RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Поклон Великому Сергию
18 июля 2014 г.

Поклон Великому Сергию

18 июля православные верующие празднуют обретение мощей преподобного Сергия Радонежского.
Улица имени Евгения Родионова
4 января 2017 г.

Улица имени Евгения Родионова

Накануне Нового года принято решение о присвоении одной из улиц в поселении Щаповское имени воина-мученика Евгения Родионова
Православные патриархи России
10 ноября 2018 г.

Православные патриархи России

10 ноября 1917 года в России решением Всероссийского поместного собора восстановлено патриаршество в Русской православной церкви, отменённое Петром I
Гермоген ХХ века
9 октября 2019 г.

Гермоген ХХ века

9 октября 2019 года митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну (Снычеву) исполнилось бы 94 года
Апостол Черного моря
13 декабря 2018 г.

Апостол Черного моря

13 декабря православная Россия отмечает День святого апостола Андрея Первозванного.
Главная » Русские святые воины » Духовный витязь Руси

Духовный витязь Руси

3 мая 1314 года родился преподобный Сергий РАДОНЕЖСКИЙ

Он был создателем знаменитой Троицко-Сергиевой Лавры, вдохновителем русского воинства, руководимого Дмитрием ДОНСКИМ, на отпор иноземным захватчикам. (На иллюстрации Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия на подвиг).
Духовный витязь Руси

Всякий православный человек знает, что духовным сердцем России является Троице-Сергиева лавра, расположенная недалеко от древнего города Радонеж. Звучание ее колоколов более шести веков назад стало вечным камертоном не только для всех православных звонниц святой Руси, но и для мужественных сердец русских патриотов, готовых в лихую годину отдать жизнь за Отчизну или положить ее за «други своя». У истоков создания этого православного чуда стоял великий молитвенник Земли Русской игумен Радонежский авва Сергий, трудами которого было положено в XIV веке начало духовной жизни на Маковце — в те времена безлюдном местечке, где не было ни селений, ни полей, а стояли стеной непроходимые леса. Фигура Сергия Радонежского могучим утесом возвышается не только в истории нашей церкви, но и в судьбах Государства Российского. Он оказался в центре того мощного духовного движения, которое привело Владимирскую Русь на Куликово поле и создало новое государство — Русь Московскую на развалинах разорванной в клочья, захваченной татарами и Литвой Киевской Руси. Кто же он, этот великий человек и великий святой?

 

ВАРФОЛОМЕЙ Кириллович (в иночестве Сергий) родился в Ростове Великом, в боярской семье, с годами обедневшей и перебравшейся в конце концов в пределы Московского княжества, в город Радонеж. Один из наиболее осведомленных современных религиозных историков, настоятель храма всех Святых в Красном Селе протоиерей Артемий Владимиров так рассказывает о детстве Сергия Радонежского:

— Рождение такого светильника православия, слова и деяния которого навечно запечатлелись на скрижалях русской истории, не могло не сопровождаться знамениями и чудесами. Родители будущего святого, благочестивый Кирилл и Мария, принадлежали к барскому сословию, однако ни знатность, ни богатство не препятствовали им «ходить пред Богом», то есть кротко выполнять все Христовы Заповеди. Незадолго до рождения благодатного младенца Мария по обычаю пришла в храм в день воскресный. И там свершилось непостижимое чудо. Трижды — перед началом чтения Святого Евангелия, при первых звуках Херувимской песни и при возгласе «Святая святым» — из утробы матери слышался глас младенца. Жизненный опыт говорил, что такого быть не может, ведь младенца в утробе матери окружает жидкость, и дышать, а тем более кричать он не в состоянии. Но у чуда были десятки свидетелей. И некоторым православным тогда стало понятно, что это знамение предвещает рождение будущего великого служителя святой церкви. После благополучных родов мальчик был крещен с именем Варфоломей. Это чудное дитя с пеленок проявляло несвойственное для его возраста воздержание. Трудно сейчас нам представить то, о чем единогласно свидетельствуют летописцы: в среду и пятницу младенец совсем не брал материнской груди, а ведь именно в эти дни с апостольских времен установлен святой пост в память страданий Господа Иисуса Христа, в среду Иудой преданного, а в пятницу распятого. Впоследствии даже в детские годы будущий святой никогда не ел мяса, ограничивая себя лишь малой толикой растительной пищи, а по средам и пятницам так всю жизнь и не принимал пищи вообще.

Летописцы единодушны и в том, что мальчику долгое время не давалась учеба. В школе он из-за этого был посмешищем среди сверстников. Но в уныние не впал, а молил Бога дать ему способности к запоминанию наук. И вот однажды в лесной чащобе, куда Варфоломей любил уединяться для молитвы, он встретил монаха-схимника, которому рассказал о своей беде. «Помолись за меня Богу», — попросил мальчик старца. Положив руку на голову отрока, схимник изрек: «Отныне Господь даст тебе уразуметь грамоту, так что и сверстников своих превзойдешь ты этой благодатью». Старец достал из сумы часть просфоры (хлеб, олицетворяющий тело Христово в таинстве евхаристии): «Возьми, чадо, вкуси. Это дается тебе в знак благодати Божией». И диво, едва мальчик вкусил этот святой дар, сердце его осветилось Божественным светом. С тех пор Варфоломей, как губка, стал впитывать в себя знания, особенно те, которые основывались на христианском мировоззрении.

 

НЕСМОТРЯ на строгую, воздержанную жизнь, заполненную учебой, молитвами, тяжким хозяйственным трудом, пришло и для Варфоломея время первой любви. Нежное и яркое чувство вспыхнуло между ним и внучкой местного протоиерея Нюшей. Красивая внешне, не менее прекрасная душой, неизбалованная и скромная в жизни, она любому порядочному молодцу могла бы составить счастье. Всем своим чистым сердцем девушка тянулась к Варфоломею. Но она мечтала о счастье земном — с трудовыми буднями и веселыми праздниками, с пресной обыденностью дней и сладостью коротких ночей на супружеском ложе, с заботой о хлебе насущном и радостью ребячьего смеха в горнице, полной детей. А Варфоломей чем сильнее любил Нюшу, тем глубже осознавал иное свое предназначение, которое заключалось не в земных радостях, а в поисках путей к Господу. Он прямо и твердо сказал любимой: моя дорога — в монастырь. И мягко, но настойчиво сделал все, чтобы соединить девушку со своим братом Стефаном, который тоже ее очень любил. В конце концов состоялась свадьба. Но Господь не дал Стефану с Нюшей долгой супружеской жизни. Родив сына Иоанна (которого впоследствии Варфоломей-Сергий воспитал лично и постриг в иноки), молодая женщина преставилась Богу. Перед смертью она призвала к себе Варфоломея и холодеющими губами прошептала, подняв глаза к небу: «Мы ведь встретимся с тобой там?» Позже Нюша в самые тяжелые моменты жизни Варфоломея-Сергия приходила к нему в видениях. И кто знает, может быть, эта неземная духовная любовь и по сию пору продолжается в небесных обителях.

 

ВЫБРАВ ангельский путь в земной жизни, Варфоломей после смерти родителей отдал свою часть имения на помин души почивших родителей, оставшееся отделил младшему брату Петру. А сам ушел отшельником на поросший диким лесом Маковец близ Радонежа, дабы вдали от мирской суеты навечно сохранить свое девство, душевную и телесную чистоту для служения Господу без развлечений. Вместе со старшим братом Стефаном они построили здесь хижину, а затем — скромную деревянную церковь во имя Святой Троицы. Святитель Феогност, занимавший митрополичью кафедру в Москве, благословил отшельников и послал одного из протоиереев освятить храм на Маковце. Так и было положено основание истории Троице-Сергиевой лавры, которая, как сердце России, гонит и по сей день духовную кровь по всему нашему Отечеству.

Но нелегко оказалось подвизаться в суровом деле отшельнического моления. Через некоторое время Стефан не выдержал и удалился в Москву, в Богоявленский монастырь. Варфоломей вел тяжелую борьбу с голодом, холодом, искушениями, унынием. Мало-помалу крепло его сердце, распрямлялись духовные плечи. И принял он монашеский постриг от рук игумена Митрофана в день памяти мучеников Сергия и Вакха, получив духовное имя одного из них.

Весть о великом подвижнике Божием разнеслась по городам и весям Руси. На Маковец стали стекаться иноки. Вскоре основалась обитель. Первым игуменом нового монастыря стал иерей Митрофан. А в 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил преподобного Сергия в иеромонахи и возвел в сан игумена. Обитель разрослась и стала богатым монастырем. Константинопольский патриарх Филофей обратил на нее внимание и прислал со своим посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой благословлял преподобного Сергия в его подвижничестве. Далеко разнеслась слава и о духовной силе Радонежского игумена. Его стали звать в Москву, предлагать высокие должности и вельможные покровительства. Митрополит Алексий намеревался даже сделать его своим преемником. Но преподобный Сергий не искал власти земной, отказывался от должностей, почестей и благ, всегда оставался чист и непорочен.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ Сергий умел воздействовать на людей «тихим и кротким словом» на самые жестокие и загрубелые сердца и таким способом примирял даже враждующих князей. Благодаря ему русские князья объединились перед Куликовской битвой, признав главенство Дмитрия Донского. Игумен воодушевил князя Дмитрия, предрек ему победу над татарами и дал в помощь в качестве своего благословения монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которых собственноручно постриг в схиму. Религиозные и светские историки единодушны и в том, что без молитвенной поддержки и духовного подвига игумена Сергия Русь не сумела бы тогда объединиться и победить. Поэтому его считают первым духовным витязем Руси.

Множество чудес совершалось по его молитвам: он наставлял заблудших, воскрешал мертвых, и все, с верою к нему приходящие, какими бы ни страдали болезнями, получали телесное здоровье. Однажды ночью блаженный Сергий стоял перед иконою Пречистой Богородицы и, глядя на святой лик Ее, молился: «Пречистая Матерь Господа нашего Иисуса Христа, заступница и крепкая помощница человеческому роду, будь ходатаицей за нас недостойных, молися всегда Твоему Сыну и Богу нашему, да призрит на святое сие место. Тебя, Матерь сладчайшего Христа, призываем на помощь рабы Твои, ибо Ты для всех пристанище и надежда». Внезапно послышался голос: «Се грядет Пречистая». Святой вышел из кельи, и здесь осиял его великий свет ярче солнечного сияния, и он сподобился узреть Пречистую, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Необычайный блеск окружал Богоматерь. Не вынеся неземного сияния, святой пал ниц. Пречистая же прикоснулась к нему и сказала: «Не скорби больше об обители своей, она будет иметь изобилие во всем не только при твоей жизни, но и по отшествии твоем к Богу. Я же никогда не оставлю места сего».

 

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
29 марта
воскресенье
2020

В этот день:

Московское восстание 1611 года

29 марта 1611 года в Москве началось восстание против захвативших ее поляков. К тому времени польский гарнизон насчитывал 7000 солдат, 2000 из которых составляли немецкие наемники. Восстание было жестко подавлено немецким отрядом. По некоторым данным погибло до 7000 москвичей.

Московское восстание 1611 года

29 марта 1611 года в Москве началось восстание против захвативших ее поляков. К тому времени польский гарнизон насчитывал 7000 солдат, 2000 из которых составляли немецкие наемники. Восстание было жестко подавлено немецким отрядом. По некоторым данным погибло до 7000 москвичей.

В этот же день к Москве подошли передовые отряды Первого народного ополчения под руководством Прокопия Ляпунова, Ивана Заруцкого и князя Дмитрия Трубецкого, которое было создано по призыву патриарха Гермогена в Рязани.

 От него поляки укрылись в Китай-городе и Кремле. Ополченцы стали лагерем у Симонова монастыря, откуда нанесли несколько ударов по противнику. Но в конце концов поляки сумели воспользоваться распрями в руководстве ополчением. Они отправили в казачий стан сфабрикованные грамоты, где было написано, что якобы Ляпунов собирается уничтожить казачество после победы. Ляпунов был вызван в казачий круг и там зарублен. После этого ополчение расдробилось и пребывало в таком состоянии вплоть до подхода Второго ополчения князя Дмитрия Пожарского, освободившего Москву.

Образование Забайкальского казачьего войска

29 марта 1851 года Указом императора НИКОЛАЯ I образовано Забайкальское казачье войско (ЗКВ) в составе: 1-го, 2-го, 3-го русских полков, 4-го тунгусского полка и 5-го и 6-го бурятских полков.

Установлено звание Героя Труда РФ

29 марта 2013 года президент России Владимир Путин подписал указ об установлении звания Героя Труда Российской Федерации.

Установлено звание Героя Труда РФ

29 марта 2013 года президент России Владимир Путин подписал указ об установлении звания Героя Труда Российской Федерации.

Как говорится в документе, звание учреждено "в целях повышения общественной значимости и престижа самоотверженного и добросовестного труда", оно будет присваиваться гражданам РФ "за особые трудовые заслуги перед государством и народом, связанные с достижением выдающихся результатов в государственной, общественной и хозяйственной деятельности, направленной на обеспечение благополучия и процветания России".

Космонавт Алексей Губарев

29 марта 1931 года родился Алексей Александрович ГУБАРЕВ, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза.

Космонавт Алексей Губарев

29 марта 1931 года родился Алексей Александрович ГУБАРЕВ, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза.

Он родился в селе Гвардейцы Борского района Куйбышевской области в семье крестьянина. С 1936 года жил и учился в подмосковном совхозе «Чашниково», куда перебралась семья после смерти отца.
В 1950 году закончил среднюю школу и поступил в Морское авиационное училище техников, откуда перевелся в Военно-морское минно-торпедное авиационное училище. После его окончания в 1952 году служил в частях ВВС СССР. Летал на самолётах Як-18, Ту-2, Ил-28м,
Л-29, налёт — более 1450 часов.
В 1957 поступил и в 1961 году окончил Военно-воздушную академию.
В январе 1963 года зачислен в отряд советских космонавтов. Прошёл полный курс общекосмической подготовки. Проходил подготовку по советской лунной программе, в составе группы осваивал военно-исследовательский вариант космического корабля «Союз» (корабль 7К-ВИ). В дальнейшем готовился к космическим полётам на кораблях типа «Союз» (по программе «Контакт») и орбитальных станциях типа «Салют» (ДОС) в качестве командира, не однократно был дублёром.
Свой первый полёт совершил с 11 января по 9 февраля 1975 года вместе с Георгием Гречко в качестве командира космического корабля «Союз-17» и орбитального комплекса «Салют-4» — «Союз-17» (позывной — «Зенит»). Продолжительность пребывания в космосе составила 29 дней 13 часов 19 минут 45 секунд.
С 1976 года проходил подготовку по программе сотрудничества с социалистическими странами «Интеркосмос». Второй полёт совершил со 2 по 10 марта 1978 года вместе с чехом Владимиром Ремеком в качестве командира космического корабля «Союз-28» (позывной — «Зенит»). Это был первый пилотируемый полёт по программе «Интеркосмос». Космонавты работали на борту орбитального комплекса «Салют-6» — «Союз-27» — «Союз-28» вместе с Ю.В. Романенко и Г. М. Гречко. Продолжительность пребывания в космосе составила 7 дней 22 часа 16 минут. За 2 полёта в космос налетал 37 дней 11 часов 35 минут 45 секунд. В 1981 году покинул отряд космонавтов, но продолжал службу на командных должностях в Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина. В 1980-х годах был заместителем начальника 30-го Центрального научно-исследовательского института Министерства обороны.

С 1988 в отставке. Генерал-майор авиации (1983). Кандидат технических наук (с 1982), имеет 16 научных работ. Скончался 21 февраля 2015 года.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии