RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Памяти великого Кутузова
28 апреля 2018 г.

Памяти великого Кутузова

205 лет назад 28 апреля 1813 года почил в Бозе Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов
Преподобный Тит — воин
27 февраля 2013 г.

Преподобный Тит — воин

27 февраля отмечается память преподобного Тита Печерского
Поклон Великому Сергию
18 июля 2014 г.

Поклон Великому Сергию

18 июля православные верующие празднуют обретение мощей преподобного Сергия Радонежского.
Первосвятитель Иов
18 апреля 2014 г.

Первосвятитель Иов

18 апреля православные люди и просто патриоты России празднуют память первого патриарха России
Поединок на Поле  Куликовом
20 сентября 2017 г.

Поединок на Поле Куликовом

20-21 сентября Православная Церковь и вся Россия вспоминают подвиг Александра Пересвета, Андрея Осляби
Главная » Русские святые воины » Духовный витязь Руси

Духовный витязь Руси

3 мая 1314 года родился преподобный Сергий РАДОНЕЖСКИЙ

Он был создателем знаменитой Троицко-Сергиевой Лавры, вдохновителем русского воинства, руководимого Дмитрием ДОНСКИМ, на отпор иноземным захватчикам. (На иллюстрации Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия на подвиг).
Духовный витязь Руси

Всякий православный человек знает, что духовным сердцем России является Троице-Сергиева лавра, расположенная недалеко от древнего города Радонеж. Звучание ее колоколов более шести веков назад стало вечным камертоном не только для всех православных звонниц святой Руси, но и для мужественных сердец русских патриотов, готовых в лихую годину отдать жизнь за Отчизну или положить ее за «други своя». У истоков создания этого православного чуда стоял великий молитвенник Земли Русской игумен Радонежский авва Сергий, трудами которого было положено в XIV веке начало духовной жизни на Маковце — в те времена безлюдном местечке, где не было ни селений, ни полей, а стояли стеной непроходимые леса. Фигура Сергия Радонежского могучим утесом возвышается не только в истории нашей церкви, но и в судьбах Государства Российского. Он оказался в центре того мощного духовного движения, которое привело Владимирскую Русь на Куликово поле и создало новое государство — Русь Московскую на развалинах разорванной в клочья, захваченной татарами и Литвой Киевской Руси. Кто же он, этот великий человек и великий святой?

 

ВАРФОЛОМЕЙ Кириллович (в иночестве Сергий) родился в Ростове Великом, в боярской семье, с годами обедневшей и перебравшейся в конце концов в пределы Московского княжества, в город Радонеж. Один из наиболее осведомленных современных религиозных историков, настоятель храма всех Святых в Красном Селе протоиерей Артемий Владимиров так рассказывает о детстве Сергия Радонежского:

— Рождение такого светильника православия, слова и деяния которого навечно запечатлелись на скрижалях русской истории, не могло не сопровождаться знамениями и чудесами. Родители будущего святого, благочестивый Кирилл и Мария, принадлежали к барскому сословию, однако ни знатность, ни богатство не препятствовали им «ходить пред Богом», то есть кротко выполнять все Христовы Заповеди. Незадолго до рождения благодатного младенца Мария по обычаю пришла в храм в день воскресный. И там свершилось непостижимое чудо. Трижды — перед началом чтения Святого Евангелия, при первых звуках Херувимской песни и при возгласе «Святая святым» — из утробы матери слышался глас младенца. Жизненный опыт говорил, что такого быть не может, ведь младенца в утробе матери окружает жидкость, и дышать, а тем более кричать он не в состоянии. Но у чуда были десятки свидетелей. И некоторым православным тогда стало понятно, что это знамение предвещает рождение будущего великого служителя святой церкви. После благополучных родов мальчик был крещен с именем Варфоломей. Это чудное дитя с пеленок проявляло несвойственное для его возраста воздержание. Трудно сейчас нам представить то, о чем единогласно свидетельствуют летописцы: в среду и пятницу младенец совсем не брал материнской груди, а ведь именно в эти дни с апостольских времен установлен святой пост в память страданий Господа Иисуса Христа, в среду Иудой преданного, а в пятницу распятого. Впоследствии даже в детские годы будущий святой никогда не ел мяса, ограничивая себя лишь малой толикой растительной пищи, а по средам и пятницам так всю жизнь и не принимал пищи вообще.

Летописцы единодушны и в том, что мальчику долгое время не давалась учеба. В школе он из-за этого был посмешищем среди сверстников. Но в уныние не впал, а молил Бога дать ему способности к запоминанию наук. И вот однажды в лесной чащобе, куда Варфоломей любил уединяться для молитвы, он встретил монаха-схимника, которому рассказал о своей беде. «Помолись за меня Богу», — попросил мальчик старца. Положив руку на голову отрока, схимник изрек: «Отныне Господь даст тебе уразуметь грамоту, так что и сверстников своих превзойдешь ты этой благодатью». Старец достал из сумы часть просфоры (хлеб, олицетворяющий тело Христово в таинстве евхаристии): «Возьми, чадо, вкуси. Это дается тебе в знак благодати Божией». И диво, едва мальчик вкусил этот святой дар, сердце его осветилось Божественным светом. С тех пор Варфоломей, как губка, стал впитывать в себя знания, особенно те, которые основывались на христианском мировоззрении.

 

НЕСМОТРЯ на строгую, воздержанную жизнь, заполненную учебой, молитвами, тяжким хозяйственным трудом, пришло и для Варфоломея время первой любви. Нежное и яркое чувство вспыхнуло между ним и внучкой местного протоиерея Нюшей. Красивая внешне, не менее прекрасная душой, неизбалованная и скромная в жизни, она любому порядочному молодцу могла бы составить счастье. Всем своим чистым сердцем девушка тянулась к Варфоломею. Но она мечтала о счастье земном — с трудовыми буднями и веселыми праздниками, с пресной обыденностью дней и сладостью коротких ночей на супружеском ложе, с заботой о хлебе насущном и радостью ребячьего смеха в горнице, полной детей. А Варфоломей чем сильнее любил Нюшу, тем глубже осознавал иное свое предназначение, которое заключалось не в земных радостях, а в поисках путей к Господу. Он прямо и твердо сказал любимой: моя дорога — в монастырь. И мягко, но настойчиво сделал все, чтобы соединить девушку со своим братом Стефаном, который тоже ее очень любил. В конце концов состоялась свадьба. Но Господь не дал Стефану с Нюшей долгой супружеской жизни. Родив сына Иоанна (которого впоследствии Варфоломей-Сергий воспитал лично и постриг в иноки), молодая женщина преставилась Богу. Перед смертью она призвала к себе Варфоломея и холодеющими губами прошептала, подняв глаза к небу: «Мы ведь встретимся с тобой там?» Позже Нюша в самые тяжелые моменты жизни Варфоломея-Сергия приходила к нему в видениях. И кто знает, может быть, эта неземная духовная любовь и по сию пору продолжается в небесных обителях.

 

ВЫБРАВ ангельский путь в земной жизни, Варфоломей после смерти родителей отдал свою часть имения на помин души почивших родителей, оставшееся отделил младшему брату Петру. А сам ушел отшельником на поросший диким лесом Маковец близ Радонежа, дабы вдали от мирской суеты навечно сохранить свое девство, душевную и телесную чистоту для служения Господу без развлечений. Вместе со старшим братом Стефаном они построили здесь хижину, а затем — скромную деревянную церковь во имя Святой Троицы. Святитель Феогност, занимавший митрополичью кафедру в Москве, благословил отшельников и послал одного из протоиереев освятить храм на Маковце. Так и было положено основание истории Троице-Сергиевой лавры, которая, как сердце России, гонит и по сей день духовную кровь по всему нашему Отечеству.

Но нелегко оказалось подвизаться в суровом деле отшельнического моления. Через некоторое время Стефан не выдержал и удалился в Москву, в Богоявленский монастырь. Варфоломей вел тяжелую борьбу с голодом, холодом, искушениями, унынием. Мало-помалу крепло его сердце, распрямлялись духовные плечи. И принял он монашеский постриг от рук игумена Митрофана в день памяти мучеников Сергия и Вакха, получив духовное имя одного из них.

Весть о великом подвижнике Божием разнеслась по городам и весям Руси. На Маковец стали стекаться иноки. Вскоре основалась обитель. Первым игуменом нового монастыря стал иерей Митрофан. А в 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил преподобного Сергия в иеромонахи и возвел в сан игумена. Обитель разрослась и стала богатым монастырем. Константинопольский патриарх Филофей обратил на нее внимание и прислал со своим посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой благословлял преподобного Сергия в его подвижничестве. Далеко разнеслась слава и о духовной силе Радонежского игумена. Его стали звать в Москву, предлагать высокие должности и вельможные покровительства. Митрополит Алексий намеревался даже сделать его своим преемником. Но преподобный Сергий не искал власти земной, отказывался от должностей, почестей и благ, всегда оставался чист и непорочен.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ Сергий умел воздействовать на людей «тихим и кротким словом» на самые жестокие и загрубелые сердца и таким способом примирял даже враждующих князей. Благодаря ему русские князья объединились перед Куликовской битвой, признав главенство Дмитрия Донского. Игумен воодушевил князя Дмитрия, предрек ему победу над татарами и дал в помощь в качестве своего благословения монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которых собственноручно постриг в схиму. Религиозные и светские историки единодушны и в том, что без молитвенной поддержки и духовного подвига игумена Сергия Русь не сумела бы тогда объединиться и победить. Поэтому его считают первым духовным витязем Руси.

Множество чудес совершалось по его молитвам: он наставлял заблудших, воскрешал мертвых, и все, с верою к нему приходящие, какими бы ни страдали болезнями, получали телесное здоровье. Однажды ночью блаженный Сергий стоял перед иконою Пречистой Богородицы и, глядя на святой лик Ее, молился: «Пречистая Матерь Господа нашего Иисуса Христа, заступница и крепкая помощница человеческому роду, будь ходатаицей за нас недостойных, молися всегда Твоему Сыну и Богу нашему, да призрит на святое сие место. Тебя, Матерь сладчайшего Христа, призываем на помощь рабы Твои, ибо Ты для всех пристанище и надежда». Внезапно послышался голос: «Се грядет Пречистая». Святой вышел из кельи, и здесь осиял его великий свет ярче солнечного сияния, и он сподобился узреть Пречистую, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Необычайный блеск окружал Богоматерь. Не вынеся неземного сияния, святой пал ниц. Пречистая же прикоснулась к нему и сказала: «Не скорби больше об обители своей, она будет иметь изобилие во всем не только при твоей жизни, но и по отшествии твоем к Богу. Я же никогда не оставлю места сего».

 

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
16 августа
четверг
2018

В этот день:

Главный маршал авиации Павел Кутахов

16 августа 1914 года родился Павел Степанович КУТАХОВ (ум. 03.12.1984), главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза.

Главный маршал авиации Павел Кутахов

16 августа 1914 года родился Павел Степанович КУТАХОВ (ум. 03.12.1984), главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза.

Простой крестьянский парень из донской станицы, он стал одним из лучших пилотов Страны Советов, а потом и самым главным летчиком СССР.

В августе 1935 года Павел по комсомольскому призыву поступил в Сталинградское военное училище летчиков. Начинал летать на самолете «У-2». В 1938 году в звании лейтенанта прибыл в полк под Ленинградом. Вскоре он стал командиром звена истребителей. Во время войны с Финляндией Кутахов совершил 131 боевой вылет. В одном из боев был сбит и спустился на парашюте в тылу противника, пешком вернулся в расположение советских войск.

Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне Мурманска, Кандалакши и Кировской железной дороги. Сопровождал караваны транспортных судов ленд-лиза.

Был одним из известнейших летчиков-истребителей Карельского фронта. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года Кутахову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего за годы войны П. С. Кутахов совершил 497 боевых вылетов, провел 79 воздушных боев, в которых сбил 14 самолетов лично и 28 с напарниками.

После войны подполковник Кутахов ещё несколько лет командовал полком в Заполярье, а потом был направлен на Высшие офицерские летно-тактические курсы в Липецк. В 1957 году закончил Военную академию Генерального Штаба. В 1966 году ему, командующему авиацией Одесского военного округа, генерал-лейтенанту авиации, в числе первых было присвоено звание «Заслуженный военный летчик СССР». В 1967 году генерал-полковник авиации П. С. Кутахов был назначен первым заместителем главнокомандующего Военно-Воздушными Силами СССР. В марте 1969 года Маршал авиации Кутахов стал главнокомандующим ВВС СССР. В 1972 году ему было присвоено звание Главного маршала авиации. Кутахов летал на современных истребителях до 60-летнего возраста.

В 1984 году ему во второй раз присвоено звание Героя Советского Союза.

Умер 3 декабря 1984 года от обширного инсульта. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Подвиг экипажа Владимира Шарпатова

16 августа 1996 года экипаж российского самолёта «Ил-76» (командир Владимир Шарпатов), находившийся в плену у талибов больше года, совершил выдающийся подвиг - побег на своём же самолёте — через Иран в ОАЭ. После возвращения на Родину командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов и второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин были удостоены звания Героя России.

Подвиг экипажа Владимира Шарпатова

16 августа 1996 года экипаж российского самолёта «Ил-76» (командир Владимир Шарпатов), находившийся в плену у талибов больше года, совершил выдающийся подвиг - побег на своём же самолёте — через Иран в ОАЭ. После возвращения на Родину командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов и второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин были удостоены звания Героя России.

А Здор Александр Викторович — штурман, Аббязов Асхат Минахметович — бортинженер,
Вшивцев Юрий Николаевич — бортрадист, Бутузов Сергей Борисович — ведущий инженер,
Рязанов Виктор Петрович — ведущий инженер награждены орденами Мужества. О их подвиге снят фильм «Кандагар».

3 августа 1995 года самолёт Ил-76ТД бортовой номер RA-76842, принадлежавший казанской компании «Аэростан», с семью членами экипажа на борту по заказу правительства в Кабуле, в рамках межправительственного соглашения с Албанией, совершал коммерческий рейс по маршруту Тирана — Кабул (Баграм) с грузом стрелковых боеприпасов. Фактическим получателем груза был «Северный альянс», авиабаза Баграм контролировалась силами злейшего врага «Талибана» Ахмад Шах Масуда. Сходные рейсы в Баграм, в частности, из Шарджи, экипаж выполнял неоднократно, перевозя самые разные грузы. Рейс из Тираны с боеприпасами был третьим после двух таких же, вполне успешных. Над Афганистаном самолёт был перехвачен истребителями движения «Талибан» и был принужден совершить посадку в районе Кандагара под предлогом досмотра груза. Среди формально разрешённых к перевозке стрелковых боеприпасов был обнаружен ящик с запрещёнными к перевозке снарядами.

Более года (378 дней) члены экипажа самолёта находились в плену в очень тяжёлых условиях, мучаясь от жары, нехватки воды и плохой пищи. Психологическое состояние экипажа тоже было очень тяжёлым: они всерьёз опасались за свою жизнь, так как были захвачены при перевозке оружия врагам «Талибана». С другой стороны, они долго не замечали никаких существенных усилий со стороны российских властей по вызволению их из плена. Талибы предлагали им перейти в ислам с обещаниями облегчить участь. Связь с Россией удавалось поддерживать, в частности, через Тимура Акулова, представителя президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Попытка Акулова обменять пленников на запчасти к вертолётам не удалась. С другой стороны, удалось добиться права на редкие личные встречи, в том числе с другими представителями российских властей в Афганистане и Пакистане, и передачу почты, что позволило обговорить детали возможного побега. Экипаж смог убедить талибов в том, что весьма ценный самолёт требует периодического технического обслуживания. За отсутствием собственных специалистов, экипажу было позволено, время от времени, под вооружённым конвоем, поддерживать самолёт в работоспособном состоянии.

И вот 16 августа 1996 года при очередном техобслуживании (в частности, поводом к нему послужило повреждённое колесо шасси) экипаж запустил двигатели и взлетел, воспользовавшись ослаблением бдительности на аэродроме из-за пятницы и времени молитв. Аэродромные службы пытались воспрепятствовать взлёту, но безуспешно. Самолёт-истребитель поднят в воздух не был. Конвоиров, которых было меньше, чем обычно, удалось обезоружить и связать. Топлива на полёт хватило, так как самолёт перед рейсом в Кабул был заправлен с расчётом на обратный рейс, и топливо слито не было. Для большей скрытности самолёт уходил из Афганистана на запад, в Иран (а не на север, в Россию), причём на предельно малых высотах. Авиадиспетчеры Ирана, как это было оговорено заранее, пропустили самолёт в своё воздушное пространство, в дальнейшем самолёт беспрепятственно прилетел в ОАЭ, в Шарджу.

В ночь с 18 на 19 августа российские лётчики благополучно вернулись в Казань. 22 августа того же года был подписан указ о награждении экипажа, командиру корабля и второму пилоту было присвоено звание Героев России, а все остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества. Члены экипажа самолёта: Шарпатов, Владимир Ильич — командир воздушного судна, Хайруллин, Газинур Гарифзянович — второй пилот, Здор, Александр Викторович — штурман, Аббязов, Асхат Минахметович — бортинженер, Вшивцев, Юрий Николаевич — бортрадист, Бутузов, Сергей Борисович — ведущий инженер,

Рязанов, Виктор Петрович — ведущий инженер. (Википедия)

Диакон Вячеслав Луканин

16 августа Русская Православная Церковь воздает память священномученику Вячеславу (Луканину), погибшему в этот день в 1918 году.

Диакон Вячеслав Луканин

16 августа Русская Православная Церковь воздает память священномученику Вячеславу (Луканину), погибшему в этот день в 1918 году.

Вячеслáв Геóргиевич Лукáнин относится к роду потомственных русских священников, до революции был диаконом Пермской и Екатеринбургской епархий РПЦ. Прославлен как священномученик и причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских 17 июля 2002 года. Память священномученика Вячеслава совершается в день его кончины — 3 / 16 августа. Он был убит богоборцами прямо в храме во время молитвы выстрелом в спину.

 

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии