этого «приговора» участники собора из разных сословий были «допрашиваны ж по чином, порознь». Все они – «стольники, и стряпчие, и дворяне московские, и дьяки, и жильцы, и дворяне ж и дети боярские из городов, и головы стрелецкие, и гости, и гостиные и суконные сотни, и черных сотен и дворцовых слобод тяглые люди, и стрельцы о государской чести» – осознавали неминуемые кровопролитные и тяжелейшие последствия нарушения «Вечного мира с Польшей», ибо «стояти и против литовского короля война весть». Но ради «православные християнские веры и святых божиих церквей» всё же решили: «С литовским королем битися, не шадя голов своих, и ради помереть за их государскую честь. А торговые всяких чинов люди вспоможеньем и за их государскую честь головами ж своими ради помереть».

А что же Переяславская рада 1654 года? Историк Владимир Махнач считает, что она лишь ратифицировала это соглашение: «Наши малороссийские братья – такие же русские, как и мы с вами, юридически подтвердили, что эта территория навечно вошла в состав российской державы».
Соглашаясь с профессором Махначём в главном, зададимся вопросом: о каком «договоре» в своих лекциях по «украинскому вопросу» он говорит? И, следовательно, о какой «ратификации»? Нам известно лишь о присяге, которую принесла Российскому государю казацкая старшина и жители Переяслава, а затем ещё две сотни полковых и сотенных городов, где народ «с охотою тое учинил».
«Отсутствуют и какие-либо признаки привычных для нас процессов, неизменно сопровождающих ныне подготовку международных договоров (упорные дискуссии по каждому пункту, согласование позиций сторон и пр.), – замечает политолог Алексей Попов. – Нет, все делалось не с бухты-барахты (и не спьяну, как писал Шевченко) – между первым посланием Хмельницкого царю Алексею Михайловичу и Переяславской радой прошло пять с половиной лет. Большой договор 1997 г. между Украиной и Россией, подписанный Кучмой и Ельциным, подготовили чуть быстрее. Однако промежуток времени, который потребовался отдалённым преемникам Богдана и Алексея Михайловича на раздел Черноморского флота, Хмельницкий потратил на то, чтобы добиться принятия Украины в подданство, – а это означало вступление России в войну с Польшей, которая не могла смириться с потерей территории».

Согласимся и с Алексеем Поповым, лишь спросим: о какой Украине речь? Войско Запорожское контролировало только части Киевского, Брацлавского и Черниговского воеводств (10–12% территории нынешнего государства Украина). Это даже не вся Малороссия (не говоря уже о Галиции, Буковине и Подкарпатской Руси). Чуть ли не от Кременчуга (а это сегодняшняя Полтавская область) и до Одессы на юг и восток лежало татарское Дикое поле, ставшее Новороссией уже при матушках Елизавете и Екатерине. А русская Слобожанщина уж полтора века как была отбита Москвой у Литвы. Вероятно, речь идёт об Украине в понимании Л.Н. Гумилёва, то есть о «пограничной полосе земли, зажатой между Крымским ханством и Польшей». Польская Украина (окраина) имелась в виду и в акте Земского собора 1653 года. Ученик Льва Николаевича профессор Махнач продолжает мысль учителя: «Можно говорить о воссоединении Руси, можно в более позднем варианте также говорить о воссоединении России. Но нелепица есть “воссоединение Украины с Россией”, как будто были две равноправные стороны – Украина и Россия».

«Воссоединением Руси» назывались рассматриваемые нами события до Октябрьской революции. Однако корректно ли и это определение? Можно ли говорить о воссоединении России в XVII веке, если польскими оставались Белоруссия и Галиция, венгерской – Подкарпатская Русь, да и не все великорусские земли были ещё освобождены?

Думается, в 1654 г. случился не более чем переход Войска Запорожского из подданства польского короля в подданство русскому царю. Однако это «не более» мы, безусловно, должны праздновать как начало действительного воссоединения Руси. А 365-летие Земского собора 1653 года должны отметить как юбилей принятия тяжелейшего, ответственнейшего, но судьбоносного решения о воссоединении.

Виктор Бобёр ((www.fondsk.ru)

От РГК: Об этом не хотят вспоминать сегодняшние правители Украины — Малороссии и скрывают от народа даже сам текст речи Богдана Хмельницкого. Вот он:

Паны полковники, есаулы, все Войско Запорожское и все православные христиане! Ведомо вам всем, как Бог освободил нас от рук врагов, гонящих церковь божью и озлобляющих все христианство нашего восточного православия. Вот уже 6 лет живем мы без государя, в беспрестанных бронях и кровопролитиях с гонителями и врагами нашими, хотящими искоренить Церковь Божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей, что уже очень нам всем наскучило, и видим, что нельзя жить нам без царя. Для этого собрали мы Раду, явную всему народу, чтобы вы с нами выбрали себе государя из четырех, кого хотите: первый царь — турецкий, который много раз через послов своих призывал нас под свою власть; второй — хан крымский; третий — король польский, который, если захотим, и теперь нас еще в прежнюю ласку принять может; четвертый — есть Православный Великой России государь, царь Великий князь Алексей Михайлович, всея Руси самодержец восточный, которого мы уже 6 лет беспрестанными молениями себе просим. Тут которого хотите выбирайте! Царь турецкий — басурман: всем вам известно, как братья наши, православные христиане, греки беду терпят и в каком живут от безбожных утеснений; крымский хан - тоже басурман, которого мы, по нужде в дружбу приняли, какие нестерпимые беды испытывали! Об утеснениях от польских панов нечего и говорить: вы сами знаете, что лучше жида и пса, нежели христианина, брата нашего, почитали. А православный христианин великий государь — восточного единого с нами благочестия, греческого закона, единого исповедания, едино мы тело Церковное с православием Великой России, главу имея Иисуса Христа. Это великий государь, царь христианский, сжалившись над нестерпимым озлоблением православной Церкви в нашей Малой России, шестилетних наших молений не презревши, теперь милостивое царское сердце к нам склонивши, своих великих ближних людей к нам с царской милостию своею прислать изволил. Если мы его с усердием возлюбим, то, кроме его великой царской руки, благотишайшего пристанища не обрящем. Если же кто с нами не согласен, то куда хочет — вольная дорога.

 

.
21 января 2020 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
23 января
суббота
2021

В этот день:

Украина стала русской

23 января 1681 года заключен Бахчисарайский договор, по которому Турция признала Украину за Россией.

Украина стала русской

23 января 1681 года заключен Бахчисарайский договор, по которому Турция признала Украину за Россией.

Бахчисарайский мирный договор — соглашение о перемирии между Турцией, Крымским ханством и Россией, обусловленное победами русских войск и частями украинского казачества над крымско-турецкой армией.

При заключении договора с российской стороны присутствовал генеральный писарь Войска Запорожского Семён Ракович. Договор был заключен сроком на 20 лет и завершил войны 70-х годов XVII века за обладание Правобережной Украиной. По договору: граница между Турцией и Россией устанавливалась по Днепру, султан и хан обязались не помогать врагам России; Россия присоединила Левобережную Украину, Запорожье и Киев с городами Васильков, Стайки, Триполье, Радомышль, Дедовщина; в течение 20 лет территория между Днестром и Бугом была объявлена нейтральной и незаселенной, на ней обе стороны не имели права строить и обновлять укрепления; казаки получили право на рыбную ловлю, добычу соли и свободного плавания по Днепру и его притокам до Чёрного моря; крымцы и ногайцы получили право кочевать, промышлять зверя и рыбу на обоих берегах Днепра.

Бахчисарайский мирный договор в очередной раз перераспределил украинские земли между соседними государствами и значительно усилил позиции России на юге. Также договор имел большое международное значение и обусловил подписание «Вечного мира» в 1686 году между Россией и Польшей.

Создание ДОСААФ

23 января 1923 года образован Союз обществ содействия обороне и авиационно-химической промышленности СССР — Осоавиахим

Создание ДОСААФ

23 января 1923 года образован Союз обществ содействия обороне и авиационно-химической промышленности СССР — Осоавиахим

 В 1951 году переименован во Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту — ДОСААФ  СССР.

Зачатки этой организации появились еще раньше. В 1920 году во время Гражданской войны в РСФСР была создана добровольная оборонная организация — Военно-научное общество.

Летом 1925 года путём слияния обществ ОДВФ и Доброхим образовано общество Авиахим.

27 июля 1926 года Военно-научное общество было переименовано в Общество содействия обороне СССР (ОСО).

23 января 1927 года - официальная дата создания ОСОАВИАХИМа. Новая организация была образована путём слияния обществ Авиахим и Общества содействия обороне СССР.

После "демократической" оеволюции 1991 года жалкие остатки ДОСААФ долгое время существовали  фактически нелегально: не было даже  закона об общественно-государственных организациях, поэтому юношам до 18 лет нельзя было стать членами ДОСААФ. Хотя на эту организацию в связи с сокращением службы до 1 года  была возложенна обязанность готовить призывников к службе. Но как? Подпольно? Отсюда проистекали и другие идиотства. Например, в 2003 году организация получила из госбюджета 2.2 миллиарда рублей, но тут же государство в виде налогов забрало у неё  2.9 миллиардов. То есть за подготовку военных кадров ДОСААФ оказалась еще и должна государству 0.7 миллиарда рублей. Парадокс еще и в том, что Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту вынуждено сегодня организовывать обучение на иностранных самолетах и планерах, поскольку государству свои производить "не выгодно".
Правда в последние годы ситуация стала меняться. Во всяком случае на сайте ДОСААФ сообщается: "ДОСААФ России на базе своих автошкол и автодромов ежегодно готовит более 100 тысяч призывников по военно-учетным специальностям для Вооруженных сил РФ. Из стен оборонных организаций выходят ребята, абсолютно подготовленные к службе в армии как морально, так и физически. За время обучения они полностью осваивают профессию, которая пригодится им не только в рядах Российской армии, но и в жизни, осваивают азы военного дела и медицинской подготовки, учатся правильно вести себя в экстремальных ситуациях".

Освобождение Тульской области

23 января 1942 года войска Западного фронта полностью освободили Тульскую область.

Освобождение Тульской области

23 января 1942 года войска Западного фронта полностью освободили Тульскую область.

10-я армия (командарм Голиков Филипп Иванович) перешла в наступление силами 328-й стрелковой и 12-й гвардейской дивизий, одновременно были нанесены фланговые удары.

Им помогали 31 партизанский отряд и 73 диверсионные группы, действовавшие в тылу противника.

Перед освободителями повсеместно предстала страшная картина: в 27 из 29 районов области, где побывали гитлеровцы, они сожгли свыше 37 тысяч дворов и полностью уничтожили 625 деревень.

 

Судьба атамана Шадрина

23 января 1967 года родился Роман Александрович Шадрин, советский, российский офицер, генерал-майор (2008); Герой России (1995), ныне атаман Екатеринбургского казачьего соединения «Исетская линия».

Судьба атамана Шадрина

23 января 1967 года родился Роман Александрович Шадрин, советский, российский офицер, генерал-майор (2008); Герой России (1995), ныне атаман Екатеринбургского казачьего соединения «Исетская линия».

Родом из Ростовской области. В 1984—1988 годах учился в Казанском Краснознамённом высшем командном танковом училище имени Президиума Верховного Совета Татарской АССР, по окончании которого служил в Группе советских войск в Германии — командиром танкового взвода, роты, заместителем командира разведывательного мотострелкового батальона; с 1993 года — в Северо-Кавказском военном округе.

С 25 декабря 1994 года — в боях первой чеченской войны в должности начальника штаба — заместителя командира 68-го отдельного разведывательного батальона 8-го армейского корпуса генерал-лейтенанта Льва Рохлина. Батальон прорвался в Грозный 31 декабря 1994 года и в тяжёлых боях понёс значительные потери, однако благодаря действиям Р. А. Шадрина избежал уничтожения и удержал захваченные позиции. С 10 января 1995 года — командир 68-го отдельного разведывательного батальона (20-я гвардейская мотострелковая Прикарпатско-Берлинская Краснознамённая ордена Суворова дивизия, 8-й гвардейский армейский корпус Северо-Кавказского военного округа). Под его командованием батальон захватил укреплённое здание главпочтамта. Во главе штурмовой группы, находясь в окружении, в районе гостиницы «Кавказ» в течение двух суток отбил несколько атак противника и обеспечил взятие Федеральными войсками здания бывшего обкома. С группой из 27 разведчиков выбил дудаевцев из здания краеведческого музея и удерживал его, отразив 11 атак боевиков.

За мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания, Указом Президента Российской Федерации № 1112 от 1 декабря 1995 года майору Шадрину Роману Александровичу присвоено звание Героя Российской Федерации.

В 1998 году окончил Военную Академию имени М. В. Фрунзе, затем служил:

начальником разведки 102 военной базы ВС РФ (Гюмри, Армения; август — сентябрь 1999);

начальником штаба (сентябрь 1999 — ноябрь 2001), командиром (ноябрь 2001 — ноябрь 2002) 503-го гвардейского мотострелкового полка (Северо-Кавказский военный округ); участвовал в боях второй чеченской войны, в том числе в штурме села Комсомольское (март 2000); военным комендантом г. Аргун (ноябрь 2002 — август 2003); командиром 207-й комендантской тактической группы (Чеченская Республика; август 2003 — апрель 2004);

заместителем военного комиссара Калужской области (апрель — август 2004);

начальником группы оперативного управления (по борьбе с терроризмом) (Северо-Кавказский округ Внутренних войск, Волгоград; август 2004 — декабрь 2005);

заместителем по чрезвычайным ситуациям командующего Уральским региональным командованием Внутренних войск МВД России (Екатеринбург; декабрь 2005 — март 2012).

В 2008 году исполнял обязанности начальника штаба Миротворческих сил России в Южной Осетии; в этом же году присвоено воинское звание «генерал-майор».

Морпех полковник Сергей Шейко

23 января 1967 года родился Сергей Сергеевич Шейко, советский, российский офицер, Герой России (1995).

Морпех полковник Сергей Шейко

23 января 1967 года родился Сергей Сергеевич Шейко, советский, российский офицер, Герой России (1995).

В боях против бандитов в Чечне его подразделение почти без потерь уничтожило десятки головорезов, причем нередко в рукопашных схватках.
Сергей Сергеевич Шейко родился в Кировоградской области (город Александрия) в украинской рабочей семье. В 1985—1989 годах учился в Дальневосточном высшем общевойсковом командном училище им. К. К. Рокоссовского, по окончании которого служил в отдельной 336-й гвардейской бригаде морской пехоты Балтийского флота — командир взвода, роты, батальона.

В январе-марте 1995 года командовал ротой морской пехоты в уличных боях в Грозном. В одном из боёв силами взвода нанёс удар в тыл боевикам и вывел из окружения подразделение российских войск При этом было уничтожено 17 боевиков. 18-19 января 1995 года, находясь в окружении в районе Президентского дворца, организовал круговую оборону, отбито 4 атаки боевиков, затем без потерь с боем прорвался к своим.

В феврале 1995 года во главе группы из 8 морских пехотинцев вброд в ледяной воде форсировал реку Сунжа, разведал позиции дудаевцев, затем атаковал их; в рукопашном бою было уничтожено 20 боевиков, при этом в группе Сергея Шейко погибших не было.

С мая 1995 года — заместитель командира десантно-штурмового батальона 336-й отдельной гвардейской бригады морской пехоты Балтийского флота. В мае-июне 1995 года участвовал в боевых действиях в горной части Чечни; его подразделение нанесло значительные потери противнику. Отличался личным героизмом и воинским мастерством, его рота в самых ожесточённых боях практически не имела потерь.

За мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания, Указом Президента Российской Федерации от 28 августа 1995 года гвардии капитану Шейко Сергею Сергеевичу присвоено звание Героя Российской Федерации.

С июля 1995 г. — командир отдельного батальона морской пехоты; с 1998 г. — офицер управления соединения.

В 2000 году окончил Общевойсковую академию, в 2005 году — Военную Академию Генерального штаба ВС РФ. Полковник.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии