RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Ангелы в белых халатах
1 марта 2020 г.

Ангелы в белых халатах

Вахта Памяти-75: день шестой.
Непобедимый старшина
8 марта 2016 г.

Непобедимый старшина

8 марта 1887 года родился старшина эсминца «Гром» Федор Евдокимович САМОНЧУК, который в годы Первой мировой воны совершил небывалый в истории человечества подвиг
За что фронтовика лишили гражданства?
6 сентября 2014 г.

За что фронтовика лишили гражданства?

К главному редактору РГК обратился ветеран Великой Отечественной войны Илья Максимович Шендеров из Израиля с просьбой предать огласке пренеприятнейшую историю...
Отец легендарного «Папаши»
29 апреля 2016 г.

Отец легендарного «Папаши»

29 апреля 1897 года родился Георгий Семенович ШПАГИН, конструктор оружия. Самым известным его достижением стало создание пистолета-пулемета (ППШ).
120 лет Маршалу Тимошенко
18 февраля 2015 г.

120 лет Маршалу Тимошенко

18 февраля 1895 года родился выдающийся советский военачальник, дважды Герой Советского Союза Маршал Советского Союза Семен Константинович Тимошенко
Главная » Подвиги в наследство » 2020 » Отец военно-транспортной авиации

Отец военно-транспортной авиации

75-дневная Вахта Памяти в честь 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. День сорок третий.

Ежедневно в соцсетях и РГК я публикую материалы о самом масштабном и значимом событии не только ушедшего ХХ века, но и всей человеческой цивилизации. Сегодня мой рассказ об отце военно-транспортной авиации, выдающемся конструкторе лётной красоты Олеге Константиновиче Антонове, который 36 лет назад ушёл из жизни.
Отец военно-транспортной авиации

 

Но сначала напомню вам, дорогие читатели, что в предвоенные годы военно-транспортной авиации как объединения ВВС в Советском Союзе не существовало. Отсутствовали и специализированные военно-транспортные самолеты. Поэтому для решения специфических задач вооружённых сил применялись самолеты бомбардировщики ТБ-1, ТБ-3, Ил-4 (ДБ-3), Ли-2, По-2, ПР-5 и другие. Тем же целям служили пассажирские и грузовые самолеты Гражданской авиаций: Ф Г-1, Г-2, ПС-84 (Ли-2), ПС-89, С-47 (американского производства, поставлявшийся в СССР по ленд-лизу). Эти машины использовались для высадки воздушных десантов, перевозок личного состава и вооружения Сухопутных войск, доставки боеприпасов, продовольствия и других грузов из тыла страны к фронту, эвакуации раненых и больных.
В начале войны военно-транспортные задачи выполнялись соединениями тяжелых бомбардировщиков ТБ-3 из состава авиации дальнего действия. Весной 1942 года создаётся первое транспортно-десантное соединение, оснащенное боевыми машинами Ли-2, DC-3 и пассажирскими самолетами ПС-40, ПС-41, ПС-7 и ПС-9. В ходе войны созданы и запущены в серийное производство военно-транспортные самолеты Як-6 и Ще-2. Очень простые и технологичные аппараты, максимально отвечающие условиям производства военного времени. Продолжался и серийный выпуск самого массового отечественного ВТС 1940-х годов - Ли-2 (всего за годы Великой Отечественной войны ВВС было передано 1214 самолетов такого типа). Велась постройка и десантных планеров А-7, Г-11, КЦ-20 и БДП-2. Однако в годы войны планеры не нашли в советских вооруженных силах широкого применения. Всего для выполнения военно-транспортных, десантных и других задач для фронта части Гражданского воздушного флота, авиация дальнего действия, фронтовая авиация и авиационные дивизии особого назначения совершили свыше 1,7 млн. самолёто-вылетов, или более трети (31,4%) от общего количества самолёто-вылетов нашей авиации.
Следует особо отметить, что транспортная авиация являлась единственным средством обеспечения жизнедеятельности в осажденных и блокированных городах и поддержания боеспособности находящихся в них войск. Не случайно поэтому за массовый героизм и высокое мастерство, проявленные в боях во время Великой Отечественной войны, отличившиеся части и соединения преобразованы в гвардейские и награждены боевыми орденами. Полки и дивизии получили почетные наименования. Эти части и соединения составили основу, костяк военно-транспортной авиации. За годы Великой Отечественной войны 10 авиаторов, воевавших в частях транспортной авиации, удостоены звания Героя Советского Союза. Всего военно-транспортная дала 89 Героев Советского Союза. Среди них: Б.А. Лахтин, Б.Г. Лунц, Г.А. Таран, Т.К. Гаврилов, А.Д. Каспаров, Н.А. Покачалов, И.Д. Козлов, Г.А. Тараненко, В.Г. Локатош, Н.А. Опрышко. В составе ВТА послевоенную службу продолжали дважды Герои Советского Союза В.С. Ефремов, Е.М. Кунгурцев, В.И. Мыхлик. Весной 1946 года создаётся военно-транспортная авиация как авиационное объединение в составе Воздушно-десантных войск - Десантно-транспортная авиация ВДВ. Одним из её создателей и был Олег Константинович Антонов.
Этот творец лётной красоты отличался редкой духовностью. Он был интеллигентом в искони-первородном понимании этого слова: весьма прогрессивных взглядов, высочайшей внутренней культуры и обаяния внешнего, чрезвычайно образованный. Советская авиационно-конструкторская школа явила миру поистине титанов передовой лётной мысли. Олег Константинович слыл, безусловно, первым среди равных. Он свободно разговаривал и писал по-французски, менее уверенно – по-английски и бегло по-немецки. Великолепно писал картины маслом. Между прочим, почти год ходил на курсы во ВХУТЕМАС. Также долго и настойчиво учился живописи у внука великого Айвазовского - лётчика и художника Константина Арцеулова. Написал за свою жизнь 64 картины - в основном пейзажи и натюрморты. И просто блестяще владел рисунком. Виртуозно работал карандашом: четко, элегантно, почти летуче. Может быть, именно поэтому одним из принципов проектирования летательных аппаратов полагал красоту. Всегда твердил, что самолёт должен быть не только функциональным, но и элегантным. («Полетит только красивая машина»). А ещё сочинял глубокие и содержательные книги, статьи, как на профессиональную тематику, так и по вопросам, сильно далеко отстоящим от авиации. За 60 лет непрерывного творческого труда он издал 200 научных трудов и 4 книги, так ли иначе касающихся отечественной авиации; запатентовал 72 авторских свидетельства на технические изобретения. В то же самое время перу Антонова принадлежит совершенно уникальное популярное филологическое исследование «Обиженная буква», посвящённое 7-й букве русского и белорусского алфавитов и 9-й букве русинского алфавита – «Ё». Кто бы мог подумать! Своим детям регулярно сочинял сказки. (Олег Константинович женился трижды. В 1936 году Лидия Сергеевна Кочеткова родила ему сына Роллана. Елизавета Аветовна Шахатуни – дочь Анну. А Эльвира Павловна – сына Андрея и дочь Елену. Самое примечательное, что со всеми супругами конструктор до самой своей смерти всегда общался сердечно и по-дружески. С Шахатуни они вообще вместе проработал более сорока лет. Она умерла в 2011 году в возрасте 100 лет. А третья жена была младше мужа на 31 год. Все его дети крепко дружили между собой).
Антонов очень много, иногда запоем, читал, предпочтительно классику. Экзюпери, Гоголя, Чехова и Зощенко знал, что называется, наизусть. Ценил тонкий юмор и с удовольствием им пользовался. Речь его отличалась глубиной, образностью и ироничной парадоксальностью: «Красиво лишь то, что функционально. Если у женщины широкие бёдра и пышная грудь, - значит, она сможет родить и выкормить здорового ребёнка». «Почему у ваших самолётов крылья сверху? – А где вы видели птицу с крыльями снизу?». «Откровенно говоря, я всё делаю очень медленно, но без перерывов и потому всегда успеваю». «Расскажите, сколько самолётов вы создали? - Сам, то есть один, я не смог бы разработать не то, что самолёт, даже стиральную машину. Если бы все люди, причастные к изготовлению самолёта, пожелали расписаться на обшивке «Антея», то им бы места точно не хватило. Так что генеральные конструкторы пусть не очень гордятся собой». «Культурный человек обязан относиться к своему телу – источнику энергии и вместилищу разума – с такой же любовью, с какой хороший механик относиться к своему механизму. Машина любит уход, смазку и ласку! Что говорить тогда о таком сложном механизме, как тело человека!». «Физкультура и спорт особенно нужны в молодости, а в старости – и подавно». Кстати, сам Антонов занимался спортом с младых лет. В зрелые годы отдавал предпочтение теннису. Мало кому известно, что в своём конструкторском бюро Олег Константинович построил теннисный комплекс «Антей». Лично создал школу юных теннисистов. Когда в Советском Союзе стали проводиться международные теннисные турниры, Антонов учредил традиционный приз «Джентльмен корта».
Разносторонность интересов и увлечений Олега Константиновича поражала всех, кто с ним подолгу или накоротке сталкивался. Он был талантлив, что называется, глобально. Многие называли его человеком будущего отнюдь не из лестных побуждений. Ну какое подобострастие могли проявлять к конструктору его близкие друзья: выдающийся художник Илья Глазунов, академики Анатолий Добровольский и Николай Амосов? Однако они в один голос утверждали, что восхищаются своим старшим товарищем. Да что там говорить, если даже известный своей грубостью и невоспитанностью Никита Хрущёв в обществе Антонова становился «мягким и пушистым», поскольку знал определённо: академик-авиатор на дух не переносил начальственной фанаберии, тем более амикошонства. Олег Константинович никогда не принимал участия в номенклатурных застольях, не рыбачил с «элитой» и не охотился с ней же, не употреблял крепких напитков, не курил. Изредка мог наслаждаться сухими и дорогими винами или добавлять намного коньячку в кофе. Как руководитель он проявлял к подчинённым всегдашние твёрдость и требовательность, но при этом никогда не повышал на них голоса. Ко всем обращался всегда на «вы». Брал другим - своей фанатичной увлеченностью делом заряжал соратников. Ленивые и не инициативные работники у него долго не задерживались. Антонов элементарно не проявлял к ним никакого интереса, и они, обиженные, уходили сами. Зато, когда генеральному конструктору собирались присвоить второе звание Героя Социалистического Труда, он решительно отказался - в пользу своего зама.
Долгое время (почти 30 лет) Олег Константинович избирался депутатом Верховного Совета СССР семи созывов. И не просто протирал штаны на плюшевых креслах верховной власти, а постоянно вмешивался во все дела Совета Союза. Известен факт, когда он написал докладную в Президиум Верховного Совета с предложением заслушать и принять меры к министру рыбного хозяйства, работу которого считал крайне неудовлетворительной и на живых примерах доказывал это. Через какое-то время того министра действительно осудили. Антонов выступал против строительства низконапорных гидроэлектростанций и создания Киевского, Каневского водохранилищ. Он организовывал в Киеве и Москве художественные выставки «Ученые рисуют», боролся за экологическое спасение озера Байкал, поддерживал всесоюзное значение городка Коктебеля как центра сверхлегкой авиации и планеризма, занимался реабилитацией доброго имени авиаконструктора Игоря Сикорского, участвовал в московских пробегах самодельных автомашин, проводимых журналом «Техника – молодежи».
А вот вам, читатель, образец антоновской поэзии: «Зачем я сражался упорно, жестоко,/ Какой поклонялся безумной мечте?/ Какая стезя завела так далёко?/ Мечта о прекрасном – любовь к красоте./ Усталость и муки с терпеньем Сизифа/ Лишь ради тебя я, не дрогнув, сносил./ Лишь ради далекого светлого мифа/ Я горы ворочал и камни дробил./ И где бы я ни был,/ И что б ни случилось,/ Всегда поклоняться я буду тебе,/ И в час неизбежный позволь мне, как милость,/ Сгореть в твоем чистом и светлом огне».

…Истоки рода потомственных дворян Антоновых уходят в такую глубь времён, что даже сам конструктор не сумел их постичь, хотя и очень старался. Достоверно он установил лишь то, что его прадед жил на Урале и был весьма знатной персоной – главноуправляющим местными металлургическими заводами. Дед, Константин Дмитриевич, получил инженерное образование и всю жизнь строил мосты. Покинув Урал, он обосновался в Торопце Псковской губернии, где у Антоновых было имение. Супругой его стала Анна Александровна Болотникова – дочь отставного генерала, по воспоминаниям современников женщина с чудовищно тяжелым характером, изводившая всех, кто, так или иначе, соприкасался с ней. Она родила мужу трех детей: Александру, Дмитрия и Константина. Константин Константинович пошёл по стопам отца и стал известным в России инженером-строителем. Среди коллег он слыл человеком активным, прекрасно фехтовал, участвовал в конных соревнованиях, занимался редким на ту пору альпинизмом. Женился он на Анне Ефимовне Бикорюкиной – доброй и обаятельной женщине, подарившей ему двух детей: Ирину и Олега.

Накануне Первой мировой войны Антоновы переехал в Саратов. Там обитали влиятельные родственники, обещавшие молодой семье всяческую помощь. Другой причиной отъезда явился на самом деле невыносимый характер Анны Александровны. И это обстоятельство я не случайно подчёркиваю вторично. От дурного нрава бабушка страдали все, кроме Олега, которого старушка истово обожала. Именно благодаря ей Россия получила впоследствии выдающегося авиаконструктора, создавшего семьдесят четыре типа летательных аппаратов. Хотя изначально мальчика познакомил с авиацией его двоюродный брат Владислав Викторович. По вечерам юноша-студент рассказывал о столичных новостях и прежде всего о летательных аппаратах, которыми в начале прошлого века увлекались и стар, и млад. Олег ловил каждое слово о подвигах первых летчиков. Много позже писал: «Рассказы брата производили на меня неизгладимое впечатление. Прошло с тех пор шестьдесят четыре года, а я и поныне помню саратовские вечера. Тогда-то и решил: буду летать».
В тринадцать лет Олег вместе с саратовскими энтузиастами основал «Клуб любителей авиации». К тому времени умерла мать, и он переехал жить к бабушке. В клубе выпускался авиационный журнал. Корреспондент, художник, каллиграф, чертёжник, редактор и издатель объединялись в одном лице юного Антонова. Журнал содержал вырезанные фотографии самолетов, их технические данные, чертежи, интересные истории, отчеты о заседаниях «Клуба», советы начинающим моделестроителям и даже стихи про летчиков. Уникальный по своей серьезности мальчишеский журнал переходил из рук в руки, попадая изредка и в замасленные пальцы красвоенлетов. Между делом Антонов изготовил собственный планер ОКА-1 «Голубь». Вместе с другом Женей Браварским погрузили это творение на платформу поезда и отправились в Коктебель. И хотя планер на испытаниях не взлетел, уникальную его конструкцию комиссия спецов отметила грамотой. Но главное заключалось в другом. На этом слёте Антонов познакомился со многими энтузиастами, рвавшимися подобно ему в небо. Среди них - Арцеулов, Ильюшин, Пышнов, Тихонравов, Толстых, Яковлев и многие другие советские Икары, которые спустя каких-то несколько лет удивят мир дерзновенными изобретениями.
Весной 1940 года Антонова назначают главным конструктором КБ при авиационном заводе в Ленинграде. Через год переводят в Каунас. Воскресным утром 22 июня авиаконструктор проснулся от сильного грохота. Началась война. А вечером с работниками конструкторского бюро на пожарной машине отправился на Восток. Два дня под непрекращающимся обстрелом с воздуха ехали по разбитым грунтовкам. Часто прятались в лесах и кустарниках. Ночевали в стогах сена. Поздно вечером 25 июня Антонов добрался до Москвы. Наскоро собрал творческий коллектив на старом планерном заводе. Спустя пару месяцев Олег Константинович разработал уникальный транспортно-десантный планер А-7. Аппарат был рассчитан на семь пассажиров. Мог садиться на небольшие лесные полянки, на вспаханные поля. Даже на замерзшие и заснеженные реки. Как правило, таки посадки проходили ночью при свете костров,. Обычно после разгрузки недорогой планер и сжигался. Трудно представить себе, какую огромную помощь оказали эти летательные аппараты партизанскому движению в годы войны. Медалью «Партизану Великой Отечественной» не случайно наградили только одного советского авиаконструктора – Антонова.
Когда немцы вырвались на Ленинградское шоссе и оказались в восемнадцати километрах от столицы, группа Антонова погрузилась на поезд и отправилась в Западную Сибирь. В Тюмени Олег Константинович в кратчайшие сроки сумел запустить сложнейшие механизмы авиационного завода и конструкторского бюро, не обладая ни достаточной численностью специалистов, ни материалами.
После того как врага отбросили от Москвы, Олег Константинович в неё вернулся. Его назначили главным инженером Планерного комитета Наркомата авиационной промышленности. В феврале 1943 года Антонов переходит в КБ Яковлева, занимавшееся разработкой знаменитых ЯКов. Талантливый авиаконструктор принял участие в модернизации и «доводке» всей гаммы боевых машин от ЯК-3 до ЯК-9. Осенью 1945 Олегу Константиновичу предложили возглавить филиал КБ Яковлева при авиазаводе им. Чкалова в Новосибирске. Не раздумывая, согласился, ведь ему предстояло начать работу над созданием самолетов нового типа, причем не военной, а сельскохозяйственной направленности. Стране требовались машины с большой грузоподъемностью, способные взлетать как с хорошего аэродрома, так и с любого относительно ровного поля. В Новосибирск с Антоновым отправились его ближайшие соратники. Кроме того Олег Константинович забрал с собою целый курс выпускников Новосибирского авиатехникума. Это был большой риск. Двадцатилетние молодые ребята, без опыта, голодные, полураздетые и неухоженные, должны были стать основой коллектива, перед которым были поставлены ответственнейшие задачи. Однако Антонов обладал поразительной способностью сплотить сотрудников вокруг какой-либо идеи. Он говорил: «Не приказы создают коллектив, хотя они нужны. Не создается он перестановкой или собиранием людей. Не здание объединяет коллектив. Главное – это единство цели. Если люди понимают и принимают ее, их не нужно «подстегивать». И «детский сад» не подвел. В августе 1947 первый экземпляр АН-2 уже стоял у ворот сборочного цеха.
Строить новые самолёты решено было в Киеве. Конструкторское бюро Антонова в полном составе переехало из Новосибирска на Украину вослед за «Аннушкой». Здесь Олег Константинович создал более двух десятков летающих машин-тружеников. Вот лишь самые среди них известные. АН-2 - первенец молодого КБ. Самолёту нет равных в управлении. С брошенным штурвалом он сам выходил из спирали в горизонтальный полёт. Даже преднамеренно ввести самолёт в аварийные режимы не удавалось. Садится практически везде, взлетает также. Модификация на поплавках АН-4 работала на Севере, в Сибири. АН-24 - летает с 1960-го и по сей день. Не все знают, что двигателей у него не два, а три. Под капотами правого двигателя скрыт ещё и турбореактивный, с тягой 900 кг. Что позволяет автономно запускать основные двигатели и помогает на взлете. АН-12 – самолёт гуманитарной помощи. Наверное, ни один вооруженный конфликт или стихийное бедствие в мире с момента первого взлёта в 57-м не обходился без доставки гуманитарной помощи на этой машине. АН-8 - транспортник с двумя турбовинтовыми двигателями, поднимавший 11 тонн. Люди уважали машину за взлёты с раскисших аэродромов и… за 100-литровый бак спирта противообледенительной системы. АН-26 - грузовик с оригинальной погрузочной рампой для воздушного и посадочного десантирования. Машина с трудом пробивала себе дорогу к признанию из-за предвзятого отношения военных чинов, но её надежность в конечном итоге победила. АН-32 - экстремальный грузовик. Мощные его двигатели позволяли выполнять взлёт с высокогорных аэродромов, где разреженный воздух и жара не позволяют использовать обычные самолёты. «Мрия» - самолёт-рекорд, если одним словом. Ни один самолёт мира не может похвастаться таким число достижений, как этот. Невообразимые шестьсот тонн взлетного веса, тяга двигателей в тысячи слонов. Конкурентов у этой машины нет и в обозримом будущем не предвидится. АН-22 «Антей» - величина коммерческой нагрузки – 60 тонн. Размер грузовой кабины превосходил все транспортники мира. На основе АН-22 велись работы по созданию сверхдальнего маловысотного самолета противолодочной обороны с ядерной силовой установкой. «Руслан» АН-124-210 - 150 тонн груза на практическую дальность 8400 км. АН-72 - самолёт едва ли не самого короткого взлёта и посадки. Разумеется, все самолеты АН выпускались, прежде всего, как военные транспортники. Однако Антонов – единственный из столпов отечественного авиастроения, кто не создал ни одного ударного самолета - штурмовика или бомбардировщика. В каждой машине конструктор предусматривал возможности для её мирного использования.
…В своё время, по просьбе Хрущёва Сталин распорядился отправить бюро Антонова из Новосибирска в Киев. (Уже через год без вождя кукурузник отдаст Украине Крым). Тогда русский советский конструктор, члена ВКП (б) с 1945 года вместе со своими соратниками такими же русскими советскими люди, создали на Украине великолепную авиационную промышленность, уступавшую по мощи лишь России, но способную свободно конкурировать на мировой арене. Через тридцать лет после смерти выдающегося авиаконструктора на Украине к власти пришли рогули и «упоротые отморозки». Они разом отбросили страну в средневековье. И теперь в сатанинском неистовстве объявить Антонова украинским авиаконструктором, как и его друга Амосова украинским хирургом. Попытки – идиотски-тщетны и убоги. Так называемые «наследники» выдающегося авиаконструктора оказались кругом его недостойны, ибо они – хапуги, интриганы, мошенники и творческие импотенты, проедающие и паразитирующие на советском наследии. Олегу Константинович в гробу в пору перевернуться. Русский авиаконструктор показал своими самолётами, на какую высоту могут взлететь два братских народа, если они трудятся бок о бок. Нынешние злобные хуторские отморозки демонстрируют миру лишь глубину падения того народа, который оторвался от России. И поделом такому народу!
И последнее. 28 ноября 1977 года в Доме актера имени А.А. Яблочкиной состоялся творческий вечер Галины Улановой, который наша Секция зрителей Всероссийского театрального общества проводила под девизом: «Герои Социалистического Труда, народные артисты СССР бригадам коммунистического труда московских предприятий». Директор дома знаменитый Александр Моисеевич Эскин меня инструктировал: «Вот вам телефон авиаконструктора Антонова. Галина Сергеевна лично меня просила, чтобы мы ему обеспечили всяческое внимание. Более десяти человек пригласила, но ни о ком так не беспокоится, как о нём. Вы меня поняли?»
Разумеется, я в то время слушатель Военно-политической академии, имел какое-то представление об авиаконструкторе. Но на всякий случай заглянул в Большую советскую энциклопедию – «гуглить» в те времена не на чём было: «Антонов Олег Константинович (р. 25.1(7.2).1906, с. Троицы Московской губернии), советский авиаконструктор, доктор технических наук, академик АН УССР (1968), Герой Социалистического Труда (1966). Член КПСС с 1945. В 1930 окончил Ленинградский политехнический институт им. С 1946 возглавляет опытно-конструкторское бюро. Под руководством А. создан ряд самолетов, в том числе транспортные турбовинтовые самолеты Ан-10, Ан-24, Ан-12, Ан-22 грузоподъемностью до 80 т. Депутат Верховного Совета СССР 5 - 7-го созывов. Государственная премия СССР (1952), Ленинская премия (1962). Награжден 2 орденами Ленина и другими орденами, а также медалями».
Позвонил я ему, представился, спросил, куда и когда заехать. «Спасибо вам большое,- ответил Антонов,- но мы с женой остановились в украинском посольстве. А отсюда же - рукой подать до Дома актёров». Но я всё-таки подстерёг супругов у входа и правильно сделал. Олег Константинович принёс довольно приличную охапку тёмно-красных роз. Вручил их потом великой балерине и очень проникновенно сказал о ней. И у меня хватило профессиональной «соображалки» хотя бы бегло законспектировать его, как теперь вижу, историческую речь: «В 1940 году я, молодой инженер, был послан в Ленинград. Среди деловой суеты, сперва мимолетно, а потом всё настойчивее стало задерживаться в сознании, как призыв из другого, казалось бы, далекого от нас мира простое и певучее имя – Уланова. Казалось, весь Ленинград находился в каком-то трансе. В жизнь вошло что-то новое, неожиданное и прекрасное. Это имя стало звучать для меня завлекательно и таинственно, как загадочная „Бегущая по волнам“ из известного рассказа Александра Грина. И вот я в третьем ярусе театра имени Кирова. Мне повезло, я сразу попал на „Ромео и Джульетту“. Я увидел великолепный, захватывающий спектакль. Это было единство музыки, танца, действия исторической и человеческой правды. Нет, я не смотрел и слушал, я впитывал всем своим существом всё происходившее на сцене. Но когда на сцену выходила Уланова, это было чудо воплощения, чудо искусства. Весь мир переставал существовать. Я видел только её. Я был потрясен до глубины души особенным, светлым, радостным потрясением. Не стыжусь сказать, что не раз из глаз моих текли слезы восторга и счастья. Мне удалось семь раз побывать на „Ромео и Джульетте“. Я счастлив, что, наконец, встретил Галину Сергеевну в заветном для авиаторов Коктебеле, на который она взглянула сверху из кабины самолета АН-2. Мне кажется, что для неё нет разделения между поэзией творчества и повседневной жизнью - всё освещено редкой духовностью».

 

Полковник в отставке Михаил Захарчук.
7 апреля 2020 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
1 июня
понедельник
2020

В этот день:

Орден Александра Невского

1 июня 1725 года Екатериной I учрежден орден Александра Невского. Он стал третьим российским орденом после ордена Св. Андрея Первозванного и женского ордена Св. Великомученицы Екатерины.

Орден Александра Невского

1 июня 1725 года Екатериной I учрежден орден Александра Невского. Он стал третьим российским орденом после ордена Св. Андрея Первозванного и женского ордена Св. Великомученицы Екатерины.

Знак ордена представлял собой четырёхконечный прямой крест с расширяющимися концами и характерными двуглавыми орлами, помещёнными между концами креста. В центре креста располагался круглый медальон с изображением конной фигуры Александра Невского. Также к знакам ордена относилась серебряная восьмилучевая звезда с девизом ордена «ЗА ТРУДЫ И ОТЕЧЕСТВО»

Как государственная награда орден был упразднён в 1917 году. 29 июля 1942 года в СССР был учреждён новый орден Александра Невского для награждения командного состава Красной Армии. После распада Советского Союза орден был сохранён в системе государственных наград Российской Федерации постановлением Верховного Совета от 20 марта 1992 года, однако до 2010 года награждения им не производились. 7 сентября 2010 года указом Президента России учреждён новый статут и описание ордена. Знак ордена Александра Невского Российской Федерации воспроизводит дизайн дореволюционного ордена.

 

Один из отцов «Катюши»

1 июня 1894 года родился Анатолий Аркадьевич БЛАГОНРАВОВ (умер 04.02.1975), академик, генерал-лейтенант артиллерии, один из создателей знаменитой «Катюши».

Космонавт Георгий Добровольский

1 июня 1928 года родился Георгий Тимофеевич ДОБРОВОЛЬСКИЙ (погиб 30.06.1971), летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза (посмертно).

Космонавт Георгий Добровольский

1 июня 1928 года родился Георгий Тимофеевич ДОБРОВОЛЬСКИЙ (погиб 30.06.1971), летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза (посмертно).

Из рабочих. Рос без отца. В годы Великой Отечественной войны находился в Одессе, которая была оккупирована немецко-фашистскими войсками. Пятнадцатилетним подростком решил бороться с оккупантами. Достал оружие, но был схвачен полицией. За хранение револьвера «в пригодном для действия состоянии» фашистским военно-полевым судом 22 февраля 1944 года был приговорен к 25 годам каторжных работ. Бежал. Скрывался. После освобождения Одессы поступил в Одесскую специальную школу ВВС. Летал на самолетах различных типов: Яки, МиГи, Ла и другие. В служебной характеристике появилась редкая для казенного лексикона фраза: «Летает с упоением». С 1963 года в Центре подготовки космонавтов. Прошел полный курс подготовки к космическим полетам на кораблях типа Союз. Проходил подготовку по советской «лунной» программе. Входил в экипаж поддержки при полете космического корабля Союз-10 (апрель 1971 года). 6 - 29 июня 1971 года совершил космический полет в качестве командира космического корабля Союз-11 и орбитальной космической станции Салют-1. Полет продолжался 23 суток 18 часов 21 минуту 43 секунду. При возвращении на Землю из-за нарушения герметичности спускаемого аппарата экипаж космического корабля Союз-11 погиб.

День рождения Военно-транспортной авиации

1 июня 1931 года в Красном воздушном флоте был сформирован первый опытный отряд . транспортных самолетов, куда вошли 12 ТБ-3 и 10 машин Р-5. Эта дата считается Днем рождения ВТА.

День рождения Военно-транспортной авиации

1 июня 1931 года в Красном воздушном флоте был сформирован первый опытный отряд . транспортных самолетов, куда вошли 12 ТБ-3 и 10 машин Р-5. Эта дата считается Днем рождения ВТА.

Уже в 1932 году такие авиамотоотряды созданы в Московском, Ленинградском, Украинском и Белорусском военных округах. Военно-транспортная авиация сразу начала обретать навыки массовых десантов. В 1934 году на территории Белорусского военного округа ТБ-3 выбросили в тыл врага 900 вооруженных бойцов. Через год, уже на других учениях, число парашютистов возросло до двух тысяч, а потом и до шести тысяч бойцов.
За годы Великой Отечественной войны советская авиация совершила в зоне боевых действий 5,400,000 самолетовылетов. Из них 1,700,000 приходится на транспортные самолеты.
В ходе войны были созданы и запущены в серийное производство новые военно-транспортные самолеты Як-6 и Ще-2, предельно простые и технологичные, в максимальной степени отвечающие условиям производства военного времени. Продолжался и серийный выпуск самого массового отечественного ВТС 1940-х годов — Ля-2 (всего за годы Великой Отечественной войны ВВС было передано 1214 самолетов этого типа). Велась постройка и десантных планеров А-7, Г-11, КЦ-20 и БДП-2. Однако в годы войны планеры не нашли в советских вооруженных силах широкого применения.
Сегодня Военно-транспортная авиация (ВТА) является средством Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и предназначена для решения стратегических (оперативно-стратегических), оперативных и оперативно-тактических задач на театрах военных действий (стратегических направлениях).
На вооружении соединений и частей ВТА состоят военно-транспортные самолеты Ил-76МД, Ан-26, Ан-22, Ан-124, Ан-12ПП, транспортные вертолеты Ми-8МТВ. Основными задачами соединений и частей ВТА являются: десантирование частей (подразделений) Воздушно-десантных войск из состава оперативных (оперативно-тактических) воздушных десантов; доставка вооружения, боеприпасов и материальных средств войскам, действующим в тылу противника; обеспечение маневра авиационных соединений и частей; перевозка войск, вооружения, боеприпасов и материальных средств; эвакуация раненых и больных, участие в миротворческих операциях.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии