RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Отец военно-транспортной авиации
7 апреля 2020 г.

Отец военно-транспортной авиации

75-дневная Вахта Памяти в честь 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. День сорок третий.
Леонид Хрущев: оболганный за отца
11 марта 2019 г.

Леонид Хрущев: оболганный за отца

11 марта 1943 года не вернулся с боевого задания летчик-истребитель гвардии старший лейтенант Леонид Хрущёв
Первая встреча с Венерой
19 мая 2020 г.

Первая встреча с Венерой

19 мая 1961 года советская автоматическая межпланетная станция «Венера-1» достигла окрестностей Венеры.
Подвиг фронтовиков— молодежи в наследство
6 декабря 2016 г.

Подвиг фронтовиков— молодежи в наследство

13 декабря 2016 года в Московском доме национальностей состоится научно-практическая конференция «Наше дело правое. Враг разбит. Победа за нами!», посвящённая 75-й годовщине Битвы за Москву.
Баллада о трёх коммунистах
29 января 2020 г.

Баллада о трёх коммунистах

29 января 2020 года - 78 лет подвигу Герасименко Ивана Саввича, Красилова Александра Семеновича, Черемнова Леонтия Отиевича
Главная » Подвиги в наследство » 2020 » Герои Противовоздушной Обороны

Герои Противовоздушной Обороны

75-дневная Вахта Памяти в честь 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. День пятьдесят первый.

Ежедневно в РГК и соцсетях я публикую материалы о самом масштабном и значимом событии не только ушедшего ХХ века, но и всей человеческой цивилизации. Сегодняшний мой рассказ о Войсках ПВО страны.
Герои Противовоздушной Обороны

 

Одно время День этих многострадальных войск и отмечался вместе с Днём космонавтики. Но потом этот День стал блуждать по календарю, пока и вовсе не позабылся, потому как и Войск-то страны больше не существует. Меж тем, боевая деятельность Войск противовоздушной обороны страны в Великой Отечественной войне имела крупнейшее стратегическое значение. На начальном этапе боевых действий они сыграли исключительно важную роль в защите Москвы и Ленинграда, Киева и Одессы, Севастополя и Донбасса, Воронежа и Сталинграда. После перехода Советских Вооруженных Сил в стратегическое наступление Войска ПВО страны, выполняя задачи по прикрытию объектов глубокого тыла, наращивали систему ПВО на ТВД и обеспечивали оборону освобожденных от врага районов, прикрывали коммуникации и базы снабжения действующей армии, участвовали в воздушной блокаде окруженных группировок противника, а в ряде случаев привлекались также к борьбе с пехотой и танками. Свои задачи они выполняли в тесном взаимодействии с авиацией воздушных армий и ПВО фронтов, а на приморских направлениях — с ПВО флотов.
Опыт Великой Отечественной войны показал, что противовоздушная оборона страны являлась важным стратегическим фактором, оказывавшим большое влияние на ход войны. Роль и значение Войск ПВО страны непрерывно возрастали. За время войны личный состав и вооружение частей ПВО страны значительно возросли. Если накануне войны личный состав Войск ПВО страны составлял 3,3% общей численности Советских Вооруженных Сил, то к концу войны их удельный вес вырос до 4,7%.
По официальным данным, в ходе войны наземными средствами ПВО сухопутных войск было сбито 21 645 самолётов, в том числе зенитными пушками калибра 76 мм и более — 4047 самолётов, зенитными автоматами — 14 657 самолётов, зенитными пулемётами — 2401 самолёт, ружейно-пулемётным огнём — 540 самолётов.
…Войскам ПВО отданы практически все годы моей офицерской службы. Лейтенантом я пришёл в газету Бакинского округа ПВО «На страже». Полковником будучи возглавил видовой журнал «Вестник противовоздушной обороны». При мне Войсками ПВО командовали: Батицкий Павел Фёдорович - Маршал Советского Союза; Колдунов Александр Иванович - Главный маршал авиации; Третьяк Иван Моисеевич - генерал армии; Прудников Виктор Алексеевич - генерал-полковник. Мой сегодняшний рассказ о Колдунове - дважды Герое Советского Союза, одном из лучших советских асов-истребителей, самом результативном асе из числа воевавших на истребителях «Як» - построю на собственных дневниках.

11.01. 90, четверг.
Наконец, съездил в главный штаб Войск противовоздушной обороны на станцию Чёрную. Встретился там со своим старшим товарищем и одновременно начальником главного штаба Войск ПВО генерал-полковником Мальцевым. Беспокоил Игоря Михайловича по делам нашей совместной с Николаем Яковлевичем Комаровым книги. Дело в том, что мой нынешний босс в своей далёкой молодости тоже как и я был пэвэошником. Видно, тогда ещё накопал всяких сведений об этих войсках и не хочется ему, чтобы они пропали втуне. Уговорил в соавторы преподавателя Военно-политической академии Евгения Александровича Климчука, а меня присоединил уже как своего подчинённого. И будем мы втроём писать книгу по истории Войск ПВО. Сдал я заявку в Воениздат, и там быстренько соорудили анонс по нашей совместной работе. Хотя курица, как говорится, в гнезде, а уж когда появится яичко – самому Богу известно. Однако моя делянка в предстоящей книге определена: современное состояние многострадальных войск ПВО. И тут что надо отметить сразу.
Печальная наша реальность, увы, такова, что в ближайшее, по меньшей мере, столетие миром будет править сила. А потому мы должны всячески развивать ратное сознание своих соотечественников. Огромные, могучие, прекрасно вооруженные государства погибали лишь потому, что утрачивали это самое ратное сознание. В это сегодня не все могут поверить, но мы стоим на самом краю такой пропасти, из которой ледяным дыханием веет хаос. Верх в стране берут белобилетники, другими словами люди, не нюхавшие солдатских портянок: Горбачёв, Ельцин, Гайдар, Чубайс, etc. Они изо дня в день наносят страшные удары по боеспособности вооруженных сил страны, по ратному сознанию советского народа. Ни дня не послужившие в армии, они не знали, и знать не могут её на клеточном, молекулярном уровне. Армия даже мешает им в меркантильных, как им кажется, далеко идущих, но, по сути, очень куцых планах.
Тот же случай с Рустом их испугал, как страшит суеверного человека привидение. Они завизжали как поросята, страшно им, видите ли, стало. Меж тем дебильная оценка Войск ПВО, пущенная в верхах, аукнулась в низах общественного сознания, и создался миф, фантом, даже отдаленно не соответствующий реальному состоянию дел. Специалисты наши и зарубежные знали: да, случай досадный, курьезный, но не стоит он и сотой доли шума, им вызванного. Ибо, как здоровому человеку невозможно повторить похождений лунатика, так невозможны впредь маршруты, наподобие рустовских. Хотя шкодливые молодые люди, жаждущие геростратовой славы, нарушали и, вполне возможно, будут ещё нарушать границу. Исключить это невозможно даже теоретически. Так называемая неприкосновенность советских границ - сухопутных и воздушных - самый дорогостоящий, после ядерного щита, блеф советской власти. Всегда через нашу границу ходили нарушители и летали самолёты. Разве что до Красной площади не дотягивали. Исключить в принципе подобные нарушения невозможно даже теоретически, а главное, нет в том такой уж необходимости. Решая буквально поставленную задачу, нам пришлось бы расположить по громадному периметру своих кордонов все летательные средства, включая даже макеты, по которым обучались досаафовцы. Но и тогда Север страны остался бы оголенным.
Всё это, только другими словами, немножечко «околонаучно», чтобы не сильно отличаться от соавтров-кандидатов исторических наук я и отразил в своей части книги. Мудрый, бесконечно мною уважаемый Мальцев, прочитав мою писанину, как бы даже чуток скривился: мало дела говоришь. Потолкуй с Главным маршалом Колдуновым.
- А вам не кажется, Игорь Михайлович, что наш бывший главком – несколько «смурноватый» субъект? Да и станет ли он со мной общаться? Ведь, насколько мне известно, он, обиженный и униженный Генсеком, никому не дал ни слова интервью.
- Александр Иванович только с виду мрачноватый, а так - мужик что надо. И потом я ему замолвлю за тебя словечко…

Опережая время

Много лет спустя после описываемых в моём дневнике событий появилась публикация помощника Е.Лигачёва – В.Легостаева, где раскрывалась операция по большой чистке в армии под кодовым названием «Руст». В здании на Старой площади Легостаев сидел в кабинете по соседству с небезызвестным «прорабом перестройки» А.Н.Яковлевым: «Обстоятельства появления Руста в Москве были и до сих пор остаются загадочными. К примеру, уже тогда стало известно, что при подлете юного провокатора к столице на командный пункт Московского округа ПВО поступило указание о внеплановом отключении АСУ РЛС для проведения профилактических работ. Что, разумеется, снизило качество обрабатываемой службами ПВО оперативной информации. Как свидетельствовали поступавшие в те дни и недели в ЦК документы, таких подозрительных «мелочей» по маршруту неуловимой «Цессны-172» набиралось больше чем достаточно для серьезных размышлений и выводов. Постоянно подзуживаемый своим ближайшим окружением, в котором Яковлев уже играл важную роль, Горбачев искал повод для расправы над оппозиционным, как он полагал, руководством Вооруженных Сил СССР. Его-то и доставил ему в урочный час на хвосте своего спортивного самолетика Матиас Руст. В результате, как заявил на заседании Политбюро сам Горбачев, были отданы под суд 150 генералов и офицеров СА. По данным американских спецов, внимательно следивших за ситуацией, «под Руста» было смещено не только руководство Войск ПВО во главе с маршалом авиации Колдуновым, но и министр обороны маршал Соколов со всеми своими заместителями, начальник Генерального штаба и два его первых заместителя, главнокомандующий и начальник штаба ОВС Варшавского Договора, все командующие группами войск (в Германии, Польше, Чехословакии и Венгрии), все командующие флотами и все командующие округами. В ряде округов командующие заменялись неоднократно. Волна горбачевской чистки достигла, по меньшей мере, уровня командования дивизиями, а, возможно, пошла и еще ниже».
Особое внимание обращалось на устранение наиболее квалифицированных и независимых военачальников. Типичный пример - легендарный маршал авиации Александр Иванович Колдунов - дважды герой Советского Союза; в Отечественную войну командир эскадрильи; с 1970 г. командующий ПВО Московского округа, а с 1978 г. главнокомандующий ПВО страны. В результате проведенной операции руководство Советской Армии было фактически обезглавлено. Далее В. Легостаев пишет: «Как-то пополудни в первых числах июня в моем кабинете, по обычаю неожиданно, возник Яковлев. К тому времени он уже успел стать членом Политбюро, близким генсеку. Широкое, грубо прочерченное лицо А.Н. светилось торжествующей улыбкой. Он пребывал в откровенно приподнятом, почти праздничном расположении духа. Прямо с порога, победно выставив перед собой ладони, выпалил: «Во! Все руки в крови! По локти!» Из последовавших затем возбужденных пояснений выяснилось, что мой гость возвращается с очередного заседания Политбюро, на котором проводились кадровые разборки в связи с делом Руста, Было принято решение о смещении со своих постов ряда высших советских военачальников. Итоги этого заседания и привели Яковлева в столь восторженное победоносное состояние. Его руки были «в крови» поверженных супостатов.
Подытоживая за кулисами публичного спектакля подлинные итоги «дела Руста», Горбачёв в телефонном разговоре сказал одному из своих ближайших помощников Черняеву: «Теперь умолкнут кликуши насчет того, что военные в оппозиции к Горбачёву, что они вот-вот его скинут, что он на них все время только и оглядывается».
В цитированном отрывке выделяются личностные моменты. А, по сути, была проведена чистка всего высшего и частично среднего руководства армией, которая от этого удара уже не оправилась. Многое в этой операции и до сегодняшнего дня остается за кадром. Так, неясно участвовала ли группировка Горбачёва - Яковлева в планировании и организации полета Руста или оно просто использовала его. В пользу первой версии говорят многочисленные «случайности», обеспечившие успешное завершение полета и пропагандистская эффективность посадки именно на Красной площади. В целом же команда Горбачёва осуществив массовую замену ведущих кадров, нагнетала в стране обстановку неустойчивости».
Короче, в примере с Колдуновым случилась трагедия настоящая, безо всяких кавычек. Он скончался, не дожив и до семидесяти, хотя обладал отменным здоровьем. Не пережил позора и предательства со стороны генсека-главнокомандующего. То, чего не добились прославленные асы люфтваффе, легко сделал Горбачёв: стрельнул маршала влет. Потому что на самом деле вред, причиненный Рустом Войскам ПВО был сравним с укусом слона комаром. Неоднократно я писал об этом, но кто обращал внимание на негодование и боль простого полковника. Для того чтобы разрушить вздорный миф о слабости Войск ПВО или хотя бы немного его смикшировать, нужна была фигура масштабная. И Колдунов подходил для такой роли, как никто другой в стране. Но, обиженный до глубины души, военачальник перестал общаться даже с бывшими сослуживцами. Что уж тогда говорить о журналистах. И я вновь пошел к Мальцеву. Не знаю, какие аргументы приводил Колдунову Игорь Михайлович, но факт тот, через некоторое время мне позвонил многолетний помощник маршала Тихон Иванович (к сожалению, я запамятовал его фамилию). Приезжайте, сказал, Александр Иванович согласился с вами встретиться.
Тогда я был, без преувеличения, в теме. Поэтому подготовил для военачальника что-то около тридцати весьма обстоятельных вопросов. Расчёт мой состоял в том, что если Колдунов даже фрагментарно на них ответит, то полнота картины в итоге всё равно получится.
Александр Иванович, видимо, для себя уже все решил, потому что даже не поинтересовался, где я намереваюсь опубликовать интервью с ним. Внимательно прочитав все вопросы, спросил, каким временем располагает. Неограниченным – ответил я. «Ну что ж, - сказал, - когда отвечу на все вопросы – дам вам знать. А вот эти материалы можете взять с собой». И вручил мне фронтовую листовку победного 1945 года, ему посвященную и четыре личных фотографии. (До сих пор их храню). На том мы расстались.

10.06.92, среда.
Дождливое, неуютное, серое утро. Как в чеховском святошном рассказе: «Ветер сырой, холодный, пронизывающий, с неистовой злобой стучит в окна и кровли. Он воет в трубах и плачет в вентиляциях. В темном, как сажа воздухе, висит тоска… Природу мутит… Сыро, холодно и жутко». Как глубоко и мудро: природу мутит. В этой пакостной столице, похоже, самая распространённая именно такая погода. И на душе скверно. Одна радость – рассуждения водителя Ивана Дмитриевича о том, как экономно работают щётки в нашей «Ниве». В отличие от Волкова, Лебедев сразу влюбился в «Белочку» на четырёх колёсах, как в последнюю зазнобу на этом белом свете. И не нарадуется ею.
С положением в стране выступил Ельцин. Наш главком Прудников подводил итоги весеннего периода обучения. Послал я на это совещание бригаду из пяти человек.
Завтра будем хоронить Маршала Советского Союза, дважды Героя Советского Союза Александра Ивановича Колдунова. Из Войск ПВО ушла великая эпоха. Считается, что он сбил 15 немецких самолётов лично и 1 в группе. Это не так. Вот сведения, которые вряд ли многим известны. На счету Колдунова был один бой против американской авиации. 7 ноября 1944 года в районе города Ниш в Югославии две группы американских самолетов Р-38 «Лайтнинг» по ошибке атаковали колонну советских войск. Было убито до 20 советских солдат и офицеров, в том числе командир стрелкового корпуса генерал-майор П. Котов. Для отражения налета была поднята эскадрилья истребителей во главе с Колдуновым. Рискуя жизнью, Колдунов приблизился к американским самолетам, показывая им красные звезды на фюзеляже, но был обстрелян, а два советских самолета - сбито. Ответным огнём наши лётчики сбили 3 самолета США. Одного сбил Колдунов. В конце концов, ему все-таки удалось добиться прекращения боя, поставив свой самолет буквально перед носом ведущего группы американцев. Разразился большой дипломатический скандал, американцы признали ошибку и принесли извинения. Только сбитые американские самолеты нашим лётчикам не засчитали. В том числе и Колдунову. То есть, объективно и по факту, кроме немцев, Александра Ивановича пытались сбить и американцы. Но удалось это сделать только пятнистому Горбачёву. Моя ненависть к этому человеку и политику зашкаливает. И это плохо. Надо держать свои мысли и эмоции в узде точно так же, как и свои поступки в быту. Если хочешь полагать себя умным человеком.
…В Красной Армии Колдунов с 1941 года. Лично писал письмо наркому обороны К.Е. Ворошилову, чтобы тот разрешил стать военным летчиком. В 1943 году окончил Качинскую военную авиационную школу летчиков. Его распределили в запасной авиаполк, но Александр сумел добиться зачисления в действующую армию. С мая 1943 года в должности лётчика 594-го штурмового авиационного полка на фронте. Первую победу одержал 21 июня 1943 года над рекой Северский Донец. Стремительно набирал боевой счёт и столь же быстро рос в должностях: младший лётчик, лётчик, командир звена, заместитель командира истребительной эскадрильи. С осени 1943 года до конца войны командовал эскадрильей. Наиболее отличился в таких операциях войны, как битва за Днепр, освобождение Правобережной Украины, Ясско-Кишинёвская операция, Будапештская операция, освобождение Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и Австрии.
К маю 1944 года командир эскадрильи 866-го истребительного авиационного полка 288-й истребительной авиационной дивизии 17-й воздушной армии 3-го Украинского фронта капитан Колдунов совершил 223 боевых вылета, провёл 45 воздушных боёв, сбил лично 15 самолётов противника и 1 в группе. За эти подвиги 2 августа 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР капитану Колдунову А. И. присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Всего за годы войны Колдунов совершил 412 боевых вылетов, провёл 96 воздушных боёв, в ходе которых им лично сбито 46 вражеских самолётов и 1 в составе группы. Через три года, в составе группы награждённых к годовщине Советской Армии, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1948 года майор А. И. Колдунов награждён второй медалью «Золотая Звезда», став дважды Героем Советского Союза. По неподтверждённым данным, вторую звезду Героя он получил как раз за сбитых американцев.
Вот как описывает тот странный бой генерал-майор авиации Б. А. Смирнов, ставший Героем Советского Союза ещё в 1939 году в книге "Небо моей молодости":
"В связи с освобождением Югославии припоминаются такие события. На территории Италии у наших союзников была авиационная база близ города Бари. Оттуда они иногда производили так называемые челночные операции, действуя с воздуха по противнику, находившемуся в Югославии.
Утром 7 ноября 1944 года, примерно около 13 часов, одна из боевых колонн 37-й армии двигалась по шоссе. Головные машины ее проходили уже траверз полкового командного пункта, когда дежурный офицер доложил начальнику штаба 866-го полка майору А. А. Сигорскому о том, что курсом на аэродром, с запада, на высоте 1500 — 2000 метров летят две большие группы немецких самолетов.
Я в это время находился на командном пункте в расположении 2-й болгарской армии и вот слышу, командарму докладывают, что американские бомбардировщики атакуют колонну наших войск в районе города Ниш. Судец распорядился: "Принять все меры к предотвращению столкновения в воздухе". Но как? Со стоянки дежурной авиаэскадрильи уже взлетела восьмерка истребителей, возглавляемая Героем Советского Союза капитаном А. И. Колдуновым. Ему и всем летчикам группы передаю указание командующего, прошу сделать все возможное, чтобы привлечь внимание американцев, дать как-то понять, что мы - союзники. Сделать это трудно: нам неизвестна радиоволна их обмена.
А тем временем две группы - по 25 - 30 самолетов каждая - уже подходили к западной окраине аэродрома. Капитан Колдунов решил рискнуть и устремился к ведущему американской группы. Можно было подумать, что этот маневр закончится атакой. Но Колдунов не стрелял, а "лайтинги" открыли по нему огонь. Он упорно приближался к намеченной цели. Вот его самолет смешался с машинами союзников, еще секунда - и капитан Колдунов, оттеснив ведомого от командира американской группы, притерся к нему вплотную. "Лайтинги" уже не могли вести по нему огонь, боясь одновременно поразить своего командира. Все это произошло в считанные секунды. "Лайтинги" прекратили огонь. Воздушный бой с союзниками, по оценке наших летчиков, был для них самым памятным и самым каверзным. Капитан Панин назвал его игрой в кошки-мышки: "Они гоняются за нами, а мы увертываемся, и непонятно, почему на их пулеметные очереди мы должны были отвечать реверансами".
Когда наши самолеты приземлились, все бросились к машине Колдунова. Пилотам хотелось узнать, как это ему удалось прекратить атаки американских "лайтингов". Капитан Панин - тот прямо спросил:
- Колдун! Ты английский знаешь?
- Нет.
- А как же разговаривал?
- На летном языке. Зажал ручку управления между колен, поднял руки, соединив ладони в рукопожатии, а потом постучал кулаком по лбу - намекнул, что мы союзники. Вот и все...
- Значит, ты сказал приблизительно так: "Босс, ты дурак - соображать надо!"
- Ну... примерно, - согласился Колдунов.
- А если бы он не понял?
Колдунов подумал немного и ответил:
- Жить захочешь – поймешь!
Больше вопросов у Панина не было, и он обратился ко всем присутствующим:
- Ребята, качнем Колдуна!»
После расследования этого происшествия представитель американской стороны принес командованию фронта извинения за инцидент, выразил соболезнование по поводу погибших. Он пояснил, что ведущий "лайтингов" спутал в полете ориентиры и принял колонну нашего корпуса за немецкую. Колдунова, проявившего смелую находчивость в сложной обстановке, командование наградило орденом Красного Знамени. А кто из наших пилотов сбил те "лайтинги", мне так и не удалось установить. Летчики как воды в рот набрали».
После войны Колдунов окончил Военно-воздушную академию. Командовал истребительным авиационным полком, авиационной дивизией. После окончания Военной академии Генерального штаба, переведён в Войска противовоздушной обороны. Летом 1978 года возглавил их. Снят с должности после скандального полёта немецкого пилота Матиаса Руста. Был депутат Совета Национальностей Верховного Совета СССР трёх созывов.
Похоронен Колдунов на Новодевичьем кладбище.

 

Полковник в отставке Михаил Захарчук.
16 апреля 2020 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
10 июля
пятница
2020

В этот день:

Минная постановка подводной лодки «Краб»

10 июля 1915 года русская подводная лодка «Краб» заминировала пролив Босфор.

Минная постановка подводной лодки «Краб»

10 июля 1915 года русская подводная лодка «Краб» заминировала пролив Босфор.

Это была первая минная постановка с борта субмарины.

Русская подлодка «Краб» являлась первым в мире подводным минным заградителем. Она была заложена в конце 1909 года на судоверфи завода «Наваль» в Николаеве, спущена на воду 25 августа 1912 года. Во время Первой мировой войны в первый боевой поход подводный минный заградитель вышел 8 июля 1915 года. С 58 минами и 4 торпедами «Краб» направился в сопровождении подводных лодок «Морж», «Нерпа» и «Тюлень» к Босфору. 10 июля мины были выставлены в районе маяков Анатоли-Фенер и Румели-фенер. На выставленных минах подорвалась турецкая канонерская лодка «Иса-Рейс».

Начало обороны Ленинграда

10 июля 1941 году началась великая оборона Ленинграда.

Начало обороны Ленинграда

10 июля 1941 году началась великая оборона Ленинграда.

В июле - сентябре 1941 войска немецкой группы армий "Север", имея значительное превосходство в силах, преодолели сопротивление советских войск и вышли к окраинам Ленинграда и Ладожскому озеру, отрезав город от тыла страны. В ходе 900-дневной блокады войска Ленинградского фронта, силы Балтийского флота и Ладожской военной флотилии отразили все атаки врага. Население Ленинграда, несмотря на варварские бомбардировки, голод и холод, активно помогало фронту. Город сдан не был.

Сталин стал во главе Ставки ВГК

10 июля 1941 года Государственный Комитет Обороны принял постановление об образовании трех главных командований: Северо-Западного направления (главнокомандующий К. Е. ВОРОШИЛОВ), Западного направления (С. К. ТИМОШЕНКО) и Юго-Западного (С. М . БУДЁННЫЙ). Одновременно Ставка Главного Командования была преобразована в Ставку Верховного Главнокомандования под председательством И. В. СТАЛИНА.

Космонавт Петр Климук

10 июля 1942 года родился Петр Ильич КЛИМУК, летчик-космонавт СССР

Космонавт Петр Климук

10 июля 1942 года родился Петр Ильич КЛИМУК, летчик-космонавт СССР

Он - дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации, кандидат технических наук, член КПСС с 1963 года.

В 1964 году Петр Климук закончил Черниговское высшее военное училище летчиков имени Ленинского комсомола. Затем служил в авиационных частях Советской Армии. Зачислен в отряд космонавтов в 1965 году. Прошёл полный курс общекосмической подготовки и подготовки к космическим полётам на кораблях типа «Союз» и орбитальных станциях типа «Салют». Совершил три космических полёта в качестве командира экипажа. Первый космический полёт совершил с 18 по 26 декабря 1973 года вместе с бортинженером В. В. Лебедевым на космическом корабле «Союз-13». Продолжительность полёта составила 7 дней 20 часов 55 минут 35 секунд. Свой второй полёт в космос совершил с 24 мая по 26 июля 1975 года совместно с бортинженером В. И. Севастьяновым на космическом корабле «Союз-18-2» к орбитальной станции «Салют-4». Продолжительность пребывания в космосе составила 62 дня 23 часа 20 минут 8 секунд. Третий полёт в космос совершил с 27 июня по 5 июля 1978 года в качестве командира международного экипажа совместно с космонавтом-исследователем, гражданином Польской Народной Республики М. Гермашевским на космическом корабле «Союз-30» к орбитальной станции «Салют-6» для совместной работы с её экипажем — В. В. Ковалёнком и А. С. Иванченковым. Продолжительность пребывания в космосе составила 7 дней 2 часа 2 минуты 59 секунд. Всего за 3 полёта в космос налетал 78 дней 18 часов 18 минут 42 секунды.

С 30 марта 1976 года — заместитель командира отряда космонавтов ЦПК по политической части, с 24 января 1978 — заместитель начальника ЦПК — начальник политотдела Центра. 3 апреля 1991 года в связи с расформированием политорганов в армии переведён на должность начальника военно-политического отдела, заместителя начальника ЦПК. С 12 сентября 1991 по сентябрь 2003 — начальник Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии