RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

К 100-летию Ивана Кожедуба
29 декабря 2018 г.

К 100-летию Ивана Кожедуба

Открытое письмо президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину от руководителей РОО «Бородино 2012-2045»
60 лет атомному подводному флоту
17 декабря 2018 г.

60 лет атомному подводному флоту

17 декабря 1958 года началась опытная эксплуатация первой советской атомной подводной лодки
Воздушный таран Алексея Позднякова
8 апреля 2017 г.

Воздушный таран Алексея Позднякова

8 апреля 1942 года геройски погиб летчик гвардии капитан Алексей Павлович Поздняков.
Освобождение Белграда
20 октября 2019 г.

Освобождение Белграда

20 октября 1944 года советскими войсками была освобождена от европейских фашистов столица Югославии
Сын полка Саша Евсеев
14 апреля 2016 г.

Сын полка Саша Евсеев

14 апреля 1945 года 17-летний мальчишка погиб в бою, унеся на тот свет 37 фашистов
Главная » Подвиги в наследство » Восстание советских лётчиков

Восстание советских лётчиков

В начале февраля 1945 года было поднято успешное восстание в 20-м блоке европейского лагеря смерти Маутхаузен

Директор Фонда А.А. Сереброва Лосицкий В.П. прислал в РГК письмо - отклик на нашу публикацию «Русские не сдаются!» о сегодняшнем подвиге русского летчика Романа Филипова.
Восстание советских лётчиков

Удивительно, как время связало эти два Подвига. Прочитайте, пожалуйста, и постарайтесь рассказать эту историю нашим детям.


"Техника, оружие, даже самое современное, рано или поздно появится в других армиях мира. Это нас абсолютно не волнует, у нас это уже есть и будет ещё лучше. Главное – в другом. Таких людей, таких офицеров, как наш лётчик гвардии майор Роман Филипов, у них не будет никогда!" (Из выступления В.В.Путина, 01 марта 2018 г.)

На протяжении нескольких лет Фонд А.А.Сереброва занимается изучением военных преступлений в нацистских лагерях и детально - историей лагеря Дора-Миттельбау, где нацисты производили ракеты ФАУ-2. В Государственном Архиве РФ было найдено письмо (Архив ГА РФ, фонд 9541, опись 1, дело 502) ветерана ВОВ, командира эскадрильи 618 штурмового авиационного полка Битюкова Ивана Васильевича, написанное на имя Н.С.Хрущева в 1960 году. Оно посвящено успешному восстанию советских летчиков в лагере Маутхаузен. В основном – это были пилоты штурмовой авиации, которых на протяжении нескольких лет пытались склонить к предательству, предлагая вступить в ряды власовцев.


Историческая справка.
С 1938 по 1945 годы в концлагере Маутхаузен, только по официальным данным, было уничтожено 122 766 человек, из них 32 180 советских граждан. В 1944 году фашисты создали здесь особо адскую зону - 20-й барак.  С момента введения в эксплуатацию этого блока смерти – по начало февраля 1945 года в двадцатом бараке было уничтожено более 3,5 тысяч советских офицеров и на 1 февраля 1945 года в живых оставалось около 570 человек. В начале февраля 1945 года они, захватив с помощью подручных средств (пены от огнетушителей, камней, булыжников и даже кусков мыла) пулеметные вышки эсэсовских надзирателей, осуществили массовый побег из блока смерти. Узники разбились на малые группы и двинулись в сторону чешской границы. Комендант Маутхаузена штандартенфюрер СС Цирайс организовал преследование смертников. Поскольку собственных сил СС был явно недостаточно для погони за такой массой беглецов, он передал руководству местной жандармерии (так называлась австрийская полиция) приказ: «схваченных беглецов привозить обратно в лагерь только мертвыми». Бургомистры всех окрестных населенных пунктов собрали на сход местное население, где объявили бежавших опасными преступниками, которых нельзя брать живыми, а нужно уничтожать на месте. На поиски смертников были мобилизованы фольксштурм (народное ополчение), члены нацистской партии и беспартийные добровольцы из местного населения, гитлерюгенд и даже аналог гитлерюгенда для девушек. Так как многие из этих добровольных преследователей и большинство эсэсовцев были страстными охотниками, а своих жертв они людьми не считали, то данная акция получила цинично-шутливое название «Muhlviertler Hasenjagd», что переводится с немецкого как «Охота на зайцев в округе Мюльфиртель». То, как она проходила, описал местный жандарм Йохан Кохоут: «Люди были в таком азарте, как на охоте облавой. Стрелялось во все, что двигалось. Везде, где находили беглецов, в домах, телегах, скотных дворах, стогах сена и подвалах, их убивали на месте. Снежный покров на улицах окрасился кровью». Три недели продолжалась эта садистская акция «цивилизованных европейцев», потомки которых учат нас сегодня тому, как надо соблюдать права человека. Для подсчета количества жертв – число бежавших смертников 419 должно было сойтись – трупы свезли в деревню Рид ин дер Ридмаркт в четырех километрах севернее от Маутхаузена и свалили на заднем дворе местной школы. Подсчет жертв осуществлялся путем зачеркивания нарисованных мелом 419 палочек. У нацистов счет не сошелся. На земле было 410 трупов, 9 палочек остались незачеркнутыми. В настоящее время известны имена этих девяти (по другим данным одиннадцати) советских военнопленных из блока смерти, которым удалось спастись. Большинство счастливчиков спаслось без помощи местного населения – которое в большинстве случаев, если не само убивало их на месте, то сразу выдавало эсэсовцев. Они смогли надежно спрятаться и потом добраться до чешской границы, встретив там Красную армию.

В 1965 году С.С.Смирнов написал рассказ "Легенда о 20-ом блоке". Затем история надолго была забыта.
Совместно с общественными ветеранскими организациями возникла общественная инициатива к 75-тилетию установить памятник Мужеству солдатам и офицерам Великой Отечественной Войны и их наследникам, на примере вышеуказанной истории, а также подготовить книгу и фильм, посвященные этой трагической истории с одновременным изучением трагических судеб летчиков – узников 20-го блока лагеря Маутхаузен.
Прошу вас ознакомится с текстом клятвы, которую узники дали 2 февраля за несколько минут до начала штурма. Публикуется впервые: "Если каждый из нас дождется исполнения приговора, то фашисты скроют свои невиданные в истории ужасы в уничтожении безоружных офицеров. Но если только, кто либо из нас останется в живых, должен рассказать Родине и семьям правду о блоке смерти № 20 , имя которого покрыто фашистским варварством, пыток, крови, человеческих мук, смерти и настоящего человеческого мужества. Товарищи! Коммунисты! О нашем подвиге никогда не забудем!"
Хочу подчеркнуть, что эти люди, согласно тексту клятвы, клялись эту историю донести до последующих поколений. Они погибли, до конца исполнив свой воинский долг. К сожалению, мы ее забыли и в этом смысле их предсмертную клятву не выполнили. Считаю необходимым выполнить их клятву спустя много лет, надо рассказать эту историю нашим детям.
Прошу вашего содействия в освещении этой трагической даты в федеральных средствах массовой информации. К сожалению, по разным причинам нам было отказано в возможности донести эту историю до детей и молодежи нашей страны.
С уважением, директор Фонда А.А. Сереброва Лосицкий В.П.

 

.
4 февраля 2019 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
22 октября
вторник
2019

В этот день:

Маршал-танкист Яков Федоренко

22 октября 1896 года родился Яков Николаевич Федоренко (ум. 1947), военачальник, маршал бронетанковых войск.

Маршал-танкист Яков Федоренко

22 октября 1896 года родился Яков Николаевич Федоренко (ум. 1947), военачальник, маршал бронетанковых войск.

Он родился в семье портового грузчика. Окончил церковно-приходскую школу. С 9 лет работал пастухом, кучером, батраком, чернорабочим на шахтах Донбасса, солеваром на солеваренных заводах в Славянске, рулевым на барже. В мае 1915 года призван в Русский императорский флот, окончил школу рулевых Черноморского флота. Служил на минном тральщике. После Февральской революции избран председателем судового комитета. Член РКП(б) с февраля 1917 года. Во время Октябрьской революции командовал отрядом моряков, участвовал в установлении Советской власти в Одессе. Сразу после революции вступил в отряд Красной Гвардии. В Красной Армии с февраля 1918 года. В Гражданскую войну — комиссар штаба 2-й Революционной армии (Екатеринослав), командир и комиссар бронепоезда № 4, в 1920 году — командир-военком группы бронепоездов 13-й армии. Отличался храбростью, дважды ранен, один раз контужен в боях.

С 1934 года — в танковых войсках, командир 3-го отдельного танкового полка в Московском военном округе; с 2 мая 1935 года — командир 15-й механизированной бригады Украинского военного округа. С августа 1937 года — начальник автобронетанковых войск Киевского (с 26 июля 1938 Особого) военного округа. С июня 1940 года начальник Автобронетанкового (затем Главного) управления. Генерал-лейтенант танковых войск (4.06.1940).

С июля 1941 года — заместитель наркома обороны СССР — начальник Автобронетанкового управления РККА, с декабря 1942 года — одновременно командующий бронетанковыми и механизированными войсками Красной армии. Генерал-полковник танковых войск (1.01.1943). Был представителем Ставки Верховного Главнокомандования в битве под Москвой, в Сталинградской и Курской битвах, участник оборонительных операций Северо-Западного фронта в 1942 году и наступательной операции на Брянском фронте в июне-августе 1943 года, наступательных сражений на Воронежском фронте в 1943 году. Внёс в годы войны большой вклад в развитие и совершенствование бронетанковых и механизированных войск, способов их применения в ходе военных действий, в повышение выпуска танков и в их техническое совершенствование исходя из опыта боевых действий. Первый, наряду с П. А. Ротмистровым, советский военачальник, которому присвоено воинское звание маршал бронетанковых войск (указ от 21 февраля 1944 года). После войны, с апреля 1946 года — командующий бронетанковыми и механизированными войсками Сухопутных войск

 

Рождение КБ Туполева

22 октября 1922 года ВСНХ организовал при ЦАГИ комиссию по постройке металлических самолётов — официальная дата основания старейшего в России и в мире авиационного конструкторского бюро А. Н. Туполева (ныне ОАО «Туполев»).

Рождение КБ Туполева

22 октября 1922 года ВСНХ организовал при ЦАГИ комиссию по постройке металлических самолётов — официальная дата основания старейшего в России и в мире авиационного конструкторского бюро А. Н. Туполева (ныне ОАО «Туполев»).

Позже, накануне празднования 25-летия КБ, сам Туполев предложил считать датой образования конструкторского бюро 22 октября 1922 года. За 90 лет существования в стенах КБ Туполева разработано более 300 проектов различных типов летательных аппаратов, малых судов и аэросаней.

 Около 100 проектов были реализованы в металле, а более 50 находились в серийном производстве. Выпущено свыше 18 тысяч самолетов.

Ныне ОАО «Туполев» занимается разработкой, производством, испытаниями, ремонтом и поддержанием лётной годности авиационной техники. В настоящее время основными направлениями деятельности компании являются продвижение на рынок модернизированного самолета Ту-204СМ, а также поставка заказчикам специальных модификаций самолета Ту-214. Продолжается модернизация эксплуатирующихся и разработка новых авиационных ударных комплексов. С 2009 года ведутся работы по созданию перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА).

 

Уничтожение немецко-финского десанта

22 октября 1942 года советские войска уничтожили немецко-финский десант, пытавшийся захватить остров Сухо и прервать Ладожскую коммуникацию, по которой шло снабжение Ленинграда.

Уничтожение немецко-финского десанта

22 октября 1942 года советские войска уничтожили немецко-финский десант, пытавшийся захватить остров Сухо и прервать Ладожскую коммуникацию, по которой шло снабжение Ленинграда.

 Во время Великой Отечественной войны этот островок стал важным опорным пунктом. Он был расположен на пути движения советских конвоев (в 37 км к северу от Новой Ладоги), контролировал значительный район южной части Ладожского озера и прикрывал подходы к Волховской губе и Новой Ладоге, где располагалась главная база Ладожской флотилии. В сентябре 1942 г. здесь была установлена трёхорудийная 100-миллиметровая батарея № 473 противокатерной обороны и три пулемета. В ночь на 22 октября 1942 года гарнизон острова при поддержке авиации и кораблей Ладожской военной флотилии отразил нападение десантного отряда противника на 30 судах, пытавшегося захватить остров и маяк. Командир обороны острова И.К.Гусев 22 октября написал в записной книжке: «4-й час сильный рукопашный бой. Батарею бомбят самолёты. У нас из 70 осталось 13, раненых 32, остальные пали. Пушек 3, сделали по 120 выстрелов. Из 30 вымпелов потопили 16 барж, 1 взяли в плен. Побило много фашистов»

После войны на острове была расположена метеостанция. С 1991 года остров является необитаемым, последние смотрители маяка покинули его несколько лет назад, однако сам маяк, «зажженный» еще в СССР, функционирует исправно.

 

Создание «Золотой рыбки»

22 октября 1955 года вышло постановление Совета Министров СССР «О начале работ по созданию ПЛА проекта 645». Это дало старт постройке уникальной атомной подводной лодки проекта 645 ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя.

Создание «Золотой рыбки»

22 октября 1955 года вышло постановление Совета Министров СССР «О начале работ по созданию ПЛА проекта 645». Это дало старт постройке уникальной атомной подводной лодки проекта 645 ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя.

 Здесь единственный раз в истории атомного судостроения был применен реактор на промежуточных нейтронах с эвтектическим сплавом свинец-висмут в качестве теплоносителя. Особенностью обслуживания такого реактора стала необходимость поддержания металлического сплава в расплавленном состоянии, когда температура его плавления составляла 125 °C. Лодка имела два прозвища: «Золотая рыбка» и «Нагасаки». Вступила в строй 1 апреля 1962 года. C 21 апреля по 12 июня 1964 года совершила рекордное автономное плавание в воды Центральной Атлантики. Под командованием И. И. Гуляева она побила рекорды по дальности автономного похода, длительности подводного плавания.

1 февраля 1979 года была исключена из состава ВМФ СССР и 1 октября 1980 года расформирована. В сентябре 1982 года затоплена в Карском море у северовосточного побережья архипелага Новая Земля на входе в залив Степового.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии