RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Православный год России
7 января 2018 г.

Православный год России

Итоги 2017: введено в строй около 1300 храмов, а всего в стране теперь насчитывается 36 878 церквей РПЦ
Воин Христов
9 июня 2017 г.

Воин Христов

9 июня – день памяти святого праведного Иоанна Русского
Расправа над Людмилой Есипенко
14 июля 2016 г.

Расправа над Людмилой Есипенко

15 июля 2016 года в 11.00 в Тверском районном суде Москвы продолжится процесс над православной христианкой, которую, по иску столичной мэрии, обвиняют в защите образа Иисуса Христа от поругания богохульниками
Памяти великого Кутузова
28 апреля 2018 г.

Памяти великого Кутузова

205 лет назад 28 апреля 1813 года почил в Бозе Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов
Святой праведный воин Илия Муромец
1 января 2013 г.

Святой праведный воин Илия Муромец

1 января Русская Православная Церковь празднует память святого праведного воина Илии Муромца
Главная » Русские святые воины » Полководец душ

Полководец душ

3 мая 1314 года родился Сергий Радонежский, великий русский святой, вдохновивший князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву

Накануне святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на совместном заседании рабочей группы при Президенте РФ и Организационного комитета Русской Православной Церкви по проведению празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.
Полководец душ

Напомним, празднование пройдет в три этапа. Первый - в мае, он связан с днем рождения преподобного Сергия. Торжества пройдут на его родине - в Варницах Ярославской области.

Главные торжества в основанной им Троице-Сергиевой лавре развернутся в середине июля - в день обретения мощей святого. 11 июля в музейном комплексе «Конный двор» откроется выставка «И свеча не угасла…». Затем в течение трех дней - с 17 по 19 июля - пройдет около полутора десятков различных мероприятий, как светских, так и религиозных. В том числе крестный ход: паломники выйдут из Варниц, планируют идти шесть дней по Ярославской области, еще два дня - по Московской. Завершится паломничество в Сергиевом Посаде.

В октябре в Троице-Сергиевой лавре запланировано следующее по значимости событие - день успения преподобного.

Из речи Патриарза Кирилла 2 мая 2014 года:

Хотел бы сердечно приветствовать всех участников нашей встречи — совместного заседания рабочей группы при Президенте России по подготовке празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского и Организационного комитета Русской Православной Церкви, созданного с этими же целями.

Это наше первое совместное заседание, поэтому хотелось бы, с одной стороны, подвести некую черту под тем процессом подготовки, который уже был осуществлен, быть может, поговорить о вопросах, которые у нас остаются еще открытыми, и наметить план действий, связанных с этим замечательным событием — празднованием 700-летия Преподобного. Событие, которому посвящено нынешнее совместное заседание, имеет и общецерковное, и общегосударственное значение. Это действительно событие национального масштаба, и я хотел бы несколько именно слов сказать о том, почему это так.

У каждого народа есть в истории страницы, которыми он особенно дорожит, о которых любит вспоминать и рассказывать. В этих рассказах выражается искренняя любовь к отечественной истории, почтение к отдельным ее героям и персонажам. В них находят свое воплощение национальные идеалы — то, к чему устремлены желания и помыслы народа. Сегодня многие задаются вопросом: а что является идеалом нашего народа? И я хотел бы привести замечательные слова Владимира Сергеевича Соловьева — самого выдающего, я считаю, русского философа конца XIX — начала XX века: «Француз говорит о прекрасной Франции и французской славе, англичанин с любовью вспоминает о старой Англии, немец с гордостью говорит о немецком порядке и надежности, русский же человек, желая выразить свои лучшие чувства к Родине, говорит о Святой Руси». Вот идеал, подчеркивает философ, — не либеральный, не политический, не эстетический, а нравственно-религиозный. Если эту идею мы облечем в совершенно конкретную современную жизненную философию, то мы и обретем ценностный фундамент нашей национальной идеи.

Я высоко ценю высказывания о русском народе, который произнес наш президент Владимир Владимирович Путин на недавней встрече со средствами массовой информации. Это была, на мой взгляд, очень важная речь. Впервые глава государства говорил о фундаментальных, ценностных основаниях национальной жизни. И если перевести все это на язык, которым я сейчас обращаюсь к вам, то речь идет действительно не о либеральном, не политическом, не эстетическом, а нравственном, духовном и ценностном основании нашего национального бытия.

Именно святость как нравственный идеал является важнейшей категорией, определяющей народное восприятие образа идеальной личности в истории. Для русского народа такими идеалами являются и святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб, и благоверный князь Александр Невский, и князья Дмитрий Донской и Даниил Московский, и многие другие святые. Зримым воплощением такого идеала был и остается преподобный Сергий. Собственно говоря, этот идеал и вошел в нашу культуру, в том числе через литературу — как средневековую, так и классическую; он сформировал образ положительного героя нашего народа. И как важно, чтобы этот образ не был растворен теми различными подходами к истории, теми различными взглядами на нашу национальную жизнь, которые иногда дерзко врываются в наше национальное сознание и пытаются разрушить эту ценностную основу.

Преподобный Сергий являл своим современником живой образ того, как забота о спасении, как она описывается в учении Церкви, может стать делом общественно-значимым. Ведь вокруг такого человека, делящегося своим богатым духовным опытом с окружающими, спасается множество людей. А что значит спасаются? Они идут тем же путем. А если люди идут одним путем, это не что иное, как система национальной солидарности. И сила нашего народа в том, что идеей, формировавшей национальную солидарность, была высочайшая идея нравственного совершенства человеческой личности, которую мы называем словом «спасение».

Благодатным воспитателем народного духа назвал преподобного Сергия историк Василий Осипович Ключевский. В непростое для нашего Отечества время Преподобный вдохнул в русское общество чувство нравственной бодрости, духовно пробудил народ, который после многолетнего изнурительного ига начал терять всякую надежду на освобождение, поддаваться отчаянию, унынию, безразличию, подозрительности, пытаясь создавать локальные системы безопасности, что и усугубило междоусобное феодальное дробление Руси. Ведь что можно было сделать в условиях, когда практически все русские княжества были вынуждены покориться врагу, платить унизительную дань, когда почти вся страна была разграблена и сожжена, когда князья должны были за продлением своих властных полномочий и разрешением спорных вопросов ехать к хану и искать у хана поддержки для борьбы со своими братьями?

Конечно, можно было смириться с такой участью, привыкнуть, принять эти правила игры, а значит, надолго остаться в рабстве на своей собственной земле — или, наоборот, не подчиниться сильному противнику и начать процесс освобождения. В конце концов, привыкнуть можно даже к плохому. В какой-то исторический момент, действительно, требовалось выждать, чтобы восстановить силу и собраться с духом. Но всегда так продолжаться не могло, потому что если слишком долго привыкать к плохому, то плохое начинает формировать образ жизни, образ мысли и окончательно поработит не только личность, но и общество, народ.

Святой Сергий не только вернул людям надежду, вдохновив князя Дмитрия противостать объединенному войску хана Мамая на Куликовом поле. Лаврский наставник показал, что послушание воле Божией заключается не в безусловной личной пассивности, не в чувстве обреченности, безысходности, в равнодушии к происходящему, но в готовности и решимости мужественно защищать правду Божию, оставаясь до конца верным Евангелию. Ведь политическая сила по-настоящему прочна и крепка, когда основывается на силе нравственной, на силе Божественного закона, ибо Бог не в силе, а в правде.

Как часто сегодня говорят о необходимости связывать нравственность с политикой! Но все это остается пустым звуком, если не преломляется через внутренние убеждения — те самые убеждения, которые реально определяют поведение человеческой личности.

«Любовью и единением спасемся» — звучат из глубины столетий слова преподобного Сергия Радонежского. Этот совет Игумена земли Русской актуален и в наше время. Только единением и любовью можно преодолеть ненавистную рознь мира сего. Бережно хранить это духовное единство призваны и народы — наследники исторической Руси. Хранить, невзирая на сложность и запутанность политической конъюнктуры, внешних противоречий и неоднозначных обстоятельств.

Надеюсь, что год празднования знаменательного юбилея Преподобного станет не только временем торжеств и различных праздничных церковно-общественных мероприятий, но и временем осмысления богатого духовного наследия, оставленного этим великим Божиим угодником нам, его духовным чадам XXI века.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
16 июля
понедельник
2018

В этот день:

Захват японцами адмирала Головнина

16 июля 1811 года во время исследования Курильских островов на шлюпе «Диана» был вероломно захвачен в плен японцами Василий Михайлович ГОЛОВНИН, русский мореплаватель и путешественник, вице-адмирал; член-корреспондент Петербургской Академии наук.

Захват японцами адмирала Головнина

16 июля 1811 года во время исследования Курильских островов на шлюпе «Диана» был вероломно захвачен в плен японцами Василий Михайлович ГОЛОВНИН, русский мореплаватель и путешественник, вице-адмирал; член-корреспондент Петербургской Академии наук.

Головнин и его единомышленники успешно совершили тяжелый переход от Кронштадта до Камчатки. Предпринятое ими изучение местности было сопряжено с большими трудностями. Постоянные туманы, обрывистые и скалистые берега, отсутствие удобной, укрытой от ветров якорной стоянки часто лишали моряков возможности проникнуть в глубь того или иного острова. Все было преодолено. Результаты исследований В. М. Головнина были значительны. Он составил точную карту Курильских островов, уточнив сведения о них, собранные другими русскими мореплавателями и учеными. Головнин точно установил, что Курильская гряда состоит из двадцати четырех островов, а не из двадцати одного, как это считали ранее.

В конце путешествия «Диана» подошла к длинной косе, составляющей восточную сторону гавани острова Кунашир, и стала на якорь. Головнин с семью матросами отправился на остров. Японцы встретили его с притворным радушием, пригласили в крепость, а когда ничего не подозревавшие Головнин и его спутники вошли в нее, японцы неожиданно напали на невооруженных русских моряков и захватили их в плен. Больше всего Головнина возмущало коварство и вероломство японцев. «От чистого сердца и от желания им добра поехал я к ним в крепость, как друг их, а теперь что они с нами делают. Я менее мучился бы, — писал он позже в своих «Записках», — если б был причиной только моего собственного несчастья, но еще семь человек подчиненных также от меня страдают».
Вскоре русских моряков перевели с острова Кунашир в город Хакодатэ на острове Матсмай (Хоккайдо) и заключили в тюрьму. Головнина посадили в отдельную темную и сырую камеру.
Но и в этих условиях Головнин не прекращал своих научных занятий. Все, что он наблюдал во время прогулок и узнавал из разговоров с охранниками, Головнин заносил в свой оригинальный «журнал» из ниток, облегчавший ему запоминание. Каждому примечательному событию, о котором Головнину удалось узнать, в этом «журнале» соответствовала нитка определенного цвета. (Нитки выдергивались из манжет, подкладки мундира или шарфа). Эти нитки искусно сплетались в узелок. Только благодаря этому «дневнику» Головнин впоследствии написал свое замечательное произведение «Записки флота капитана Головнина о приключениях его в плену у японцев в1811,1812 и 1813 годах», опубликованное в 1818 г. и впоследствии переведенное почти на все европейские языки. В книге содержатся исключительной ценности сведения о нравах и обычаях японцев, об их культуре. Это был первый обстоятельный труд о Японии.

Пленники пытались бежать, но их поймали и снова заточили в тюрьму, охрана была усилена. Условия содержания стали еще хуже.

Тем временем «Диана» ушла к русским берегам. Заместитель Головнина Рикорд выехал в Иркутск, откуда предполагал отправиться в Петербург. Он узнал в Иркутске, что перед правительством было возбуждено ходатайство об организации экспедиции для спасения из плена Головнина и всех находившихся с ним людей. Возвратившись весной 1812 года из Иркутска в Охотск, Рикорд начал спешно готовиться к плаванию. «Диана» была отремонтирована, экипаж ее увеличен на 11 человек. В распоряжение Рикорда были выделены бриг «Зотик» и транспорт «Павел». Командирами этих судов были назначены офицеры с «Дианы». Решено было захватить с собой в плавание шесть японцев с судов, потерпевших крушение у русских берегов, чтобы обменять их на Головнина и его спутников.

22 июля 1812 года «Диана» в сопровождении брига «Зотик» вышла к острову Кунашир. Но попытки Рикорда завязать переговоры с японскими властями успеха не имели. Японцы, узнавшие о вторжении армии Наполеона в Россию, резко отвергли предложения русских начать переговоры об освобождении пленников. Рикорд возвратился на Камчатку. Пролив между островами Райкоку и Матау, которым проходила «Диана», еще не нанесенный на карты, Рикорд назвал именем Головнина.
В 1813 году «Диана» вновь подошла к острову Кунашир. Через захваченного японского купца Рикорду удалось начать переговоры об освобождении русских моряков. На этот раз японцы проявили большую сговорчивость. Еще за несколько месяцев до прибытия «Дианы» они изменили свое отношение к русским пленным: перевели их в более удобные помещения, улучшили условия содержания. Более того, японские чиновники и охрана начали проявлять заискивающую учтивость, немало удивив этим Головнина и его друзей. Такая перемена объяснялась тем, что весть о славной победе русской армии, разгромившей полчища Наполеона и изгнавшей остатки разбитой французской армии из пределов России, долетела и до Страны восходящего солнца. Успехи русских войск произвели на японское правительство такое сильное впечатление, что оно, по-видимому, готово было пересмотреть свое отношение к России, неоднократно пытавшейся установить экономические и политические связи со своим восточным соседом.
1 октября 1813 года, после более чем двухлетнего пребывания в плену, Головнин и его товарищи были наконец освобождены. В 1814 году Головнин возвратился в Петербург.

Начало великих походов 1819 года

16 июля 1819 года из Кронштадта вышли в океанский поход сразу 4 русских шлюпа.

Начало великих походов 1819 года

16 июля 1819 года из Кронштадта вышли в океанский поход сразу 4 русских шлюпа.

 «Открытие» и «Благонамеренный» под командованием М. Н. ВАСИЛЬЕВА и Г. С. ШИШМАРЕВА ушли в арктические воды для исследования Северного морского пути из Берингова пролива в Атлантический океан, а «Восток» и «Мирный» под командой Ф. Ф. БЕЛЛИНСГАУЗЕНА и М. П. ЛАЗАРЕВА направились в кругосветное плавание в Антарктику для поисков Южного материка.

Конец фашистского крейсера «Ниобе»

16 июля 1944 года советской морской авиацией в финском порту Котка был уничтожен немецкий крейсер ПВО «Ниобе». Он был переоборудован из нидерландского бронепалубного крейсера "Гелдерланд" типа «Холланд», который при вторжении германской армии в Голландию достался немцам в качестве трофея.

Конец фашистского крейсера «Ниобе»

16 июля 1944 года советской морской авиацией в финском порту Котка был уничтожен немецкий крейсер ПВО «Ниобе». Он был переоборудован из нидерландского бронепалубного крейсера "Гелдерланд" типа «Холланд», который при вторжении германской армии в Голландию достался немцам в качестве трофея.

После модернизации крейсер имел внушительное зенитное вооружение из восьми 105-мм, четырёх 40-мм и шестнадцати 20-мм стволов. Стоявший в финском порту Котка «Ниобе» представлял для советской авиации серьезную опасность. Для его уничтожения была собрана армада из более 130 самолётов под общим руководством Героя Советского Союза В.И. Ракова. 16 июля 1944 года в результате массированного налёта «Ниобе» пошёл ко дну. Это самый крупный фашистский корабль, потопленный советскими морскими летчиками.

 

О реабилитации казачества

16 июля 1992 года Верховный Совет Российской Федерации принял постановление «О реабилитации казачества».

О реабилитации казачества

16 июля 1992 года Верховный Совет Российской Федерации принял постановление «О реабилитации казачества».

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июля 1992 г. N 3321-1

О РЕАБИЛИТАЦИИ КАЗАЧЕСТВА (в ред. Федерального "закона" от 26.06.2007 N 118-ФЗ)
Исходя из требований "Закона" РСФСР "О реабилитации репрессированных народов", в целях полной реабилитации казачества и создания необходимых условий для его возрождения как исторически сложившейся культурно-этнической общности Верховный Совет Российской Федерации постановляет:

1. Отменить как незаконные все акты в отношении казачества, принятые начиная с 1918 года, в части, касающейся применения к нему репрессивных мер.

2. Реабилитация отдельных казаков, незаконно подвергшихся уголовному преследованию и репрессиям в административном порядке, производится индивидуально в соответствии с "Законом" РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий".

3. Признать за казачеством права на:

возрождение традиционного социально-хозяйственного уклада жизни и культурных традиций при соблюдении законодательства и общепринятых прав человека;

установление территориального общественного самоуправления в местах компактного проживания казаков в традиционных для казачества формах в соответствии с "Законом" Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации";

абзац утратил силу. - Федеральный "закон" от 26.06.2007 N 118-ФЗ;

(см. текст в предыдущей "редакции")

восстановление традиционных наименований населенных пунктов и местностей, улиц, площадей, объектов культуры, просвещения, производственных и иных объектов на основе свободного волеизъявления всех групп населения в местах компактного проживания казачества на основании действующего законодательства;

создание общественных казачьих объединений с исторически сложившимися названиями, в том числе землячеств, союзов и других; их регистрацию и деятельность в общем порядке, установленном для общественных объединений граждан.

Права, указанные в настоящем пункте, обеспечиваются Верховным Советом Российской Федерации, Верховными Советами республик в составе Российской Федерации, краевыми, областными Советами народных депутатов, Советами народных депутатов автономной области, автономных округов, Московским и Санкт-Петербургским городскими Советами народных депутатов и исполнительными органами соответствующих уровней.

4. Перечисленные в "пункте 3" настоящего Постановления положения не должны ущемлять права каких-либо других групп населения или отдельных граждан и не означают наделение казачества какими-либо привилегиями, которые могут толковаться как сословные.

Никто не может быть принуждаем к казачьему укладу жизни.

5. Установить, что сооружения, памятные места, иные объекты и предметы, связанные с культурно-историческими событиями в жизни казачества, произведения материального и духовного творчества казачества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, являются общероссийским достоянием казачества и охраняются государством в соответствии с действующим законодательством.

6. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

разработать совместно с общественными объединениями казаков комплексную государственную программу возрождения казачества, согласовав ее с соответствующими органами государственной власти и управления;

в срок до 1 ноября 1992 года с участием представителей республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и общественных объединений казаков разработать нормативные акты, регулирующие порядок применения "пункта 3" настоящего Постановления.

7. Рекомендовать республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу обеспечить необходимые условия для реализации комплексной государственной программы возрождения казачества; рассмотреть возможность создания комитетов (комиссий) по делам казачества.

8. Ввести в действие настоящее Постановление с момента опубликования.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии