RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Сталин и Православие
10 апреля 2014 г.

Сталин и Православие

10 апреля 1945 года советский вождь встретится с Патриархом Алексием (Симанским)
Полководец душ
3 мая 2014 г.

Полководец душ

3 мая 1314 года родился Сергий Радонежский, великий русский святой, вдохновивший князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву
Расправа над Людмилой Есипенко
14 июля 2016 г.

Расправа над Людмилой Есипенко

15 июля 2016 года в 11.00 в Тверском районном суде Москвы продолжится процесс над православной христианкой, которую, по иску столичной мэрии, обвиняют в защите образа Иисуса Христа от поругания богохульниками
Поклон князю Владимиру
28 июля 2015 г.

Поклон князю Владимиру

28 июля 2015 года весь Русский Мир отмечает День памяти крестителя Руси
Православный год России
7 января 2018 г.

Православный год России

Итоги 2017: введено в строй около 1300 храмов, а всего в стране теперь насчитывается 36 878 церквей РПЦ
Главная » Русские святые воины » Духовный витязь Руси

Духовный витязь Руси

3 мая 1314 года родился преподобный Сергий РАДОНЕЖСКИЙ

Он был создателем знаменитой Троицко-Сергиевой Лавры, вдохновителем русского воинства, руководимого Дмитрием ДОНСКИМ, на отпор иноземным захватчикам. (На иллюстрации Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия на подвиг).
Духовный витязь Руси

Всякий православный человек знает, что духовным сердцем России является Троице-Сергиева лавра, расположенная недалеко от древнего города Радонеж. Звучание ее колоколов более шести веков назад стало вечным камертоном не только для всех православных звонниц святой Руси, но и для мужественных сердец русских патриотов, готовых в лихую годину отдать жизнь за Отчизну или положить ее за «други своя». У истоков создания этого православного чуда стоял великий молитвенник Земли Русской игумен Радонежский авва Сергий, трудами которого было положено в XIV веке начало духовной жизни на Маковце — в те времена безлюдном местечке, где не было ни селений, ни полей, а стояли стеной непроходимые леса. Фигура Сергия Радонежского могучим утесом возвышается не только в истории нашей церкви, но и в судьбах Государства Российского. Он оказался в центре того мощного духовного движения, которое привело Владимирскую Русь на Куликово поле и создало новое государство — Русь Московскую на развалинах разорванной в клочья, захваченной татарами и Литвой Киевской Руси. Кто же он, этот великий человек и великий святой?

 

ВАРФОЛОМЕЙ Кириллович (в иночестве Сергий) родился в Ростове Великом, в боярской семье, с годами обедневшей и перебравшейся в конце концов в пределы Московского княжества, в город Радонеж. Один из наиболее осведомленных современных религиозных историков, настоятель храма всех Святых в Красном Селе протоиерей Артемий Владимиров так рассказывает о детстве Сергия Радонежского:

— Рождение такого светильника православия, слова и деяния которого навечно запечатлелись на скрижалях русской истории, не могло не сопровождаться знамениями и чудесами. Родители будущего святого, благочестивый Кирилл и Мария, принадлежали к барскому сословию, однако ни знатность, ни богатство не препятствовали им «ходить пред Богом», то есть кротко выполнять все Христовы Заповеди. Незадолго до рождения благодатного младенца Мария по обычаю пришла в храм в день воскресный. И там свершилось непостижимое чудо. Трижды — перед началом чтения Святого Евангелия, при первых звуках Херувимской песни и при возгласе «Святая святым» — из утробы матери слышался глас младенца. Жизненный опыт говорил, что такого быть не может, ведь младенца в утробе матери окружает жидкость, и дышать, а тем более кричать он не в состоянии. Но у чуда были десятки свидетелей. И некоторым православным тогда стало понятно, что это знамение предвещает рождение будущего великого служителя святой церкви. После благополучных родов мальчик был крещен с именем Варфоломей. Это чудное дитя с пеленок проявляло несвойственное для его возраста воздержание. Трудно сейчас нам представить то, о чем единогласно свидетельствуют летописцы: в среду и пятницу младенец совсем не брал материнской груди, а ведь именно в эти дни с апостольских времен установлен святой пост в память страданий Господа Иисуса Христа, в среду Иудой преданного, а в пятницу распятого. Впоследствии даже в детские годы будущий святой никогда не ел мяса, ограничивая себя лишь малой толикой растительной пищи, а по средам и пятницам так всю жизнь и не принимал пищи вообще.

Летописцы единодушны и в том, что мальчику долгое время не давалась учеба. В школе он из-за этого был посмешищем среди сверстников. Но в уныние не впал, а молил Бога дать ему способности к запоминанию наук. И вот однажды в лесной чащобе, куда Варфоломей любил уединяться для молитвы, он встретил монаха-схимника, которому рассказал о своей беде. «Помолись за меня Богу», — попросил мальчик старца. Положив руку на голову отрока, схимник изрек: «Отныне Господь даст тебе уразуметь грамоту, так что и сверстников своих превзойдешь ты этой благодатью». Старец достал из сумы часть просфоры (хлеб, олицетворяющий тело Христово в таинстве евхаристии): «Возьми, чадо, вкуси. Это дается тебе в знак благодати Божией». И диво, едва мальчик вкусил этот святой дар, сердце его осветилось Божественным светом. С тех пор Варфоломей, как губка, стал впитывать в себя знания, особенно те, которые основывались на христианском мировоззрении.

 

НЕСМОТРЯ на строгую, воздержанную жизнь, заполненную учебой, молитвами, тяжким хозяйственным трудом, пришло и для Варфоломея время первой любви. Нежное и яркое чувство вспыхнуло между ним и внучкой местного протоиерея Нюшей. Красивая внешне, не менее прекрасная душой, неизбалованная и скромная в жизни, она любому порядочному молодцу могла бы составить счастье. Всем своим чистым сердцем девушка тянулась к Варфоломею. Но она мечтала о счастье земном — с трудовыми буднями и веселыми праздниками, с пресной обыденностью дней и сладостью коротких ночей на супружеском ложе, с заботой о хлебе насущном и радостью ребячьего смеха в горнице, полной детей. А Варфоломей чем сильнее любил Нюшу, тем глубже осознавал иное свое предназначение, которое заключалось не в земных радостях, а в поисках путей к Господу. Он прямо и твердо сказал любимой: моя дорога — в монастырь. И мягко, но настойчиво сделал все, чтобы соединить девушку со своим братом Стефаном, который тоже ее очень любил. В конце концов состоялась свадьба. Но Господь не дал Стефану с Нюшей долгой супружеской жизни. Родив сына Иоанна (которого впоследствии Варфоломей-Сергий воспитал лично и постриг в иноки), молодая женщина преставилась Богу. Перед смертью она призвала к себе Варфоломея и холодеющими губами прошептала, подняв глаза к небу: «Мы ведь встретимся с тобой там?» Позже Нюша в самые тяжелые моменты жизни Варфоломея-Сергия приходила к нему в видениях. И кто знает, может быть, эта неземная духовная любовь и по сию пору продолжается в небесных обителях.

 

ВЫБРАВ ангельский путь в земной жизни, Варфоломей после смерти родителей отдал свою часть имения на помин души почивших родителей, оставшееся отделил младшему брату Петру. А сам ушел отшельником на поросший диким лесом Маковец близ Радонежа, дабы вдали от мирской суеты навечно сохранить свое девство, душевную и телесную чистоту для служения Господу без развлечений. Вместе со старшим братом Стефаном они построили здесь хижину, а затем — скромную деревянную церковь во имя Святой Троицы. Святитель Феогност, занимавший митрополичью кафедру в Москве, благословил отшельников и послал одного из протоиереев освятить храм на Маковце. Так и было положено основание истории Троице-Сергиевой лавры, которая, как сердце России, гонит и по сей день духовную кровь по всему нашему Отечеству.

Но нелегко оказалось подвизаться в суровом деле отшельнического моления. Через некоторое время Стефан не выдержал и удалился в Москву, в Богоявленский монастырь. Варфоломей вел тяжелую борьбу с голодом, холодом, искушениями, унынием. Мало-помалу крепло его сердце, распрямлялись духовные плечи. И принял он монашеский постриг от рук игумена Митрофана в день памяти мучеников Сергия и Вакха, получив духовное имя одного из них.

Весть о великом подвижнике Божием разнеслась по городам и весям Руси. На Маковец стали стекаться иноки. Вскоре основалась обитель. Первым игуменом нового монастыря стал иерей Митрофан. А в 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил преподобного Сергия в иеромонахи и возвел в сан игумена. Обитель разрослась и стала богатым монастырем. Константинопольский патриарх Филофей обратил на нее внимание и прислал со своим посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой благословлял преподобного Сергия в его подвижничестве. Далеко разнеслась слава и о духовной силе Радонежского игумена. Его стали звать в Москву, предлагать высокие должности и вельможные покровительства. Митрополит Алексий намеревался даже сделать его своим преемником. Но преподобный Сергий не искал власти земной, отказывался от должностей, почестей и благ, всегда оставался чист и непорочен.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ Сергий умел воздействовать на людей «тихим и кротким словом» на самые жестокие и загрубелые сердца и таким способом примирял даже враждующих князей. Благодаря ему русские князья объединились перед Куликовской битвой, признав главенство Дмитрия Донского. Игумен воодушевил князя Дмитрия, предрек ему победу над татарами и дал в помощь в качестве своего благословения монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которых собственноручно постриг в схиму. Религиозные и светские историки единодушны и в том, что без молитвенной поддержки и духовного подвига игумена Сергия Русь не сумела бы тогда объединиться и победить. Поэтому его считают первым духовным витязем Руси.

Множество чудес совершалось по его молитвам: он наставлял заблудших, воскрешал мертвых, и все, с верою к нему приходящие, какими бы ни страдали болезнями, получали телесное здоровье. Однажды ночью блаженный Сергий стоял перед иконою Пречистой Богородицы и, глядя на святой лик Ее, молился: «Пречистая Матерь Господа нашего Иисуса Христа, заступница и крепкая помощница человеческому роду, будь ходатаицей за нас недостойных, молися всегда Твоему Сыну и Богу нашему, да призрит на святое сие место. Тебя, Матерь сладчайшего Христа, призываем на помощь рабы Твои, ибо Ты для всех пристанище и надежда». Внезапно послышался голос: «Се грядет Пречистая». Святой вышел из кельи, и здесь осиял его великий свет ярче солнечного сияния, и он сподобился узреть Пречистую, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Необычайный блеск окружал Богоматерь. Не вынеся неземного сияния, святой пал ниц. Пречистая же прикоснулась к нему и сказала: «Не скорби больше об обители своей, она будет иметь изобилие во всем не только при твоей жизни, но и по отшествии твоем к Богу. Я же никогда не оставлю места сего».

 

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
20 сентебря
пятница
2019

В этот день:

Казнь подпоручика Василия Мировича

20 сентября (нов.ст.) 1764 года подпоручик Семеновского полка Василий Мирович был приговорен к смертной казни.

Казнь подпоручика Василия Мировича

20 сентября (нов.ст.) 1764 года подпоручик Семеновского полка Василий Мирович был приговорен к смертной казни.

Этот 24-летний офицер пытался освободить из заключения императора Ивана VI Антоновича, низложенного Елизаветой Петровной. История этой трагедии такова. В 1732 году Анна Иоанновна объявила, что трон наследует потомок по мужской линии её племянницы Елизаветы, дочери герцогини мекленбургской.

В августе 1740 года у той родился сын Иоанн Антонович. После смерти Анны Иоанновны двухмесячный младенец был провозглашен императором. Царствование его продолжалось 1 год и 16 дней. Иоанна Антоновича свергла с престола дочь Петра Великого Елизавета Петровна в 1741 году. Годом позже маленький император превратился в арестанта Шлиссельбургской крепости. В последствии предпринималось много попыток освободить свергнутого императора и вновь возвести его на престол. Последняя попытка обернулась для молодого заключённого гибелью. В 1764 году, когда уже царствовала Екатерина II, подпоручик В. Я. Мирович, нёсший караульную службу в Шлиссельбургской крепости, склонил на свою сторону часть гарнизона, чтобы освободить Ивана. Однако стражникам Ивана капитану Власьеву и поручику Чекину была выдана секретная инструкция умертвить арестанта, если его будут пытаться освободить (даже предъявив указ императрицы об этом), поэтому в ответ на требование Мировича о капитуляции они закололи Ивана и только потом сдались.

Мирович был арестован. 1 сентября 1764 года Екатерина II издала Манифест о казни путем четвертования подпоручика Смоленского пехотного полка Василия Мировича. Однако Высочайшее собрание (сенат) не согласилось с чрезвычайной на их взгляд жестокостью Екатерины. К тому же столь кровавые меры могли вызвать в народе, сочувствовавшем Мировичу, нежелательное волнение. 20 сентября Собрание вынесло приговор: «Мировичу отсечь голову и, оставя тело его народу на позорище до вечера, сжечь оное вместе с эшафотом. Из прочих виновных разных нижних чинов прогнать сквозь строй, а капралов сверх того написать вечно в солдаты в дальние команды».

Очевидец казни рассказывал: «Мирович, ведомый на казнь, увидел любопытствующий народ, сказал находившемуся близ него священнику: «Посмотрите, батюшка, какими глазами смотрит на меня народ. Совсем бы иначе на меня смотрели, если бы мне удалось мое предприятие». Прибыв на место казни, он спокойно взошел на эшафот. Сняв с шеи крест с мощами, отдал провожавшему его священнику, прося молиться о душе его. Сняв с руки перстень, подал его палачу, убедительно прося его сколько можно удачнее исполнить свое дело и не мучить его. Потом сам, подняв свои длинные белокурые волосы, лег на плаху. Палач был из выборных, испытан прежде в силе и ловкости и... не заставил страдать несчастного».

Создание министерств при Александре I

20 сентября 1802 года император Александр I издал Манифест “Об учреждении министерств” взамен устаревших коллегий.

Создание министерств при Александре I

20 сентября 1802 года император Александр I издал Манифест “Об учреждении министерств” взамен устаревших коллегий.

Первых российских министерств было восемь: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения. Министром юстиции стал выдающийся поэт XVIII века Гавриил Державин, что свидетельствует об уровне подбора кадров (не то, что ныне).  Кстати, сегодня в значительно меньшей по территории и населению России только заместителей у премьера Медведева восемь штук, да плюс двадцать один министр! А толку?

 

Кормишь людей гадостью — будешь расстрелян!

20 сентября 1930 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление «О вредителях по мясу и др.».

Кормишь людей гадостью — будешь расстрелян!

20 сентября 1930 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление «О вредителях по мясу и др.».

Дело в том, что сталинскими спецслужбами была выявлена группа подонков, поставляющих на стол трудящимся некачественные продукты. Эти преступления были расследованы, виновные осуждены. И.В. Сталин в это время отдыхал в Сочи. 13 сентября в целях обеспечения гласности он написал письмо в политбюро: «Надо бы все показания вредителей по мясу, рыбе, консервам и овощам опубликовать немедля». В ответ — вышло постановление. Оно предписывало к 22 сентября выделить по полторы полосы в основных газетах под «ряд статей, разъясняющих сущность этого дела и указывающих на то, что работа… шайки полностью разоблачена и приняты все меры к исправлению последствий». Еще через пять дней следовало «опубликовать приговор ОГПУ о расстреле всех участников вредительской организации».
Сегодня в "демократической" России людей кормят гадостью безнаказанно.

 

Историческая навигация ледокола «Литке»

20 сентября 1934 года советский ледокол «Литке» (капитан Н. М. Николаев) завершил первое плавание Северным морским путём, совершенное за одну навигацию.

Историческая навигация ледокола «Литке»

20 сентября 1934 года советский ледокол «Литке» (капитан Н. М. Николаев) завершил первое плавание Северным морским путём, совершенное за одну навигацию.

 «Литке» не крушил лёд тяжестью корпуса, а ударами своего острого форштевня проделывал во льду трещину и затем вклинивался в неё, расширял до нужных пределов. Такие суда в терминологии первой половины XX века было принято называть ледорезами.

 

Смерть космонавта Германа Титова

20 сентября 2000 года скоропостижно скончался Герман Степанович Титов (р. 1935), космонавт СССР № 2.

Смерть космонавта Германа Титова

20 сентября 2000 года скоропостижно скончался Герман Степанович Титов (р. 1935), космонавт СССР № 2.

Герман Титов родился 11 сентября 1935 года в селе Верхнее Жилино Косихинского района Алтайского края. С июля 1953 года - в армии. В 1955 году закончил 9-ю военную авиационную школу лётчиков (Кустанай), а в 1957 году — Сталинградское военное авиационное училище, после чего служил в летных частях ВВС Ленинградского военного округа. В 1960 году был зачислен в Первый отряд космонавтов, где стал дублёром Юрия Гагарина. С 6 по 7 августа 1961 года Герман Титов совершил космический полёт продолжительностью 1 сутки 1 час, сделав 17 оборотов вокруг Земли, пролетев более 700 тысяч километров. В полёте имел позывные «Орёл».

Последнее интервью Германа Степановича, а также рассказ о том, как он умер, читайте у нас на сайте по электронному адресу: http://rosgeroika.ru/podvigi-v-nasledstvo/2013/august/german-titov-samyij-molodoj-kosmonavt-v-mire?searched=%D0%A2%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2&advsearch=allwords&highlight=ajaxSearch_highlight+ajaxSearch_highlight1

 

 

Молимся за Аню Сергееву

20 сентября 2008 года после тяжелой и продолжительной болезни отошла ко Господу известная православная журналистка и поэтесса Анна Сергеева.

Молимся за Аню Сергееву

20 сентября 2008 года после тяжелой и продолжительной болезни отошла ко Господу известная православная журналистка и поэтесса Анна Сергеева.

Будучи одной из руководительниц общественного движения «Народный Собор» и учредительницей Совета Межрегиональной ассоциации правозащитных организаций "Народная Защита", она показывала пример самоотверженной борьбы с либеральным олигархическим беспределом в России.

Несмотря на молодость, Аня Сергеева успела при жизни получить поэтическое признание. В 2005 году она стала дипломантом Всероссийского фестиваля православной музыки и поэзии «Серебряная псалтирь». Но, пожалуй, наибольшую известность и признательность в обществе она получила за свою активную жизненную позицию. Об этом свидетельствуют теплые слова некролога: «Центральный Совет Движения «Народный Собор» извещает, что 20 сентября 2008 года, в субботу, в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы, после тяжелой и продолжительной болезни ушла из жизни Анна Сергеева – православный, светлый человек и несгибаемый боец за наше общее дело.

Вместе с мужем Владимиром Сергеевым она была учредительницей и членом Совета Межрегиональной ассоциации правозащитных организаций «Народная Защита», входила в руководство движения «Народный Собор».

Аня была в числе организаторов защиты долгопрудненских милиционеров (восставших против засилья наркобаронов), которые в результате оказались на свободе, активно участвовала в борьбе против кощунственных антироссийских и антиправославных выставок, была среди инициаторов возбуждения уголовного дела в отношении руководства Сахаровского центра.

Аня Сергеева известна и как православная поэтесса, дипломант всероссийского фестиваля православной музыки и поэзии «Серебряная псалтирь – 2005». А ее журналистские материалы публиковались в ряде известных патриотических СМИ.

Движение «Народный Собор» выражает глубокие соболезнования родным и близким новопреставленной рабы Божией Анны. Да упокоит Господь её светлую и чистую душу!».

Сопредседатель "Народного Собора" Олег Кассин так охарактеризовал Аню: "Анна и Владимир Сергеевы несколько лет назад создали православную организацию "Народная защита", она также была членом возглавляемого протоиереем Александром Шаргуновым "Комитета за нравственное возрождение Отечества". Могу сказать, что Анна была стойким православным бойцом. Она участвовала в акции по закрытию кощунственной выставки "Осторожно, религия", была среди инициаторов возбуждения уголовного дела в отношении Сахаровского центра, акции по защите долгопрудненских милиционеров, которые, благодаря ей оказались на свободе. Свое жизненное и поэтическое кредо Анна выразила в замечательном четверостишии:

В земном поклоне пред иконой замираю,

Сплетая призрачную вязь из слов молитвы…

Я каждый день с заходом солнца умираю,

И воскресаю с новым днем для новой битвы!"

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии