RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Против посмертной травли Иоанна Грозного
29 июля 2016 г.

Против посмертной травли Иоанна Грозного

Профессор, академик Петровской академии наук и искусств Игорь Фроянов и профессор Парижского Университета Сорбонны Андрей Рачинский поддерживают установку памятника Великому Царю.
Памяти великого Кутузова
28 апреля 2018 г.

Памяти великого Кутузова

205 лет назад 28 апреля 1813 года почил в Бозе Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов
Либералы выдыхаются
1 февраля 2014 г.

Либералы выдыхаются

Россия жива! Снимите черные повязки, господа-товарищи
Единство в русском понимании
4 ноября 2016 г.

Единство в русском понимании

Купно за едино, а в перспективе – за власть одного
Русский солдат Креста не снимает
23 мая 2016 г.

Русский солдат Креста не снимает

20 лет назад 23 мая 1996 года совершил высокий подвиг рядовой Евгений Родионов, предпочтя жестокую смерть унижению Веры и предательству Отечества
Главная » Русские святые воины » Русские князья Борис и Глеб

Русские князья Борис и Глеб

15 мая 1115 года на Руси были канонизированы первые русские святые

Сыновья киевского великого князя Владимира Святославича и его жены Византийской царевны Анны — Борис и Глеб приняли мученическую смерть от старшего брата Святополка Окаянного, который ради киевского престола пошел на грех братоубийства.
Русские князья Борис и Глеб

В «Повести об убиении святых новоявленных мучеников Бориса и Глеба» так интерпретируется эта история.
После смерти Владимира старший сын по праву старшинства занял киевский престол и при этом решил на всякий случай отделаться от младших братьев — Бориса, который перед этим был послан с киевским ополчением и дружиной Владимира на печенегов, и Глеба, который в то время княжил в Муроме на Оке. Никаких причин к тому, кроме «окаяньства» Святополка, «Повесть» не приводит.
Борис узнал о смерти отца, а также о кровожадных намерениях Святополка, находясь в устье Альты. Дружина, которой он командовал, предложила Борису свергнуть брата и занять Киев. Но князь не дал на это согласия и стал готовиться «к мученической смерти и почитая старшего брата». Дружина бросила Бориса и разбежалась.
Получив весть об этом, Святополк Окаянный прибыл в Вышгород
, который накануне присягнул Святополку, и приказал «вышгородским боярам» убить Бориса. В «Повести» названы имена убийц — Путьша (Путята?), Талец, Елович и Ляшко. Они нашли Бориса и лишили его жизни вместе с верным слугой «угрином Георгием».

Для того, чтобы избавиться и от Глеба, Святополк Окаянный вызвал его в Киев якобы для переговоров. При этом тайно отправил навстречу Глебу отряд убийц во главе с неким «Горясером». Известно, что они перерезали князю горло.

Но недолго убийце дано было судьбой наслаждаться «кровавой неправедной победой». Ростовский князь Ярослав (впоследствии названный Мудрым) разбил дружину Святополка в бою на реке Альте (кстати, там, где был убит Борис). Сам Святополк сумел бежать, будучи раненым, и в степях «межи чяхы и ляхы» извелся от «пагубной раны», которая «в смерть его немилостиво вогна».
По другой версии братоубийца сошел с ума и умер от паралича.
Это произошло в 1019 году. А уже в 1115 году на Руси был учрежден
День памяти князей-страстотерпцев БОРИСА и ГЛЕБА. Он был приурочен к перенесению (2 мая по ст. ст.) их мощей в церковь-усыпальницу, возведенную князем Изяславом Ярославичем в Вышгороде.

Борис и Глеб стали первыми русскими святыми. Князей канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев. Их почитают в качестве небесных помощников русских князей и заступников Русской земли. (Кстати, это еще одно из многочисленных исторических свидетельств того, что Киев никогда, кроме нынешней киевской смуты XXI века, не имел какого-либо исторического пути, обособленного от русской истории).

В «Сказание о Борисе и Глебе» говорится: «Воистину вы цесари цесарям и князья князьям, ибо вашей помощью и защитой князья наши всех противников побеждают и вашей помощью гордятся. Вы наше оружие, земли Русской защита и опора, мечи обоюдоострые, ими дерзость поганых низвергаем и дьявольские козни на земле попираем».

О важном современном звучании судеб Бориса и Глеба емко сказал в свое время академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв: «Политическая тенденция культа Бориса и Глеба ясна: укрепить государственное единство Руси на основе строгого выполнения феодальных обязательств младших князей по отношению к старшим и старших по отношению к младшим».
На фото: памятник князьям Борису и Глебу в Дмитрове

Сергей Турченко
15 мая 2018 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
20 января
воскресенье
2019

В этот день:

Маршал авиации Агальцев

20 января 1900 года родился Филипп Александрович Агальцев (ум. 29 июня 1980), Герой Советского Союза, маршал авиации, заместитель Главкома ВВС, бригадный генерал польской армии.

Маршал авиации Агальцев

20 января 1900 года родился Филипп Александрович Агальцев (ум. 29 июня 1980), Герой Советского Союза, маршал авиации, заместитель Главкома ВВС, бригадный генерал польской армии.

Родился в селе Солдатское ныне Ефремовского района Тульской области в семье крестьянина. Русский. В Красной Армии с 1919 года. Участник Гражданской войны. Окончил Военно-политическую академию в 1932 году и курсы лётчиков при Качинской военной авиашколе. Участник национально-революционной войны испанского народа 1936—1939 годов (с мая 1937 по ноябрь 1938). С декабря 1938 года — член Военного совета ВВС РККА, дивизионный комиссар. В августе 1940-го года понижен в звании до полковника и назначен командиром 50-го ближнебомбардировочного авиационного полка в Прибалтийский Особый военный округ.

В Великую Отечественную войну участвовал в боевых действиях на Северо-Западном фронте. В августе 1941-го отозван с фронта. В 1941—1943 годах — начальник Тамбовской школы младших авиаспециалистов, с марта 1943 года — командир 292-й штурмовой авиационной дивизии, С 28 мая 1943го — генерал-майор авиации. С декабря 1944 года — командир 1-го польского смешанного авиационного корпуса. За умелое руководство войсками, личное мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, большой вклад в подготовку и повышение боевой готовности войск в послевоенный период и в связи с 60-летием Советской Армии и ВМФ 21 февраля 1978 года присвоено звание Героя Советского Союза.

С декабря 1945-го — командующий 4-м штурмовым авиационным корпусом. С 1 марта 1946-го — генерал-лейтенант авиации. С февраля 1947 года — командующий 16-й воздушной армией. С июня 1949 года — 1-й заместитель, с апреля 1953 — заместитель главкома ВВС. Генерал-полковник авиации (8.08.1955) С мая 1956 — генерал-инспектор ВВС, с февраля 1958 заместитель главкома ВВС по боевой подготовке. С 1962 года маршал авиации. В 1962—1969 годы — командующий дальней авиацией ВВС, с 1971 года — в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Умер 29 июня 1980 года в Москве.

Освобождение Великого Новгорода

20 января 1944 года советские войска освободили от фашистских захватчиков Великий Новгород, водрузили Красное знамя на древней кремлевской стене. В Москве в честь освобождения Новгорода был дан салют. С освобождения Новгорода началась операция по окончательному снятию блокады Ленинграда.

Освобождение Великого Новгорода

20 января 1944 года советские войска освободили от фашистских захватчиков Великий Новгород, водрузили Красное знамя на древней кремлевской стене. В Москве в честь освобождения Новгорода был дан салют. С освобождения Новгорода началась операция по окончательному снятию блокады Ленинграда.

Операция по освобождению Новгорода от фашистов началась 14 января 1944 года. Она стала первым этапом стратегической операции из так называемых десяти «Сталинских ударов» 1944 года. Потери Волховского и Северо-Западного фронтов в результате обороны и освобождения Новгорода составили более 750 тысяч бойцов убитыми, умершими от ран и пропавшими без вести. За время оккупации Новгород был почти полностью разрушен. Некоторые уникальные достопримечательности города безвозвратно погибли. Разрушения были столь велики, что воспринимались как непоправимая утрата части национальной культуры. Постановлением от 1 ноября 1945 года Новгород был включён в число 15 древнейших городов, подлежащих первоочередному восстановлению. К настоящему времени новгородскими реставраторами исследовано, восстановлено или законсервировано более 200 памятников зодчества, составляющих богатейшее наследие региона. По решению ЮНЕСКО в 1992 году 37 памятников и ансамблей Великого Новгорода были включены в Список Всемирного культурного наследия. 29 октября 2008 года президент России подписал Указ о присвоении Великому Новгороду почетного звания «Город воинской славы».

 

 

 

История советского «Бизона»

20 января 1953 года осуществлён первый полёт стратегического межконтинентального реактивного бомбардировщика М-4 (103М) конструктора Владимир Мясищева. М-4 (по кодификации НАТО:

История советского «Бизона»

20 января 1953 года осуществлён первый полёт стратегического межконтинентального реактивного бомбардировщика М-4 (103М) конструктора Владимир Мясищева. М-4 (по кодификации НАТО:

Bison — «Бизон») создавался одновременно с Ту-95, отличаясь от него большей скоростью и бомбовой нагрузкой, но меньшим радиусом действия. Эту машину впервые поднял в воздух экипаж летчика-испытателя Ф. Ф. Опадчего (второй пилот А. Н. Грацианский, штурман А. И. Помазунов, радист И. И. Рыхлов, бортинженер Г. А. Нефедов, ведущие инженеры А. И. Никонов и И. Н. Квитко).

Из построенных серийно 32-х самолётов, три погибли вместе с экипажами, едва родившись. Одна катастрофа произошла при перегонке в строевую часть из-за попадания в грозу. Другая — во время приёмо-сдаточных испытаний из-за пожара, возникшего в результате разрушения ослабленного топливопровода, с которого в борьбе за уменьшение веса сняли «лишние» узлы крепления. Третья — случилась при облете самолёта заводским экипажем (командир — Илья Пронин, второй пилот — Валентин Коккинаки, младший брат знаменитых летчиков-испытателей) из-за аэродинамических особенностей М-4 при взлёте.

Технические характеристики:

Длина: 47,665 м (без штанги дозаправки)

Размах крыла: 50,526 м (по гондолам шасси)

Высота: 14,1 м

Площадь крыла: 326,35 м²

Масса пустого: 79 700 кг

Нормальная взлётная масса: 138 500 кг

Максимальная взлётная масса: 181 500 кг

Лётные характеристики

Максимальная скорость: 947 км/ч

Практическая дальность: 8 100 км

Практический потолок: 11 000 м

Длина разбега: 1 470 м

Длина пробега: 2 610 м

Вооружение

Стрелково-пушечное: 3 × 2×23 мм пушки АМ-23 в верхней, нижней и кормовой установках

Бомбовая нагрузка: нормальная: 5 000 кг, максимальная: 24 000 кг

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии