RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Воин Христов
9 июня 2017 г.

Воин Христов

9 июня – день памяти святого праведного Иоанна Русского
Сталин и Православие
10 апреля 2014 г.

Сталин и Православие

10 апреля 1945 года советский вождь встретится с Патриархом Алексием (Симанским)
Поединок на Поле  Куликовом
20 сентября 2017 г.

Поединок на Поле Куликовом

20-21 сентября Православная Церковь и вся Россия вспоминают подвиг Александра Пересвета, Андрея Осляби
В память о Страстном монастыре
16 ноября 2015 г.

В память о Страстном монастыре

Региональная общественная организация «Бородино-2012-2045» обратилась к Патриарху Кириллу с просьбой о благословении на возведение часовни преподобных Антония и Феодосия Печерских на Страстной (Пушкинской) площади в Москве …
Память Сергия Радонежского
8 октября 2017 г.

Память Сергия Радонежского

8 октября (нов. ст.) 1392 года отошел ко Господу преподобный Сергий, игумен Радонежский, всея России чудотворец
Главная » Русские святые воины » Духовный витязь Руси

Духовный витязь Руси

3 мая 1314 года родился преподобный Сергий РАДОНЕЖСКИЙ

Он был создателем знаменитой Троицко-Сергиевой Лавры, вдохновителем русского воинства, руководимого Дмитрием ДОНСКИМ, на отпор иноземным захватчикам. (На иллюстрации Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия на подвиг).
Духовный витязь Руси

Всякий православный человек знает, что духовным сердцем России является Троице-Сергиева лавра, расположенная недалеко от древнего города Радонеж. Звучание ее колоколов более шести веков назад стало вечным камертоном не только для всех православных звонниц святой Руси, но и для мужественных сердец русских патриотов, готовых в лихую годину отдать жизнь за Отчизну или положить ее за «други своя». У истоков создания этого православного чуда стоял великий молитвенник Земли Русской игумен Радонежский авва Сергий, трудами которого было положено в XIV веке начало духовной жизни на Маковце — в те времена безлюдном местечке, где не было ни селений, ни полей, а стояли стеной непроходимые леса. Фигура Сергия Радонежского могучим утесом возвышается не только в истории нашей церкви, но и в судьбах Государства Российского. Он оказался в центре того мощного духовного движения, которое привело Владимирскую Русь на Куликово поле и создало новое государство — Русь Московскую на развалинах разорванной в клочья, захваченной татарами и Литвой Киевской Руси. Кто же он, этот великий человек и великий святой?

 

ВАРФОЛОМЕЙ Кириллович (в иночестве Сергий) родился в Ростове Великом, в боярской семье, с годами обедневшей и перебравшейся в конце концов в пределы Московского княжества, в город Радонеж. Один из наиболее осведомленных современных религиозных историков, настоятель храма всех Святых в Красном Селе протоиерей Артемий Владимиров так рассказывает о детстве Сергия Радонежского:

— Рождение такого светильника православия, слова и деяния которого навечно запечатлелись на скрижалях русской истории, не могло не сопровождаться знамениями и чудесами. Родители будущего святого, благочестивый Кирилл и Мария, принадлежали к барскому сословию, однако ни знатность, ни богатство не препятствовали им «ходить пред Богом», то есть кротко выполнять все Христовы Заповеди. Незадолго до рождения благодатного младенца Мария по обычаю пришла в храм в день воскресный. И там свершилось непостижимое чудо. Трижды — перед началом чтения Святого Евангелия, при первых звуках Херувимской песни и при возгласе «Святая святым» — из утробы матери слышался глас младенца. Жизненный опыт говорил, что такого быть не может, ведь младенца в утробе матери окружает жидкость, и дышать, а тем более кричать он не в состоянии. Но у чуда были десятки свидетелей. И некоторым православным тогда стало понятно, что это знамение предвещает рождение будущего великого служителя святой церкви. После благополучных родов мальчик был крещен с именем Варфоломей. Это чудное дитя с пеленок проявляло несвойственное для его возраста воздержание. Трудно сейчас нам представить то, о чем единогласно свидетельствуют летописцы: в среду и пятницу младенец совсем не брал материнской груди, а ведь именно в эти дни с апостольских времен установлен святой пост в память страданий Господа Иисуса Христа, в среду Иудой преданного, а в пятницу распятого. Впоследствии даже в детские годы будущий святой никогда не ел мяса, ограничивая себя лишь малой толикой растительной пищи, а по средам и пятницам так всю жизнь и не принимал пищи вообще.

Летописцы единодушны и в том, что мальчику долгое время не давалась учеба. В школе он из-за этого был посмешищем среди сверстников. Но в уныние не впал, а молил Бога дать ему способности к запоминанию наук. И вот однажды в лесной чащобе, куда Варфоломей любил уединяться для молитвы, он встретил монаха-схимника, которому рассказал о своей беде. «Помолись за меня Богу», — попросил мальчик старца. Положив руку на голову отрока, схимник изрек: «Отныне Господь даст тебе уразуметь грамоту, так что и сверстников своих превзойдешь ты этой благодатью». Старец достал из сумы часть просфоры (хлеб, олицетворяющий тело Христово в таинстве евхаристии): «Возьми, чадо, вкуси. Это дается тебе в знак благодати Божией». И диво, едва мальчик вкусил этот святой дар, сердце его осветилось Божественным светом. С тех пор Варфоломей, как губка, стал впитывать в себя знания, особенно те, которые основывались на христианском мировоззрении.

 

НЕСМОТРЯ на строгую, воздержанную жизнь, заполненную учебой, молитвами, тяжким хозяйственным трудом, пришло и для Варфоломея время первой любви. Нежное и яркое чувство вспыхнуло между ним и внучкой местного протоиерея Нюшей. Красивая внешне, не менее прекрасная душой, неизбалованная и скромная в жизни, она любому порядочному молодцу могла бы составить счастье. Всем своим чистым сердцем девушка тянулась к Варфоломею. Но она мечтала о счастье земном — с трудовыми буднями и веселыми праздниками, с пресной обыденностью дней и сладостью коротких ночей на супружеском ложе, с заботой о хлебе насущном и радостью ребячьего смеха в горнице, полной детей. А Варфоломей чем сильнее любил Нюшу, тем глубже осознавал иное свое предназначение, которое заключалось не в земных радостях, а в поисках путей к Господу. Он прямо и твердо сказал любимой: моя дорога — в монастырь. И мягко, но настойчиво сделал все, чтобы соединить девушку со своим братом Стефаном, который тоже ее очень любил. В конце концов состоялась свадьба. Но Господь не дал Стефану с Нюшей долгой супружеской жизни. Родив сына Иоанна (которого впоследствии Варфоломей-Сергий воспитал лично и постриг в иноки), молодая женщина преставилась Богу. Перед смертью она призвала к себе Варфоломея и холодеющими губами прошептала, подняв глаза к небу: «Мы ведь встретимся с тобой там?» Позже Нюша в самые тяжелые моменты жизни Варфоломея-Сергия приходила к нему в видениях. И кто знает, может быть, эта неземная духовная любовь и по сию пору продолжается в небесных обителях.

 

ВЫБРАВ ангельский путь в земной жизни, Варфоломей после смерти родителей отдал свою часть имения на помин души почивших родителей, оставшееся отделил младшему брату Петру. А сам ушел отшельником на поросший диким лесом Маковец близ Радонежа, дабы вдали от мирской суеты навечно сохранить свое девство, душевную и телесную чистоту для служения Господу без развлечений. Вместе со старшим братом Стефаном они построили здесь хижину, а затем — скромную деревянную церковь во имя Святой Троицы. Святитель Феогност, занимавший митрополичью кафедру в Москве, благословил отшельников и послал одного из протоиереев освятить храм на Маковце. Так и было положено основание истории Троице-Сергиевой лавры, которая, как сердце России, гонит и по сей день духовную кровь по всему нашему Отечеству.

Но нелегко оказалось подвизаться в суровом деле отшельнического моления. Через некоторое время Стефан не выдержал и удалился в Москву, в Богоявленский монастырь. Варфоломей вел тяжелую борьбу с голодом, холодом, искушениями, унынием. Мало-помалу крепло его сердце, распрямлялись духовные плечи. И принял он монашеский постриг от рук игумена Митрофана в день памяти мучеников Сергия и Вакха, получив духовное имя одного из них.

Весть о великом подвижнике Божием разнеслась по городам и весям Руси. На Маковец стали стекаться иноки. Вскоре основалась обитель. Первым игуменом нового монастыря стал иерей Митрофан. А в 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил преподобного Сергия в иеромонахи и возвел в сан игумена. Обитель разрослась и стала богатым монастырем. Константинопольский патриарх Филофей обратил на нее внимание и прислал со своим посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой благословлял преподобного Сергия в его подвижничестве. Далеко разнеслась слава и о духовной силе Радонежского игумена. Его стали звать в Москву, предлагать высокие должности и вельможные покровительства. Митрополит Алексий намеревался даже сделать его своим преемником. Но преподобный Сергий не искал власти земной, отказывался от должностей, почестей и благ, всегда оставался чист и непорочен.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ Сергий умел воздействовать на людей «тихим и кротким словом» на самые жестокие и загрубелые сердца и таким способом примирял даже враждующих князей. Благодаря ему русские князья объединились перед Куликовской битвой, признав главенство Дмитрия Донского. Игумен воодушевил князя Дмитрия, предрек ему победу над татарами и дал в помощь в качестве своего благословения монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которых собственноручно постриг в схиму. Религиозные и светские историки единодушны и в том, что без молитвенной поддержки и духовного подвига игумена Сергия Русь не сумела бы тогда объединиться и победить. Поэтому его считают первым духовным витязем Руси.

Множество чудес совершалось по его молитвам: он наставлял заблудших, воскрешал мертвых, и все, с верою к нему приходящие, какими бы ни страдали болезнями, получали телесное здоровье. Однажды ночью блаженный Сергий стоял перед иконою Пречистой Богородицы и, глядя на святой лик Ее, молился: «Пречистая Матерь Господа нашего Иисуса Христа, заступница и крепкая помощница человеческому роду, будь ходатаицей за нас недостойных, молися всегда Твоему Сыну и Богу нашему, да призрит на святое сие место. Тебя, Матерь сладчайшего Христа, призываем на помощь рабы Твои, ибо Ты для всех пристанище и надежда». Внезапно послышался голос: «Се грядет Пречистая». Святой вышел из кельи, и здесь осиял его великий свет ярче солнечного сияния, и он сподобился узреть Пречистую, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Необычайный блеск окружал Богоматерь. Не вынеся неземного сияния, святой пал ниц. Пречистая же прикоснулась к нему и сказала: «Не скорби больше об обители своей, она будет иметь изобилие во всем не только при твоей жизни, но и по отшествии твоем к Богу. Я же никогда не оставлю места сего».

 

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
22 мая
среда
2019

В этот день:

Дарданелльское сражение

22-23 мая 1807 года эскадра Дмитря Сенявина разгромила турецкую эскадру

Дарданелльское сражение

22-23 мая 1807 года эскадра Дмитря Сенявина разгромила турецкую эскадру

Этот славный эпизод произошел во время очередной русско-турецкой войны. Поскольку столица Османской империи (Константинополь) имела значительную зависимость от морских поставок, наша эскадра (10 линейных кораблей и фрегат) установила блокаду пролива Дарданнеллы. Она длилась более двух месяцов, что привело к «голодному» восстанию янычар и низложению Султана Селима III. Новый султан Мустафа IV решил прорвать блокаду во что бы то ни стало. 8 линейных кораблей, 6 фрегатов и 55 вспомогательных судов под командованием Капудан-паши Сеита-Али направились к острову Тенедос, который служил базой русской эскадры в Эгейском море, с целью высадки на него десанта.

Вице-адмирал Сенявин вышел навстречу турецкой эскадре. После многочасового сражения турецкие корабли были вынуждены ретироваться в Дарданеллы. Сенявин преследовал их до полной темноты. При этом три турецких линейных корабля были повреждены до неспособности к службе, а потери в личном составе превысили 2000 человек. Наша эскадра еще долгое время продолжал блокировать Дарданеллы.

 

Казачье переселение

22 мая 1862 года издано положение "О заселении предгорий западной части Кавказского хребта кубанскими казаками".

Казачье переселение

22 мая 1862 года издано положение "О заселении предгорий западной части Кавказского хребта кубанскими казаками".

Оно явилось естественным правовым финалом полувековой Кавказской войны.После окончания Русско-турецкой войны 1828–1829 годов Закубанье и Черноморское побережье от Анапы до Абхазии согласно Адрианопольскому мирному договору вошло в состав Российской империи. Горцы, проживавшие там, автоматически стали подданными России. Но их малочисленность и нелояльность части населения российской власти не позволяли отдать под контроль горцев огромную территорию. Для освоения новых земель туда было переселено 17000 казачьих семей. Успешное выполнение этого решения позволило за период с 1862 по 1865 год основать 114 казачьих станиц в Закубанье.

 

 

 

Золотая медаль «Серп и Молот»

22 мая 1940 года был утвержден Указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении золотой медали "Серп и Молот"

Золотая медаль «Серп и Молот»

22 мая 1940 года был утвержден Указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении золотой медали "Серп и Молот"

 Это — знак отличия Героя Социалистического Труда.
Всего до 1991 года медалью «Серп и Молот» было награждено более 19 000 человек, дважды награждено свыше 160 человек, трижды - 16 человек.

Герой-пожарник Владимир Максимчук

22 мая 1994 года умер от лучевой болезни генерал-майор внутренней службы Владимир Михайлович МАКСИМЧУК

Герой-пожарник Владимир Максимчук

22 мая 1994 года умер от лучевой болезни генерал-майор внутренней службы Владимир Михайлович МАКСИМЧУК

Это первый Герой Российской Федерации среди пожарных, удостоенных этой награды в мирное время. Звание Героя Российской Федерации ему было присвоено посмертно 18 декабря 2003 года за мужество и героизм, проявленные 17 годами раньше.
В мае 1986 года подполковник Максимчук прибыл в Чернобыль, чтобы возглавить штаб пожарной охраны после взрыва 4-го энергоблока АЭС. 23 мая ему пришлось бороться со вспыхнувшим на станции пожаром, который мог привести к еще более опасному ЧП на 3-м блоке. 12 часов Владимир Михайлович лично руководил разведкой и тушением пожара в условиях, когда мощность облучения достигала сотен рентген/час. Максимчук получил лучевые ожоги, ему было проведено несколько операций, он знал, что обречен, но продолжал с честью нести службу. На его боевом счету также тушение пожаров в гостинице «Россия» (1977, 1987), работа в Армении после землетрясения (1987), ликвидация последствий аварии на продуктопроводе Урал — Западная Сибирь (1988) и катастрофы на комбинате минеральных удобрений в Ионаве (Литва) в 1989 году. Последние два года жизни генерал руководил пожарной охраной Москвы.

 

Создатель «Макарова»

22 мая 1914 года родился Николай Федорович МАКАРОВ, оружейный конструктор.

Создатель «Макарова»

22 мая 1914 года родился Николай Федорович МАКАРОВ, оружейный конструктор.

 Знаменитый самозарядный пистолет был разработан советским конструктором Николаем Фёдоровичем Макаровым в 1948 году. А с 1951 года служит личным оружием в советских и постсоветских Вооружённых силах и правоохранительных органах. Гарантийный ресурс 4000 выстрелов.

Интересно, что пистолет Макарова имелся в каждой укладке имущества и оборудования космонавта на корабле «Восток», то есть именно он стал первым стрелковым оружием, побывавшим в космосе.

Еще один «Левша»

22 мая 1816 года родился изобретатель- самоучка Павел Алексеевич ЗАРУБИН

Еще один «Левша»

22 мая 1816 года родился изобретатель- самоучка Павел Алексеевич ЗАРУБИН

Среди придуманных им инструментов были планиметр для измерения площадей, приборы для измерения глубины моря, скорости корабля, жатвенная машина, пожарный насос, водоподъемник. Он также занимался вопросами воздухоплавания и подводного плавания и написал несколько романов.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии