RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Святой праведный воин Илия Муромец
1 января 2013 г.

Святой праведный воин Илия Муромец

1 января Русская Православная Церковь празднует память святого праведного воина Илии Муромца
Поклон Ивану Сусанину
21 марта 2017 г.

Поклон Ивану Сусанину

21 марта Россия вспоминает подвиг крестьянина Ивана Осиповича Сусанина, совершенный им в 1613 году.
Воин Христов
9 июня 2017 г.

Воин Христов

9 июня – день памяти святого праведного Иоанна Русского
Святой благоверный князь Александр Невский
16 апреля 2013 г.

Святой благоверный князь Александр Невский

18 апреля 1242 года русские воины разбили немцев на Чудском озере
Преподобный Тит — воин
27 февраля 2013 г.

Преподобный Тит — воин

27 февраля отмечается память преподобного Тита Печерского
Главная » Русские святые воины » Полководец душ

Полководец душ

3 мая 1314 года родился Сергий Радонежский, великий русский святой, вдохновивший князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву

Накануне святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на совместном заседании рабочей группы при Президенте РФ и Организационного комитета Русской Православной Церкви по проведению празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.
Полководец душ

Напомним, празднование пройдет в три этапа. Первый - в мае, он связан с днем рождения преподобного Сергия. Торжества пройдут на его родине - в Варницах Ярославской области.

Главные торжества в основанной им Троице-Сергиевой лавре развернутся в середине июля - в день обретения мощей святого. 11 июля в музейном комплексе «Конный двор» откроется выставка «И свеча не угасла…». Затем в течение трех дней - с 17 по 19 июля - пройдет около полутора десятков различных мероприятий, как светских, так и религиозных. В том числе крестный ход: паломники выйдут из Варниц, планируют идти шесть дней по Ярославской области, еще два дня - по Московской. Завершится паломничество в Сергиевом Посаде.

В октябре в Троице-Сергиевой лавре запланировано следующее по значимости событие - день успения преподобного.

Из речи Патриарза Кирилла 2 мая 2014 года:

Хотел бы сердечно приветствовать всех участников нашей встречи — совместного заседания рабочей группы при Президенте России по подготовке празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского и Организационного комитета Русской Православной Церкви, созданного с этими же целями.

Это наше первое совместное заседание, поэтому хотелось бы, с одной стороны, подвести некую черту под тем процессом подготовки, который уже был осуществлен, быть может, поговорить о вопросах, которые у нас остаются еще открытыми, и наметить план действий, связанных с этим замечательным событием — празднованием 700-летия Преподобного. Событие, которому посвящено нынешнее совместное заседание, имеет и общецерковное, и общегосударственное значение. Это действительно событие национального масштаба, и я хотел бы несколько именно слов сказать о том, почему это так.

У каждого народа есть в истории страницы, которыми он особенно дорожит, о которых любит вспоминать и рассказывать. В этих рассказах выражается искренняя любовь к отечественной истории, почтение к отдельным ее героям и персонажам. В них находят свое воплощение национальные идеалы — то, к чему устремлены желания и помыслы народа. Сегодня многие задаются вопросом: а что является идеалом нашего народа? И я хотел бы привести замечательные слова Владимира Сергеевича Соловьева — самого выдающего, я считаю, русского философа конца XIX — начала XX века: «Француз говорит о прекрасной Франции и французской славе, англичанин с любовью вспоминает о старой Англии, немец с гордостью говорит о немецком порядке и надежности, русский же человек, желая выразить свои лучшие чувства к Родине, говорит о Святой Руси». Вот идеал, подчеркивает философ, — не либеральный, не политический, не эстетический, а нравственно-религиозный. Если эту идею мы облечем в совершенно конкретную современную жизненную философию, то мы и обретем ценностный фундамент нашей национальной идеи.

Я высоко ценю высказывания о русском народе, который произнес наш президент Владимир Владимирович Путин на недавней встрече со средствами массовой информации. Это была, на мой взгляд, очень важная речь. Впервые глава государства говорил о фундаментальных, ценностных основаниях национальной жизни. И если перевести все это на язык, которым я сейчас обращаюсь к вам, то речь идет действительно не о либеральном, не политическом, не эстетическом, а нравственном, духовном и ценностном основании нашего национального бытия.

Именно святость как нравственный идеал является важнейшей категорией, определяющей народное восприятие образа идеальной личности в истории. Для русского народа такими идеалами являются и святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб, и благоверный князь Александр Невский, и князья Дмитрий Донской и Даниил Московский, и многие другие святые. Зримым воплощением такого идеала был и остается преподобный Сергий. Собственно говоря, этот идеал и вошел в нашу культуру, в том числе через литературу — как средневековую, так и классическую; он сформировал образ положительного героя нашего народа. И как важно, чтобы этот образ не был растворен теми различными подходами к истории, теми различными взглядами на нашу национальную жизнь, которые иногда дерзко врываются в наше национальное сознание и пытаются разрушить эту ценностную основу.

Преподобный Сергий являл своим современником живой образ того, как забота о спасении, как она описывается в учении Церкви, может стать делом общественно-значимым. Ведь вокруг такого человека, делящегося своим богатым духовным опытом с окружающими, спасается множество людей. А что значит спасаются? Они идут тем же путем. А если люди идут одним путем, это не что иное, как система национальной солидарности. И сила нашего народа в том, что идеей, формировавшей национальную солидарность, была высочайшая идея нравственного совершенства человеческой личности, которую мы называем словом «спасение».

Благодатным воспитателем народного духа назвал преподобного Сергия историк Василий Осипович Ключевский. В непростое для нашего Отечества время Преподобный вдохнул в русское общество чувство нравственной бодрости, духовно пробудил народ, который после многолетнего изнурительного ига начал терять всякую надежду на освобождение, поддаваться отчаянию, унынию, безразличию, подозрительности, пытаясь создавать локальные системы безопасности, что и усугубило междоусобное феодальное дробление Руси. Ведь что можно было сделать в условиях, когда практически все русские княжества были вынуждены покориться врагу, платить унизительную дань, когда почти вся страна была разграблена и сожжена, когда князья должны были за продлением своих властных полномочий и разрешением спорных вопросов ехать к хану и искать у хана поддержки для борьбы со своими братьями?

Конечно, можно было смириться с такой участью, привыкнуть, принять эти правила игры, а значит, надолго остаться в рабстве на своей собственной земле — или, наоборот, не подчиниться сильному противнику и начать процесс освобождения. В конце концов, привыкнуть можно даже к плохому. В какой-то исторический момент, действительно, требовалось выждать, чтобы восстановить силу и собраться с духом. Но всегда так продолжаться не могло, потому что если слишком долго привыкать к плохому, то плохое начинает формировать образ жизни, образ мысли и окончательно поработит не только личность, но и общество, народ.

Святой Сергий не только вернул людям надежду, вдохновив князя Дмитрия противостать объединенному войску хана Мамая на Куликовом поле. Лаврский наставник показал, что послушание воле Божией заключается не в безусловной личной пассивности, не в чувстве обреченности, безысходности, в равнодушии к происходящему, но в готовности и решимости мужественно защищать правду Божию, оставаясь до конца верным Евангелию. Ведь политическая сила по-настоящему прочна и крепка, когда основывается на силе нравственной, на силе Божественного закона, ибо Бог не в силе, а в правде.

Как часто сегодня говорят о необходимости связывать нравственность с политикой! Но все это остается пустым звуком, если не преломляется через внутренние убеждения — те самые убеждения, которые реально определяют поведение человеческой личности.

«Любовью и единением спасемся» — звучат из глубины столетий слова преподобного Сергия Радонежского. Этот совет Игумена земли Русской актуален и в наше время. Только единением и любовью можно преодолеть ненавистную рознь мира сего. Бережно хранить это духовное единство призваны и народы — наследники исторической Руси. Хранить, невзирая на сложность и запутанность политической конъюнктуры, внешних противоречий и неоднозначных обстоятельств.

Надеюсь, что год празднования знаменательного юбилея Преподобного станет не только временем торжеств и различных праздничных церковно-общественных мероприятий, но и временем осмысления богатого духовного наследия, оставленного этим великим Божиим угодником нам, его духовным чадам XXI века.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
28 июня
среда
2017

В этот день:

Подвиг Семена Дежнева

28 июня 1648 года началась экспедиция под руководством казачьего атамана Семена Дежнева

Подвиг Семена Дежнева

28 июня 1648 года началась экспедиция под руководством казачьего атамана Семена Дежнева

Им был открыт и пройден пролив, названый впоследствии Беринговым (по сути дела — открыт Северный морской путь).

Однако пролив позже был назван в честь русского мореплавателя Витуса Беринга, который прошёл этим проливом только через 80 лет в 1728 году. Кстати, Берингу не удалось пройти весь пролив целиком, он ограничился плаванием лишь в его южной части, тогда как Дежнёв одолел пролив с севера на юг, по всей его длине. Экспедиция Дежнева (всего около 100 человек) вышла из Нижнего Колымского зимовья на 6 кочах под командованием С. И. Дежнёва и Ф. А. Попова. Позже к ним присоединился седьмой коч казака Герасима Анкудинова. (Коч — деревянное, одномачтовое, однопалубное промысловое, парусно-гребное судно XI—XIX веков. Корпус судна противостоял сжатию во льдах. Название «коч» связано со словом «коца» — шуба ледяная, то есть вторая ледовая обшивка судна. Длина коча от 16 до 24 метров, ширина от 5 до 8 метров, осадка 1—1,5 метра, скорость при попутном ветре 6—7 узлов, грузоподъемность от 15 до 24 тонн).

Три коча сразу потерялись в буре при выходе из устья Колымы в Ледовитый океан. В августе пошёл ко дну еще один коч. Около 20 сентября Дежнёв и его спутники увидели оконечность азиатского материка. Вскоре судно Дежнёва разбилось в Олюторском заливе южнее устья Анадырь. Экипаж Дежнёва на лыжах и нартах 10 недель добирался до реки Анадырь (из 25 в живых осталось 12 человек), где он и зазимовал. Летом 1649 года на построенных лодках Дежнёв поднялся вверх по Анадырю на 600 км. Тут, на среднем течении реки Анадырь, было устроено зимовье, названное потом Анадырским острогом. Только на третий год Дежнёв дождался помощи. Казак Семён Мотора со товарищи искали сухопутную дорогу между Колымой и Анадырем через горный проход. Они взяли с собой остатки дежневской экспедиции.

Взятие Ташкента генералом Черняевым

28 июня 1865 года двухтысячный отряд генерал-майора Михаила Григорьевича ЧЕРНЯЕВА штурмом овладел городом Ташкент.

Взятие Ташкента генералом Черняевым

28 июня 1865 года двухтысячный отряд генерал-майора Михаила Григорьевича ЧЕРНЯЕВА штурмом овладел городом Ташкент.

 В результате этой победы завоевание Россией среднеазиатских ханств пошло ускоренными темпами и в конечном итоге завершилось превращением всей тогдашней Средней Азии во владение российской короны.

Русский бросок в Среднюю Азию имел вполне определенные экономические мотивы (кроме, конечно, имперских). В XIX веке главным поставщиком хлопка-сырца для российской промышленности были США. Но там началась гражданская война (1861-1865) и поступление оттуда сырья прекратилось. Это вызвало острую необходимость поиска новых источников. Они были ближе, чем США. Ведь некоторые Туркестана, особенно Ферганская долина, обладали отличными возможностями для выращивания хлопка. К тому же Кокандское, Бухарское и Хивинское ханства являлись привлекательными рынками сбыта для растущей российской промышленности, в борьбе за которые Россия конкурировала с Великобританией. Соперничество с ней являлось огромной частью российской внешней политики. И сделать здесь «козу» англосаксам — тоже было немалым мотивом русской экспансии в Среднюю Азию.

Ключом к Средней Азии традиционно был Ташкент. В течение многих столетий он являлся лакомым куском для соседних ханств. Город постоянно переходил из рук в руки. В 1808 году его завоевало Кокандское ханство, Бухарский эмир тоже предъявил на него свои права, и потом в течение полувека Коканд к Бухара непрерывно дрались за него. Московское государство еще в XVI веке установило с Ташкентом устойчивые торговые связи. А в 1739 году туда был отправлен первый крупный русский торговый караван. В конце XVIII века наметились дипломатические контакты. В городе сложилась своего рода «русская партия», состоявшая из крупных купцов, ориентированных на тесные связи с Россией. На эту партию и был расчет при планировании мероприятий по овладению Ташкентом, а затем и Средней Азией.

Общее руководство среднеазиатской миссией поручили полковнику Михаилу Григорьевичу Черняеву. Он был назначен начальником особого западносибирского отряда. И сразу же приступил к энергичным действиям. Летом 1864 года , когда отряд только формировался в городе Верный, Черняев решил проверить его в деле: неожиданно захватил крепость Аулие-Ата и взял штурмом Чимкент, считавшийся неприступным (русские воины проникли в крепость по водопроводу, и гарнизон был так деморализован их внезапным появлением внутри городской стены, что не оказал почти никакого сопротивления). Таким образом путь на Ташкент был открыт, и Черняев начал приготовления к походу.

Первая атака на Ташкент оказалась неудачной (1,5 - тысячный отряд получил мощный отпор). И вот весной 1865 года Черняев, к тому времени уже генерал-майор, отправился в свой второй ташкентский поход. Правда, в его распоряжении опять имелись слишком малые силы: отряд общей численностью около 2 тысяч человек и 12 пушек. Взяв штурмом крепость Ниязбек, отряд Черняева встал лагерем близ Ташкента. В ответ на русское вторжение по всем кокандским владениям был объявлен газават. Из Коканда двинулось 40-тысячное войско при 40 орудиях, состоявшее из кокандских сарбазов (солдат) и газиев (борцов за веру) во главе с правителем ханства муллою Алимкулом. 8 мая кокандцы, открыв огонь из всех орудий, атаковали русский лагерь, но после ожесточенного двухчасового боя были разбиты наголову, причем самого Алимкула смертельно ранили.

Почти полтора месяца Черняев готовился к штурму Ташкента. 26 июня темной ночью штурмовая партия скрытно подобралась к городской стене. Карауля проглядели приближение русских. Когда наши бросились в штыковую атаку, караульные бросились спасаться в крепость через замаскированные лазы в стене, чем и воспользовались черняевцы. Штурмовики проникли внутрь крепости, разобрали завалы у ворот и открыли их. Штурмовая партия ворвалась в город, сметая растерявшихся защитников. Однако вскоре русские отряды столкнулись с баррикадами, мгновенно выросшими на ташкентских улицах. «Сопротивление сделалось еще отчаяннее, - доносил позднее Черняев, - каждую саклю приходилось брать штыками, и только тогда она очищалась, когда засевшие в ней были переколоты».

И тем не менее к 28 июня дело было кончено. К Черняеву явились аксакалы, попросившие прекратить огонь и заявившие о своей готовности подчиниться российскому императору.

Со «взятием Ташкента», ставшего спустя некоторое время главным городом основного российского владения в этом регионе – Туркестанского генерал-губенаторства, - завоевание Россией среднеазиатских ханств пошло ускоренными темпами и в конечном итоге завершилось превращением всей тогдашней Средней Азии во владение российской короны. «С покорением Ташкента, - доносил императору Александру II генерал Черняев, - мы приобретаем положение в Средней Азии, сообразное с достоинством империи и мощью русского народа».

 

 

Главный военный железнодорожник Иван Ковалев

28 июня 1901 года родился Иван Владимирович КОВАЛЁВ, легендарный нарком (1944—46) и министр путей сообщения СССР (1946—48)

Главный военный железнодорожник Иван Ковалев

28 июня 1901 года родился Иван Владимирович КОВАЛЁВ, легендарный нарком (1944—46) и министр путей сообщения СССР (1946—48)

Воинское звание генерал-лейтенант. С июля 1941 и до конца войны он руководил Управлением военных сообщений Красной Армии.

Благодаря ему в начале войны были сохранены железнодорожные войска, а в ее конце не совершен необдуманный переход на западноевропейскую колею, что планировалось некоторыми «западниками». После войны Ковалев преподавал в Военной академии Генерального штаба, стал профессором, защитив кандидатскую и докторскую диссертации.

Патриотическое общество

28 июня 1765 года состоялось первое заседание Патриотического (впоследствии - Вольного экономического) общества

Патриотическое общество

28 июня 1765 года состоялось первое заседание Патриотического (впоследствии - Вольного экономического) общества

Задачи, методы, устав ВЭО были разработаны М. В. Ломоносовым в «Мнении об учреждении государственной коллегии (сельского) земского домостроительства» (1763 г.). В программу деятельности Общества входили пропаганда и распространение «общеполезных сведений и наставлений по части земледелия и домостроительства и вообще по всем ветвям экономии по Российской империи». Организатором ВЭО был общественный деятель и ученый А. А. Нартов. В работе Общества принимали участие помещики, промышленники, купцы, крестьяне, русская и иностранная интеллигенция, общественные и государственные деятели. По статусу Общество формально не зависело ни от какого государственного учреждения, отсюда его название «вольное». ВЭО на всем протяжении деятельности издавало «Труды Императорского Вольного Экономического Общества», 1766–1915гг. (280 тт.).
Неофициальным инициатором создания Общества была Екатерина II. Почти все первые члены ВЭО в количестве 15 чел. были ближайшими к императрице придворными лицами (графы Г. Г. Орлов и Р. И. Воронцов, А. В. Олсуфьев, гр. П. Г. Чернышов и др.).

Первое название ВЭО имело еще прибавление: «к прирощению (или для поощрения) в России земледелия и домостроительства». Общество принято было под непосредственное покровительство Императрицы и даже получило печать с личным ее девизом: в двуглавом орле пчела, в улей мед приносящая, с надписью: «полезное». (Прислал Игорь Чернозатонский)

Осада Бендер

28 июня 1770 года русские войска под командованием графа Панина окружили Бендеры.

Осада Бендер

28 июня 1770 года русские войска под командованием графа Панина окружили Бендеры.

Город защищался сильным турецким гарнизоном и непреступными твердынями, но после двухмесячной трудной осады, крепость с одиннадцатитысячным гарнизоном и 240 пушками сдалась. Панин получил Георгия 1-й степени. (Прислал Игорь Чернозатонский)

Таран летчика Гаранина

28 июня 1943 года летчик гвардии капитан Алексей Дмитриевич Гаранин совершил огненный таран склада боеприпасов противника

Таран летчика Гаранина

28 июня 1943 года летчик гвардии капитан Алексей Дмитриевич Гаранин совершил огненный таран склада боеприпасов противника

Всего за два года войны он прошел путь от рядового летчика до командира полка бомбардировочной авиации, совершил 400 боевых вылетов, участвовал в первых бомбардировках Берлина, Кёнигсберга, Дацига, Тильзита
Алексей Гаранин родился в 1921 году в селе Верх-Ирмень (ныне Ордынский район Новосибирской области) в семье крестьянина. После окончания семи классов окончил ФЗУ и работал токарем на станции Монино, параллельно учась в филиале Ногинского аэроклуба в посёлке Чёрное. В сентябре 1938 года семнадцати лет Ногинским военкоматом Гаранин был призван на военную службу и направлен в Новосибирскую авиашколу. С июня 1941 года Гаранин поступил в действующую армию и участвовал в первых налётах советской авиации на города Германии в сентябре 1941 года, став одним из пионеров советской авиации дальнего действия. В 22 года он был назначен командиром авиационного полка.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 декабря 1942 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» гвардии капитану Гаранину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 773).

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии