RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Герой Собибора
22 февраля 2020 г.

Герой Собибора

22 февраля 1909 года родился Александр Аронович Печерский, организовавший в годы Великой Отечественной войны победоносное восстание в фашистском концлагере
Над Белой Русью — Флаг СССР!
9 мая 2020 г.

Над Белой Русью — Флаг СССР!

В Минске состоялся единственный на постсоветском пространстве военный парад, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
Чиновникам не до настоящих Героев
28 февраля 2016 г.

Чиновникам не до настоящих Героев

В Московском Доме национальностей состоялась научно-практическая конференция, посвященная подготовке к празднованию 100-летия Алексея Петровича Маресьева
Куликовская битва
21 сентября 2019 г.

Куликовская битва

21 сентября (8 по ст. ст.) 1380 года русские окончательно сбросили с себя ордынское иго
Непобедимый старшина
8 марта 2016 г.

Непобедимый старшина

8 марта 1887 года родился старшина эсминца «Гром» Федор Евдокимович САМОНЧУК, который в годы Первой мировой воны совершил небывалый в истории человечества подвиг
Главная » Подвиги в наследство » 2020 » Командир атомохода «К-153»

Командир атомохода «К-153»

7 апреля в России отмечается День памяти о погибших моряках-подводниках.

Низко кланяясь всем нашим витязям глубин, отдавшим жизни за Родину, сегодня расскажем о судьбе одного из этих Героев, зачастую малоизвестных для широкой общественности...
Командир атомохода «К-153»

Дата 7 апреля в качестве памятного дня была установлена приказом главнокомандующего ВМФ РФ от 19 декабря 1995 года в память о трагической гибели подводной лодки «Комсомолец». Напомним, что атомная подводная лодка Краснознаменного Северного флота К-278 «Комсомолец» затонула именно 7 апреля 1989 года.
На флоте сложилась традиция - поминать в этот скорбный день не только экипаж «Комсомольца», но и всех, кто отдал жизнь, служа Отечеству в морских глубинах. Один из них — командир крейсерской ракетной подводной лодки «К-153» Краснознаменного Северного флота капитан второго ранга Александр Романович Ткаченко.

На кладбище кубанской станицы Кущевской стоит памятник с эпитафией, в которой есть такая строка: «Доблестному командиру от экипажа корабля». Выше текста выгравирован портрет офицера в звании капитана второго ранга, под ним - силуэт атомной подводной лодки на ходу в море, курсом на SW. И имя того, кто здесь упокоен: ТКАЧЕНКО АЛЕКСАНДР РОМАНОВИЧ (12.02.1937 — 20.05.1970).
Капитан первого ранга в отставке Алексей Пантелеевич Нидилько (мой однокашник по Каспийскому высшему военно-морскому Краснознаменному училищу им. С.М.Кирова), который прислал в РГК это фото, в сопроводительном письме сообщил: «Александр Романович
родом из Кущёвки, Здесь окончил СШ № 4. Выпускник ТбНахимовки и РигаПодплава (?). По непроверенным данным, умер здесь после тяжёлой болезни. Якобы перед смертью предупредил родных, чтобы не рассказывали никому ничего — «секретно»(!). Возможно- облучка (?). Есть ещё одна зацепка. В 1981 году мой знакомый Александр Карпенко был водителем служебного авто в райкоме. Однажды он возил почётного гражданина Кущёвки, морского офицера, писателя Золототрубова Александра Михайловича, который по ходу разговора произнёс: «Да, лежит тут наш подводник — Ткаченко Александр Романович». Значит, он был в теме. Но где сейчас архивы Золототрубова — в Москве, у кого? Наверное, не реально что-то найти. А прояснить судьбу Александра Романовича нужно обязательно. Земляки должны знать о Герое-станичнике».

В надежде получить более или менее подробную информацию, РГК обратился за помощью в Санкт-Петербургский клуб моряков-подводников ВМФ. К сожалению, и там сведения были куцыми и не во всём точными: «Ткаченко Александр Романович окончил Тбилисское Нахимовское военно-морское училище в 1952 году. Служил на ПЛ « Б-92», а с 1960 г. на «К-96»:(Краснознаменное ордена Ушакова 1-й степени соединение подводных лодок Северного флота) командиром БЧ-2, старпомом. С 1967 года — командир атомохода. На сайте ТНВМУ написано: «скончался на боевом посту, похоронен с воинскими почестями в г. Краснодаре».
Кое-что прояснилось по линии писателя А.М. Золототрубова. Оказывается, он как Ткаченко и Нидилько - родом из Кущевской, воевал на фронтах Великой Отечественной, служил на эсминцах «Железняков» и «Сообразительный». В 1947 году ему было доверено, как лучшему радисту эскадры надводных кораблей флота, с помощью переносной радиостанции обеспечивать связью И. В. Сталина, совершавшего на крейсере «Молотов» переход из Севастополя в Ялту. Впоследствии был адъютантом главкома ВМФ, написал более сорока книг о военных моряках, в том числе и очерк о своем земляке Александре Романовиче Ткаченко, который был опубликован в 1966 году в журнале «Нива». В нём писатель с восхищением рассказал о встречах со своим боевым земляком — 28-летним старпомом ракетной подводной лодки Краснознаменного Северного флота «К-96».
К счастью, удалось связаться с сыном А.Р.Ткаченко — Валерием Александровичем, который много интересного добавил к портрету отца. Вот его рассказ:
«Мой отец, Ткаченко Александр Романович, родился 12 февраля 1937 года в станице Кущевской Краснодарского края. Он из обычной семьи. Его родители: Ткаченко Роман Григорьевич и Ткаченко Евдокия Никифоровна 1910 года рождения. После окончания школы в 1955 году отец поступил в Высшее Военно-Морское училище в г. Ленинграде и далее его жизненный путь - в прилагаемой мною архивной справке. В нахимовском училище отец не учился.

Моя мама Баталова (Ткаченко) Раиса Петровна 1938 года рождения. С отцом они поженились в 1959 году. У меня был родной брат Ткаченко Александр Александрович 1960 года рождения, которого не стало в 1995 году.

В исторической справке указано, что в 1968 году К-153 вошла в состав 16-й ДиПЛ 12-й эскадры подводных лодок с базированием на губу Оленью Мурманской области. Название этого населенного пункта мне знакомо с детства. Я родился в г. Полярный Мурманской области. В 1969-1971 годах предположительно лодка прошла ремонт? Точных данных нет. 20.05.1970 года отец скоропостижно скончался от атеросклероза, как указано в выписке из приказа Главнокомандующего ВМФ по личному составу от 03.07.1970 года. Мне запомнилась фраза после смерти отца от одного из товарищей отца на его похоронах: «военная тайна». Рассекретили ли архивы через 50 лет? В этом году исполняется 50 лет со дня смерти отца. О действительной причине смерти отца нам до сих пор ничего не известно.

После смерти отца мама получала пенсию по случаю потери кормильца, была предоставлена двухкомнатная квартира в г. Ростове-на-Дону.
Мне, как и любому мальчишке, хотелось верить в исключительность своего отца. Ходила семейная легенда о том, что отец стал прототипом известного фильма, в котором подводная лодка сталкивается в океане с препятствием и все матросы стали покидать лодку в скафандрах. Капитану положено выходить из лодки последним. Отцу не хватило скафандра, что и стало причиной его гибели.
Что я знаю об отце, и каким я его себе представляю? Крепким, физически и духовно, беззаветно преданным делу партии и государства, верящим в мирное, светлое и великое будущее, надежным другом, глубоко порядочным человеком, отличным семьянином, веселым, хорошо играющим на баяне, человеком с красивым каллиграфическим почерком, аккуратным и добросовестным, технарем, знающим электрику, человеком, для которого вопрос о том, сколько вы получаете, казался нескромным, да еще много чего, одним словом Человеком с Большой Буквы. Каких, видимо, в то время было немало. Людей, доказавших своей короткой, но яркой жизнью способность на жизненный подвиг: мальчишке из простой, кубанской, казачьей и многодетной семьи стать капитаном большой атомной подводной лодки. И закончить жизнь в 33 года в возрасте Иисуса Христа в самом расцвете сил, так и не дожив до реализации своих жизненных планов. Многие по жизни мне говорили: если бы твой отец был жив, то он был бы адмиралом.
Что я больше всего ценил в своем отце? То, что в людях принято называть Настоящим, не напускным, в больших и малых делах. К чему, думается, любому человеку и нужно стремиться. Тогда, был бы крепче и флот, и государство.

Сергей Иванович, спасибо Вам за Вашу работу, за то, что пробуждаете в людях, в молодом поколении то самое - Настоящее, что делает человека цельным и крепким, как глыба, как камень. За что и уважали и трепетали перед нашими командирами западные противники, как принято нынче называть, - «партнеры».

Прекрасные слова сына об отце! Прекрасная зарисовка на память о командире подводного атомохода!
Но вопросы остаются. Главное: как он погиб? В официальную версию — от атеросклероза в 33 года — что-то не верится. Кажутся по меньшей мере странными несоответствия в трактовках биографии, например, вопрос об учебе в Тбилисской нахимовке и Рижском подплаве. Или — разные даты смерти на памятнике, в некрологе, опубликованном во флотской газете, и в приказе главкома ВМФ об исключении из списков флота.
Может быть, эту статью прочтут бывшие сослуживцы Александра Романовича — просьба откликнуться и прояснить судьбу командира.
Вечная память Герою-подводнику!

 

Сергей Турченко, редактор Российского героического календаря, капитан первого ранга в отставке.
6 апреля 2020 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
1 июня
понедельник
2020

В этот день:

Орден Александра Невского

1 июня 1725 года Екатериной I учрежден орден Александра Невского. Он стал третьим российским орденом после ордена Св. Андрея Первозванного и женского ордена Св. Великомученицы Екатерины.

Орден Александра Невского

1 июня 1725 года Екатериной I учрежден орден Александра Невского. Он стал третьим российским орденом после ордена Св. Андрея Первозванного и женского ордена Св. Великомученицы Екатерины.

Знак ордена представлял собой четырёхконечный прямой крест с расширяющимися концами и характерными двуглавыми орлами, помещёнными между концами креста. В центре креста располагался круглый медальон с изображением конной фигуры Александра Невского. Также к знакам ордена относилась серебряная восьмилучевая звезда с девизом ордена «ЗА ТРУДЫ И ОТЕЧЕСТВО»

Как государственная награда орден был упразднён в 1917 году. 29 июля 1942 года в СССР был учреждён новый орден Александра Невского для награждения командного состава Красной Армии. После распада Советского Союза орден был сохранён в системе государственных наград Российской Федерации постановлением Верховного Совета от 20 марта 1992 года, однако до 2010 года награждения им не производились. 7 сентября 2010 года указом Президента России учреждён новый статут и описание ордена. Знак ордена Александра Невского Российской Федерации воспроизводит дизайн дореволюционного ордена.

 

Один из отцов «Катюши»

1 июня 1894 года родился Анатолий Аркадьевич БЛАГОНРАВОВ (умер 04.02.1975), академик, генерал-лейтенант артиллерии, один из создателей знаменитой «Катюши».

Космонавт Георгий Добровольский

1 июня 1928 года родился Георгий Тимофеевич ДОБРОВОЛЬСКИЙ (погиб 30.06.1971), летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза (посмертно).

Космонавт Георгий Добровольский

1 июня 1928 года родился Георгий Тимофеевич ДОБРОВОЛЬСКИЙ (погиб 30.06.1971), летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза (посмертно).

Из рабочих. Рос без отца. В годы Великой Отечественной войны находился в Одессе, которая была оккупирована немецко-фашистскими войсками. Пятнадцатилетним подростком решил бороться с оккупантами. Достал оружие, но был схвачен полицией. За хранение револьвера «в пригодном для действия состоянии» фашистским военно-полевым судом 22 февраля 1944 года был приговорен к 25 годам каторжных работ. Бежал. Скрывался. После освобождения Одессы поступил в Одесскую специальную школу ВВС. Летал на самолетах различных типов: Яки, МиГи, Ла и другие. В служебной характеристике появилась редкая для казенного лексикона фраза: «Летает с упоением». С 1963 года в Центре подготовки космонавтов. Прошел полный курс подготовки к космическим полетам на кораблях типа Союз. Проходил подготовку по советской «лунной» программе. Входил в экипаж поддержки при полете космического корабля Союз-10 (апрель 1971 года). 6 - 29 июня 1971 года совершил космический полет в качестве командира космического корабля Союз-11 и орбитальной космической станции Салют-1. Полет продолжался 23 суток 18 часов 21 минуту 43 секунду. При возвращении на Землю из-за нарушения герметичности спускаемого аппарата экипаж космического корабля Союз-11 погиб.

День рождения Военно-транспортной авиации

1 июня 1931 года в Красном воздушном флоте был сформирован первый опытный отряд . транспортных самолетов, куда вошли 12 ТБ-3 и 10 машин Р-5. Эта дата считается Днем рождения ВТА.

День рождения Военно-транспортной авиации

1 июня 1931 года в Красном воздушном флоте был сформирован первый опытный отряд . транспортных самолетов, куда вошли 12 ТБ-3 и 10 машин Р-5. Эта дата считается Днем рождения ВТА.

Уже в 1932 году такие авиамотоотряды созданы в Московском, Ленинградском, Украинском и Белорусском военных округах. Военно-транспортная авиация сразу начала обретать навыки массовых десантов. В 1934 году на территории Белорусского военного округа ТБ-3 выбросили в тыл врага 900 вооруженных бойцов. Через год, уже на других учениях, число парашютистов возросло до двух тысяч, а потом и до шести тысяч бойцов.
За годы Великой Отечественной войны советская авиация совершила в зоне боевых действий 5,400,000 самолетовылетов. Из них 1,700,000 приходится на транспортные самолеты.
В ходе войны были созданы и запущены в серийное производство новые военно-транспортные самолеты Як-6 и Ще-2, предельно простые и технологичные, в максимальной степени отвечающие условиям производства военного времени. Продолжался и серийный выпуск самого массового отечественного ВТС 1940-х годов — Ля-2 (всего за годы Великой Отечественной войны ВВС было передано 1214 самолетов этого типа). Велась постройка и десантных планеров А-7, Г-11, КЦ-20 и БДП-2. Однако в годы войны планеры не нашли в советских вооруженных силах широкого применения.
Сегодня Военно-транспортная авиация (ВТА) является средством Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и предназначена для решения стратегических (оперативно-стратегических), оперативных и оперативно-тактических задач на театрах военных действий (стратегических направлениях).
На вооружении соединений и частей ВТА состоят военно-транспортные самолеты Ил-76МД, Ан-26, Ан-22, Ан-124, Ан-12ПП, транспортные вертолеты Ми-8МТВ. Основными задачами соединений и частей ВТА являются: десантирование частей (подразделений) Воздушно-десантных войск из состава оперативных (оперативно-тактических) воздушных десантов; доставка вооружения, боеприпасов и материальных средств войскам, действующим в тылу противника; обеспечение маневра авиационных соединений и частей; перевозка войск, вооружения, боеприпасов и материальных средств; эвакуация раненых и больных, участие в миротворческих операциях.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии