RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Русская прозорливица Матронушка Блаженная
2 мая 2018 г.

Русская прозорливица Матронушка Блаженная

2 мая день поминовения святой Матроны Московской
Пророчества Серафима Саровского
1 августа 2016 г.

Пророчества Серафима Саровского

1 августа 1754 года родился один из самых почитаемых русских святых
Памяти великого полководца Александра Невского
27 ноября 2018 г.

Памяти великого полководца Александра Невского

27 ноября 1263 года скончался Александр Ярославович (род. 30 мая 1220 года), Новгородский князь, прозванный Невским за победу над шведами на Неве.
День рождения Дмитрия Донского
12 октября 2019 г.

День рождения Дмитрия Донского

12 октября 1350 года родился Дмитрий Иванович Рюрикович, впоследствии прозванный Донским за победу в Куликовской битве.
Зверская казнь архиепископа Тихона
9 января 2019 г.

Зверская казнь архиепископа Тихона

9 января 1919 года владыка был повешен взбесившимися атеистами на Царских вратах Благовещенского храма
Главная » Русские святые воины » Полководец душ

Полководец душ

3 мая 1314 года родился Сергий Радонежский, великий русский святой, вдохновивший князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву

Накануне святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на совместном заседании рабочей группы при Президенте РФ и Организационного комитета Русской Православной Церкви по проведению празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.
Полководец душ

Напомним, празднование пройдет в три этапа. Первый - в мае, он связан с днем рождения преподобного Сергия. Торжества пройдут на его родине - в Варницах Ярославской области.

Главные торжества в основанной им Троице-Сергиевой лавре развернутся в середине июля - в день обретения мощей святого. 11 июля в музейном комплексе «Конный двор» откроется выставка «И свеча не угасла…». Затем в течение трех дней - с 17 по 19 июля - пройдет около полутора десятков различных мероприятий, как светских, так и религиозных. В том числе крестный ход: паломники выйдут из Варниц, планируют идти шесть дней по Ярославской области, еще два дня - по Московской. Завершится паломничество в Сергиевом Посаде.

В октябре в Троице-Сергиевой лавре запланировано следующее по значимости событие - день успения преподобного.

Из речи Патриарза Кирилла 2 мая 2014 года:

Хотел бы сердечно приветствовать всех участников нашей встречи — совместного заседания рабочей группы при Президенте России по подготовке празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского и Организационного комитета Русской Православной Церкви, созданного с этими же целями.

Это наше первое совместное заседание, поэтому хотелось бы, с одной стороны, подвести некую черту под тем процессом подготовки, который уже был осуществлен, быть может, поговорить о вопросах, которые у нас остаются еще открытыми, и наметить план действий, связанных с этим замечательным событием — празднованием 700-летия Преподобного. Событие, которому посвящено нынешнее совместное заседание, имеет и общецерковное, и общегосударственное значение. Это действительно событие национального масштаба, и я хотел бы несколько именно слов сказать о том, почему это так.

У каждого народа есть в истории страницы, которыми он особенно дорожит, о которых любит вспоминать и рассказывать. В этих рассказах выражается искренняя любовь к отечественной истории, почтение к отдельным ее героям и персонажам. В них находят свое воплощение национальные идеалы — то, к чему устремлены желания и помыслы народа. Сегодня многие задаются вопросом: а что является идеалом нашего народа? И я хотел бы привести замечательные слова Владимира Сергеевича Соловьева — самого выдающего, я считаю, русского философа конца XIX — начала XX века: «Француз говорит о прекрасной Франции и французской славе, англичанин с любовью вспоминает о старой Англии, немец с гордостью говорит о немецком порядке и надежности, русский же человек, желая выразить свои лучшие чувства к Родине, говорит о Святой Руси». Вот идеал, подчеркивает философ, — не либеральный, не политический, не эстетический, а нравственно-религиозный. Если эту идею мы облечем в совершенно конкретную современную жизненную философию, то мы и обретем ценностный фундамент нашей национальной идеи.

Я высоко ценю высказывания о русском народе, который произнес наш президент Владимир Владимирович Путин на недавней встрече со средствами массовой информации. Это была, на мой взгляд, очень важная речь. Впервые глава государства говорил о фундаментальных, ценностных основаниях национальной жизни. И если перевести все это на язык, которым я сейчас обращаюсь к вам, то речь идет действительно не о либеральном, не политическом, не эстетическом, а нравственном, духовном и ценностном основании нашего национального бытия.

Именно святость как нравственный идеал является важнейшей категорией, определяющей народное восприятие образа идеальной личности в истории. Для русского народа такими идеалами являются и святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб, и благоверный князь Александр Невский, и князья Дмитрий Донской и Даниил Московский, и многие другие святые. Зримым воплощением такого идеала был и остается преподобный Сергий. Собственно говоря, этот идеал и вошел в нашу культуру, в том числе через литературу — как средневековую, так и классическую; он сформировал образ положительного героя нашего народа. И как важно, чтобы этот образ не был растворен теми различными подходами к истории, теми различными взглядами на нашу национальную жизнь, которые иногда дерзко врываются в наше национальное сознание и пытаются разрушить эту ценностную основу.

Преподобный Сергий являл своим современником живой образ того, как забота о спасении, как она описывается в учении Церкви, может стать делом общественно-значимым. Ведь вокруг такого человека, делящегося своим богатым духовным опытом с окружающими, спасается множество людей. А что значит спасаются? Они идут тем же путем. А если люди идут одним путем, это не что иное, как система национальной солидарности. И сила нашего народа в том, что идеей, формировавшей национальную солидарность, была высочайшая идея нравственного совершенства человеческой личности, которую мы называем словом «спасение».

Благодатным воспитателем народного духа назвал преподобного Сергия историк Василий Осипович Ключевский. В непростое для нашего Отечества время Преподобный вдохнул в русское общество чувство нравственной бодрости, духовно пробудил народ, который после многолетнего изнурительного ига начал терять всякую надежду на освобождение, поддаваться отчаянию, унынию, безразличию, подозрительности, пытаясь создавать локальные системы безопасности, что и усугубило междоусобное феодальное дробление Руси. Ведь что можно было сделать в условиях, когда практически все русские княжества были вынуждены покориться врагу, платить унизительную дань, когда почти вся страна была разграблена и сожжена, когда князья должны были за продлением своих властных полномочий и разрешением спорных вопросов ехать к хану и искать у хана поддержки для борьбы со своими братьями?

Конечно, можно было смириться с такой участью, привыкнуть, принять эти правила игры, а значит, надолго остаться в рабстве на своей собственной земле — или, наоборот, не подчиниться сильному противнику и начать процесс освобождения. В конце концов, привыкнуть можно даже к плохому. В какой-то исторический момент, действительно, требовалось выждать, чтобы восстановить силу и собраться с духом. Но всегда так продолжаться не могло, потому что если слишком долго привыкать к плохому, то плохое начинает формировать образ жизни, образ мысли и окончательно поработит не только личность, но и общество, народ.

Святой Сергий не только вернул людям надежду, вдохновив князя Дмитрия противостать объединенному войску хана Мамая на Куликовом поле. Лаврский наставник показал, что послушание воле Божией заключается не в безусловной личной пассивности, не в чувстве обреченности, безысходности, в равнодушии к происходящему, но в готовности и решимости мужественно защищать правду Божию, оставаясь до конца верным Евангелию. Ведь политическая сила по-настоящему прочна и крепка, когда основывается на силе нравственной, на силе Божественного закона, ибо Бог не в силе, а в правде.

Как часто сегодня говорят о необходимости связывать нравственность с политикой! Но все это остается пустым звуком, если не преломляется через внутренние убеждения — те самые убеждения, которые реально определяют поведение человеческой личности.

«Любовью и единением спасемся» — звучат из глубины столетий слова преподобного Сергия Радонежского. Этот совет Игумена земли Русской актуален и в наше время. Только единением и любовью можно преодолеть ненавистную рознь мира сего. Бережно хранить это духовное единство призваны и народы — наследники исторической Руси. Хранить, невзирая на сложность и запутанность политической конъюнктуры, внешних противоречий и неоднозначных обстоятельств.

Надеюсь, что год празднования знаменательного юбилея Преподобного станет не только временем торжеств и различных праздничных церковно-общественных мероприятий, но и временем осмысления богатого духовного наследия, оставленного этим великим Божиим угодником нам, его духовным чадам XXI века.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
11 ноября
понедельник
2019

В этот день:

Родился адмирал Рождественский

11 ноября 1864 года родился Зиновий Петрович РОЖЕСТВЕНСКИЙ (умер 14.01.1909), вице-адмирал (1904), командующий 2-й Тихоокеанской эскадрой, разгромленной в Цусимском сражении. Был тяжело ранен в бою, взят в плен, по возвращении предан военно-морскому суду, полностью оправдан.

Родился адмирал Рождественский

11 ноября 1864 года родился Зиновий Петрович РОЖЕСТВЕНСКИЙ (умер 14.01.1909), вице-адмирал (1904), командующий 2-й Тихоокеанской эскадрой, разгромленной в Цусимском сражении. Был тяжело ранен в бою, взят в плен, по возвращении предан военно-морскому суду, полностью оправдан.

В апреле 1904 года Рожественскому поручили командование Второй тихоокеанской эскадрой, состоявшей из 7 броненосцев, 8 крейсеров, 9 миноносцев и ряда вспомогательных судов. В задачи эскадры входил переход из Балтики в Тихий океан, помощь осаждённому Порт-Артуру и сражение с японским флотом. В октябре 1904 года Вторая тихоокеанская эскадра вышла в поход и 14 мая 1905 года подошла к Цусимскому проливу. За время похода, проходившего в условиях отсутствия надёжных баз снабжения, противодействия британского королевского флота, плохой выучки экипажей — не было потеряно ни одного корабля. Рожественский считал поставленную задачу практически невыполнимой, во время перехода обращался в Петербург с рапортом об отставке и намёками на необходимость вернуть эскадру.

14 мая 1905 года японский флот атаковал эскадру Рожественского в Цусимском проливе. В ходе сражения был выведен из строя и потоплен флагманский корабль «Князь Суворов», сам вице-адмирал получил тяжёлое ранение в голову. Управление эскадрой было потеряно через 20 минут после начала боя. К утру 15 мая Вторая тихоокеанская эскадра перестала существовать. Миноносец «Бедовый», на котором находился раненый Рожественский и другие раненые русские офицеры, был сдан японцам.

После подписания Портсмутского мира адмирал вернулся в Россию, где был восстановлен в своей прежней должности. В «Полном послужном списке» от 16 января 1906 года было

написано: « В службе сего адмирала не было обстоятельств, лишающих его права на получение знака отличия беспорочной службы…». Но вскоре в газетах началась «травля» адмирала. Первоначально Рожественский пытался оправдываться. Затем, в феврале 1906 года, он подал в отставку с поста начальника Главного морского штаба. Но волна критики не утихала, и адмирал настоял на привлечении себя к суду. Во время процесса Рожественский просил для себя смертной казни. Однако был полностью оправдан военно-морским судом.

После окончания процесса жил затворником, практически не выходил из своей квартиры и умер в Петербурге от болезни лёгких в ночь на Новый 1909 год. Погребён на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Могила не сохранилась.

Памяти адмирала Зубова

11 ноября 1960 года скончался Николай Николаевич Зубов (р. 1885), русский и советский морской офицер, инженер-контр-адмирал, океанолог, полярный исследователь, профессор.

Памяти адмирала Зубова

11 ноября 1960 года скончался Николай Николаевич Зубов (р. 1885), русский и советский морской офицер, инженер-контр-адмирал, океанолог, полярный исследователь, профессор.

Один из немногих царских офицеров, воевавших против Красной Армии на стороне адмирала Колчака, который впоследствии успешно служил Советской России.

В 1901 году — поступил в Морской кадетский корпус. В 1905 году — участвовал в Цусимском сражении в должности вахтенного офицера эскадренного миноносца «Блестящий». Был ранен в ногу тем же снарядом, который убил командира миноносца капитана 2-го ранга А. С. Шамова. С октября 1914 года — командир эскадренного миноносца «Послушный». С июля 1916 года — флагманский штурман в штабе командующего флотом Балтийского моря. С 29 сентября 1916 года — командир эскадренного миноносца «Мощный». После Октябрьской революции служил в Русской армии адмирала Колчака в чине подполковника. С 1924 года — в ссылке (4 года) в городе Чердынь на Северном Урале.

В 1932 году — руководитель экспедиции на парусно-моторном боте «Н. Книпович», впервые в истории обогнувшей с Севера Землю Франца-Иосифа. С 1941 года —начальник штаба ледокольного отряда Беломорской военной флотилии. В 1944—1948 годах — директор Океанографического института. В 1953 году основал кафедру океанологии Географического факультета Московского университета.

 

Великий хирург Николай Бурденко

11 ноября 1946 года ушел из жизни Николай Нилович Бурденко, генерал-поковник медслужбы, главный хирург Красной Армии, Герой Социалистического Труда, участник русско-японской, Первой мировой, советско-финской и Великой Отечественной войн.

Великий хирург Николай Бурденко

11 ноября 1946 года ушел из жизни Николай Нилович Бурденко, генерал-поковник медслужбы, главный хирург Красной Армии, Герой Социалистического Труда, участник русско-японской, Первой мировой, советско-финской и Великой Отечественной войн.

 Был автором первого «Положения о военно-санитарной службе Красной армии». В 1929 году по инициативе Николая Бурденко была создана кафедра военно-полевой хирургии на медицинском факультете Московского университета. На основе своего боевого опыта и изучения материалов прошлого он выпустил инструкции и положения по отдельным вопросам хирургического обеспечения войск, что подготовило военную медицину к началу Великой Отечественной войны.
В 1939—1940 годах во время советско-финской войны 64-летний Бурденко выехал на фронт, проведя там весь период боевых действий, и руководил там организацией хирургической помощи в действующей армии. По опыту советско-финской войны он разработал положение о военно-полевой хирургии.
В 1941 году, с начала Великой Отечественной войны — главный хирург Красной Армии. Несмотря на свои 65 лет, он сразу же выехал в действующую армию, в дальнейшем пользовался всякой возможностью, чтобы побывать на фронте. Занимался организацией помощи раненым во время боёв под Ярцевом и Вязьмой. Для проведения сложных операций Бурденко добирался до полковых и дивизионных медсанбатов, лично провёл несколько тысяч операций. Организовал работу по сбору оперативной информации о ранениях.
В 1941 году академик Бурденко был контужен во время бомбардировки на переправе через Неву. В конце сентября 1941 года под Москвой, при осмотре прибывшего с фронта военно-санитарного поезда у Николая Бурденко произошёл инсульт. Он пролежал около двух месяцев в больнице, почти полностью лишился слуха, и был эвакуирован сначала в Куйбышев, затем в Омск. Ещё не оправившись от болезни, Бурденко в местных госпиталях занимался лечением поступивших с фронта раненых, обширной перепиской с фронтовыми хирургами передовых этапов. На основе своих наблюдений он написал ряд исследований, оформив их в виде девяти монографий по вопросам военно-полевой хирургии.
За полгода до смерти Бурденко выступил с большой программной статьёй о проблемах послевоенной медицины. Скончался от последствий кровоизлияния 11 ноября 1946 года в Москве. Урна с прахом захоронена на Новодевичьем кладбище Москвы (участок 1, ряд 42, место 16). На могиле установлен памятник работы скульптора Г. Постникова.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии