RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Поклон Серафиму Саровскому
15 января 2016 г.

Поклон Серафиму Саровскому

15 января 1833 года скончался Серафим САРОВСКИЙ, русский святой, иеромонах — пустынножитель и чудотворец.
Единство в русском понимании
4 ноября 2016 г.

Единство в русском понимании

Купно за едино, а в перспективе – за власть одного
Полководец душ
3 мая 2014 г.

Полководец душ

3 мая 1314 года родился Сергий Радонежский, великий русский святой, вдохновивший князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву
   Величайший защитник Руси
6 декабря 2017 г.

Величайший защитник Руси

6 декабря — день памяти Александра Невского
Память Сергия Радонежского
8 октября 2019 г.

Память Сергия Радонежского

8 октября (нов. ст.) 1392 года отошел ко Господу преподобный Сергий, игумен Радонежский, всея России чудотворец
Главная » Русские святые воины » Патриарх Кирилл - на вершине планеты

Патриарх Кирилл - на вершине планеты

55 лет назад, 18 февраля 1961 года, в оазисе Ширмахера была открыта советская антарктическая станция — Новолазаревская.

Накануне этой годовщины в Антарктиду прибыл Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Впервые в истории человечества там состоялась патриаршая Литургия.
Патриарх Кирилл - на вершине планеты

Вспомним, Антарктида была открыта в 1820 году русскими мореплавателями Ф.Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым. Затем последовали английские, французские и другие научно-исследовательские экспедиции.
Начало современного освоения Антарктики стимулировалось геополитическими интересами. Первыми туда устремились фашисты. Еще перед началом второй мировой войны «орлы Геринга» забросали территорию Земли королевы Мод жестяными флажками со свастикой, как бы провозглашая ее собственностью рейха. Потом между германским портом Киль и побережьем Земли королевы Мод было установлено постоянное курсирование научно-исследовательских, транспортных судов, боевых кораблей и подводных лодок. Одна из явных целей — обеспечение китобойного промысла. Ведь китовый жир использовался для производства взрывчатых веществ, которые требовались Германии во все больших количествах. Но были и другие цели, до сих пор остающиеся до конца не проясненными. Есть, например, документальные свидетельства о том, что в последний период войны в Антарктиду на подводных лодках были переправлены реликвии третьего рейха, оккультные святыни, которым поклонялся Гитлер. Они якобы были размещены в хранилищах специальной базы, построенной в районе оазиса Ширмахера.

После войны Землей королевы Мод вплотную занялись американцы. В 1946 году туда отправился отряд боевых кораблей ВМС США в составе 30 вымпелов под командованием адмирала Берда. Чем они там занимались, достоверно неизвестно — материалы экспедиции до сих пор засекречены.
СССР боевые корабли в Антарктиду не посылал и поисками реликвий третьего рейха не занимался. Но сразу же после окончания войны, несмотря на разруху и проблемы восстановления народного хозяйства, наша страна была вынуждена выделить средства на освоение Антарктики. Подготовка к первой советской антарктической экспедиции длилась несколько лет. Лишь в ноябре 1955 года из Калининграда к берегам Антарктиды вышел дизель-электроход «Обь» с участниками экспедиции на борту. Затем туда отправились дизель-электроход «Лена» и рефрижератор с продовольствием. В январе 1956 года полярники высадились на берег в районе моря Дэвиса. Всего их было 229 человек, из которых 74 представителя министерства обороны и 90 строителей для возведения первого советского антарктического городка.

Возглавлял Первую Советскую антарктическую экспедицию сотрудник Арктического и антарктического научно-исследовательского института, доктор географических наук, Герой Советского Союза М.М. Сомов.
15 января началась выгрузка строительных материалов и экспедиционного оборудования, доставленного на «Оби». Грузы непрерывным потоком подавались из раскрытых трюмов корабля на большие тракторные сани. Стоящие на льду. Разгрузка велась круглые сутки. Строители, распланировав поселок, начали собирать металлические фундаменты, на которых вскоре стали появляться стены первых домов поселка. Всего в Мирном Первой экспедицией было сооружено 21 здание.
От солнца, вспоминали ветераны, обгорала кожа на лице, губы трескались, распухали. Невозможно было ходить без темных очков! Так получилось, что контейнер, где были очки, находился на «Лене», которая пришла позднее «Оби». Пришлось засвечивать фотопленку и применять ее вместо стекло черных очков. Труднее было привыкать к постоянной опасности на ледниках. От бездонной глубины трещин многим становилось не по себе. В январе появился первый погибший тракторист Иван Хмара. Родился он на Полтавщине, а жил и работал в Низовском лесопункте Шенкурского района Архангельской области. 21 января 1956 года при выгрузке с дизель-электрохода «Обь» трактор с санями, на котором работал Н.Кудряшов, прорезал левой гусеницей лед и застыл над проломом. Двигатель заглох. Тракторист выскочил из кабины. Все бросились к трактору. Хмара успел первым. Он запрыгнул в кабину, завел двигатель и включил передачу, но тут лед не выдержал, машина провалилась в воду. Иван не успел выскочить из кабины. Было ему всего двадцать лет. Полярники потом пытались поднять трактор, но безрезультатно. Глубина моря в том месте достигала 72 метров. По чистой случайности корреспондент «Комсомольской правды» Павел Барашев, который находился с кинокамерой на льду, заснял момент той трагедии. До сих пор, когда по телевидению показывают эти кадры, полярники не скрывают слез. Огромная гранитная глыба с пятиконечной звездой наверху, установленная на скалистом мысе, названном в память об Иване мысом Хмары, стала памятником отважному трактористу.
В ХХ веке в Антарктиду приходили экспедиции разных стран, чтобы организовать свои базы.

Конечно, не только китовый жир интересовал ведущие страны мира. Недра Антарктиды таили в себе несметные богатства полезных ископаемых, и каждое государство стремилось застолбить здесь свою «делянку» на будущее. Шестой континент интересовал ученых и с точки зрения изучения прошлого Земли, а также — современного прогнозирования погоды. Особый интерес к Ледовому материку проявляли военные. Ведь размещение там ракетных баз обеспечивало бы возможность держать под прицелом всю планету. Забегая вперед, нужно сказать, что человечеству очень повезло в том, что оно нашло силы подписать договор о провозглашении Антарктиды континентом мира, где никаких военных баз, никаких испытаний оружия не допускается.
Геологические исследования Советские антарктические экспедиции проводили начиная с 1956 года преимущественно в Восточной Антарктиде. За прошедшие годы обследовано более 40 участков побережья между 6º западной долготы и 165º восточной долготы (более одной трети всего побережья Антарктиды). Кроме залежей каменного угля, найденных в начале века на Земле Виктории и в долине ледника Бирдмора в Трансантарктических горах, в последующие годы уголь был обнаружен во многих других районах Антарктиды. По оценке американского геолога Л.Гулда, его на Южнополярном материке больше, чем на всех остальных континентах вместе взятых. Богата Антарктида железными рудами. Залежи магнитного железняка с 30—40-процентным содержанием руды в породе найдены на Земле Эндерби, Земле Королевы Мод, в оазисе Бангера и других районах Восточной Антарктиды. В центральной части гор Земли Королевы Мод советские геологи нашла гранат-магнетитовые жилы, залежи магнетита, а также титано-магнетитовые руды. В последние годы советским геологам, обследовавшим хребет принца Чарльза на Земле Мак-Робертсона, удалось обнаружить толщу осадочных пород с железорудными пластами на площади около 10000 квадратных километров. Ближе к побережью под толщей льда оказалось скрытым другое месторождение руд, простирающееся на 120 километров. В этом районе расположена крупная железорудная провинция, по своим запасам не уступающая таким месторождениям, как известная Курская аномалия или Криворожский железорудный бассейн. Во многих районах Восточной Антарктиды найден медный колчедан. На Земле Адели и Земле Мэри Бэрд найден галенит (свинцовый блеск), содержащий свинец. Во внутренних районах антарктического полуострова и на его северо-западном побережье в районе залива Маргерит найдены минералы, содержащие марганец и молибден. Советские геологи, обследовавшие горы Земли Королевы Мод, открыли многочисленные залежи графита. В этом же районе, а также на Земле Эндерби они нашли рудопроявления слюд — мусковита и флогопита, которые могут иметь промышленное значение. Представляют интерес также месторождения берилла, топаза и горного хрусталя, обнаруженные в центральной части гор Земли Королевы Мод. Проявления платиновых металлов, золота, серебра, цинка, ванадия, кобальта и никеля найдены в массиве Дуфека.

Имеются достоверные сведения о следах редких металлов — урана, тория, ниобия, тантала и других, — обнаруженных в многочисленных пегматитовых жилах в различных районах материка. Многие геологи считают, что крупные месторождения нефти могут быть обнаружены в Западной Антарктиде, особенно в Тихоокеанском секторе, а также в пределах депрессии между морями Уэдделла и Росса. Здесь, по расчетам Геологической службы США, потенциальные ресурсы нефти составляют около 6,5 миллиарда тонн, а природного газа — более 4 триллионов кубических метров. Эти запасы приблизительно равны ресурсам, обнаруженным на территории США.
В комплексе минеральных ресурсов Антарктиды особое место занимает самый распространенный минерал на поверхности Земли — лед. На этом материке в законсервированном виде хранится более 80 процентов всей пресной воды, имеющейся на нашей планете.
Естественно, к этой «кладовой мира» проявляется самый широкий интерес. И ничуть не удивительно, что туда прибыл наш Патриарх — на станцию «Беллинсгаузен», которая была основана 22 февраля 1968 года. С 2004 года на ней действует православная церковь Святой Троицы, единственная постоянно действующая церковь в Антарктиде. В ней и провел службу Патриарх, а также совершил водосвятный молебен и панихиду по 64 погибшим в разные годы полярникам. На богослужении присутствовали сотрудники соседних станций — в том числе чилийцы, китайцы и уругвайцы. Глава Русской православной церкви обратился к собравшимся с такими словами: «Вы здесь – на вершине планеты. Когда я сегодня освящал воду в Антарктиде, я думал о всём земном шаре, который под нами, и молился за Божье творение. Само место обладает повышенной духовной энергетикой. Может быть, именно потому, что здесь люди трудятся в очень тяжёлых условиях, а может быть, потому, что, приходя в этот храм, они особенно искренне молятся".
На память о первом патриаршем визите в Антарктиду Кирилл подарил Троицкому храму икону Святого князя Владимира — Крестителя Руси.

 

Сергей Турченко
18 февраля 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
22 октября
вторник
2019

В этот день:

Маршал-танкист Яков Федоренко

22 октября 1896 года родился Яков Николаевич Федоренко (ум. 1947), военачальник, маршал бронетанковых войск.

Маршал-танкист Яков Федоренко

22 октября 1896 года родился Яков Николаевич Федоренко (ум. 1947), военачальник, маршал бронетанковых войск.

Он родился в семье портового грузчика. Окончил церковно-приходскую школу. С 9 лет работал пастухом, кучером, батраком, чернорабочим на шахтах Донбасса, солеваром на солеваренных заводах в Славянске, рулевым на барже. В мае 1915 года призван в Русский императорский флот, окончил школу рулевых Черноморского флота. Служил на минном тральщике. После Февральской революции избран председателем судового комитета. Член РКП(б) с февраля 1917 года. Во время Октябрьской революции командовал отрядом моряков, участвовал в установлении Советской власти в Одессе. Сразу после революции вступил в отряд Красной Гвардии. В Красной Армии с февраля 1918 года. В Гражданскую войну — комиссар штаба 2-й Революционной армии (Екатеринослав), командир и комиссар бронепоезда № 4, в 1920 году — командир-военком группы бронепоездов 13-й армии. Отличался храбростью, дважды ранен, один раз контужен в боях.

С 1934 года — в танковых войсках, командир 3-го отдельного танкового полка в Московском военном округе; с 2 мая 1935 года — командир 15-й механизированной бригады Украинского военного округа. С августа 1937 года — начальник автобронетанковых войск Киевского (с 26 июля 1938 Особого) военного округа. С июня 1940 года начальник Автобронетанкового (затем Главного) управления. Генерал-лейтенант танковых войск (4.06.1940).

С июля 1941 года — заместитель наркома обороны СССР — начальник Автобронетанкового управления РККА, с декабря 1942 года — одновременно командующий бронетанковыми и механизированными войсками Красной армии. Генерал-полковник танковых войск (1.01.1943). Был представителем Ставки Верховного Главнокомандования в битве под Москвой, в Сталинградской и Курской битвах, участник оборонительных операций Северо-Западного фронта в 1942 году и наступательной операции на Брянском фронте в июне-августе 1943 года, наступательных сражений на Воронежском фронте в 1943 году. Внёс в годы войны большой вклад в развитие и совершенствование бронетанковых и механизированных войск, способов их применения в ходе военных действий, в повышение выпуска танков и в их техническое совершенствование исходя из опыта боевых действий. Первый, наряду с П. А. Ротмистровым, советский военачальник, которому присвоено воинское звание маршал бронетанковых войск (указ от 21 февраля 1944 года). После войны, с апреля 1946 года — командующий бронетанковыми и механизированными войсками Сухопутных войск

 

Рождение КБ Туполева

22 октября 1922 года ВСНХ организовал при ЦАГИ комиссию по постройке металлических самолётов — официальная дата основания старейшего в России и в мире авиационного конструкторского бюро А. Н. Туполева (ныне ОАО «Туполев»).

Рождение КБ Туполева

22 октября 1922 года ВСНХ организовал при ЦАГИ комиссию по постройке металлических самолётов — официальная дата основания старейшего в России и в мире авиационного конструкторского бюро А. Н. Туполева (ныне ОАО «Туполев»).

Позже, накануне празднования 25-летия КБ, сам Туполев предложил считать датой образования конструкторского бюро 22 октября 1922 года. За 90 лет существования в стенах КБ Туполева разработано более 300 проектов различных типов летательных аппаратов, малых судов и аэросаней.

 Около 100 проектов были реализованы в металле, а более 50 находились в серийном производстве. Выпущено свыше 18 тысяч самолетов.

Ныне ОАО «Туполев» занимается разработкой, производством, испытаниями, ремонтом и поддержанием лётной годности авиационной техники. В настоящее время основными направлениями деятельности компании являются продвижение на рынок модернизированного самолета Ту-204СМ, а также поставка заказчикам специальных модификаций самолета Ту-214. Продолжается модернизация эксплуатирующихся и разработка новых авиационных ударных комплексов. С 2009 года ведутся работы по созданию перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА).

 

Уничтожение немецко-финского десанта

22 октября 1942 года советские войска уничтожили немецко-финский десант, пытавшийся захватить остров Сухо и прервать Ладожскую коммуникацию, по которой шло снабжение Ленинграда.

Уничтожение немецко-финского десанта

22 октября 1942 года советские войска уничтожили немецко-финский десант, пытавшийся захватить остров Сухо и прервать Ладожскую коммуникацию, по которой шло снабжение Ленинграда.

 Во время Великой Отечественной войны этот островок стал важным опорным пунктом. Он был расположен на пути движения советских конвоев (в 37 км к северу от Новой Ладоги), контролировал значительный район южной части Ладожского озера и прикрывал подходы к Волховской губе и Новой Ладоге, где располагалась главная база Ладожской флотилии. В сентябре 1942 г. здесь была установлена трёхорудийная 100-миллиметровая батарея № 473 противокатерной обороны и три пулемета. В ночь на 22 октября 1942 года гарнизон острова при поддержке авиации и кораблей Ладожской военной флотилии отразил нападение десантного отряда противника на 30 судах, пытавшегося захватить остров и маяк. Командир обороны острова И.К.Гусев 22 октября написал в записной книжке: «4-й час сильный рукопашный бой. Батарею бомбят самолёты. У нас из 70 осталось 13, раненых 32, остальные пали. Пушек 3, сделали по 120 выстрелов. Из 30 вымпелов потопили 16 барж, 1 взяли в плен. Побило много фашистов»

После войны на острове была расположена метеостанция. С 1991 года остров является необитаемым, последние смотрители маяка покинули его несколько лет назад, однако сам маяк, «зажженный» еще в СССР, функционирует исправно.

 

Создание «Золотой рыбки»

22 октября 1955 года вышло постановление Совета Министров СССР «О начале работ по созданию ПЛА проекта 645». Это дало старт постройке уникальной атомной подводной лодки проекта 645 ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя.

Создание «Золотой рыбки»

22 октября 1955 года вышло постановление Совета Министров СССР «О начале работ по созданию ПЛА проекта 645». Это дало старт постройке уникальной атомной подводной лодки проекта 645 ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя.

 Здесь единственный раз в истории атомного судостроения был применен реактор на промежуточных нейтронах с эвтектическим сплавом свинец-висмут в качестве теплоносителя. Особенностью обслуживания такого реактора стала необходимость поддержания металлического сплава в расплавленном состоянии, когда температура его плавления составляла 125 °C. Лодка имела два прозвища: «Золотая рыбка» и «Нагасаки». Вступила в строй 1 апреля 1962 года. C 21 апреля по 12 июня 1964 года совершила рекордное автономное плавание в воды Центральной Атлантики. Под командованием И. И. Гуляева она побила рекорды по дальности автономного похода, длительности подводного плавания.

1 февраля 1979 года была исключена из состава ВМФ СССР и 1 октября 1980 года расформирована. В сентябре 1982 года затоплена в Карском море у северовосточного побережья архипелага Новая Земля на входе в залив Степового.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии