RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Полководец душ
3 мая 2014 г.

Полководец душ

3 мая 1314 года родился Сергий Радонежский, великий русский святой, вдохновивший князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву
С Днем семьи, любви и верности!
8 июля 2018 г.

С Днем семьи, любви и верности!

РОО «Московские суворовцы» поздравляет РГК и наших читателей с одним из самых нежных праздников и прислали ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ
Памяти Царских Мучеников
15 июля 2018 г.

Памяти Царских Мучеников

17 июля 2018 года состоится концерт-покаяние к 100-летию со дня ритуального убийства Царя Николая II и его Августейшей Семьи.
Архистратиг Александр Суворов
24 ноября 2018 г.

Архистратиг Александр Суворов

24 ноября 1730 года родился великий русский полководец Александр Васильевич Суворов
Духовный витязь Руси
3 мая 2018 г.

Духовный витязь Руси

3 мая 1314 года родился преподобный Сергий РАДОНЕЖСКИЙ
Главная » Русские святые воины » 45 лет монашества

45 лет монашества

3 марта — день памяти преподобного Феодора Санаксарского

Он же — бывший гвардеец-бомбардир Преображенского полка Иван Игнатьевич Ушаков, родной дядя прославленного адмирала
45 лет монашества

Жизненный путь старца Феодора, в миру - Ивана Игнатьевича Ушакова, начался в селе Бурнаково Романовского уезда Ярославской провинции в 1718 году. Точной даты рождения старец в своем житии не оставил. В шестилетнем возрасте Иван потерял мать, и его отец, потомственный дворянин города Романово - Игнатий Васильевич Ушаков, вступил во второй брак со вдовой помещика Кузьмичева - Параскевой Ивановной. Эта женщина полностью заменила маленькому Ивану мать и оставила неизгладимый след в его душе. Причем, даже в своем житии старец Феодор будет называть её матерью.
Многие из рода Ушаковых служили впоследствии всероссийскому престолу в разных чинах и жалованы были от государей вотчинами. Двое же из этого рода Церковь прославила в лике святых - преподобного Феодора Санаксарского и святого праведного воина Феодора Ушакова.
Житие преподобного Феодора не дает полной информации о детских и отроческих годах будущего старца. Из более подробного Жития родного племянника старца Феодора – святого праведного воина Феодора (адмирала Российского флота Ф.Ф. Ушакова, Солдатский храм рассказывал о нем совсем недавно http://vk.com/wall-98877741_933) становится ясно, что большое «семейство Ушаковых состояло в приходе храма Богоявления–на–острову, находившегося в трех верстах от Бурнаково на левом берегу Волги», в одноименном селе Богоявленском (ныне деревня Хопылево). В этой церкви, относящейся к мужскому Островскому Богоявленскому монастырю, и крестили новорожденных Ушаковых, здесь же неподалеку покоились на погосте их предки.
Еще в 1714 году Петром I повелено было «во всех губерниях при архиерейских домах и знатных монастырях создать школы для дворянских, приказного чина дьячих и подьячих детей от 10 до 15 лет», а генерал–адмиралу Ф.М. Апраксину поручалось в «каждую губернию к тем школам направить по два человека, разумеющих географию и геометрию». Была школа для дворянских детей и при мужском Островском Богоявленском монастыре, в храме которого, как уже было сказано, молились Ушаковы. Здесь они и обучались грамоте и счету. Влияние обители, несомненно, положительно сказывалось на детях, тем более что и сами Ушаковы традиционно «почитали главным условием воспитания детей развитие высоких религиозных чувств и строгой нравственности». Выбор жизненного пути дворянских детей определялся государственной необходимостью, поэтому юноши из дворянских семей шли на государственную службу в различные полки. Сын Игнатия Ушакова, таким образом, был определен в Преображенскую гвардию, как и его два старших брата - Сила и Федор, отец будущего адмирала Федора Федоровича Ушакова, святого праведного воина Феодора.
На протяжении всей своей истории Преображенский полк был кузницей кадров для военной и гражданской службы, а одного упоминания имен Г.Р. Державина, Н.М. Карамзина, М.П. Мусоргского достаточно, чтобы понять вклад полка в культурную сокровищницу России. А Русская Православная Церковь прославила целый ряд Преображенцев в лике святых.
Итак, Иван был зачислен 15 июня 1735 года в бомбардирскую роту лейб–гвардии Преображенского полка, службу в котором он безотлучно проходил до 1741 года, когда наконец был отпущен в отпуск в родное имение. Впервые за много лет все большое семейство Ушаковых собралось вместе. Вместе пошли и на пасхальное богослужение в церковь Богоявления–на–Острову, о чем осталась запись в Исповедальных ведомостях храма.
В том же году братья–гвардейцы возвратились в Преображенский полк. В ночь с 24 на 25 ноября гвардейцы Преображенского полка участвовали в дворцовом перевороте, приведшем к власти дочь Петра Великого, Елизавету. «За неоценимую услугу, оказанную Елисавете, гренадерская рота Преображенского полка получила название «лейб–кампании». Все остальные офицеры и солдаты гвардии были повышены в чинах и получили иные награждения и привилегии». Иван Игнатьевич Ушаков был пожалован чином сержанта.
При Елизавете кардинально изменился смысл воинской службы. А к Преображенцам императрица была особенно милостива.
И тут составитель жизнеописания старца Феодора отмечает: «Но человеколюбивый Бог, не хотяй смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему, особенным промыслом Своим устроил и сему юному Иоанну уклониться от развращенного пути…»
На одной из многочисленных вечеринок один из его товарищей, только что весело игравший на гуслях, на глазах у Ушакова внезапно упал и умер. Это событие потрясло всех присутствующих. Но глубже всех пережил это Иоанн. Он почувствовал отвращение к миру и, не имея надежды на скорую отставку, решился тайно бежать в пустыню. Он тщательно подготовился к бегству из мира. Иван запасся нищенской одеждой и в 1743 году выехал в законном порядке на побывку домой. Его экипажем управлял ничего не подозревающий верный служитель. Через несколько верст после выезда из Петербурга Иван Ушаков отпустил своего слугу с лошадьми и всем скарбом обратно, а сам направился в Архангельские пределы, рассчитывая уединиться в поморских лесах. Так начался многотрудный путь подвижника, будущего старца Феодора.
Целых три года он голодал, холодал и терпел различные злоключения от поселян, когда сам приходил к ним из леса в случае крайней нужды или необходимости. В один из таких вынужденных выходов в жилой поселок отшельник был схвачен, обруган, связан, избит и направлен в Архангельск для сдачи в острог. Только Божье провидение не позволило Ивану погибнуть в этом пути. Иван был отпущен сопровождающими и отправился в Площанскую пустынь в Орловской губернии. Настоятель Пустыни «велел ему иметь пребывание близ обители в лесу, где были келлии, сделанныя прежде жившими там Бога ради пустынниками. Взяв благословение от сего Отца, он пошел для житья в те келлии и начал жить».
Но пребываение в Пустыни было недолгим, хотя и оставило глубокий след - анализируя последующую жизнь старца Феодора в Санаксарской обители невольно напрашивается сравнение с тем, что видел Иван в Площанской пустыни.
«Вскоре потом, в силу Государственных Указных повелений, послана сыскная команда для истребления таковых тайных жилищ, и забрания живущих в них. В сие время и Иоанн взят был, как человек, неимеющий письменнаго вида; и как в присутствии при допросе показал, что он Сержант Гвардии тайно ушедший; то представлен был блаженныя памяти Государыне Императрице Елисавете Петровне», - повествует жизнеописание старца.
По прибытии в Санкт-Петербург, многие из преображенцев приходили посмотреть на своего бывшего однополчанина. «И подлинно умиленное было зрелище ибо от великаго воздержания он был сух, лицем бледен, во власяной одежде и ремнем подпоясан».
Читаем в жизниописании старца Феодора: « Когда, по требованию Императрицы, он введен был в комнаты к Ней самой; Она изволила его спросить: за чем ты ушел из моего полку? Он ответствовал: для спасения души моей, Ваше Величество. Она изволила сказать: прощаю тебе побег, и жалую прежним чином. На сие Иоанн сказал: я, в начатой для Бога и спасения души моей жизни, до конца пребыть желаю, Ваше Величество, а прежней жизни и чина не желаю... Ныне же я искусился в духовной жизни, потому и утруждаю Ваше Величество благоволить мне пребыть в оной по смерть мою. Императрица изволила сказать: пусть так: позволяю тебе вступить в сие звание, только останься здесь в Александро–Невском монастыре».
Существует упоминание двух различных дат пострига Ивана Ушакова, принята официально дата, указанная в жизнеописании старца Феодора. Составитель Жития преподобного Феодора Санаксарский иеромонах Венедикт (Кулешов) сообщает о том, что «согласно повелению Императрицы, после трехлетнего послушнического искуса в Александро–Невской обители, 13 августа 1748 года тридцатилетний Иоанн Ушаков был пострижен в монахи. Постриг в присутствии Императрицы Елисаветы Петровны, совершил начальствовавший тогда в обители Высокопреосвященнейший Феодосий (Яновский, рукоположен 10.03.1745 с титулом архиепископа, † 22.04.1750) , нарекший нового монаха именем Феодор, тезоименно святому благоверному князю Феодору, Ярославскому чудотворцу (память 19 сентября)».
Со временем к старцу Феодору потянулись ученики. Господь внушил ему благую мысль черпать силы и знания из чтения творений святителя Иоанна Златоуста, что преподобный и делал. Число приходящих к нему стало стремительно увеличиваться, что не могло не вызвать ропота более умудренных опытом старцев. Простой монах - а к нему беспрестанное обращение людей! На некоторое время даже архиепископ Сильвестр, следуя наветам ненавидящих отца Феодора, даже запретил пускать к нему учеников.
Долгое время не решался старец покинуть обитель, но в 1757 году всё же испросил позволения убыть в Саровскую пустынь. С ним убыли некоторые ученики и ученицы, которые не хотели оставлять своего старца. Старец поместил учениц в Арзамасском девичьем Никольском монастыре, а сам с учениками поселился в Саровской пустыни. Вскоре ученицы преподобного переведены были в Алексеевскую общину, где жили в строгом следовании уставу, данному старцем.
В 1759 году отец Феодор, уже имевший горький опыт ревности монашеской братии в Невском монастыре, стал опасаться недоразумений,которые могли возникнуть в связи с тем, что он, будучи подначальным монахом, руководит в Сарове и в Арзамасе умножающимся количеством своих учеников и учениц. Он испросил строителя Саровской пустыни, иеромонаха Ефрема и старшую братию доверить ему приписанную к Саровской обители при строителе Исаакие, разоренную Санаксарскую пустынь. Пустыннолюбивый дух святого, пленившись красотой ее местоположения и совершенным уединением, наиболее отвечающим идеалу монашеской жизни, возлюбил эту обитель. И старец Феодор возымел твердое намерение ее возобновить.
В том же 1759 году святой Феодор вместе с шестью своими верными учениками поселяется в Сретенской обители, чтобы сформировать здесь «такую киновию, какую он считал наиболее приемлемой для монашеского делания». Он восстанавливает её из упадка, что было замечено преосвященным епископом Тамбовским и Пензенским Пахомием. Епископ призвал его и благословил принять священство и стать настоятелем в Санаксаре. Старец, «по смирению, много отрицался от рукоположения», но 13 декабря 1762 года, после 24 лет суровой подвижнической жизни был хиротонисан в иеромонаха и утвержден Санаксарским строителем.
По словам монастырской летописи, «наблюдая сей высокосвященный сан, правлением пустыни и всей в ней находящейся братии достойно соответствовал должности Начальника: наставлял истинной верре и благоч е ст и ю всех приходящих к нему, желающих пр е провождать жизнь богоугодную; ибо как он чрез мног ие лета монашествовал добропорядочно и в благочестии, то отменными был украшен дарованиями: – нарочитое и мел в наставлениях искусство, в рассуждениях был остр и пространен, и проч ие касательно благоустройства жизни человеческой, имел превосходные качества; отнюдь не склонял желание свое к стяжанию славы и богатства мира сего, но любил паче уединение и поучение словес божественных, жизнь свою посвящал трудам и попечен ию о спасении душ человеческих».
Вскоре в Санаксаре собралось до двадцати человек братии. Двенадцать из них были отставными гвардейскими служащими, уволенными по именному повелению государыни императрицы Екатерины II и постриженными в монашество по ее указу от 17 июня 1763 года. «И в Сарове инокам жилось тяжело, но как несравнимо труднее было … входить в общежитие Санаксара! Но ни один из двенадцати екатерининских постриженников по своей воле не покинул».
Настоятелем отец Феодор был твердым и строгим. Обитель была восстановлена, и, несмотря на то, что согласно указу императрицы она должна была быть ликвидирована, старец Феодор, обратившись к бывшим своим сослуживцам –гвардейцам Алексеею и Григорию Орловым, ставшим всесильными фаворитами государыни Екатерины II , спас обитель. Санаксар именным повелением императрицы был оставлен в числе штатных пустыней Тамбовской епархии, самому отцу Феодору высочайшим указом от 16 октября 1764 года повелено быть ее начальником, а в следующем 1765 году другим высочайшим указом от 7 марта велено Санаксару именоваться не пустынью, а монастырем.
Со временем, видя умножение братии, возымел старец Феодор намерение построить вместо обветшалой деревянной церкви - двухэтажную каменную: в нижнем этаже теплую, в память Усекновение главы святого Предтечи, а в верхнем – холодную, в честь сретения Владимирской иконы Божией Матери.
На строительство церкви была выделена благотворительная помощь от самой Екатерины Великой, а 15 сентября 1765 года дана была благословенная грамота от преосвященн ого Павла, епископа Владимирского и Муромского.
Монастырская летопись зафиксировала, что «оная церковь снаружи длиною на 14, шириною на 8, а вышиною на 24 саженях с пятью главами, а во внутренности с четырьмя вверху и внизу столбами, полы внизу чугунные, а вверху штучные хорошего искусства дубовые». К лету 1774 года храм был вполне устроен.
Но за два месяца до освящения храма по доносу воеводы Неелова, который спровоцировал разбирательство у губернатора, старца Феодора привлекли этому разбирательству. В январе 1774 года воронежский губернатор сообщил в Синод, что Санаксарский строитель обратился к нему с жалобами на воеводу, но по губернаторскому рассмотрению обвинения его оказались несправедливыми. И теперь уже Преподобному предстояло лишение сана и девятилетнее заключение в Соловках.
Клеветнические заявления к сожалению, были приняты Синодом и 24 мая 1774 года Смерд нашел Феодора заслуживающим за все указанные дерзновения лишения настоятельства и священства.
Сенат же добивался для преподобного более строгого наказания в виде лишения его монашества и предания светскому суду. И так как старец был из дворян, то дело было представлено на утверждение государыни, которая 16 июня 1774 года повелела «онаго Феодора, лиша настоятельскаго и иеромонашескаго звания, отослать яко человека безпокойнаго простым монахом в Соловецкий монастырь, препоручив начальнику онаго монастыря неослабное за ним смотрение».
14 июля 1774 года святой в сопровождении конвоя из двух солдат отправился в дальний путь на Соловки. При отправлении его из Санаксара – ученики, а из Арзамаса – ученицы, провожали его с неописуемой скорбью и жалостью. «Священство взяли, но милости Божией не отняли!» - написа так святой старец. С исповедником правды Божией и обличителем неправды людской поступили как с самым закоренелым преступником.
В Соловецком монастыре старец Феодор провел в скорбях и болезнях долгих девять лет и жил бы там до смерти, если бы Промысл Божий не устроил ему возвратиться оттуда в родную Санаксарскую обитель. Господь свел воедино заступника старца, бывшего Санаксарского послушника иеродиакона Феофан (Соколов) – достойного ученика святого, знавшего всю правду о его исповедническом подвиге, и митрополита Гавриила, в свое время ошибочно осудившего старца Феодора.
По их ходатайству Екатерина Великая пересмотрела собственное несправедливое решение и не стала медлить с его исправлением.
18 апреля 1783 года к преосвященному было прислано ее высочайшее повеление о возвращении монаха Феодора из Соловецкого монастыря в Санаксарскую обитель в прежнем сане иеромонаха. Владыка тут же отвез его в Синод и принял к исполнению.
Триумфальным и трогательным было его возвращение в Санаксарскую обитель, но не прошло и недели, как вновь начались для старца Феодора скорби, гонения и клеветы, и, что самое горькое, со стороны близких ему учеников.
Но в любимой обители старец Феодор продолжал смиренно и усердно работать Господу. Его служение продолжалось еще почти восемь лет.
После непродолжительной болезни отец Феодор скончался в ночь на 19 февраля (ст. стиль)1791 г. Тело его, хотя и лежавшее в теплой келье до погребения, не издавало запаха тления. На могиле преподобного была положена аспидного камня плита с надписью: “Здесь погребен 73-летний старец иеромонах Феодор, по фамилии Ушаков, возобновитель Санаксарского монастыря, который пострижен в Александро-Невской Лавре, продолжал монашеское житие 45 лет; со всеми видами истинного христианина и доброго монаха 19 февраля 1791 года скончался”.

 

Светлана Ляхова, "Солдатский храм" (https://vk.com/ruvoin)

 

.
3 марта 2019 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
19 января
воскресенье
2020

В этот день:

Уничтожение «дворца Дудаева»

19 января 1995 года в ходе первой чеченской войны российские морские пехотинцы захватили президентский дворец в Грозном. Военно-морской флаг и Российский флаг были водружены над президентским дворцом 19 января к 18:00 заместителем командира батальона морской пехоты гв. майором Плющаковым. 15 февраля 1996 г. федеральные силы снесли здание с лица земли при помощи мощного взрыва.

Уничтожение «дворца Дудаева»

19 января 1995 года в ходе первой чеченской войны российские морские пехотинцы захватили президентский дворец в Грозном. Военно-морской флаг и Российский флаг были водружены над президентским дворцом 19 января к 18:00 заместителем командира батальона морской пехоты гв. майором Плющаковым. 15 февраля 1996 г. федеральные силы снесли здание с лица земли при помощи мощного взрыва.

 

Командующий группировкой «Север» генерал-лейтенант Л.Я. Рохлин вспоминал: «Командование предлагало нанести по нему авиационный удар. Я ответил, что авиация уже помогла… Хватит. Тогда предложили разбить дворец танками. Я спросил, как они это представляют: танки бьют со всех сторон и попадают друг в друга? Меня спросили: «Что предлагаешь?» Отвечаю: «Отдайте мне, я возьму по-своему».

К утру НШ 61 обрмп подполковник А.В. Чернов сформировал группу добровольцев из 4 человек: он сам, 2 пулемётчика и стрелок. Совместно с ними действовала группа разведчиков 276 мсп, в составе которой были командир рр 276 мсп Андрей Юрченко, командир отделения старший сержант Игорь Смирнов и рядовой Д. Князев.

Из описания боя: «Около 7 утра группа начала движение. Каких-нибудь восемьсот метров преодолевали почти час. Обстрел не прекращался ни на минуту. Причём огонь вёлся со всех направлений и нашими, и боевиками. Схлопотать пулю можно было в любой момент. Где ползком между грудами битого кирпича, где короткими перебежками от одной подбитой машины к другой, то скрываясь за броней сгоревшей БМП, то прижимаясь к окоченевшим припорошенным пеплом и снегом трупам людей, пробиралась горстка храбрецов к зданию, именуемому «целью операции».

«В 8 часов они вошли в здание. Но осмотреться им не дали. Как из-под земли появилась группа боевиков. Морпехов спасла лишь реакция. Одного завалили с ходу, двое других боевиков исчезли. Пытались их преследовать, но те как в воду канули.

«В 8:40 огневая подготовка прекратилась и сразу же возобновилась связь. «Волшебник» доложил командующему группировкой «Север» о результатах вылазки, о том, что группа внутри здания. Однако группа всё же находилась под перекрёстным обстрелом, который не прекращался ни на минуту, и Чернов принял решение, пока они не стали лакомой добычей для боевиков, отойти назад».

«Командир [рр 276 мсп] решил не оставлять выгодной позиции до подхода основных сил. Доложить обстановку они не могли из-за отсутствия радиосвязи, вот и сидели там ожидая рассвета». А морпехи «вернулись на исходный рубеж. К тому времени парашютно-десантная рота сменила позицию, и на её месте оказалась 3-я десантно-штурмовая рота, которой командовал старший лейтенант Евгений Чубриков. Немного отдышавшись, подполковник Чернов принял решение ещё раз войти в здание и более детально его обследовать. Насколько это возможно. И вот группа 3-й дшр во главе с Черновым по уже дважды пройденному им пути вошла во дворец… Кому в голову пришла мысль вывесить над входом в здание тельняшку, сказать сложно. По словам Александра Васильевича, это был какой-то порыв. Идея пришла как будто из воздуха, под внутреннее ликование. «Мы внутри! Мы победили!» Все происходило в считанные секунды. Пока бойцы искали «древко», взводный лейтенант Игорь Борисевич буквально срывал с себя снаряжение и экипировку… И вот Знамя победы готово — кусок арматуры и тельняшка морпеха-североморца. Закрепить его постарались повыше, насколько это возможно под огнём, хотя и не шквальным, но в любом случае разящим».

А затем наступила очередь и для водружения настоящего Знамени. Командир рг 173 ооСпН капитан Дмитрий Кислицин: «Для охраны знамени пришлось выделить часть группы. Старший лейтенант Рахин и три бойца выехали с соответствующими начальниками для его водружения».

«К 15 часам в этом районе собралось достаточное количество офицеров из состава командования группировки. Привезли российский флаг. Чернова подозвал к себе генерал-майор А. Отраковский. «Саша, решено тебе поручить водрузить флаг над дворцом. Ты уже дважды входил в здание. Да и вообще ты был первым…» Здание дворца, каждое окно, каждый этаж методически обрабатывали из всех средств огневого поражения. По приказанию генерала Отраковского со всех подразделений СФ к гостинице «Кавказ» собрали гранатомётчиков. Набралось человек двадцать. Их задача — провести своеобразную подготовку действий «знаменной группы». В течение довольно продолжительного времени гранаты морпехов рвались в здании, обеспечивая выполнение миссии, порученной очередной группе подполковника Чернова».

«В 15 часов 19 января 1995 года флаг удалось закрепить на фасаде здания. Естественно, «духам» это не нравилось. И огневое воздействие на морпехов возросло до такой степени, что им пришлось искать укрытие».

В 15:35 командир разведроты лейтенант Андрей Юрченко и разведгруппа в составе: ст.сержант Игорь Смирнов, мл.сержант Д. Иванов, рядовые Д. Князев и Д. Шмаков прошли в здание, Смирнов нёс флаг РФ. Рядовой Князев вспоминал: «Страшно было, когда в само здание проникли. Ведь там столько помещений, всяких закоулков. Где ждёт опасность — не знаешь. А ещё битый камень под ногами предательски скрипит. Каждый шаг таким эхом отдавался. Но приказ мы выполнили…».

Командир 879 одшб гв. подполковник Александр Васильевич Даркович: «Военно-морской флаг и Российский флаг были водружены над президентским дворцом 19 января к 18:00 заместителем командира батальона гв. майором Плющаковым».

Из описания дальнейших действий: «В этот же день морпехи совместно с сапёрами 276-го мотострелкового полка произвели частичную, поверхностную зачистку и разминирование части помещений первых этажей здания, в которых находилось множество брошенного и складированного боевиками оружия и боеприпасов… На стенах взятого дворца стали появляться надписи, сделанные бойцами частей и подразделений, штурмовавших Грозный в эти страшные дни".. Подробности: http://stalingrad-info.ru/

 

 

 

Посольство украинских казаков

19 января 1652 года посольство украинских казаков отправилось из Чигирина в Москву для заключения союза с Русским царством.

Посольство украинских казаков

19 января 1652 года посольство украинских казаков отправилось из Чигирина в Москву для заключения союза с Русским царством.

 

 

Автор легендарной песни «Катюша»

19 января 1900 года родился Михаил Исаковский, российский и советский поэт, автор легендарной боевой песни «Катюша», которая помогала побеждать (ум. 1973).

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии