RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Юный партизан Лёня Голиков
24 января 2018 г.

Юный партизан Лёня Голиков

75 лет назад 24 января 1943 года в неравном бою с фашистскими карателями погиб Леонид Александрович Голиков
Че Гевара: вечный Боец
9 октября 2018 г.

Че Гевара: вечный Боец

9 октября 1967 года был зверски убит в Боливии Че Гевара - латиноамериканский революционер, команданте Кубинской революции и кубинский государственный деятель
Командир бессмертной эскадрильи
12 декабря 2013 г.

Командир бессмертной эскадрильи

Даже если бы Леонид Быков ничего в своей жизни больше не сделал, кроме постановки фильма «В бой идут одни старики», он бы и в таком случае обессмертил себя в отечественном кинематографе.
Расстрелять перед строем...
20 октября 2019 г.

Расстрелять перед строем...

20 октября 1941 года командующий войсками 43 Армии генерал-майор Голубев подписал страшный приказ, который обнаружен в архиве Министерства обороны
Первое фото лунного ландшафта
3 февраля 2016 г.

Первое фото лунного ландшафта

50 лет назад 3 февраля 1966 года советский космический аппарат впервые в истории человечества совершил мягкую посадку на поверхность нашей космической соседки и провёл фотосессию
Главная » Подвиги в наследство » «…И КРЫЛЬЯ ЭТУ СВАДЬБУ ПОНЕСЛИ…»

«…И КРЫЛЬЯ ЭТУ СВАДЬБУ ПОНЕСЛИ…»

75 лет подряд гвардии старший лейтенант авиации в отставке Галина Павловна Брок-Бельцова празднует в третий августовский выходной день Воздушного флота.

Из них немало десятилетий вместе с законным супругом – Георгием Степановичем Бельцовым, который ушел из жизни в звании генерал-майора авиации в 2005 году.
«…И КРЫЛЬЯ ЭТУ СВАДЬБУ ПОНЕСЛИ…»

 

Их бракосочетание состоялось в ноябре 1945 года в литовском городе Паневежис, 60 счастливых лет они шли по жизни рука об руку, воспитав трех наследников, наградивших их 11 внуками. Кстати, первенца – дочь Надежду Галина Павловна, тогда просто Галя, подарила мужу аккурат к празднику – 18 августа. История их любви похожая на киношный военно-полевой роман, однако, развивалась совсем не по-киношному. Галина Павловна, идущая к своему 94-летию, считает, что ей в жизни, наверное, просто повезло больше других. Так совпало, что война, ставшая для ее поколения временем неисчислимых бед и потерь, удивительным образом помогла им с любимым человеком обрести то, что принято называть настоящим семейным счастьем.
Но все по порядку. Представьте себе девчонку 17 лет, комсомолку, спортсменку, судьба которой бесповоротно меняется в июне 1941-го года. Не заморачиваясь мыслями о тревожном будущем, вчерашняя школьница вместе со сверстниками атакует военкомат, просясь на защиту родной Москвы. Для начала им предложили поступить в Первое Краснознаменное Московское училище связи, где готовили синоптиков-метеорологов, обеспечивающих полеты боевых воздушных кораблей. Но когда для них уже верстали дипломы, в училище появились гонцы из знаменитого женского полка пикирующих бомбардировщиков Пе-2 Марины Расковой. Полк, неся значительные потери на Западном фронте под Ельней, остро нуждался в штурманах. Девять самых способных и спортивных, в числе которых была и наша героиня, вскоре отправились на переучивание в Йошкар-Олу. Там и встретились впервые лицом к лицу Галина и Георгий. Именно ему в качестве командира эскадрильи запасного полка предстояло обучать девушек серьезной штурманской науке.
То, что неженатый молодой старлей сразу положил глаз на Галину, сразу заметили все ее подруги, но только не она. Девушка аккуратно осваивала азы штурманской науки, зарекомендовав себя лучшей в группе, к тому лучше других стреляла из пулемета. В запасном полку учились летать в любую погоду. Сразу же формировали экипажи – пилот, штурман и стрелок – звено три самолета, эскадрилья – три звена. Вождение по курсу, ориентировка, стрельба и бомбометание с пикирования - все это сопровождалось огромными перегрузками, закладывало уши, из носа нередко шла кровь, а в момент выхода из пикирования еще надо было успеть нажать гашетки пушек и сбросить бомбы. Как признается, Галина Павловна, трудности не пугали, а страх, если и посещал ее, то только когда пришлось прыгать с парашютом. Но все обошлось, как выяснилось в дальнейшем, первый ее прыжок оказался единственным в летной карьере, да и. по сути, не понадобился - из кабины Пе-2 был огромный риск попасть под винты.
В апреле 1944 года новоиспеченный штурман, младший лейтенант Галина Брок отправляется в полк Марии Расковой. На аэродроме девушек провожает комэска, пилот - инструктор Георгий Бельцов, стараясь ненадолго остановиться у кабины самолета с Галей. Она же сосредоточена как никогда - вся поглощена предстоящими боевыми вылетами и его не замечает (а, может только делает вид? В школе вместе с подругами ведь наизусть цитировали Надсона «С поцелуем теряет венок чистота. И кумир низведен с пьедестала…»). А ведь оба понимали, что война и расстаются, возможно, навсегда. После ее отлета он отпрашивается в действующую армию, совсем не туда, куда отправилась его возлюбленная. Там, летая в звене снайперов, разбивает прицельно мост с вражеской техникой, заслужив орден Красного знамени, и в звании повышается до капитана. Да и вообще летчиком он оказался замечательным, первым удачно приземлив пикирующую «пешку» со сломанным шасси.
Будущих штурманов из Йошкар-Олы вывозили опытные летчицы полка – у каждой грудь в наградах, а у одной даже орден Александра Невского, это у женщины-то! Первый боевой вылет. Запомнились перед ним клятвы у могил «старичков». Обещали бить врага беспощадно, не жалея жизни. Первые фронтовые откровения бывалых. Прах сгоревших членов экипажей хранили в парашютных сумках. Идя на задание, надевали все награды – они не сгорают и помогают установить личность погибшего. 36 боевых вылетов совершила штурман Галина Брок. К концу войны ее грудь украшали два ордена Отечественной войны первой и второй степеней, Красной Звезды и несколько медалей. Много было полетов на грани жизни и смерти?
- А как же? – удивляется она вопросу. – Летом 44-го у самой цели бомбометания нас зацепил свой же самолет, отрубив нам полхвоста. Мы стали стремительно терять высоту с пяти тысяч до шестисот метров, причем с полным комплектом бомб весом под тысячу килограммов. Сбросить бомбы не можем, так как под нами свои, они перешли в наступление. Всем экипажем оперативно советуемся: что делать? Решаем вместе со смертельным грузом садиться на ближайший наш прифронтовой грунтовой аэродром с укороченной полосой для истребителей. Тормозить нельзя, большой риск скапотировать, тяжело выкатываемся за черту аэродрома, с которого уже в панике разбегаются люди. Слава богу, препятствий не встретили, бомбы подозрительно молчат. Пилот и стрелок вылезают через верхний люк, мой же нижний люк буквально засосал песок. Слышу крики «Галка, вылезай, сейчас взорвешься!» А мои ноги зажаты устройством для аварийного выпуска шасси. Помню только, как долго тянулось время пока я с большим трудом, чертыхаясь, вылезала через верхний люк.
В самолете Пе-2 пять боевых точек – одна у летчика и по две у стрелка-радиста и у штурмана. Штурман стреляет из мощного пулемета «Березина» в верхнюю полусферу, но у самолета проблема – «мертвая зона» между крылом и хвостом. Немцы это хорошо изучили - а потому старались зайти именно с этой стороны. Самолет Галины Брок с отказавшим мотором, отстал от прикрытия истребителями. Тот же вопрос - что делать? Возвращаться домой с бомбами или сбросить их на головы наших войск? Известен приказ - отбомбишься на своих – расстрел, либо в лучшем случае штрафбат. Приняли решение - все же попытаться идти на цель. Все вроде получается у девчат - отбомбились, сфотографировали результат, развернулись и… И вдруг крик летчицы: «Штурман, нас атакуют два фоккера!» Вот где срабатывает эффект «мертвой зоны», досконально изученной врагом! Он атакует, а его достать нельзя! Ни одна из боевых точек не срабатывает. Летчица бросает самолет выше, ниже, влево, вправо, мешая врагу прицелиться. В наушниках беспрестанная ругань немцев, не могущих достать «пешку», внезапно сменяется тишиной. На помощь девушкам на Яках спешат французы из эскадрильи «Нормандия-Неман». По радио крики на ломаном русском: «Не робейте, девочки, прикроем!». И даже проводили до аэродрома.
Ну а что же Георгий? Треугольники от него получают его вчерашние подопечные регулярно, а Галине – сразу по три. Подруги пристают с просьбой рассказать, о чем ей пишет. Она соглашается: ничего личного, хотя в конце обязательная приписка: «жди, вернусь, всегда твой Георгий Ельцов». А еще обещание: когда война закончится, обязательно прилетит к своим девчонкам. И прилетел в Паневежис, где после воны расположилась часть Галины. Тут же с порога: «Галя, давай поженимся!». Она хорошо запомнила день, когда он произнес эти слова: 7 ноября 1945 года. Конечно, уже все для себя решила, но в тот праздничный день ни один ЗАГС не работает. А подруги настойчивы: не откладывая столь торжественного события все же сыграть комсомольскую полковую свадьбу.
«Какая свадьба? – возмущается Галина. - В гимнастерке и в галифе?!» Подруги не унимаются: «Галя, смелее, стол приготовим, портянки на гуся обменяем!» Пришлось, как вспоминает Галина Павловна, все же согласиться разыграть, как тогда думалось, своеобразный спектакль - свадьбу. Тем более что за свадебным столом сидели большие люди: командир полка, замполит. Во время подсуетились и хозяйственники – выдали как раз по три с половиной метра полушерстяной черной ткани на пошив первых послевоенных платьев. Подключилась и местная литовка - хозяйка дома, где квартировали летчицы:– быстро пошила платье новобрачной, так что на свадьбе та торжественно восседала одна среди всех в новом наряде. Больше всех светился от счастья жених.
А 9 ноября, как только открылись двери ЗАГСа, молодожены узаконили свой брак, продлившийся, как мы уже знаем, шесть счастливых десятилетий. Документ на литовском языке до сих пор Галина Павловна бережно хранит. Отныне она стала Бельцовой - Брок, поскольку, во-первых, считала, что только «время покажет, насколько сильны семейные узы», а во-вторых, всюду ее польско-украинская девичья фамилия присутствовала на военных документах, орденских книжках и т. д.
Дальше началась мирная жизнь. Он, кавалер восьми боевых орденов, заслуженный летчик СССР, восходя по служебной лестнице, меняя гарнизоны и дослужившись до должности замкомандующего округом. Она демобилизуется поступает в МГУ на исторический факультет, а затем в аспирантуру, защищает кандидатскую и всю жизнь преподает студентам любимый свой предмет, подсказывая им, что свою жизненную историю надо строить, опираясь на славное прошлое страны. Ныне Галина Павловна Брок-Бельцова – вице-президент женской общественной организации «Авиатриса» и, несмотря на солидный возраст, продолжает не по годам активную жизнь. Вот и недавно возвратилась из Белоруссии, которую когда-то защищала в боях – встречалась с ветеранами и молодежью.

Можете поверить, форму эта женщина продолжает держать. Не так давно ее даже пригласили на телевизионный «Модный приговор».

- Там отличные стилисты, - делилась Галина Павловна впечатлением. – Благодаря им, я даже согласилась убрать многолетнюю челку. – «Откройте лоб, - настаивали они, - не надо прятать его. Пусть люди лишний раз убедятся в том, что вы думающая личность». А я сама вынесла после этой передачи вывод: во-первых, жаль, что они не пригласили меня лет этак пятьдесят назад, а во-вторых, что настоящий специалист в своем деле – это всегда очень здорово!

 

 

Анатолий ЖУРИН
18 августа 2019 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 января
вторник
2020

В этот день:

Слава инженерным войскам!

21 января – День инженерных войск Вооруженных Сил России и Белорусии, которые свою историю ведут со времени указа Петра I от 21 января 1701 года о создании в Москве «Школы пушкарского приказа». В ней готовили офицеров артиллерии и военных инженеров.

Слава инженерным войскам!

21 января – День инженерных войск Вооруженных Сил России и Белорусии, которые свою историю ведут со времени указа Петра I от 21 января 1701 года о создании в Москве «Школы пушкарского приказа». В ней готовили офицеров артиллерии и военных инженеров.

Выпускниками «Школы пушкарского приказа» с 1702 года стали комплектоваться первые минерные подразделения регулярной российской армии. В 1712 году Петр I приказал отделить инженерную школу от школы пушкарского приказа и расширить ее. Вскоре была создана и Санкт-Петербургская инженерная школа (1719 год). А спустя 4 года Московская школа была переведена в Санкт-Петербург и объединена с Санкт-Петербургской. В этих школах готовили унтер- и обер-офицеров инженерных войск. Для повышения привлекательности этих школ и для усиления значимости инженерных войск Петр I в своей Табели о рангах 1722 года офицеров инженерных войск числит на ранг выше офицеров пехоты и кавалерии. Центральным органом инженерных войск являлась Канцелярия главной артиллерии и фортификации. В 1753 году начальником инженерной школы был назначен инженер-генерал Абрам Петрович Ганнибал, знаменитый «Арап Петра Великого», прадед А.С. Пушкина. Инженерные войска принимали участие во всех сражениях по защите Отечества. Знания, мужество и отвага военных инженеров в немалой степени способствовали успешному ведению боевых действий в Отечественной войне 1812 года, при обороне Севастополя (1854–1855), во время русско-японской войны (1904-1905) и двух мировых войн. Значительный вклад внесли инженерные войска и в ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

125 воинов - инженеров за героизм, проявленный в боевых действиях, стали Георгиевскими кавалерами. За подвиги во время Великой Отечественной войне и в послевоенное время более 100 тысяч военнослужащих инженерных войск награждены орденами и медалями, около 700 удостоены звания Героя Советского Союза и Героя России, 294 стали полными кавалерами ордена Славы.

В ходе «реформирования» системы военного образования в 2006 году была ликвидирована главная кузница инженерных кадров — Военно-инженерная академия. 9 мая 2006 года преподаватели и слушатели академии последний раз участвовали в параде на Красной площади. 1 августа 2006 года академия присоединена к Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации (с 2009 года — Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации») в качестве структурного подразделения: Военного института (инженерных войск) Вооруженных Сил Российской Федерации. Как структурное подразделение, не имеет боевого знамени и наград.

Памяти Паши Ангелиной

21 января 1959 года скончалась Прасковья Никитична АНГЕЛИНА (род. 12.01.1913), организатор и бригадир первой женской тракторной бригады в СССР, дважды Герой Социалистического Труда.

Памяти Паши Ангелиной

21 января 1959 года скончалась Прасковья Никитична АНГЕЛИНА (род. 12.01.1913), организатор и бригадир первой женской тракторной бригады в СССР, дважды Герой Социалистического Труда.

Паша Ангелина в 16 лет окончила курсы трактористов, через четыре года организовала женскую тракторную бригаду на Старо-Бешевской МТС (тогда не Донецкой, а Сталинской области), которая выполнила план на 129 % и заняла первое место среди других бригад. Выступая в Кремле на совещании передовиков сельского хозяйства с руководителями партии и правительства в 1935 году, Паша в ответ на реплику Сталина: «Кадры, кадры!» дала обязательство организовать еще 10 женских тракторных бригад. А в 1938 году она обратилась с призывом ко всем советским женщинам: «Сто тысяч подруг — на трактор!». На призыв откликнулись 200 тысяч женщин. Так простая советская женщина стала активным государственным деятелем.

Подводный таран К-10

21 января 1983 года атомная ракетная подводная лодка "K-10" в подводном положении столкнулась с неизвестным объектом. После всплытия команда обнаружила на поверхности пятна соляра. Только через два года в китайской прессе появился некролог по поводу гибели в этот день группы учёных на ПЛ.

Подводный таран К-10

21 января 1983 года атомная ракетная подводная лодка "K-10" в подводном положении столкнулась с неизвестным объектом. После всплытия команда обнаружила на поверхности пятна соляра. Только через два года в китайской прессе появился некролог по поводу гибели в этот день группы учёных на ПЛ.

Сейчас можно почти со стопроцентной уверенностью сказать, что подводная лодка КНР погибла в результате столкновения с «К-10». О столкновении командир нашей ПЛ сразу же доложил командованию флота. В ответ было приказано следовать в надводном положении на базу Камрань, находившуюся в Южном Вьетнаме. Эскортировал аварийную ПЛ подошедший БПК «Петропавловск». При осмотре лодки в Камрани среди искорёженной носовой части «К-10» были обнаружены куски чужеродного металла.

После осмотра подводной лодки командование флота решило, что в аварийном состоянии ей под силу преодолеть 4500 километров до главной базы в подводном положении, форсируя проход Баши, Окинавы и Корейского пролива в надводном положении. Без акустических станций, практически на ощупь с развороченным носом К-10 добралась до своей базы. Это был подвиг, но никого не наградили...

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии