RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Поклон князю Владимиру
28 июля 2015 г.

Поклон князю Владимиру

28 июля 2015 года весь Русский Мир отмечает День памяти крестителя Руси
Русские князья Борис и Глеб
15 мая 2016 г.

Русские князья Борис и Глеб

15 мая 1115 года на Руси были канонизированы первые русские святые
Русский богатырь Леонтий Коренной
16 октября 2017 г.

Русский богатырь Леонтий Коренной

В этот день в 1813 году в ходе знаменитой Лейпцигской «битвы народов» простой гренадер лейб-гвардии Финляндского полка один в течение получаса вел штыковой бой с целым подразделением французов
Улица имени Евгения Родионова
4 января 2017 г.

Улица имени Евгения Родионова

Накануне Нового года принято решение о присвоении одной из улиц в поселении Щаповское имени воина-мученика Евгения Родионова
Апостол Черного моря
13 декабря 2016 г.

Апостол Черного моря

13 декабря православная Россия отмечает День святого апостола Андрея Первозванного.
Главная » Русские святые воины » 45 лет монашества

45 лет монашества

3 марта — день памяти преподобного Феодора Санаксарского

Он же — бывший гвардеец-бомбардир Преображенского полка Иван Игнатьевич Ушаков, родной дядя прославленного адмирала
45 лет монашества

Жизненный путь старца Феодора, в миру - Ивана Игнатьевича Ушакова, начался в селе Бурнаково Романовского уезда Ярославской провинции в 1718 году. Точной даты рождения старец в своем житии не оставил. В шестилетнем возрасте Иван потерял мать, и его отец, потомственный дворянин города Романово - Игнатий Васильевич Ушаков, вступил во второй брак со вдовой помещика Кузьмичева - Параскевой Ивановной. Эта женщина полностью заменила маленькому Ивану мать и оставила неизгладимый след в его душе. Причем, даже в своем житии старец Феодор будет называть её матерью.
Многие из рода Ушаковых служили впоследствии всероссийскому престолу в разных чинах и жалованы были от государей вотчинами. Двое же из этого рода Церковь прославила в лике святых - преподобного Феодора Санаксарского и святого праведного воина Феодора Ушакова.
Житие преподобного Феодора не дает полной информации о детских и отроческих годах будущего старца. Из более подробного Жития родного племянника старца Феодора – святого праведного воина Феодора (адмирала Российского флота Ф.Ф. Ушакова, Солдатский храм рассказывал о нем совсем недавно http://vk.com/wall-98877741_933) становится ясно, что большое «семейство Ушаковых состояло в приходе храма Богоявления–на–острову, находившегося в трех верстах от Бурнаково на левом берегу Волги», в одноименном селе Богоявленском (ныне деревня Хопылево). В этой церкви, относящейся к мужскому Островскому Богоявленскому монастырю, и крестили новорожденных Ушаковых, здесь же неподалеку покоились на погосте их предки.
Еще в 1714 году Петром I повелено было «во всех губерниях при архиерейских домах и знатных монастырях создать школы для дворянских, приказного чина дьячих и подьячих детей от 10 до 15 лет», а генерал–адмиралу Ф.М. Апраксину поручалось в «каждую губернию к тем школам направить по два человека, разумеющих географию и геометрию». Была школа для дворянских детей и при мужском Островском Богоявленском монастыре, в храме которого, как уже было сказано, молились Ушаковы. Здесь они и обучались грамоте и счету. Влияние обители, несомненно, положительно сказывалось на детях, тем более что и сами Ушаковы традиционно «почитали главным условием воспитания детей развитие высоких религиозных чувств и строгой нравственности». Выбор жизненного пути дворянских детей определялся государственной необходимостью, поэтому юноши из дворянских семей шли на государственную службу в различные полки. Сын Игнатия Ушакова, таким образом, был определен в Преображенскую гвардию, как и его два старших брата - Сила и Федор, отец будущего адмирала Федора Федоровича Ушакова, святого праведного воина Феодора.
На протяжении всей своей истории Преображенский полк был кузницей кадров для военной и гражданской службы, а одного упоминания имен Г.Р. Державина, Н.М. Карамзина, М.П. Мусоргского достаточно, чтобы понять вклад полка в культурную сокровищницу России. А Русская Православная Церковь прославила целый ряд Преображенцев в лике святых.
Итак, Иван был зачислен 15 июня 1735 года в бомбардирскую роту лейб–гвардии Преображенского полка, службу в котором он безотлучно проходил до 1741 года, когда наконец был отпущен в отпуск в родное имение. Впервые за много лет все большое семейство Ушаковых собралось вместе. Вместе пошли и на пасхальное богослужение в церковь Богоявления–на–Острову, о чем осталась запись в Исповедальных ведомостях храма.
В том же году братья–гвардейцы возвратились в Преображенский полк. В ночь с 24 на 25 ноября гвардейцы Преображенского полка участвовали в дворцовом перевороте, приведшем к власти дочь Петра Великого, Елизавету. «За неоценимую услугу, оказанную Елисавете, гренадерская рота Преображенского полка получила название «лейб–кампании». Все остальные офицеры и солдаты гвардии были повышены в чинах и получили иные награждения и привилегии». Иван Игнатьевич Ушаков был пожалован чином сержанта.
При Елизавете кардинально изменился смысл воинской службы. А к Преображенцам императрица была особенно милостива.
И тут составитель жизнеописания старца Феодора отмечает: «Но человеколюбивый Бог, не хотяй смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему, особенным промыслом Своим устроил и сему юному Иоанну уклониться от развращенного пути…»
На одной из многочисленных вечеринок один из его товарищей, только что весело игравший на гуслях, на глазах у Ушакова внезапно упал и умер. Это событие потрясло всех присутствующих. Но глубже всех пережил это Иоанн. Он почувствовал отвращение к миру и, не имея надежды на скорую отставку, решился тайно бежать в пустыню. Он тщательно подготовился к бегству из мира. Иван запасся нищенской одеждой и в 1743 году выехал в законном порядке на побывку домой. Его экипажем управлял ничего не подозревающий верный служитель. Через несколько верст после выезда из Петербурга Иван Ушаков отпустил своего слугу с лошадьми и всем скарбом обратно, а сам направился в Архангельские пределы, рассчитывая уединиться в поморских лесах. Так начался многотрудный путь подвижника, будущего старца Феодора.
Целых три года он голодал, холодал и терпел различные злоключения от поселян, когда сам приходил к ним из леса в случае крайней нужды или необходимости. В один из таких вынужденных выходов в жилой поселок отшельник был схвачен, обруган, связан, избит и направлен в Архангельск для сдачи в острог. Только Божье провидение не позволило Ивану погибнуть в этом пути. Иван был отпущен сопровождающими и отправился в Площанскую пустынь в Орловской губернии. Настоятель Пустыни «велел ему иметь пребывание близ обители в лесу, где были келлии, сделанныя прежде жившими там Бога ради пустынниками. Взяв благословение от сего Отца, он пошел для житья в те келлии и начал жить».
Но пребываение в Пустыни было недолгим, хотя и оставило глубокий след - анализируя последующую жизнь старца Феодора в Санаксарской обители невольно напрашивается сравнение с тем, что видел Иван в Площанской пустыни.
«Вскоре потом, в силу Государственных Указных повелений, послана сыскная команда для истребления таковых тайных жилищ, и забрания живущих в них. В сие время и Иоанн взят был, как человек, неимеющий письменнаго вида; и как в присутствии при допросе показал, что он Сержант Гвардии тайно ушедший; то представлен был блаженныя памяти Государыне Императрице Елисавете Петровне», - повествует жизнеописание старца.
По прибытии в Санкт-Петербург, многие из преображенцев приходили посмотреть на своего бывшего однополчанина. «И подлинно умиленное было зрелище ибо от великаго воздержания он был сух, лицем бледен, во власяной одежде и ремнем подпоясан».
Читаем в жизниописании старца Феодора: « Когда, по требованию Императрицы, он введен был в комнаты к Ней самой; Она изволила его спросить: за чем ты ушел из моего полку? Он ответствовал: для спасения души моей, Ваше Величество. Она изволила сказать: прощаю тебе побег, и жалую прежним чином. На сие Иоанн сказал: я, в начатой для Бога и спасения души моей жизни, до конца пребыть желаю, Ваше Величество, а прежней жизни и чина не желаю... Ныне же я искусился в духовной жизни, потому и утруждаю Ваше Величество благоволить мне пребыть в оной по смерть мою. Императрица изволила сказать: пусть так: позволяю тебе вступить в сие звание, только останься здесь в Александро–Невском монастыре».
Существует упоминание двух различных дат пострига Ивана Ушакова, принята официально дата, указанная в жизнеописании старца Феодора. Составитель Жития преподобного Феодора Санаксарский иеромонах Венедикт (Кулешов) сообщает о том, что «согласно повелению Императрицы, после трехлетнего послушнического искуса в Александро–Невской обители, 13 августа 1748 года тридцатилетний Иоанн Ушаков был пострижен в монахи. Постриг в присутствии Императрицы Елисаветы Петровны, совершил начальствовавший тогда в обители Высокопреосвященнейший Феодосий (Яновский, рукоположен 10.03.1745 с титулом архиепископа, † 22.04.1750) , нарекший нового монаха именем Феодор, тезоименно святому благоверному князю Феодору, Ярославскому чудотворцу (память 19 сентября)».
Со временем к старцу Феодору потянулись ученики. Господь внушил ему благую мысль черпать силы и знания из чтения творений святителя Иоанна Златоуста, что преподобный и делал. Число приходящих к нему стало стремительно увеличиваться, что не могло не вызвать ропота более умудренных опытом старцев. Простой монах - а к нему беспрестанное обращение людей! На некоторое время даже архиепископ Сильвестр, следуя наветам ненавидящих отца Феодора, даже запретил пускать к нему учеников.
Долгое время не решался старец покинуть обитель, но в 1757 году всё же испросил позволения убыть в Саровскую пустынь. С ним убыли некоторые ученики и ученицы, которые не хотели оставлять своего старца. Старец поместил учениц в Арзамасском девичьем Никольском монастыре, а сам с учениками поселился в Саровской пустыни. Вскоре ученицы преподобного переведены были в Алексеевскую общину, где жили в строгом следовании уставу, данному старцем.
В 1759 году отец Феодор, уже имевший горький опыт ревности монашеской братии в Невском монастыре, стал опасаться недоразумений,которые могли возникнуть в связи с тем, что он, будучи подначальным монахом, руководит в Сарове и в Арзамасе умножающимся количеством своих учеников и учениц. Он испросил строителя Саровской пустыни, иеромонаха Ефрема и старшую братию доверить ему приписанную к Саровской обители при строителе Исаакие, разоренную Санаксарскую пустынь. Пустыннолюбивый дух святого, пленившись красотой ее местоположения и совершенным уединением, наиболее отвечающим идеалу монашеской жизни, возлюбил эту обитель. И старец Феодор возымел твердое намерение ее возобновить.
В том же 1759 году святой Феодор вместе с шестью своими верными учениками поселяется в Сретенской обители, чтобы сформировать здесь «такую киновию, какую он считал наиболее приемлемой для монашеского делания». Он восстанавливает её из упадка, что было замечено преосвященным епископом Тамбовским и Пензенским Пахомием. Епископ призвал его и благословил принять священство и стать настоятелем в Санаксаре. Старец, «по смирению, много отрицался от рукоположения», но 13 декабря 1762 года, после 24 лет суровой подвижнической жизни был хиротонисан в иеромонаха и утвержден Санаксарским строителем.
По словам монастырской летописи, «наблюдая сей высокосвященный сан, правлением пустыни и всей в ней находящейся братии достойно соответствовал должности Начальника: наставлял истинной верре и благоч е ст и ю всех приходящих к нему, желающих пр е провождать жизнь богоугодную; ибо как он чрез мног ие лета монашествовал добропорядочно и в благочестии, то отменными был украшен дарованиями: – нарочитое и мел в наставлениях искусство, в рассуждениях был остр и пространен, и проч ие касательно благоустройства жизни человеческой, имел превосходные качества; отнюдь не склонял желание свое к стяжанию славы и богатства мира сего, но любил паче уединение и поучение словес божественных, жизнь свою посвящал трудам и попечен ию о спасении душ человеческих».
Вскоре в Санаксаре собралось до двадцати человек братии. Двенадцать из них были отставными гвардейскими служащими, уволенными по именному повелению государыни императрицы Екатерины II и постриженными в монашество по ее указу от 17 июня 1763 года. «И в Сарове инокам жилось тяжело, но как несравнимо труднее было … входить в общежитие Санаксара! Но ни один из двенадцати екатерининских постриженников по своей воле не покинул».
Настоятелем отец Феодор был твердым и строгим. Обитель была восстановлена, и, несмотря на то, что согласно указу императрицы она должна была быть ликвидирована, старец Феодор, обратившись к бывшим своим сослуживцам –гвардейцам Алексеею и Григорию Орловым, ставшим всесильными фаворитами государыни Екатерины II , спас обитель. Санаксар именным повелением императрицы был оставлен в числе штатных пустыней Тамбовской епархии, самому отцу Феодору высочайшим указом от 16 октября 1764 года повелено быть ее начальником, а в следующем 1765 году другим высочайшим указом от 7 марта велено Санаксару именоваться не пустынью, а монастырем.
Со временем, видя умножение братии, возымел старец Феодор намерение построить вместо обветшалой деревянной церкви - двухэтажную каменную: в нижнем этаже теплую, в память Усекновение главы святого Предтечи, а в верхнем – холодную, в честь сретения Владимирской иконы Божией Матери.
На строительство церкви была выделена благотворительная помощь от самой Екатерины Великой, а 15 сентября 1765 года дана была благословенная грамота от преосвященн ого Павла, епископа Владимирского и Муромского.
Монастырская летопись зафиксировала, что «оная церковь снаружи длиною на 14, шириною на 8, а вышиною на 24 саженях с пятью главами, а во внутренности с четырьмя вверху и внизу столбами, полы внизу чугунные, а вверху штучные хорошего искусства дубовые». К лету 1774 года храм был вполне устроен.
Но за два месяца до освящения храма по доносу воеводы Неелова, который спровоцировал разбирательство у губернатора, старца Феодора привлекли этому разбирательству. В январе 1774 года воронежский губернатор сообщил в Синод, что Санаксарский строитель обратился к нему с жалобами на воеводу, но по губернаторскому рассмотрению обвинения его оказались несправедливыми. И теперь уже Преподобному предстояло лишение сана и девятилетнее заключение в Соловках.
Клеветнические заявления к сожалению, были приняты Синодом и 24 мая 1774 года Смерд нашел Феодора заслуживающим за все указанные дерзновения лишения настоятельства и священства.
Сенат же добивался для преподобного более строгого наказания в виде лишения его монашества и предания светскому суду. И так как старец был из дворян, то дело было представлено на утверждение государыни, которая 16 июня 1774 года повелела «онаго Феодора, лиша настоятельскаго и иеромонашескаго звания, отослать яко человека безпокойнаго простым монахом в Соловецкий монастырь, препоручив начальнику онаго монастыря неослабное за ним смотрение».
14 июля 1774 года святой в сопровождении конвоя из двух солдат отправился в дальний путь на Соловки. При отправлении его из Санаксара – ученики, а из Арзамаса – ученицы, провожали его с неописуемой скорбью и жалостью. «Священство взяли, но милости Божией не отняли!» - написа так святой старец. С исповедником правды Божией и обличителем неправды людской поступили как с самым закоренелым преступником.
В Соловецком монастыре старец Феодор провел в скорбях и болезнях долгих девять лет и жил бы там до смерти, если бы Промысл Божий не устроил ему возвратиться оттуда в родную Санаксарскую обитель. Господь свел воедино заступника старца, бывшего Санаксарского послушника иеродиакона Феофан (Соколов) – достойного ученика святого, знавшего всю правду о его исповедническом подвиге, и митрополита Гавриила, в свое время ошибочно осудившего старца Феодора.
По их ходатайству Екатерина Великая пересмотрела собственное несправедливое решение и не стала медлить с его исправлением.
18 апреля 1783 года к преосвященному было прислано ее высочайшее повеление о возвращении монаха Феодора из Соловецкого монастыря в Санаксарскую обитель в прежнем сане иеромонаха. Владыка тут же отвез его в Синод и принял к исполнению.
Триумфальным и трогательным было его возвращение в Санаксарскую обитель, но не прошло и недели, как вновь начались для старца Феодора скорби, гонения и клеветы, и, что самое горькое, со стороны близких ему учеников.
Но в любимой обители старец Феодор продолжал смиренно и усердно работать Господу. Его служение продолжалось еще почти восемь лет.
После непродолжительной болезни отец Феодор скончался в ночь на 19 февраля (ст. стиль)1791 г. Тело его, хотя и лежавшее в теплой келье до погребения, не издавало запаха тления. На могиле преподобного была положена аспидного камня плита с надписью: “Здесь погребен 73-летний старец иеромонах Феодор, по фамилии Ушаков, возобновитель Санаксарского монастыря, который пострижен в Александро-Невской Лавре, продолжал монашеское житие 45 лет; со всеми видами истинного христианина и доброго монаха 19 февраля 1791 года скончался”.

 

Светлана Ляхова, "Солдатский храм" (https://vk.com/ruvoin)

 

.
3 марта 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 октября
суббота
2017

В этот день:

Черноморский судостроительный завод

21 октября 1897 года в Николаеве начал работать Черноморский судостроительный завод. поначалу он назывался «Наваль», затем им. Андре Марти, еще позже - им. Носенко. Это был одним из крупнейших заводов Российской Империи, а затем и СССР, который занимался строительством в основном боевых кораблей.

Черноморский судостроительный завод

21 октября 1897 года в Николаеве начал работать Черноморский судостроительный завод. поначалу он назывался «Наваль», затем им. Андре Марти, еще позже - им. Носенко. Это был одним из крупнейших заводов Российской Империи, а затем и СССР, который занимался строительством в основном боевых кораблей.

Крейсера, линкоры, тяжелые авианесущие крейсера, атомные авианосцы — вот далеко не полный перечень его продукции. Но после 1991 года все это для «демократов» оказалось ненужным. Были порезаны на стапелях и проданы на металлолом в Китай практически готовые авианосцы. Судостроительные площади стали сдаваться в аренду, специалисты разбежались, кое-что делается сегодня по мелким иностранным заказам при загрузке предприятия лишь до 5 процентов былых мощностей.

 

Корабельный самолет «КОР-2»

21 октября 1940 года состоялся первый полёт корабельного самолёта «КОР-2» конструкции Г. М. Бериева.

Корабельный самолет «КОР-2»

21 октября 1940 года состоялся первый полёт корабельного самолёта «КОР-2» конструкции Г. М. Бериева.

Это - палубная катапультная летающая лодка (ближний морской разведчик), разработанная в ОКБ под руководством Г. М. Бериева. Во время Великой Отечественной войны выпускался малыми сериями.

Вооружение состояло из одной неподвижной установки пулемета ШКАС (7,62 мм) в носовой части лодки и пулемета ШКАС на турели типа МВ-5, расположенной в средней части лодки. Самолет мог нести четыре бомбы весом до 200 кг. Основным назначением КОР-2 была ближняя морская разведка, корректировка артиллерийского огня корабельной и береговой артиллерии, охрана тяжелых боевых кораблей от подводных лодок противника, противолодочный поиск, а также борьба с небольшими боевыми кораблями и катерами.

 

Первый спутник Венеры

21 октября 1975 года автоматическая межпланетная станция «Венера-9» стала первым искусственным спутником Венеры. На следующий день спускаемый аппарат совершил мягкую посадку на поверхность планеты. Была произведена первая в мире съемка панорамы поверхности Венеры.

Конструктор тяжелых танков

21 октября 1979 года скончался Жозеф Яковлевич Котин (р. 1908), конструктор тяжёлых танков ИС, КВ, трактора К-700, генерал-полковник инженерно-технической службы, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда.

Конструктор тяжелых танков

21 октября 1979 года скончался Жозеф Яковлевич Котин (р. 1908), конструктор тяжёлых танков ИС, КВ, трактора К-700, генерал-полковник инженерно-технической службы, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда.

В 1941—1943 годах — заместитель наркома танковой промышленности СССР, главный конструктор Челябинского тракторного завода. Котин является одним из создателей знаменитого тяжелого танка периода второй мировой войны — ИС-2 со 122-миллиметровой пушкой Д-25Т. В период 1943-1944 гг. под руководством Котина на базе танков КВ-1С и ИС были созданы самоходные артиллерийские установки СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122. За годы войны на Челябинском тракторном заводе было выпущено 18 тысяч танков и самоходных установок.

В послевоенные годы Котин вернулся в Ленинград, где руководил разработкой тяжёлого танка ИС-4 (1947), плавающего танка ПТ-76 (1951), тяжёлого танка Т-10 (1953), плавающего бронетранспортёра БТР-50П (на базе танка ПТ-76), а также трелёвочного КТ-12 (1948) и колёсного К-700 (1963) тракторов и др.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии