RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Дело Суворова живёт!
24 ноября 2017 г.

Дело Суворова живёт!

В день рождения русского генералиссимуса РОО «Московские суворовцы» прислали в РГК свое поминальное молитвенное слово
Катюша против «мессеров»
12 сентября 2016 г.

Катюша против «мессеров»

12 сентября 1941 года геройски погибла Екатерина Ивановна Зеленко, старший лейтенант.
Несбыточные мечты о покорении России
17 июня 2016 г.

Несбыточные мечты о покорении России

17 июня 1941 был отдан приказ вооружённым силам Германии начать осуществление плана «Барбаросса» с утра 22 июня.
Легенда по имени У-2
11 января 2018 г.

Легенда по имени У-2

90 лет назад поднялся в воздух самолёт, которому суждено было стяжать невиданную славу
Десантный
21 мая 2020 г.

Десантный "батя" Константин Ольшанский

21 мая 1915 года родился Константин Федорович Ольшанский, будущий командир роты морских пехотинцев, Герой Советского Союза
Главная » Подвиги в наследство » 2020 » Герои подводного флота

Герои подводного флота

75-дневная Вахта Памяти в честь 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. День сорок второй.

Ежедневно в В РГК и соцсетях я публикую материалы о самом масштабном и значимом событии не только ушедшего ХХ века, но и всей человеческой цивилизации. Сегодняшний наш с другом рассказ о героических советских подводниках, которые за годы Великой Отечественной войны потопили свыше 300 кораблей и судов противника.
Герои подводного флота

 

Третий рейх вступил во Вторую мировую войну, имея не самый многочисленный подводный флот в мире – всего 57 подводных лодок. Гораздо больше подводных лодок имелось у Советского Союза (211 единиц), США (92 единицы), Франции (77 единиц). В 1939–1945 гг. судостроительные верфи Германии сумели спустить на воду еще 1100 новых подводных лодок – это больше, чем смогли выпустить за годы войны все государства, которые входили в Антигитлеровскую коалицию. Наиболее ожесточённое противостояние происходило и между советским и немецкими флотами на Балтике, на Чёрном и Северном морях. Активное участие в этих боях приняли подводные лодки. Торпедными и артиллерийскими атаками они отправили на дно свыше 300 судов общим тоннажем почти миллион брт (брутто-регистровый тоннаж, вместимость судна). Львиная доля успехов принадлежала подводникам Северного флота, которые претендовали на половину потопленного нашими подлодками за всю войну. Следом за ними шли балтийцы и черноморцы.
Наибольших успехов достигли экипажи, которыми командовали: Власов Владимир Яковлевич - шесть достоверно потопленных целей (3736 брт), 12,5 суток в море на одну потопленную цель, погиб; Лисин Сергей Прокофьевич, Герой Советского Союза - пять достоверно потопленных целей (9164 брт) и одна возможно повреждена, 18 суток на цель; Котельников Виктор Николаевич - пять мотоботов потопленных артиллерийским огнем, 17,8 суток на цель; Щедрин Григорий Иванович, Герой Советского Союза - четыре достоверно потопленных цели (10152 брт) и одна повреждена, 31,2 суток на цель; Мохов Николай Константинович - четыре достоверно потопленных цели (6080 брт) и одна повреждена, 9 суток на цель, погиб; Грешилов Михаил Васильевич, Герой Советского Союза - четыре достоверно потопленных цели (2293 брт) и одна повреждена, 64,7 суток на цель; Трофимов Иван Яковлевич - четыре достоверно потопленных цели (13857 брт), 41 сутки на цель, погиб; Коновалов Владимир Константинович, Герой Советского Союза - три достоверно потопленных цели (6641 брт), предположительно погибли на выставленных минах один транспорт (762 брт) и один боевой корабль, 18,4 суток на цель; Осипов Евгений Яковлевич, Герой Советского Союза - три цели достоверно потоплены (3974 брт) и одна повреждена, 16,3 суток на цель, погиб; Богорад Самуил Нахманович, Герой Советского Союза - три достоверно потопленных цели (6100 брт), 34,3 суток на цель; Матиясевич Алексей Михайлович - одна достоверно потопленная цель (2414 брт) и предположительно погибли на выставленных минах четыре транспорта (5067 брт) и два боевых корабля, одно судно повреждено и еще два боевых корабля потоплены не достоверно, 10,3 суток на цель; Августинович Михаил Петрович - предположительно погибли на выставленных минах шесть транспортов (16052 брт) и два боевых корабля, 21,5 суток на цель; Могилёвский Сергей Сергеевич - две достоверно потопленных цели (105 брт), предположительно погибли на выставленных минах один транспорт (749 брт) и три боевых корабля, одна цель потоплена торпедами не достоверно, 13,3 суток на цель; Грищенко Пётр Денисович - одна достоверно потопленная цель, предположительно погибли на выставленных минах пять транспортов (16352 брт), 13,5 суток на цель; Поляков Евгений Петрович - две достоверно потопленных цели, предположительно погибли на выставленных минах два транспорта (2304 брт) и один боевой корабль, одно судно повреждено, 41,6 суток на цель.
Самого большого успеха за одну атаку добился командир «С-56» Г.И. Щедрин. 17 мая 1943 г. четырехторпедным залпом он поразил сразу два транспорта.
Но первое место, безусловно, принадлежит известному офицеру-подводнику Александру Ивановичу Маринеско. 30 января 1945 года подводная лодка под его командованием атаковала и потопила транспорт «Вильгельм Густлофф», на борту которого находились офицеры подводного флота фюрера для 70 экипажей субмарин. В Германии был установлен трехдневный национальный траур, а самого Маринеско Гитлер объявил личным врагом.

Александр появился на свет 15 января 1913 года в семье одесского рабочего румынского происхождения Иона Маринеску, мать его была украинкой. Юность Александра выпала на 1920-е годы. После учебы в трудовой школе в 1926 году Александра, как сказано в путевке, «за прилежность и терпеливость» направили в школу юнг, по окончании которой он ходил на гражданских судах Черноморского пароходства матросом 1-го класса. В 1933 году Маринеско окончил Одесский мореходный техникум и продолжил морскую службу третьим и вторым помощником капитана на пароходах «Ильич» и «Красный флот». Вскоре юношу призвали в Рабоче-крестьянский красный флот. Учился на специальных курсах комсостава РККФ. Далее – служба штурманом на подлодке Щ-306 Балтийского флота. В 1938 году, уже в звании старшего лейтенанта Александр Иванович становится помощником командира на субмарине Л-1, а затем и командиром подлодки М-96. В 1940 году по результатам боевой и политической подготовки экипаж М-96 занял первое место среди подлодок Балтфлота. Командир Маринеско награжден золотыми часами и получил звание капитан-лейтенанта.
С началом войны у Маринеско проявились некоторые качества, мягко говоря, мешающие ему в службе. В октябре 1941 года подлодка командира Маринеско стояла на позиции в Рижском заливе. Тогда же Александр Иванович получил первое серьезное взыскание по службе. Его исключили из кандидатов в члены ВКП (б) за пьянство и организацию в дивизионе азартных карточных игр. Он едва не разделил участь комиссара этого дивизиона, которого за распущенность личного состава осудили на десять лет лагерей с отсрочкой приговора и отправкой на передовую.
Зимой 1942 года гитлеровцы усиленно бомбили Рижский залив. Подлодку Маринеско серьезно повредил снаряд. Она вынужденно встала на ремонт, занявший полгода. После ремонта М-96 14 августа успешно атаковала немецкую тяжелую плавбатарею «Хелене». Возвращаясь на базу раньше срока из-за нехватки топлива, Маринеско не предупредил советские дозоры, а при всплытии не поднял военно-морской флаг. В результате его подлодку чуть не потопили свои катера. Командование возмутилось, а Маринеско отнесся к инциденту, едва не стоившему ему жизни, весьма хладнокровно. С таким же завидным хладнокровием в ноябре 1942 года Александр Иванович участвовал в крайне рискованной десантной операции в Нарвском заливе, где его лодка высадила группу разведчиков прямо под носом у немцев для захвата шифровальной машины «Энигма» в штабе немецкого полка. Действия капитана М-96 командование оценило высоко – награжден орденом Ленина. Тогда же ему присвоили звание капитана 3-го ранга, снова приняли кандидатом в члены ВКП(б). Однако в отличной боевой характеристике командир дивизиона капитан 3-го ранга Сидоренко все же отметил, что его подчиненный «на берегу склонен к частым выпивкам». В апреле 1943 года Маринеско назначили командиром подлодки С-13. Она простояла без участия в боях полтора года – до осени 1944-го. За это время, согласно рапортам, командир С-13 неоднократно попадал в «пьяные» истории.
В новый поход подлодка Маринеско вышла осенью 1944 года. В первые же сутки похода, 9 октября, в Балтийском море С-13 обнаружила и атаковала немецкое судно «Зигфрид». По донесению Маринеско, корабль противника получил серьезное повреждение и начал быстро погружаться в воду. За проведение успешного похода командир С-13 получил тогда орден Красного Знамени. Однако празднование нового, 1945 года едва ли не стоило орденоносцу и герою Балтфлота лишения всех званий и наград за очередной вызывающий дисциплинарный проступок в условиях военной обстановки. В предновогоднюю ночь командир С-13 самовольно оставил субмарину и двое суток гулял в распложенном рядом с плавбазой населенном пункте. В это же время предоставленный сам себе экипаж подлодки разбрелся по округе и «отличился» выяснением отношений с местным населением. За эту выходку командующий Балтийским флотом адмирал В.Ф. Трибуц решил отдать Маринеско суду военного трибунала. Правда, делу хода не дали, оставив возможность командиру и экипажу С-13 искупить вину в боевом походе. Таким образом, 9 января 1945 года подлодка С-13 вышла в свой «штрафной» поход. И он в итоге стал самым доблестным и героическим рейдом капитана Маринеско.
Примерно в 19 часов 9 января Александр Иванович увидел в перископ ярко освещенное немецкое судно, следовавшее из польской Гдыни. То шел «Вильгельм Густлофф» – колоссальных размеров лайнер, прежде пассажирский, а во время войны выполнявший функции плавающего госпиталя и плавказармы школы офицеров подводного флота. Судно, как позже выяснилось, имело на борту еще и беженцев из Восточной Пруссии, но не было обозначено соответствующим знаком – красным крестом. Напротив того – корпус лайнера носил камуфляжную окраску, на палубах виднелась артиллерия и орудия ПВО. Оснащенное вооружением санитарное судно сопровождал боевой корабль флота Германии.
«Вильгельм Густлофф» передвигался очень медленно. На его борту находились пассажиры, численность которых в разы превышала допустимые нормы: десятки офицеров-подводников и сотни курсантов, несколько сот женщин из флотского вспомогательного дивизиона, почти тысяча раненых солдат, и тысячи гражданских беженцев. Плюс перегрузка взятого на борт военного оборудования.
До войны «Густлофф» был комфортабельным лайнером. Превратившись из лайнера в плавучую казарму для школы подводников, «Вильгельм Густлофф» провёл в таком качестве большую часть своей короткой жизни - почти четыре года. Школа подводников готовила кадры для немецкой подводной войны ускоренными темпами. И чем дольше длилась война, тем больше кадров прошло через школу, тем короче становился срок учёбы и младше возраст курсантов. В самом конце войны лайнер стал госпитальным судном, а в январе 1945 года был привлечен и для перевозки беженцев. Только Маринеско ничего этого знать не мог.
Около 21 часа подлодка С-13, совершив виртуозный маневр, зашла со стороны берега, где ее менее всего могли ожидать, и выпустила первую торпеду с надписью «За Родину», а затем еще две – «За советский народ» и «За Ленинград». При первом ударе, пробившем носовую часть судна, немцы решили, что они наскочили на мину. Но после второго и третьего взрыва, разворотивших машинное отделение, капитан «Вильгельма Густлоффа» Петерсен понял, что это была субмарина, и коротко объявил: «Das war’s» (Вот и всё). На лайнере началась паника. Сотни людей, не разбирая чинов, пола и возраста, бросились к шлюпкам. Из-за сильного крена тысячи оказались в ледяном бушующем море. Примерно через час после атаки «Вильгельм Густлофф» полностью затонул. Поверженное судно, величиною едва ли не с айсберг, ушло под воду, погрузилось в черную бездну.
По данным немецких исследователей послевоенных лет, ВМС гитлеровской Германии был нанесен серьезный урон. Так, по свидетельству журнала «Марине» (1975. № 2–5, 7–11. ФРГ), с кораблем погибли 1300 подводников, среди которых находились полностью сформированные экипажи подводных лодок и их командиры. По мнению командира дивизиона капитана 1-го ранга А. Орла, погибших немецких подводников хватило бы для укомплектования 70 подлодок. Вот почему впоследствии советская печать потопление «Вильгельма Густлоффа» совершенно обоснованно назвала «атакой века», а Маринеско – «подводником № 1». Что касается слезливых всхлипов современной либеральной общественности о погибших на «Вильгельме Густлоффе» раненых солдатах, женщинах и мирных беженцах, так сожаления эти давно опроверг исторический суд – не бессердечный, но добросовестный. По всем характеристикам эти жертвы признаны «военной целью» и, как это ни жестоко звучит, уничтожение их не является военным преступлением. Сотни погибших немецких офицеров-подводников погрузились на «Вильгельм Густлофф», понятно, не для круизной прогулки. Да и вылечившиеся раненые гитлеровцы наверняка встали бы снова в строй. За утонувших в ту ночь мирных беженцев по всем нормам военного времени ответственность несло принявшие их на борт командование «Вильгельма Густлоффа» – по факту, военного тогда судна.
Через две недели С-13 потопила еще один крупный фашистский транспорт «Штойбен» с 3500 военнослужащими на борту. Потопление этих огромных судов общим тоннажем свыше 40 тыс. брт сделало Александра Маринеско самым результативным подводником Великой Отечественной войны. За легендарный зимний поход 1945 года командиру подлодки С-13 Александру Маринеско не только простили прежние проступки, но и представили его к званию Героя Советского Союза. Однако вышестоящее начальство посчитало неудобным объявлять Героем человека хоть и заслуженного, но все же с несколько сомнительной репутацией.
После Победы Маринеско работал старшим помощником капитана на судах Балтийского государственного торгового пароходства. Некоторое время был заместителем директора Ленинградского НИИ переливания крови. На этой должности осуждён за «разбазаривании социалистической собственности». Три года отбывал наказание в тюрьме Ванино. После освобождения два года работал топографом Онежско-Ладожской экспедиции. Затем руководил группой отдела снабжения на ленинградском заводе «Мезон».
Умер Александр Иванович Маринеско в Ленинграде после долгой и тяжёлой болезни. Похоронен на Богословском кладбище Санкт-Петербурга. Примечательно, что неподалёку находится Музей подводных сил России, носящий ныне имя А. И. Маринеско.
Подвиг Маринеско долгое время замалчивался по негласному настоянию военных политработников. В 1977 году скульптор-моряк Валерий Приходько на собранные моряками деньги поставил в городе Лиепая памятник Маринеско и его героическому экипажу. 5 мая 1990 года после реабилитации, инициированной газетой «Известия», Александру Ивановичу Маринеско посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Только сам Герой об этом уже не узнал. Он ушёл из жизни в 1963 году.

Полковник в отставке Михаил Захарчук.
Капитан 1-го ранга в отставке Сергей Турченко.

.
6 апреля 2020 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
30 октября
пятница
2020

В этот день:

Самый молодой нарком СССР

30 октября 1908 года родился Дмитрий Федорович Устинов (ум. 1984), советский политический и военный деятель, самый молодой сталинский нарком вооружения (в 32 года от роду), Маршал Советского Союза (1976).

Самый молодой нарком СССР

30 октября 1908 года родился Дмитрий Федорович Устинов (ум. 1984), советский политический и военный деятель, самый молодой сталинский нарком вооружения (в 32 года от роду), Маршал Советского Союза (1976).

 Дважды Герой Социалистического Труда (1942, 1961), Герой Советского Союза (1978), министр обороны СССР (1976—1984).

Родом из Самары из рабочей семьи. В 22 года вступил добровольцем в Красную армию, уаствовал в боевых действиях с басмачами. Осенью 1929 года стал студентом механического факультета Иваново-Вознесенского политехнического института. Работал секретарём комсомольской организации, являлся членом партийного бюро института. Затем перешел в

Ленинградский военно-механический институт, который закончил в 1934 году. C 1934 года — инженер, начальник бюро эксплуатации и опытных работ в Ленинградском артиллерийском научно-исследовательском морском институте. С 1937 года — инженер-конструктор, заместитель главного конструктора, директор Ленинградского завода «Большевик». С 9 июня 1941 года по 14 декабря 1957 года — нарком вооружения СССР, министр вооружения СССР, министр оборонной промышленности СССР. 14 декабря 1957 года — 13 марта 1963 года — заместитель Председателя Совета Министров СССР, председатель Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам. За подготовку первого полёта человека в космос (Ю. А. Гагарин, 12 апреля 1961 года) удостоен звания Героя Социалистического Труда. 13 марта 1963 года — 26 марта 1965 года — первый заместитель председателя Совета министров СССР, председатель Высшего Совета народного хозяйства СССР. 26 марта 1965 года — 26 октября 1976 года — секретарь ЦК КПСС по оборонным вопросам. 29 апреля 1976 года — 20 декабря 1984 года — министр обороны СССР. Среди членов Политбюро 1970—1980-х гг. отличался тем, что спал по 4—4,5 часа. Был исключительно энергичен, предприимчив, очень быстро решал задачи управления и руководства предприятиями.

Д. Ф. Устинов, простудившись во время учений новой боевой техники, умер 20 декабря 1984 года от скоротечного тяжёлого воспаления лёгких. Генерал-лейтенант Иван Устинов (однофамилец) вспоминал: "На последнем учении, после которого его на самолете отправили больным, мы сидели в его резиденции с 9 до 3 утра. Он всем интересовался - и делами, и в персональном плане... В конце концов я ему напомнил: "Дмитрий Федорович, пора и отдохнуть, ведь по плану в 9 часов утра начало учения". - "Иван Лаврентьевич, не беспокойтесь я сталинской закалки". Да вот видите..."

Похоронен на Красной площади (кремирован, урна с прахом замурована в Кремлёвскую стену).

Первая оборона Севастополя 1941 года

30 октября 1941 года начался первый штурм Севастополя фашистскими полчищами.

Первая оборона Севастополя 1941 года

30 октября 1941 года начался первый штурм Севастополя фашистскими полчищами.

Крым имел стратегическое значение, как один из путей к нефтеносным районам Кавказа (через Керченский пролив и Тамань). Кроме того, Крым был важен как база для авиации. С потерей Крыма советская авиация лишилась бы возможности налётов на нефтепромыслы Румынии, а немцы смогли бы наносить удары по целям на Кавказе.

Севастопольский оборонительный район (СОР) к началу Великой Отечественной войны был одним из самых укреплённых мест в мире. Сооружения СОР включали десятки укреплённых орудийных позиций, минные поля и др. В систему обороны входили также две так называемые «бронебашенные батареи» (ББ), или форты, вооружённые артиллерией крупного калибра. Форты ББ-30 (командир — Г. А. Александер) и ББ-35 (командир — А. Я. Лещенко) были вооружены орудиями калибра 305 мм.

В советской историографии первым штурмом Севастополя принято считать попытки немецких войск с ходу захватить город в течение 30 октября — 21 ноября 1941 года. С 30 октября по 11 ноября велись бои на дальних подступах к Севастополю, со 2 ноября начались атаки внешнего рубежа обороны крепости. Сухопутных частей в городе не оставалось, защита осуществлялась силами морской пехоты Черноморского флота, береговыми батареями, отдельными (учебными, артиллерийскими, зенитными) подразделениями при огневой поддержке кораблей. Советская группировка насчитывала вначале около 20 тысяч человек.

В конце октября Ставка ВГК решила усилить гарнизон Севастополя силами Приморской армии (командующий — генерал-майор И. Е. Петров), до тех пор защищавшей Одессу. 16 октября оборона Одессы была прекращена и Приморская армия была морем переброшена в Севастополь. Силы подкрепления составили до 36 тысяч человек, около 500 орудий, 20 тысяч тонн боеприпасов, танки и другие виды вооружений и материалов. Таким образом, к середине ноября гарнизон Севастополя насчитывал, — по советским данным, — около 50-55 тысяч человек. 9—10 ноября вермахту удалось полностью окружить крепость с суши, однако в течение ноября к своим пробивались силы арьергарда, в частности, части 184-й стрелковой дивизии НКВД, прикрывавшей отход 51-й армии.

11 ноября с подходом основной группировки 11-й армии вермахта завязались бои по всему периметру . В течение 10 дней наступавшим удалось незначительно вклиниться в передовую полосу обороны после чего в сражении наступила пауза.

Советская «Царь-бомба»

30 октября 1961 года СССР произвёл взрыв самой мощной бомбы в мировой истории: 58-мегатонная водородная бомба («Царь-бомба») была испытана на полигоне на острове Новая Земля.

Советская «Царь-бомба»

30 октября 1961 года СССР произвёл взрыв самой мощной бомбы в мировой истории: 58-мегатонная водородная бомба («Царь-бомба») была испытана на полигоне на острове Новая Земля.

Она была разработана в 1954—1961 годах группой физиков-ядерщиков под руководством академика Игоря Курчатова.

Бомбардировщик Ту-95В с "Царь- бомбой" на борту, пилотируемый экипажем в составе: командир корабля А. Е. Дурновцев, штурман И. Н. Клещ, бортинженер В. Я. Бруй, вылетел с аэродрома Оленья и взял курс на Новую Землю. В испытаниях участвовал также самолёт-лаборатория Ту-16А. Через 2 часа после вылета бомба была сброшена с высоты 10 500 метров на парашютной системе по условной цели в пределах ядерного полигона «Сухой Нос». Подрыв бомбы был осуществлён барометрически через 188 секунд после сброса на высоте 4200 м над уровнем моря (4000 м над целью). Самолёт-носитель успел улететь на расстояние 39 километров, а самолёт-лаборатория — на 53,5 километра. Огненный шар взрыва достиг радиуса примерно 4,6 километра. Теоретически он мог бы вырасти до поверхности земли, однако этому воспрепятствовала отражённая ударная волна, подмявшая и отбросившая шар от земли. Световое излучение потенциально могло вызывать ожоги третьей степени на расстоянии до 100 километров. Ионизация атмосферы стала причиной помех радиосвязи даже в сотнях километров от полигона в течение около 40 минут. Ощутимая сейсмическая волна, возникшая в результате взрыва, три раза обогнула земной шар. Свидетели почувствовали удар и смогли описать взрыв на расстоянии тысячи километров от его центра. Ядерный гриб взрыва поднялся на высоту 67 километров; диаметр его двухъярусной «шляпки» достиг (у верхнего яруса) 95 километров. Звуковая волна, порождённая взрывом, докатилась до острова Диксон на расстоянии около 800 километров. Однако о каких-либо разрушениях или повреждениях сооружений даже в расположенных гораздо ближе (280 км) к полигону посёлке городского типа Амдерма и посёлке Белушья Губа не сообщалось.

Основной целью, которая ставилась и достигнута этим испытанием, была демонстрация владения Советским Союзом неограниченным по мощности оружием массового поражения — тротиловый эквивалент наиболее мощной термоядерной бомбы из числа испытанных к тому моменту в США был почти вчетверо меньше, чем у АН602. Крайне важным научным результатом стала экспериментальная проверка принципов расчёта и конструирования термоядерных зарядов многоступенчатого типа. Было экспериментально доказано, что максимальная мощность термоядерного заряда, в принципе, не ограничена ничем.

Интересно, что тогда еще любивший советскую власть академик А. Д. Сахаров (впоследствии проамериканский диссидент) предложил проект по тайному размещению нескольких десятков сверхмощных ядерных боеголовок мощностью от 200 или даже 500 мегатонн вдоль американских морских границ, что, по мнению учёного, позволило бы отрезвить неоконсервативные круги политической элиты США, не втягиваясь в разорительную гонку вооружений. В случае нападения США на СССР можно было затопить береговые города Америки — с помощью искусственного цунами. Гигантская волна высотой более 300 м приходит со стороны Атлантики и обрушивается на Нью-Йорк, Филадельфию, Вашингтон, Аннаполис. Волна достигает крыш небоскребов. Друга волна накрывает западное побережье в районе Чарльстона. Еще две волны обрушиваются на Сан-Франциско и Лос-Анджелес. Всего одной волны хватает, чтобы на побережье Мексиканского залива смыло низко расположенный Хьюстон, Новый Орлеан, Пенсаколу.

К сожалению, Хрущев отклонил этот проект. Подобную идею сегодня вынашивает академик Игорь Острецов: уничтожение США с помощью направленного взрыва, вызывающего гигантскую волну в заданном направлении.

Первая космическая стыковка кораблей

30 октября 1967 года впервые в истории человечества в космосе была произведена автоматическая стыковка космических кораблей. Это были аппараты серии «Космос» — «Космос-186» и «Космос-188», являвшиеся прототипами космического корабля «Союз».

Первая космическая стыковка кораблей

30 октября 1967 года впервые в истории человечества в космосе была произведена автоматическая стыковка космических кораблей. Это были аппараты серии «Космос» — «Космос-186» и «Космос-188», являвшиеся прототипами космического корабля «Союз».

 

Первым был запущен «Космос-186». Он являлся «активным» кораблём , то есть он должен был найти с помощью радиолокационной антенны «пассивный» корабль «Космос-188», сблизиться и пристыковаться.

30 октября 1967 года во время пролёта корабля «Космос-186» над космодромом был запущен «Космос-188» в той же плоскости орбиты, но с опережением на 24 км. Для осуществления стыковки необходима высокая точность вывода на орбиту, так как автоматическая система стыковки может работать только до определённой величины расстояния между кораблями. Расстояние в 24 км не превышало этого предела. Командой из центра управления были активированы системы ориентации, системы автоматического управления и счётно-решающие устройства. После обнаружения «пассивного» корабля «Космос-186» стал корректировать свою орбиту в вертикальной и горизонтальной плоскостях, приближаясь к «Космосу-188» на скорости 90 км/ч. Когда расстояние между кораблями составило 300 м, отключился главный двигатель, и начали свою работу двигатели малой тяги. Последний этап стыковки называется причаливанием. Во время причаливания скорость сближения кораблей составила 0,5—1 м/с. Затем произошла сама стыковка: штанга стыковочного узла «Космоса-186» попала в конусообразный захват «Космоса-188». Состыкованными корабли летали 3,5 часа, совершив около 2 витков вокруг Земли. Затем по команде с Земли они расстыковались и последовательно приземлились: сначала «Космос-186», потом «Космос-188».

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии