RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Пророчества Серафима Саровского
1 августа 2016 г.

Пророчества Серафима Саровского

1 августа 1754 года родился один из самых почитаемых русских святых
Либералы выдыхаются
1 февраля 2014 г.

Либералы выдыхаются

Россия жива! Снимите черные повязки, господа-товарищи
Поклон Православному Афону
29 мая 2016 г.

Поклон Православному Афону

28 мая 2016 года Президент России Владимир Путин посетил Святую Гору, где отмечается тысячелетие служения здесь русских монахов
Православные патриархи России
10 ноября 2018 г.

Православные патриархи России

10 ноября 1917 года в России решением Всероссийского поместного собора восстановлено патриаршество в Русской православной церкви, отменённое Петром I
День рождения Дмитрия Донского
12 октября 2019 г.

День рождения Дмитрия Донского

12 октября 1350 года родился Дмитрий Иванович Рюрикович, впоследствии прозванный Донским за победу в Куликовской битве.
Главная » Русские святые воины » Духовный витязь Руси

Духовный витязь Руси

3 мая 1314 года родился преподобный Сергий РАДОНЕЖСКИЙ

Он был создателем знаменитой Троицко-Сергиевой Лавры, вдохновителем русского воинства, руководимого Дмитрием ДОНСКИМ, на отпор иноземным захватчикам. (На иллюстрации Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия на подвиг).
Духовный витязь Руси

Всякий православный человек знает, что духовным сердцем России является Троице-Сергиева лавра, расположенная недалеко от древнего города Радонеж. Звучание ее колоколов более шести веков назад стало вечным камертоном не только для всех православных звонниц святой Руси, но и для мужественных сердец русских патриотов, готовых в лихую годину отдать жизнь за Отчизну или положить ее за «други своя». У истоков создания этого православного чуда стоял великий молитвенник Земли Русской игумен Радонежский авва Сергий, трудами которого было положено в XIV веке начало духовной жизни на Маковце — в те времена безлюдном местечке, где не было ни селений, ни полей, а стояли стеной непроходимые леса. Фигура Сергия Радонежского могучим утесом возвышается не только в истории нашей церкви, но и в судьбах Государства Российского. Он оказался в центре того мощного духовного движения, которое привело Владимирскую Русь на Куликово поле и создало новое государство — Русь Московскую на развалинах разорванной в клочья, захваченной татарами и Литвой Киевской Руси. Кто же он, этот великий человек и великий святой?

 

ВАРФОЛОМЕЙ Кириллович (в иночестве Сергий) родился в Ростове Великом, в боярской семье, с годами обедневшей и перебравшейся в конце концов в пределы Московского княжества, в город Радонеж. Один из наиболее осведомленных современных религиозных историков, настоятель храма всех Святых в Красном Селе протоиерей Артемий Владимиров так рассказывает о детстве Сергия Радонежского:

— Рождение такого светильника православия, слова и деяния которого навечно запечатлелись на скрижалях русской истории, не могло не сопровождаться знамениями и чудесами. Родители будущего святого, благочестивый Кирилл и Мария, принадлежали к барскому сословию, однако ни знатность, ни богатство не препятствовали им «ходить пред Богом», то есть кротко выполнять все Христовы Заповеди. Незадолго до рождения благодатного младенца Мария по обычаю пришла в храм в день воскресный. И там свершилось непостижимое чудо. Трижды — перед началом чтения Святого Евангелия, при первых звуках Херувимской песни и при возгласе «Святая святым» — из утробы матери слышался глас младенца. Жизненный опыт говорил, что такого быть не может, ведь младенца в утробе матери окружает жидкость, и дышать, а тем более кричать он не в состоянии. Но у чуда были десятки свидетелей. И некоторым православным тогда стало понятно, что это знамение предвещает рождение будущего великого служителя святой церкви. После благополучных родов мальчик был крещен с именем Варфоломей. Это чудное дитя с пеленок проявляло несвойственное для его возраста воздержание. Трудно сейчас нам представить то, о чем единогласно свидетельствуют летописцы: в среду и пятницу младенец совсем не брал материнской груди, а ведь именно в эти дни с апостольских времен установлен святой пост в память страданий Господа Иисуса Христа, в среду Иудой преданного, а в пятницу распятого. Впоследствии даже в детские годы будущий святой никогда не ел мяса, ограничивая себя лишь малой толикой растительной пищи, а по средам и пятницам так всю жизнь и не принимал пищи вообще.

Летописцы единодушны и в том, что мальчику долгое время не давалась учеба. В школе он из-за этого был посмешищем среди сверстников. Но в уныние не впал, а молил Бога дать ему способности к запоминанию наук. И вот однажды в лесной чащобе, куда Варфоломей любил уединяться для молитвы, он встретил монаха-схимника, которому рассказал о своей беде. «Помолись за меня Богу», — попросил мальчик старца. Положив руку на голову отрока, схимник изрек: «Отныне Господь даст тебе уразуметь грамоту, так что и сверстников своих превзойдешь ты этой благодатью». Старец достал из сумы часть просфоры (хлеб, олицетворяющий тело Христово в таинстве евхаристии): «Возьми, чадо, вкуси. Это дается тебе в знак благодати Божией». И диво, едва мальчик вкусил этот святой дар, сердце его осветилось Божественным светом. С тех пор Варфоломей, как губка, стал впитывать в себя знания, особенно те, которые основывались на христианском мировоззрении.

 

НЕСМОТРЯ на строгую, воздержанную жизнь, заполненную учебой, молитвами, тяжким хозяйственным трудом, пришло и для Варфоломея время первой любви. Нежное и яркое чувство вспыхнуло между ним и внучкой местного протоиерея Нюшей. Красивая внешне, не менее прекрасная душой, неизбалованная и скромная в жизни, она любому порядочному молодцу могла бы составить счастье. Всем своим чистым сердцем девушка тянулась к Варфоломею. Но она мечтала о счастье земном — с трудовыми буднями и веселыми праздниками, с пресной обыденностью дней и сладостью коротких ночей на супружеском ложе, с заботой о хлебе насущном и радостью ребячьего смеха в горнице, полной детей. А Варфоломей чем сильнее любил Нюшу, тем глубже осознавал иное свое предназначение, которое заключалось не в земных радостях, а в поисках путей к Господу. Он прямо и твердо сказал любимой: моя дорога — в монастырь. И мягко, но настойчиво сделал все, чтобы соединить девушку со своим братом Стефаном, который тоже ее очень любил. В конце концов состоялась свадьба. Но Господь не дал Стефану с Нюшей долгой супружеской жизни. Родив сына Иоанна (которого впоследствии Варфоломей-Сергий воспитал лично и постриг в иноки), молодая женщина преставилась Богу. Перед смертью она призвала к себе Варфоломея и холодеющими губами прошептала, подняв глаза к небу: «Мы ведь встретимся с тобой там?» Позже Нюша в самые тяжелые моменты жизни Варфоломея-Сергия приходила к нему в видениях. И кто знает, может быть, эта неземная духовная любовь и по сию пору продолжается в небесных обителях.

 

ВЫБРАВ ангельский путь в земной жизни, Варфоломей после смерти родителей отдал свою часть имения на помин души почивших родителей, оставшееся отделил младшему брату Петру. А сам ушел отшельником на поросший диким лесом Маковец близ Радонежа, дабы вдали от мирской суеты навечно сохранить свое девство, душевную и телесную чистоту для служения Господу без развлечений. Вместе со старшим братом Стефаном они построили здесь хижину, а затем — скромную деревянную церковь во имя Святой Троицы. Святитель Феогност, занимавший митрополичью кафедру в Москве, благословил отшельников и послал одного из протоиереев освятить храм на Маковце. Так и было положено основание истории Троице-Сергиевой лавры, которая, как сердце России, гонит и по сей день духовную кровь по всему нашему Отечеству.

Но нелегко оказалось подвизаться в суровом деле отшельнического моления. Через некоторое время Стефан не выдержал и удалился в Москву, в Богоявленский монастырь. Варфоломей вел тяжелую борьбу с голодом, холодом, искушениями, унынием. Мало-помалу крепло его сердце, распрямлялись духовные плечи. И принял он монашеский постриг от рук игумена Митрофана в день памяти мучеников Сергия и Вакха, получив духовное имя одного из них.

Весть о великом подвижнике Божием разнеслась по городам и весям Руси. На Маковец стали стекаться иноки. Вскоре основалась обитель. Первым игуменом нового монастыря стал иерей Митрофан. А в 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил преподобного Сергия в иеромонахи и возвел в сан игумена. Обитель разрослась и стала богатым монастырем. Константинопольский патриарх Филофей обратил на нее внимание и прислал со своим посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой благословлял преподобного Сергия в его подвижничестве. Далеко разнеслась слава и о духовной силе Радонежского игумена. Его стали звать в Москву, предлагать высокие должности и вельможные покровительства. Митрополит Алексий намеревался даже сделать его своим преемником. Но преподобный Сергий не искал власти земной, отказывался от должностей, почестей и благ, всегда оставался чист и непорочен.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ Сергий умел воздействовать на людей «тихим и кротким словом» на самые жестокие и загрубелые сердца и таким способом примирял даже враждующих князей. Благодаря ему русские князья объединились перед Куликовской битвой, признав главенство Дмитрия Донского. Игумен воодушевил князя Дмитрия, предрек ему победу над татарами и дал в помощь в качестве своего благословения монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которых собственноручно постриг в схиму. Религиозные и светские историки единодушны и в том, что без молитвенной поддержки и духовного подвига игумена Сергия Русь не сумела бы тогда объединиться и победить. Поэтому его считают первым духовным витязем Руси.

Множество чудес совершалось по его молитвам: он наставлял заблудших, воскрешал мертвых, и все, с верою к нему приходящие, какими бы ни страдали болезнями, получали телесное здоровье. Однажды ночью блаженный Сергий стоял перед иконою Пречистой Богородицы и, глядя на святой лик Ее, молился: «Пречистая Матерь Господа нашего Иисуса Христа, заступница и крепкая помощница человеческому роду, будь ходатаицей за нас недостойных, молися всегда Твоему Сыну и Богу нашему, да призрит на святое сие место. Тебя, Матерь сладчайшего Христа, призываем на помощь рабы Твои, ибо Ты для всех пристанище и надежда». Внезапно послышался голос: «Се грядет Пречистая». Святой вышел из кельи, и здесь осиял его великий свет ярче солнечного сияния, и он сподобился узреть Пречистую, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Необычайный блеск окружал Богоматерь. Не вынеся неземного сияния, святой пал ниц. Пречистая же прикоснулась к нему и сказала: «Не скорби больше об обители своей, она будет иметь изобилие во всем не только при твоей жизни, но и по отшествии твоем к Богу. Я же никогда не оставлю места сего».

 

Мощи Сергия сегодня покоятся в каменном соборе, выстроенном Никоном в начале пятнадцатого века, и икона Андрея Рублева «Троица» (про которую замечательно сказал Павел Флоренский: «Ежели существует «Троица» Рублева, значит, есть Бог!») по-прежнему осеняет дорогой нам всем прах вечного молитвенника Русской Земли.

Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской.

Дни памяти:

3 мая — день рождения; 8 октября— преставление; 18 июля — обретение мощей; 19 июля — Собор Радонежских святых; 6 сентября празднуется явление Богородицы преподобному Сергию.

Сергей Турченко
3 мая 2018 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
13 июля
понедельник
2020

В этот день:

Собор двенадцати апостолов

13 июля отмечается православный праздник — Собор двенадцати апостолов. Празднование памяти 12 ближайших учеников Христа установлено в древности. Уже в IV веке император Константин Великий построил в Константинополе храм во имя святых двенадцати апостолов.

Собор двенадцати апостолов

13 июля отмечается православный праздник — Собор двенадцати апостолов. Празднование памяти 12 ближайших учеников Христа установлено в древности. Уже в IV веке император Константин Великий построил в Константинополе храм во имя святых двенадцати апостолов.

 Блаженный Феофилакт в Толковании на Евангелие от Матфея так пишет об избрании 12 апостолов: “Христос избирает двенадцать учеников по числу двенадцати колен... Дал им силу чудотворений, чтобы, поражая чудесами, они имели внимательных к своему учению слушателей”.

Св. Иоанн Златоуст пишет об апостолах следующее: “Апостолы блистательнее самых звезд; и не ошибся бы тот, кто назвал бы их светилами Вселенной, светилами не тогда только, пока они жили, но даже и теперь, когда они уже умерли. Благодать святых мужей не исчезает с их смертью, не слабеет с их кончиною".

Все апостолы (кроме Иоанна) погибли в муках от рук палачей-богоборцев, но ни один не предал памяти Иисуса. Память святых апостолов празднуется также: Петра (16 января и 29 июня), Иакова, сына Зеведеева (30 апреля), Иоанна (8 мая и 26 сентября), Филиппа (14 ноября), Варфоломея (11 июня и 25 августа), Фомы (6 октября), Матфея (16 ноября), Иакова Алфеева (9 октября), Иуды Иаковлева (Фаддея) (19 июня), Симона (Зилота) (10 мая) и Матфия (9 августа).

Медаль за отличие на границе

13 июля 1950 года президиумом Верховного Совета СССР учреждена медаль "За отличие в охране государственной границы СССР".

Медаль за отличие на границе

13 июля 1950 года президиумом Верховного Совета СССР учреждена медаль "За отличие в охране государственной границы СССР".

Ею награждались военнослужащие погранвойск МГБ, МВД, КГБ СССР и лица из числа гражданского населения:

за храбрость и самоотверженность, проявленные в боевых действиях при задержании нарушителей государственной границы СССР;

за умелое руководство боевыми действиями пограничного наряда при защите неприкосновенности границы СССР;

за высокую бдительность и инициативные действия, в результате которых были задержаны нарушители государственной границы;

за умелую организацию пограничной службы и примерную работу по укреплению государственных границ СССР;

за безупречное несение службы по охране государственных границ СССР;

за активную помощь пограничным войскам в их боевой работе по охране государственных границ СССР.

Всего медалью «За отличие в охране государственной границы СССР» совершено примерно 67 520 награждений.

 

Гражданская оборона

13 июля 1961 года было утверждено Положение «О гражданской обороне СССР», которое определило создание системы, обеспечивающей защиту населения и народного хозяйства от ракетно-ядерного, химического, бактериологического оружия, проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в масштабе всей страны.

Гражданская оборона

13 июля 1961 года было утверждено Положение «О гражданской обороне СССР», которое определило создание системы, обеспечивающей защиту населения и народного хозяйства от ракетно-ядерного, химического, бактериологического оружия, проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в масштабе всей страны.

Для непосредственного руководства гражданской обороной введена должность начальника Гражданской обороны СССР, на которую был назначен Герой Советского Союза, Маршал Советского Союза В. И. Чуйков.
Были построены бомбоубежища, проводились специальные занятия и учения с населением.1991 года бомбоубежища и другие объекты гражданской обороны заняты рыночниками под склады. Учения проводить некому, да и дорого стало. 8 мая 1993 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ «О Гражданской обороне», в котором общее руководство Гражданской обороной в Российской Федерации было возложено на председателя Совета Министров – Правительства Российской Федерации, который по должности стал начальником Гражданской обороны страны. Так что будьте спокойны, в случае чего нашим спасением займется лично Дмитрий Медведев.

 

Открытие маршрута Москва — Улан-Батор — Пекин

13 июля 1925 года был завершён перелёт шести советских самолётов по маршруту Москва — Улан-Батор — Пекин, старт которому был дан 10 июня.

Открытие маршрута Москва — Улан-Батор — Пекин

13 июля 1925 года был завершён перелёт шести советских самолётов по маршруту Москва — Улан-Батор — Пекин, старт которому был дан 10 июня.

Самолеты пилотировали летчики М.А.Волковойнов, М.М.Громов, А.И.Екатов, Н.И.Найденов, И.К.Поляков, А.И.Томашевский. Два самолета Р-1, пилотируемые М.А.Волковойновым и М.М.Громовым, продолжили перелет до Токио. В задачу перелёта, организованного общественной организацией «Авиахим», входила всесторонняя проверка надёжности отечественных самолётов и двигателей, а также тщательное изучение трассы будущих воздушных сообщений.
В результате отечественная авиационная техника прошла успешную проверку своих возможностей, что позволило работать над её дальнейшем усовершенствованием.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии