RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Мощи Серафима Саровского
6 февраля 2015 г.

Мощи Серафима Саровского

6—7 февраля 1991 года останки святого Серафима Саровского при участии Патриарха Алексия II были доставлены в Москву из Троицкого собора Александро-Невской Лавры и крестным ходом перенесены в Богоявленский кафедральный собор
Воин Христов
9 июня 2016 г.

Воин Христов

9 июня – день памяти святого праведного Иоанна Русского
Дмитрию Донскому — 665 лет
12 октября 2015 г.

Дмитрию Донскому — 665 лет

12 октября 1350 года родился Дмитрий Иванович Рюрикович, впоследствии прозванный Донским за победу в Куликовской битве.
Первосвятитель Иов
18 апреля 2014 г.

Первосвятитель Иов

18 апреля православные люди и просто патриоты России празднуют память первого патриарха России
Подвиги преподобного Серафима
15 января 2014 г.

Подвиги преподобного Серафима

Этот святой монах был непревзойденным аскетом, годами жил в затворничестве, бывало питался одной травой и диким медом
Главная » Русские святые воины » 45 лет монашества

45 лет монашества

3 марта — день памяти преподобного Феодора Санаксарского

Он же — бывший гвардеец-бомбардир Преображенского полка Иван Игнатьевич Ушаков, родной дядя прославленного адмирала
45 лет монашества

Жизненный путь старца Феодора, в миру - Ивана Игнатьевича Ушакова, начался в селе Бурнаково Романовского уезда Ярославской провинции в 1718 году. Точной даты рождения старец в своем житии не оставил. В шестилетнем возрасте Иван потерял мать, и его отец, потомственный дворянин города Романово - Игнатий Васильевич Ушаков, вступил во второй брак со вдовой помещика Кузьмичева - Параскевой Ивановной. Эта женщина полностью заменила маленькому Ивану мать и оставила неизгладимый след в его душе. Причем, даже в своем житии старец Феодор будет называть её матерью.
Многие из рода Ушаковых служили впоследствии всероссийскому престолу в разных чинах и жалованы были от государей вотчинами. Двое же из этого рода Церковь прославила в лике святых - преподобного Феодора Санаксарского и святого праведного воина Феодора Ушакова.
Житие преподобного Феодора не дает полной информации о детских и отроческих годах будущего старца. Из более подробного Жития родного племянника старца Феодора – святого праведного воина Феодора (адмирала Российского флота Ф.Ф. Ушакова, Солдатский храм рассказывал о нем совсем недавно http://vk.com/wall-98877741_933) становится ясно, что большое «семейство Ушаковых состояло в приходе храма Богоявления–на–острову, находившегося в трех верстах от Бурнаково на левом берегу Волги», в одноименном селе Богоявленском (ныне деревня Хопылево). В этой церкви, относящейся к мужскому Островскому Богоявленскому монастырю, и крестили новорожденных Ушаковых, здесь же неподалеку покоились на погосте их предки.
Еще в 1714 году Петром I повелено было «во всех губерниях при архиерейских домах и знатных монастырях создать школы для дворянских, приказного чина дьячих и подьячих детей от 10 до 15 лет», а генерал–адмиралу Ф.М. Апраксину поручалось в «каждую губернию к тем школам направить по два человека, разумеющих географию и геометрию». Была школа для дворянских детей и при мужском Островском Богоявленском монастыре, в храме которого, как уже было сказано, молились Ушаковы. Здесь они и обучались грамоте и счету. Влияние обители, несомненно, положительно сказывалось на детях, тем более что и сами Ушаковы традиционно «почитали главным условием воспитания детей развитие высоких религиозных чувств и строгой нравственности». Выбор жизненного пути дворянских детей определялся государственной необходимостью, поэтому юноши из дворянских семей шли на государственную службу в различные полки. Сын Игнатия Ушакова, таким образом, был определен в Преображенскую гвардию, как и его два старших брата - Сила и Федор, отец будущего адмирала Федора Федоровича Ушакова, святого праведного воина Феодора.
На протяжении всей своей истории Преображенский полк был кузницей кадров для военной и гражданской службы, а одного упоминания имен Г.Р. Державина, Н.М. Карамзина, М.П. Мусоргского достаточно, чтобы понять вклад полка в культурную сокровищницу России. А Русская Православная Церковь прославила целый ряд Преображенцев в лике святых.
Итак, Иван был зачислен 15 июня 1735 года в бомбардирскую роту лейб–гвардии Преображенского полка, службу в котором он безотлучно проходил до 1741 года, когда наконец был отпущен в отпуск в родное имение. Впервые за много лет все большое семейство Ушаковых собралось вместе. Вместе пошли и на пасхальное богослужение в церковь Богоявления–на–Острову, о чем осталась запись в Исповедальных ведомостях храма.
В том же году братья–гвардейцы возвратились в Преображенский полк. В ночь с 24 на 25 ноября гвардейцы Преображенского полка участвовали в дворцовом перевороте, приведшем к власти дочь Петра Великого, Елизавету. «За неоценимую услугу, оказанную Елисавете, гренадерская рота Преображенского полка получила название «лейб–кампании». Все остальные офицеры и солдаты гвардии были повышены в чинах и получили иные награждения и привилегии». Иван Игнатьевич Ушаков был пожалован чином сержанта.
При Елизавете кардинально изменился смысл воинской службы. А к Преображенцам императрица была особенно милостива.
И тут составитель жизнеописания старца Феодора отмечает: «Но человеколюбивый Бог, не хотяй смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему, особенным промыслом Своим устроил и сему юному Иоанну уклониться от развращенного пути…»
На одной из многочисленных вечеринок один из его товарищей, только что весело игравший на гуслях, на глазах у Ушакова внезапно упал и умер. Это событие потрясло всех присутствующих. Но глубже всех пережил это Иоанн. Он почувствовал отвращение к миру и, не имея надежды на скорую отставку, решился тайно бежать в пустыню. Он тщательно подготовился к бегству из мира. Иван запасся нищенской одеждой и в 1743 году выехал в законном порядке на побывку домой. Его экипажем управлял ничего не подозревающий верный служитель. Через несколько верст после выезда из Петербурга Иван Ушаков отпустил своего слугу с лошадьми и всем скарбом обратно, а сам направился в Архангельские пределы, рассчитывая уединиться в поморских лесах. Так начался многотрудный путь подвижника, будущего старца Феодора.
Целых три года он голодал, холодал и терпел различные злоключения от поселян, когда сам приходил к ним из леса в случае крайней нужды или необходимости. В один из таких вынужденных выходов в жилой поселок отшельник был схвачен, обруган, связан, избит и направлен в Архангельск для сдачи в острог. Только Божье провидение не позволило Ивану погибнуть в этом пути. Иван был отпущен сопровождающими и отправился в Площанскую пустынь в Орловской губернии. Настоятель Пустыни «велел ему иметь пребывание близ обители в лесу, где были келлии, сделанныя прежде жившими там Бога ради пустынниками. Взяв благословение от сего Отца, он пошел для житья в те келлии и начал жить».
Но пребываение в Пустыни было недолгим, хотя и оставило глубокий след - анализируя последующую жизнь старца Феодора в Санаксарской обители невольно напрашивается сравнение с тем, что видел Иван в Площанской пустыни.
«Вскоре потом, в силу Государственных Указных повелений, послана сыскная команда для истребления таковых тайных жилищ, и забрания живущих в них. В сие время и Иоанн взят был, как человек, неимеющий письменнаго вида; и как в присутствии при допросе показал, что он Сержант Гвардии тайно ушедший; то представлен был блаженныя памяти Государыне Императрице Елисавете Петровне», - повествует жизнеописание старца.
По прибытии в Санкт-Петербург, многие из преображенцев приходили посмотреть на своего бывшего однополчанина. «И подлинно умиленное было зрелище ибо от великаго воздержания он был сух, лицем бледен, во власяной одежде и ремнем подпоясан».
Читаем в жизниописании старца Феодора: « Когда, по требованию Императрицы, он введен был в комнаты к Ней самой; Она изволила его спросить: за чем ты ушел из моего полку? Он ответствовал: для спасения души моей, Ваше Величество. Она изволила сказать: прощаю тебе побег, и жалую прежним чином. На сие Иоанн сказал: я, в начатой для Бога и спасения души моей жизни, до конца пребыть желаю, Ваше Величество, а прежней жизни и чина не желаю... Ныне же я искусился в духовной жизни, потому и утруждаю Ваше Величество благоволить мне пребыть в оной по смерть мою. Императрица изволила сказать: пусть так: позволяю тебе вступить в сие звание, только останься здесь в Александро–Невском монастыре».
Существует упоминание двух различных дат пострига Ивана Ушакова, принята официально дата, указанная в жизнеописании старца Феодора. Составитель Жития преподобного Феодора Санаксарский иеромонах Венедикт (Кулешов) сообщает о том, что «согласно повелению Императрицы, после трехлетнего послушнического искуса в Александро–Невской обители, 13 августа 1748 года тридцатилетний Иоанн Ушаков был пострижен в монахи. Постриг в присутствии Императрицы Елисаветы Петровны, совершил начальствовавший тогда в обители Высокопреосвященнейший Феодосий (Яновский, рукоположен 10.03.1745 с титулом архиепископа, † 22.04.1750) , нарекший нового монаха именем Феодор, тезоименно святому благоверному князю Феодору, Ярославскому чудотворцу (память 19 сентября)».
Со временем к старцу Феодору потянулись ученики. Господь внушил ему благую мысль черпать силы и знания из чтения творений святителя Иоанна Златоуста, что преподобный и делал. Число приходящих к нему стало стремительно увеличиваться, что не могло не вызвать ропота более умудренных опытом старцев. Простой монах - а к нему беспрестанное обращение людей! На некоторое время даже архиепископ Сильвестр, следуя наветам ненавидящих отца Феодора, даже запретил пускать к нему учеников.
Долгое время не решался старец покинуть обитель, но в 1757 году всё же испросил позволения убыть в Саровскую пустынь. С ним убыли некоторые ученики и ученицы, которые не хотели оставлять своего старца. Старец поместил учениц в Арзамасском девичьем Никольском монастыре, а сам с учениками поселился в Саровской пустыни. Вскоре ученицы преподобного переведены были в Алексеевскую общину, где жили в строгом следовании уставу, данному старцем.
В 1759 году отец Феодор, уже имевший горький опыт ревности монашеской братии в Невском монастыре, стал опасаться недоразумений,которые могли возникнуть в связи с тем, что он, будучи подначальным монахом, руководит в Сарове и в Арзамасе умножающимся количеством своих учеников и учениц. Он испросил строителя Саровской пустыни, иеромонаха Ефрема и старшую братию доверить ему приписанную к Саровской обители при строителе Исаакие, разоренную Санаксарскую пустынь. Пустыннолюбивый дух святого, пленившись красотой ее местоположения и совершенным уединением, наиболее отвечающим идеалу монашеской жизни, возлюбил эту обитель. И старец Феодор возымел твердое намерение ее возобновить.
В том же 1759 году святой Феодор вместе с шестью своими верными учениками поселяется в Сретенской обители, чтобы сформировать здесь «такую киновию, какую он считал наиболее приемлемой для монашеского делания». Он восстанавливает её из упадка, что было замечено преосвященным епископом Тамбовским и Пензенским Пахомием. Епископ призвал его и благословил принять священство и стать настоятелем в Санаксаре. Старец, «по смирению, много отрицался от рукоположения», но 13 декабря 1762 года, после 24 лет суровой подвижнической жизни был хиротонисан в иеромонаха и утвержден Санаксарским строителем.
По словам монастырской летописи, «наблюдая сей высокосвященный сан, правлением пустыни и всей в ней находящейся братии достойно соответствовал должности Начальника: наставлял истинной верре и благоч е ст и ю всех приходящих к нему, желающих пр е провождать жизнь богоугодную; ибо как он чрез мног ие лета монашествовал добропорядочно и в благочестии, то отменными был украшен дарованиями: – нарочитое и мел в наставлениях искусство, в рассуждениях был остр и пространен, и проч ие касательно благоустройства жизни человеческой, имел превосходные качества; отнюдь не склонял желание свое к стяжанию славы и богатства мира сего, но любил паче уединение и поучение словес божественных, жизнь свою посвящал трудам и попечен ию о спасении душ человеческих».
Вскоре в Санаксаре собралось до двадцати человек братии. Двенадцать из них были отставными гвардейскими служащими, уволенными по именному повелению государыни императрицы Екатерины II и постриженными в монашество по ее указу от 17 июня 1763 года. «И в Сарове инокам жилось тяжело, но как несравнимо труднее было … входить в общежитие Санаксара! Но ни один из двенадцати екатерининских постриженников по своей воле не покинул».
Настоятелем отец Феодор был твердым и строгим. Обитель была восстановлена, и, несмотря на то, что согласно указу императрицы она должна была быть ликвидирована, старец Феодор, обратившись к бывшим своим сослуживцам –гвардейцам Алексеею и Григорию Орловым, ставшим всесильными фаворитами государыни Екатерины II , спас обитель. Санаксар именным повелением императрицы был оставлен в числе штатных пустыней Тамбовской епархии, самому отцу Феодору высочайшим указом от 16 октября 1764 года повелено быть ее начальником, а в следующем 1765 году другим высочайшим указом от 7 марта велено Санаксару именоваться не пустынью, а монастырем.
Со временем, видя умножение братии, возымел старец Феодор намерение построить вместо обветшалой деревянной церкви - двухэтажную каменную: в нижнем этаже теплую, в память Усекновение главы святого Предтечи, а в верхнем – холодную, в честь сретения Владимирской иконы Божией Матери.
На строительство церкви была выделена благотворительная помощь от самой Екатерины Великой, а 15 сентября 1765 года дана была благословенная грамота от преосвященн ого Павла, епископа Владимирского и Муромского.
Монастырская летопись зафиксировала, что «оная церковь снаружи длиною на 14, шириною на 8, а вышиною на 24 саженях с пятью главами, а во внутренности с четырьмя вверху и внизу столбами, полы внизу чугунные, а вверху штучные хорошего искусства дубовые». К лету 1774 года храм был вполне устроен.
Но за два месяца до освящения храма по доносу воеводы Неелова, который спровоцировал разбирательство у губернатора, старца Феодора привлекли этому разбирательству. В январе 1774 года воронежский губернатор сообщил в Синод, что Санаксарский строитель обратился к нему с жалобами на воеводу, но по губернаторскому рассмотрению обвинения его оказались несправедливыми. И теперь уже Преподобному предстояло лишение сана и девятилетнее заключение в Соловках.
Клеветнические заявления к сожалению, были приняты Синодом и 24 мая 1774 года Смерд нашел Феодора заслуживающим за все указанные дерзновения лишения настоятельства и священства.
Сенат же добивался для преподобного более строгого наказания в виде лишения его монашества и предания светскому суду. И так как старец был из дворян, то дело было представлено на утверждение государыни, которая 16 июня 1774 года повелела «онаго Феодора, лиша настоятельскаго и иеромонашескаго звания, отослать яко человека безпокойнаго простым монахом в Соловецкий монастырь, препоручив начальнику онаго монастыря неослабное за ним смотрение».
14 июля 1774 года святой в сопровождении конвоя из двух солдат отправился в дальний путь на Соловки. При отправлении его из Санаксара – ученики, а из Арзамаса – ученицы, провожали его с неописуемой скорбью и жалостью. «Священство взяли, но милости Божией не отняли!» - написа так святой старец. С исповедником правды Божией и обличителем неправды людской поступили как с самым закоренелым преступником.
В Соловецком монастыре старец Феодор провел в скорбях и болезнях долгих девять лет и жил бы там до смерти, если бы Промысл Божий не устроил ему возвратиться оттуда в родную Санаксарскую обитель. Господь свел воедино заступника старца, бывшего Санаксарского послушника иеродиакона Феофан (Соколов) – достойного ученика святого, знавшего всю правду о его исповедническом подвиге, и митрополита Гавриила, в свое время ошибочно осудившего старца Феодора.
По их ходатайству Екатерина Великая пересмотрела собственное несправедливое решение и не стала медлить с его исправлением.
18 апреля 1783 года к преосвященному было прислано ее высочайшее повеление о возвращении монаха Феодора из Соловецкого монастыря в Санаксарскую обитель в прежнем сане иеромонаха. Владыка тут же отвез его в Синод и принял к исполнению.
Триумфальным и трогательным было его возвращение в Санаксарскую обитель, но не прошло и недели, как вновь начались для старца Феодора скорби, гонения и клеветы, и, что самое горькое, со стороны близких ему учеников.
Но в любимой обители старец Феодор продолжал смиренно и усердно работать Господу. Его служение продолжалось еще почти восемь лет.
После непродолжительной болезни отец Феодор скончался в ночь на 19 февраля (ст. стиль)1791 г. Тело его, хотя и лежавшее в теплой келье до погребения, не издавало запаха тления. На могиле преподобного была положена аспидного камня плита с надписью: “Здесь погребен 73-летний старец иеромонах Феодор, по фамилии Ушаков, возобновитель Санаксарского монастыря, который пострижен в Александро-Невской Лавре, продолжал монашеское житие 45 лет; со всеми видами истинного христианина и доброго монаха 19 февраля 1791 года скончался”.

 

Светлана Ляхова, "Солдатский храм" (https://vk.com/ruvoin)

 

.
3 марта 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
23 апреля
воскресенье
2017

В этот день:

Трагический поход князя Игоря

23 апреля 1185 года князь новгород-северский ИГОРЬ выступил в поход против половцев.Незадолго до этого половецкий хан Кончак напал на Русь.

Трагический поход князя Игоря

23 апреля 1185 года князь новгород-северский ИГОРЬ выступил в поход против половцев.Незадолго до этого половецкий хан Кончак напал на Русь.

 Киевские князья Рюрик и Святослав нанесли ему поражение. Князь Игорь решил добить половцев и 23 апреля отправился со своим полком к становищу кочевников.
10 мая войско подошло к реке Сююрлеи, где напало на селение кочевников. Разграбив его, полк остался там ночевать. А утром селение окружили войска половцев. Их было значительно больше, чем русичей. Полк был разгромлен. Князь Игорь был ранен и попал в плен. Только через год он сумел бежать и вернулся домой. Подробности этого похода донес до нас литературный шедевр той поры «Слово о полку Игореве».

Усмиритель Кавказа

23 апреля 1861 года умер Алексей Петрович ЕРМОЛОВ, генерал, герой войны 1812 года, усмиритель Кавказа.

Усмиритель Кавказа

23 апреля 1861 года умер Алексей Петрович ЕРМОЛОВ, генерал, герой войны 1812 года, усмиритель Кавказа.

Крупный военный и государственный деятель России, участник многих крупных войн, которые Российская империя вела с 1790-х по 1820-е. Генерал от инфантерии (1818) и генерал от артиллерии (1837). Главнокомандующий на первом этапе Кавказской войны (до 1827 года).

Первый начальник «Катюш»

23 апреля 1905 года родился Юрий Павлович БАЖАНОВ, маршал артиллерии.

Первый начальник «Катюш»

23 апреля 1905 года родился Юрий Павлович БАЖАНОВ, маршал артиллерии.

В июне 1941 года начальник 1-го Московского артиллерийского училища полковник БАЖАНОВ за три дня сформировал первую батарею реактивной артиллерии — «Катюш», которая в середине июля под Оршей уже громила врага. Закончил войну Бажанов командующим артиллерией 39-й армии, потом принимал участие в разгроме Квантунской армии в Манчжурии.

Гибель космонавта Комарова

23 апреля1967 года стартовал советский космический корабль «Союз-1» пилотируемый Владимиром Комаровым. 24 апреля Владимир Комаров погиб при завершении программы полёта, когда во время спуска на Землю не вышел основной парашют спускаемого аппарата.

Гибель космонавта Комарова

23 апреля1967 года стартовал советский космический корабль «Союз-1» пилотируемый Владимиром Комаровым. 24 апреля Владимир Комаров погиб при завершении программы полёта, когда во время спуска на Землю не вышел основной парашют спускаемого аппарата.

Стропы запасного парашюта скрутились из-за вращения спускаемого аппарата. На большой скорости спускаемый аппарат врезался в землю. Из заявления ТАСС: "23 апреля 1967 года в Советском Союзе был выведен с целью летных испытаний на орбиту Земли новый космический корабль «Союз-1», пилотируемый лётчиком-космонавтом СССР Героем Советского Союза инженер-полковником Комаровым Владимиром Михайловичем. В течение испытательного полёта, продолжавшегося более суток, В. М. Комаровым была полностью выполнена намеченная программа отработки систем нового корабля, а также проведены запланированные научные эксперименты. При полёте летчик-космонавт В. М. Комаров совершал маневрирование корабля, проводил испытания основных его систем на различных режимах и давал квалифицированную оценку технических характеристик нового космического корабля. 24 апреля, когда программа испытаний была окончена, ему было предложено прекратить полёт и совершить посадку. После осуществления всех операций, связанных с переходом на режим посадки, корабль благополучно прошёл наиболее трудный и ответственный участок торможения в плотных слоях атмосферы и полностью погасил первую космическую скорость. Однако при открытии основного купола парашюта на семикилометровой высоте, по предварительным данным, в результате скручивания строп парашюта космический корабль снижался с большой скоростью, что явилось причиной гибели В. М. Комарова. Безвременная гибель выдающегося космонавта инженера-испытателя космических кораблей Владимира Михайловича Комарова является тяжёлой утратой для всего советского народа".

 

 

 

Главный оперативник Генштаба

23 апреля 1976 года умер Сергей Матвеевич ШТЕМЕНКО, генерал армии, во время войны — начальник оперативного управления Генштаба, после войны - начальник Генштаба.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии