RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Архистратиг Александр Суворов
24 ноября 2018 г.

Архистратиг Александр Суворов

24 ноября 1730 года родился великий русский полководец Александр Васильевич Суворов
Русская прозорливица Матронушка Блаженная
2 мая 2018 г.

Русская прозорливица Матронушка Блаженная

2 мая день поминовения святой Матроны Московской
Поклон Серафиму Саровскому
15 января 2016 г.

Поклон Серафиму Саровскому

15 января 1833 года скончался Серафим САРОВСКИЙ, русский святой, иеромонах — пустынножитель и чудотворец.
Подвиги преподобного Серафима
15 января 2014 г.

Подвиги преподобного Серафима

Этот святой монах был непревзойденным аскетом, годами жил в затворничестве, бывало питался одной травой и диким медом
Святитель Геннадий и ересь жидовствующих
17 декабря 2015 г.

Святитель Геннадий и ересь жидовствующих

17 декабря — день памяти свт. Геннадия, архиепископа Новгородского (ок.1410 — 4 (17) декабря 1505)
Главная » Русские святые воины » Православные патриархи России

Православные патриархи России

10 ноября 1917 года в России решением Всероссийского поместного собора восстановлено патриаршество в Русской православной церкви, отменённое Петром I

Публикуем рассказы обо всех Первосвятителях России.
Православные патриархи России

Ровно 600 лет с момента крещения Руси наша Церковь не имела своего Патриарха, поскольку до последнего десятилетия XVI века она не была полностью самостоятельной. По многим административным и даже религиозным вопросам Русская Церковь подчинялась Константинопольскому патриархату. Но вот во времена правления Иоанна Грозного Россия оформилась как единое царство. Возникли объективные предпосылки для установления патриаршества на Москве и избрания русского Патриарха — высшего иерарха самостоятельной церкви суверенного государства. Это знаменательное событие произошло в царствование сына Иоанна Грозного — Федора Иоанновича 26 января 1589 года, когда Собор русских епископов при участии Патриарха Константинопольского Иеремии избрал первым Патриархом Московским и всея Руси московского митрополита Иова.

«Чудны судьбы Божии, — писал по этому поводу религиозный историк архиепископ Филарет. — Патриаршество явилось в Церкви русской в такое именно время, когда власть Патриарха все более могла быть полезной для Церкви и Отечества. Разумеем страшное время самозванцев, когда в волнах безначалия и чужеземной власти совсем готова была погибнуть Россия и когда личность Патриарха, пользовавшегося самым высоким уважением в России, почти одна направляла действия народа к спасению России».

Благодаря патриаршеству Россия преодолела тяжелейшую Смуту начала XVII века. Отмененное Петром I в 1721 году, оно промыслительно возродилось почти через 200 лет для преодоления очередной Смуты и сегодня помогает сохранить духовную стойкость народа в продолжающихся нестроениях в Отечестве.

За минувшие столетия Русь Православная выкристаллизовала из сердцевины народной 17 патриархов. Кто они? Что сделали для нашего Отечества? Какой след оставили в истории?

Первосвятитель Иов

Патриарх Иов в первые же годы своего руководства Церковью провел ряд церковно-административных реформ, в результате которых в Московский Патриархат вошли четыре митрополии: Новгородская, Казанская, Ростовская и Крутицкая. Были учреждены новые епархии: Псковская, Карельская, Архангельская, основано более десятка монастырей.

На патриаршество Иова выпали тяжелейшие испытания. В 1591 году в Угличе был убит наследник престола царевич Димитрий. Первосвятитель сыграл огромную роль в отстаивании государственности во время начавшейся Смуты. Противостояние россиян польско-литовским захватчикам на первых порах фактически было возглавлено Патриархом Иовом, рассылавшим по городам грамоты с призывом к защите веры и Отечества от войск короля Сигизмунда III. За это в июне 1605 года поляки схватили Патриарха во время богослужения в кремлевском Успенском соборе, незаконно низложили и сослали в Старицкий Успенский монастырь. Здесь Иов быстро одряхлел и ослеп. Поэтому, когда в дальнейшем царем избрали Василия Шуйского и Иову было предложено вновь возглавить Русскую Церковь, он по немощи отказался. Освященный собор в июле 1606 года избрал Патриархом митрополита Казанского Гермогена (Ермогена). Весной 1607 года Иов с почестями вернулся в Москву. Его пригласили царь Василий и Патриарх Гермоген для принятия (в качестве общепризнанного лидера нации, в свое время не побоявшегося предать анафеме Лжедмитрия) всенародного покаяния от москвичей, в духовном ослеплении своем присягнувших ранее самозванцу. В кремлевском Успенском соборе Иов от имени всероссийского духовенства объявил церковное прощение «возмутителям Отечества». Народ в соборе плакал от умиления и радости. Вскоре Иов отправился обратно в Старицу, где через несколько дней умер. Мощи первосвятителя Иова покоятся в Успенском соборе Московского Кремля. В 1989 году Церковь причислила первого всероссийского Патриарха к лику святых.

Подвиг Гермогена

Избранный Патриархом в 1606 году Казанский митрополит Гермоген (Ермоген) вскоре стал признанным духовным главой государства, особенно после смерти Иова и свержения Шуйского. Разгоревшаяся с новой силой Смута потребовала от него подвижнического служения Отечеству. Велика роль Гермогена в собирании русского народа на борьбу с иноземными завоевателями. Он был духовным стержнем сопротивления, во главе которого стояли Дмитрий Пожарский и Косма Минин. Даже из Чудова монастыря, куда был заточен поляками русский Патриарх, он рассылал грамоты по Руси с благословением собираться воинством вокруг князя Пожарского и идти на Москву, захваченную интервентами и предателями.

Поляки жестоко пытали Патриарха и в конце концов уморили его голодом, но не сломили. Гермоген мученически умер 17 февраля 1612 года. Весть о его подвижнической смерти стала мощным стимулом для укрепления народного духа. Святость патриаршего подвига, как и его личности в целом, была озарена свыше позднее — при вскрытии в 1652 году раки с мощами преподобного. Через 40 лет после смерти он лежал как живой. Нетленные мощи Гермогена были перенесены в Успенский собор Московского Кремля. В 1913 году Патриарх Гермоген был причислен к лику святых.

Отец царя — слуга народа

21 ФЕВРАЛЯ 1613 года на царство был избран юный Михаил Романов, сын митрополита Филарета — двоюродного брата царя Федора Иоанновича. Сам Филарет в это время был в польском плену. Только после так называемого Деулинского перемирия в 1618 году отец нового русского царя возвратился в Москву.

В 1619 году митрополит Филарет был возведен в сан Патриарха Московского и всея Руси и стал духовным руководителем царствовавшего сына. В официальных документах оба они именовались Великими Государями. Филарет очень много сделал для восстановления в стране государственности после Смуты. Первое, чего он добился, — проведения поземельной переписи, благодаря которой были справедливо распределены подати (налоги), что увеличило доходы казны, облегчив одновременно налоговое бремя простого народа. С помощью церковного суда Патриарх укрепил дисциплину в государстве. Бояре и воеводы были приведены в полную покорность. Возобновились экономические и культурные отношения с иностранными государствами. Началось реформирование армии. Строились новые заводы (в том числе литейные, стекольные). Патриарх уделил большое внимание и просвещению — в Чудовом монастыре Московского Кремля открылась первая Греко-латинская школа.

При Филарете Русская Церковь приросла Сибирью, где впервые была установлена епархия. После разорения Грузии персидским шахом Аббасом под крыло России попросились ее православные провинции Кахетия, Карталиния и Имеретия.

Патриарх-Государь Филарет плодотворно руководил паствой, а через сына Михаила и страной вплоть до своей кончины в 1633 году.

Пастырь- просветитель

Перед смертью Филарет успел вымолвить имя своего преемника — архиепископа Псковского Иоасафа. В 1634 году тот был соборно утвержден Патриархом и правил по 1641 год.

После того как порядок в государстве был наведен, новый Патриарх преимущественно занялся изданием богослужебных и церковно-учительских книг. Он увеличил число типографских станков с 7 при Филарете до 12. Под руководством Иоасафа были изданы Требник, Устав, Служебник, Октоих и другие церковные книги. Благодаря этому Церковь получила единый духовно-идеологический стержень.

Пастырь-просветитель всячески старался сохранить прежнюю традицию монастырского строительства: при нем были основаны три новые обители и восстановлены пять старых. На государственные дела добрый и кроткий архипастырь практического влияния не оказывал. Да этого в те годы, скорее всего, и не требовалось.

Иосиф- объединитель

Не меньшую поддержку дело церковного книгопечатания нашло при следующем Патриархе — Иосифе (святительствовал с 1642 по 1652 год). При нем и при его содействии впервые были изданы «жития» Сергия и Никона Радонежских, Саввы Сторожевского, труды Ефрема Сирина, блаженного Феофилакта, а также сборники полемического характера против католиков и протестантов («Кириллова книга», «Книга о вере»). Всего во время святительства Иосифа вышли из печати 36 книг, из которых 14 никогда ранее на Руси не издавались.

Имя Патриарха Иосифа навсегда останется на скрижалях истории благодаря тому, что именно этому архипастырю удалось сделать первые шаги к воссоединению Украины (Малороссии) с Россией. Эта цель была провозглашена в качестве важнейшей для двух братских народов на специально созванном в Москве Соборе в 1651 году. Само воссоединение произошло в 1654 году уже после смерти Иосифа в царствование Алексея Тишайшего при Патриархе Никоне, пожалуй, самом скандальном первосвятителе за всю историю Русской Православной Церкви.

У истоков раскола

Патриах Никон, избранный первосвятителем в 1652 году, волей судьбы оказался у истоков церковного раскола, хотя ни в коем случае не был его причиной. К тому времени религиозное просвещение в России поднялось до такого уровня, что для многих богословов стали явными многочисленные ошибки, сделанные ранее переписчиками в богослужебных книгах. Патриарх Никон не мог не возглавить естественное движение массы религиозных деятелей по исправлению уставных и служебных книг по греческим образцам. Однако возвращение к по-настоящему каноничным и православно-осмысленным формам церковной жизни привело к тому, что наиболее консервативная часть общества во главе с протопопом Аввакумом и боярыней Морозовой отказалась принять церковные реформы. Возник раскол — от Церкви отделились старообрядцы, последствия чего ощущаются до сих пор.

Раскол произошел и во взаимоотношениях между Никоном и царем Алексеем. Поначалу они души друг в друге не чаяли. Как и ранее Патриарх Филарет, Никон имел титул Великого Государя и являлся духовным соправителем царя. Однако дворцовые интриги, клевета на Патриарха, его природная горячность в ходе разборов привели в конце концов к разрыву с Алексеем. В 1666 году Никона лишили сана и сослали в монастырь.

Восшедший на престол новый царь Федор Алексеевич разрешил бывшему Патриарху вернуться в Москву. Но тот не доехал. 17 августа 1681 г. скончался около Спасского монастыря в Ярославле. Его погребение (с титулом Патриарха) совершил сам царь, со слезами читавший над гробом Псалтырь и певший вместе с церковным хором. В 1682 г. Никон был посмертно восстановлен в патриаршем звании.

Иоасаф- кроткий

В период опалы Никона престол Патриарха первое время (с 1667 по 1672 г.) занимал Иоасаф — II, а потом в течение 10 месяцев — Питирим (1672–1673 гг.), который не оставил в истории практически заметного следа.

Иоасаф — II был, пожалуй, самым кротким и уступчивым Патриархом, никогда не противоречил царю. Может быть, именно этим объясняются многочисленные уступки, которые государство сделало Церкви в годы его правления (возвращены ранее отобранные земли, подтверждена независимость церковного ведомства от мирского суда и т. д.).

Иоасаф — II известен еще и тем, что издал первые полемические сочинения против раскольников.

Гроза иезуитов

Наиболее яркой личностью после Никона был, по мнению многих историков, Патриарх Иоаким (святительствовал с 1674 по 1690 год). Его деятельность по большей части была направлена на борьбу с иностранным духовным влиянием, главным образом, осуществлявшимся через католическую Польшу. По требованию Иоакима из Москвы выгнали иезуитов, успевших даже основать здесь свою школу. Стремился он и к восстановлению православных канонов. Иоакимом, например, были уточнены и отредактированы тексты древних литургий святых Иоанна Златоуста и Василия Великого, исправлено и издано главное руководство к совершению богослужений годового круга — Типикон, которым и поныне пользуется Русская Православная Церковь.

«Петровский» Синод

Последним первосвятителем «царского периода» русской истории стал Патриарх Адриан (святительствовал с 1690 по 1700 годы). На его долю выпала тяжкая участь усмирять «буйного» царя Петра, возвращать его «западные» порывы на отечественную почву.

После кончины Адриана царь Петр долго откладывал избрание Патриарха, а подспудно готовил прозападную реформу Церкви. По этому замыслу вместо Патриархата учреждался Святейший Синод по типу светского министерства.

14 февраля 1721 года состоялось открытие Синода, в котором, кстати, архиереев было не более трети, а все остальные — госчиновники! Но несмотря на то, что эта реформа была проведена Петром с целью лишить Церковь автономии, указав ей подчиненное место в госсистеме, сама церковная жизнь никак не могла уместиться в жестких рамках государственных установлений: дух Божий всегда оставался в ней свободным! Церковь продолжала внутренне жить «по Христу», но не «по Петру». Непоправимый удар однако, был нанесен по обществу, которое постепенно расцерковлялось, пропитывалось духом западного эгоцентризма, что в конце концов и послужило духовной основой, на которой проросли зерна богоборческих бунтов начала ХХ века.

После отмены патриаршества на Руси Петром I более двух веков Православная церковь вынуждена была жить в неестественных условиях административного управления со стороны Священного синода, состоявшего в основном из светских чиновников, как правило, мало озабоченных духовными проблемами. Понадобился антигосударственный переворот в феврале 1917 года, чтобы церковная общественность опомнилась и попыталась вернуть устроение церкви в традиционные рамки, понимая, что низложение Помазанника Божия произошло в результате расшатывания религиозных устоев общества. Нужен был авторитетный патриарх, который в рушившемся мире сумел бы сохранить Церковь во что бы то ни стало.

Несгибаемый Тихон

15 (28) августа 1917 года в Москве открылся Поместный собор Российской Православной церкви, работавший с перерывами более года до 7 (20) сентября 1918 года. Заседание 28 октября ознаменовалось вынесением исторического постановления о воссоздании патриаршества в России. Уже через неделю 5 ноября 1917 года Собором был избран Патриарх. Им стал (по жребию, вынутому у великой святыни России — Владимирской иконы Божией Матери) выдающийся иерарх митрополит Московский Тихон (Белавин).

Патриарху Тихону сразу же пришлось действовать в совершенно новых политических условиях, наступивших после Октябрьской революции 1917 года. 20 января 1918 года был принят декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Государственной политикой новой власти на долгие годы стал воинствующий атеизм. Церковь ответила специальным Соборным постановлением по этому поводу, в котором, в частности, призывала верующих: «Лучше кровь свою пролить и удостоиться венца мученического, чем допустить веру православную на поругание. Мужайся же, Русь Святая! Иди на свою Голгофу!»

Велика роль Патриарха Тихона и в разработке «Определения о правовом положении Церкви в государстве». Принятое Собором в 1918 году, оно, кстати, не отменено по сей день и является программным для РПЦ. В нем, в частности, утверждаются как незыблемые для Российского государства следующие положения: «Православная Российская Церковь занимает в Российском государстве первенствующее среди других исповеданий публично-правовое положение, подобающее ей как величайшей святыне огромного большинства населения и как величайшей исторической силе, созидавшей Российское государство». Тогдашняя Советская власть не только не признала этого документа, но и повела жестокую борьбу с его составителями, в первую очередь с Патриархом Тихоном. Тем более что он выступал с бесстрашным обличением злодеяний богоборцев. И личной проповедью, и твердым исповеданием христианской Правды, неустанной борьбой с внешними и внутренними врагами Церкви Патриарх Тихон вызвал лютую ненависть представителей новой власти. Его то заключали в тюрьму, то содержали под «домашним арестом» в московском Донском монастыре. А 25 марта (7 апреля) 1925 года, судя по всему, физически устранили во время лечения от стенокардии в частной клинике Бакуниных на Остоженке.

Около 300 тысяч верующих провожали страдальца в последний путь. Первосвятителя погребли в Донском монастыре. В феврале 1992 года здесь состоялось торжественное обретение его мощей: ранее, в 1989 году, патриарха Тихона причислили к лику святых.

Глава Церкви в ГУЛАГе

МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЕМ Патриаршего Престола был утвержден митрополит Крутицкий Петр (Полянский), на которого еще при жизни указал как на преемника Первосвятитель Тихон. Но, не успев по-настоящему войти в курс патриарших дел, он был арестован и 12 лет, вплоть до мученической кончины, провел в заточении и ссылке, однако не отказался от местоблюстительства. Во «временное исполнение обязанностей» главы Церкви вступил митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский) как Заместитель Патриаршего Местоблюстителя. В этом качестве данный иерарх был вынужден пойти под давлением властей на драматический шаг — подписание так называемой Декларации о лояльности Церкви государству от 16 (29) июля 1927 года.

Не имея за собой необходимой поддержки сколько-нибудь единой народной воли в противоборстве с врагами веры и отечества (как это проявилось, например, в эпоху Смутного времени), ни часть иерархов, ни митрополит Сергий не усматривали никакого духовно оправданного смысла в своем противостоянии «народной» власти. Ведь ее «законность» признала, будучи вполне достойна подобной власти, большая часть российского народа.

«Декларация» вызвала немало новых внутренних расколов в Церкви и, конечно же, в дальнейшем нисколько не послужила спасению от гибели ни отдельных епископов, ни священства, ни мирян, отправляемых целыми вагонами в ГУЛАГ. Но документ этот все же создал хотя бы некое подобие официального признания Православной Церкви со стороны государства — признания ее как законно существующего религиозного сообщества.

В 1937 году митрополит Петр был расстрелян (канонизирован как священномученик в 1997 г.). Права и обязанности Патриаршего Местоблюстителя перешли к митрополиту Сергию.

Прозрение вождя

ЗАМЕТНЫЕ изменения в положении Церкви в России произошли на гребне всенародной беды во время Великой Отечественной войны. Сталин словно прозрел, увидев ту огромную потенциальную силу, что таилась в народно-патриотических традициях Русской Церкви.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

Антон 19.06.2019 в 21:05 # Ответить
Перезвоните мне пожалуйста
Перезвоните мне пожалуйста 8(904)332-62-08 Антон.

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
27 января
среда
2021

В этот день:

«Январский гром»

27 января День воинской славы России в честь полного освобождения советскими войсками города Ленинграда (в результате операции «Январский гром») от блокады его немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии во время Великой Отечественной войны.

«Январский гром»

27 января День воинской славы России в честь полного освобождения советскими войсками города Ленинграда (в результате операции «Январский гром») от блокады его немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии во время Великой Отечественной войны.

К началу блокады в городе не имелось достаточных по объёму запасов продовольствия и топлива. Единственным путём сообщения с Ленинградом оставалось Ладожское озеро, находившееся в пределах досягаемости артиллерии и авиации осаждающих, на озере также действовала объединённая военно-морская флотилия противника. Пропускная способность этой транспортной артерии не соответствовала потребностям города. В результате начавшийся в Ленинграде массовый голод, усугублённый особенно суровой первой блокадной зимой, проблемами с отоплением и транспортом, привёл к сотням тысяч смертей среди жителей.

За массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг., проявленные защитниками блокадного Ленинграда, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР 8 мая 1965 г. городу присвоена высшая степень отличия — звание Город-герой.

Покушение на Ельцина

27 января 1993 года майор Кислов Иван Васильевич из Хабаровска пытался совершить покушение на Ельцина, но был задержан в Москве, на крыше одного из домов поблизости от Старой площади.

Покушение на Ельцина

27 января 1993 года майор Кислов Иван Васильевич из Хабаровска пытался совершить покушение на Ельцина, но был задержан в Москве, на крыше одного из домов поблизости от Старой площади.

Иван Васильевич Кислов родился в 1959 году. До декабря 1992 года он имел воинское звание майора, служил в строительной части в Хабаровске в должности помощника начальника отдела в управлении монтажных работ строительного управления Дальневосточного военного округа. Был женат, имел сына.

25 декабря 1992 года Кислов ушёл из дома, решив совершить покушение на Ельцина в качестве мести за развал Советского Союза, не сообщив ни о месте, ни о цели своей поездки в Москву ни домочадцам, ни сослуживцам. С его слов, он собрал два небольших взрывных устройства, начинённых свинцовыми шариками для увеличения убойной силы, однако они промокли, когда Кислов попал под дождь, и оказались неработоспособными.

Но майора это не остановило. Он решил казнить Ельцина ножом, для чего караулил его у подъезда, где тот жил, но неудачно. 27 января 1993 года Кислов забрался на крышу здания администрации президента на Старой площади. Офицер был обнаружен сотрудниками службы безопасности.

На следствии Кислов заявил: «…Я решил возложить на себя высокую миссию избавления России от этого человека».
Его признали невменяемым и отправили на принудительное лечение в Хабаровскую спецбольницу. Дальнейшая судьба отважного офицера неизвестна.

 

Подвиг глубоководника Щербакова

27 января 1997 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой техники, капитану 1-го ранга Щербакову Юрию Александровичу (командир атомной глубоководной станции АС-35 29-й отдельной бригады подводных лодок) было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Подвиг глубоководника Щербакова

27 января 1997 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой техники, капитану 1-го ранга Щербакову Юрию Александровичу (командир атомной глубоководной станции АС-35 29-й отдельной бригады подводных лодок) было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Юрий Александрович Щербаков родился 21 февраля 1947 года в Минске. Служил в Военно-Морском Флоте с 1966 года. В июне 1971 года окончил минно-торпедный факультет Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола (в 1998 году расформировано, остатки стали частью Санкт-Петербургского военно-морского института), в июле 1978 года — Высшие специальные офицерские классы ВМФ.

Службу проходил на Северном флоте: начал с должности командир минно-торпедной боевой части (БЧ-3) атомной подводной лодки К-159 (август 1971 — декабрь 1975); помощник командира атомной подводной лодки К-11 (декабрь 1975 — ноябрь 1977).

С августа 1978 года - командир атомной глубоководной станции АС-35. В январе 1993 года за «самоотверженные действия, совершённые при исполнении воинского долга в экстремальных условиях, сопряжённых с риском для жизни» был награждён орденом «За личное мужество». 26 ноября 1995 года АС-35 вошла в состав флота (29-я отдельная бригада подводных лодок), а в 1996 году проведены глубоководные испытания, по результатам которых указом президента Российской Федерации от 27 января 1997 года капитану 1-го ранга Щербакову было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Скоропостижно кончался 17 мая 2012 года. Похоронен на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии