RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

 Создатель ракетного щита
12 января 2017 г.

Создатель ракетного щита

12 января 2017 года – 110 лет со дня рождения Сергея Павловича Королёва
Проект «Борей» в действии
23 декабря 2013 г.

Проект «Борей» в действии

23 декабря 2013 года новый подводный атомный «стратег» "Александр Невский" вошел в состав ВМФ России
Судьба испытателя
16 апреля 2016 г.

Судьба испытателя

16 апреля 1952 года родился Анатолий Николаевич Кво́чур, Герой Российской Федерации, Заслуженный лётчик-испытатель СССР.
Ностальгия по советским лидерам
25 мая 2013 г.

Ностальгия по советским лидерам

«Левада-Центр» провел опрос, результаты которого для порядочных госруководителей могли бы стать поводом к отставке
Казачья смена
18 января 2015 г.

Казачья смена

В Санкт-Петербурге прошел традиционный Военно-патриотический слет казачьей молодежи имени генерала Михаила Скобелева
Главная » Герои нашего времени » Гагаринская улыбка светит всем

Гагаринская улыбка светит всем

Малоизвестные страницы первого полета человека в околоземном пространстве

День 12 апреля 1961 года стал поистине звездным для нашей Родины. Впервые в истории Земли в космос поднялся гражданин СССР Юрий Алексеевич Гагарин. В памяти восхищенного человечества на все времена запечатлена вечно молодая гагаринская улыбка, ставшая символом всего лучшего, что развила в себе земная цивилизация. Люди никогда не перестанут обращаться к подвигу первопроходца космоса и черпать в нем силы, оптимизм, настойчивость для дальнейшего движения вперед.
Гагаринская улыбка светит всем

В последнее время нередко раздаются сомнения, особенно за рубежом: а нет ли элемента случайности в том, что именно советский человек Юрий Алексеевич Гагарин первым совершил то, о чем человечество мечтало во все времена? По моему глубочайшему убеждению, в прорывах такого масштаба и значения история случайностей не допускает. Наоборот, совершенно закономерно то, что государство трудящихся, а не олигархов и "нефтеносцев" осуществило этот небывалый прорыв в науке и технологии.

Подвиг Юрия Алексеевича представляется высочайшей вершиной пирамиды, основанием которой являются весь советский народ-труженик, наша промышленность, наша наука, наш социальный оптимизм. И вместе с Гагариным на той же вершине стоит и создатель ракетной техники великий советский инженер-конструктор Сергей Павлович Королев.

Вспомним и то, что космический подвиг наша страна совершила всего через 15 лет после окончания самой разрушительной для неё войны. Германия, которой весь Запад помогал возрождаться, о таком и помышлять не могла. Япония до сих пор не приблизилась к нашему космическому уровню. Даже Соединенные штаты, колоссально обогатившиеся в ходе войны, оказались в 1961 году у нас в хвосте. Ибо такой стремительный рывок из разрухи в космос возможен был только при плановом народном хозяйстве и при характерном для таких производственных отношений трудовом энтузиазме.

Личность Гагарина - ярчайший, лучший образец именно советского человека. Как бы ни хотелось кому-то вычеркнуть это из истории, но факт остается фактом: первый землянин, побывавший в космосе, - коммунист. Не из тех, которые потом станут активными рыночниками. А из тех, кто искренне служил народу и верил в возможность социального равенства людей.

Всей своей судьбой, душевными качествами Юрий Алексеевич вырос из социалистической действительности. Рабочий паренек, сын плотника и доярки стал военным летчиком, а затем первым космонавтом Земли. Возможно ли такое при нынешнем диком рынке? Сердце кровью обливается, когда видишь ребятишек, которые вместо учебы торгуют жвачками и сникерсами, шныряют между машинами у светофора, а также парней, сбивающихся в стаи рэкетиров и налётчиков. Скольких же Гагариных недосчитается Россия в такой атмосфере!

Но ничуть не сомневаюсь и в том, что осталась еще не развращенной немалая часть молодежи, которая сердцем воспримет слова первого космонавта, обращенные к нам из 1961 года: "Родина-мать с детства прививала самые лучшие и благородные чувства. На земном шаре нет страны более обширной, чем наша. Нет страны более богатой, чем наша. Нет страны красивее, чем Советский Союз".

Нашим людям особенно дороги мечты и помыслы Юрия Алексеевича о будущих полетах в космос. Его слова о новых космических стартах всегда были полны оптимизма: "Мы сядем в кабины новых кораблей и выйдем на новые орбиты. Мы сделаем все, что прикажут наша Родина, партия, советский народ. Нет ничего, что бы ни отдали мы для чести его и славы".

Эти слова были сказаны в 1967 году. Разве мог тогда предположить Гагарин, что произойдёт с Родиной и советским народом, во что превратится космическая мощь государства?!

И все же не будем пессимистами. Мы сильнее других хотя бы нашей историей. Мы богаче других хотя бы улыбкой Гагарина. А значит - выстоим и победим. И уйдут ещё в ближний и дальний космос последователи Гагарина, которые приняли эстафету мечты первого космонавта Земли.
Степень риска
За 108 минут полёта и приземления Юрий Гагарин четырежды был на краю гибели. Тем не менее его подвиг,  на мой взгляд, несколько принижен в результате так называемой «лакировочной пропаганды». Цензоры не позволяли журналистам рассказывать о трудностях, неудачах, чрезвычайных происшествиях в ходе выполнения космических программ. Официально признавались только те неудачи, которые скрыть было просто невозможно. Вот и получалось, что настоящие герои — не у нас, а там, за океаном. Мужественные, бесстрашные американские парни борются в космосе с трудностями, всевозможными поломками и с честью выходят из любой ситуации. А у нас полеты — просто приятные прогулки.

Так произошло и с Гагариным. В прессе утверждалось, что полёт был предварительно отработан до мелочей, не представлял никакого риска, и прошёл он как по маслу. Сегодня известно, что всё было далеко не так.

Начну с того, что до полета Гагарина произошло несколько крупных катастроф с тяжелейшими последствиями. Одна из ракет взорвалась в 1960-м на стартовой площадке, что стоило жизни главкому Ракетных войск стратегического назначения маршалу Митрофану Неделину и большой группе специалистов-ракетчиков. Завершились неудачей два из семи полетов непилотируемых кораблей "Восток". В первом случае спускаемый аппарат остался на орбите, во втором — сгорел на обратном пути вместе с подопытными животными. Правда, два последних мартовских полета были успешными. Более того, 25 марта 1961 года успешно прошло катапультирование и приземление на парашюте манекена, имитировавшего экипированного космонавта.

По техническим критериям, ракета считается надежной, если подряд было не менее восьми успешных запусков. Но по отношению к кораблю "Восток" этот стандарт явно не выдерживался. Всего три удачных полета из семи попыток — этого, конечно, было явно мало. Но американцы тоже готовили пилотируемый полет — вдруг обгонят? 29 марта (всего через четыре дня после завершения третьего удачного испытания) главный конструктор Сергей Королев, докладывая Военно-промышленной комиссии Совета Министров СССР, предложил, не мешкая, отправить на орбиту первого человека в корабле "Восток". 3 апреля окончательное решение было принято на заседании президиума ЦК КПСС, которое вел Никита Хрущев.

«Конечно, специалисты понимали степень риска, - считает один из наиболее информированных экспертов в области пилотируемой космонавтики Виталий Головачев. - Не только надежность техники волновала их. Не менее важным был вопрос, сохранит ли космонавт работоспособность в условиях полуторачасовой невесомости, эмоционального напряжения, "пребывания один на один со Вселенной". Некоторые специалисты, в том числе и весьма авторитетные, говорили о возможности помутнения рассудка космонавта. Конструкторы выбрали такую схему, при которой корабль должен был совершить полет полностью в автоматическом режиме. Пилоту вообще не требовалось прикасаться к ручкам системы управления. Но как быть в случае отказа аппаратуры? Тут, понятно, пилот должен взять управление на себя. Для этого ему требовалось доказать, что он в ясном уме и твердой памяти. Система управления кораблем была "закрыта" от него кодовым замком. Космонавту необходимо было достать из бортовой документации запечатанный конверт, вскрыть его, прочитать код, состоящий из трех цифр, — 125, и набрать их на пульте. Только тогда включалось питание в системе ручного управления. В стремлении максимально подстраховаться конструкторы пошли еще дальше. По их замыслу, даже если бы отказал тормозной двигатель, все равно корабль должен был сам вернуться на Землю через 5-7 суток. Орбита специально выбиралась очень низкой с таким расчетом, чтобы "Восток", задевая верхнюю атмосферу, постепенно замедляя скорость, вошел в плотные слои и совершил баллистический спуск. Правда, корабль при этом мог сесть и в океане, и в горах Южной Америки, и в Казахстане... Но все-таки "Восток" должен был вернуться в течение недели. Однако после старта стало ясно, что на этот аварийный вариант рассчитывать уже не приходится. Из-за ошибки прибора, измерявшего скорость, траектория "Востока" в апогее оказалась на 40 километров выше расчетной. И при отказе тормозного двигателя спуск корабля на Землю с такой высоты произошел бы только через 15-20 суток. Система жизнеобеспечения не была рассчитана на столь длительный срок. Иными словами, при таком варианте у Юрия Гагарина не оставалось ни одного шанса на спасение».
Опасности на старте
Гигантские риски таил в себе в ту пору сам старт, начиная с того момента, когда Гагарин занял место в кабине. Самый ответственный этап — предстартовый отсчет времени и первые секунды подъема. В случае возникновения аварии на этом этапе (например, пожара в ракете) Гагарину предстояло катапультироваться на высоте всего несколько десятков метров. Риск был бы огромный: космонавт должен приземлиться рядом с еще не стартовавшей (или немного поднявшейся и рухнувшей) ракетой, взрыв которой, скорее всего, уничтожил бы и его, и спасателей.
Забегая далеко вперёд, замечу, что на смену "Востокам" пришел корабль "Союз", оснащенный специальной системой аварийного спасения (САС). И эта система действительно спасла жизнь двум космонавтам. 26 сентября 1983 года за несколько секунд до старта загорелась ракета-носитель. В ее головной части, в корабле "Союз", находились Геннадий Стрекалов и Владимир Титов. Мгновенно включились двигатели САС, расположенные на вершине ракеты. Они подняли кабину с космонавтами ввысь и отвели спускаемый аппарат в сторону. Затем кабина плавно опустилась на достаточном удалении от пылающей ракеты. Страшно подумать, что было бы в подобной ситуации с Гагариным. Но, слава Богу, старт прошёл штатно.
Нештатное торможение
Полёт проходил в целом нормально, хотя если вникнуть, то, несомненно, в крайне жёстких условиях. При наборе скорости перегрузки возросли до 4 единиц (вес Гагарина при этом увеличился с 70 почти до 300 килограммов). Специалисты, следившие за физическим состоянием пилота, зафиксировали, что его пульс участился с обычных 64 ударов в минуту до 150. Когда корабль вышел на околоземную орбиту, скорость достигла 28 260 км/час. Так быстро еще никто не летал. Предыдущий рекорд на ракетоплане - 4675 км/час. Впервые Гагарин испытал явление реальной невесомости. Всё это не могло не давить на психику. Но первый космонавт крепко держал себя в руках. Все 90 минут полёта он не только отвечал на вопросы специалистов ЦУПа, но и вёл бортовой журнал. Он писал, находясь в скафандре, не снимая гермоперчаток, обыкновенным графитным карандашом, чётко фиксируя всё, что видел и слышал. Стиль и почерк были идеальны, что свидетельствовало о спокойствии, уверенности космонавта и отсутствии в его душе малейшего страха.

Проблемы начались на завершающем этапе. Вот как писал об этом впоследствии Гагарин в техническом отчёте: «В точно заданное время прошла... команда. Я почувствовал, как заработала ТДУ (тормозная двигательная установка – С.Т.). Через конструкцию ощущался небольшой шум. Я засек время включения ТДУ. Включение произошло резко. Время работы ТДУ составило точно 40 секунд. Как только выключилась ТДУ, произошел резкий толчок, и корабль начал вращаться вокруг своих осей с очень большой скоростью. Скорость вращения была градусов около 30 в секунду, не меньше. Все кружилось. То вижу Африку (над Африкой произошло это), то горизонт, то небо. Только успевал закрываться от солнца, чтобы свет не падал в глаза. Я поставил ноги к иллюминатору, но не закрывал шторки. Мне было интересно самому, что происходит. Разделения нет. Я знал, что, по расчету, это должно было произойти через 10—12 секунд после выключения ТДУ. По моим ощущениям, больше прошло времени, но разделения нет... Я решил, что тут не всё в порядке. Засек по часам время. Прошло минуты две, а разделения нет. Доложил по КВ-каналу, что ТДУ сработала нормально. Прикинул, что всё-таки сяду, тут еще всё-таки тысяч шесть километров есть до Советского Союза. Потом тысяч восемь километров до Дальнего Востока. Где-нибудь сяду. Шум не стоит поднимать. По телефону, правда, я доложил, что ТДУ сработала нормально, и доложил, что разделения не произошло. Как мне показалось, обстановка не аварийная, ключом я доложил: «ВН» - всё нормально. Лечу, смотрю — северный берег Африки, Средиземное море, всё чётко видно. Всё колесом крутится — голова, ноги. В 10 часов 25 минут 57 секунд должно быть разделение, а произошло в 10 часов 35 минут».
Как потом выяснили специалисты, Гагарину крупно везло. При спуске температура поверхности корабля настолько повысилась, что кабели сгорели, модули разделились, и угроза катастрофы миновала.

Из технического отчета Гагарина: «Разделение я резко почувствовал. Такой хлопок, затем толчок, вращение продолжалось. Все индексы на пульте погасли. Включилась только одна надпись «Приготовиться к катапультированию». Затем чувствуется, начинается торможение, какой-то слабый зуд по конструкции идет, это заметил, поставил ноги на кресло... Здесь я уже занял позу для катапультирования, сижу - жду. Начинается замедление вращения корабля, причем по всем трем осям. Корабль стало колебать примерно на 90 градусов вправо и влево. Полного оборота не совершалось. По другой оси также колебательные движения с замедлением. В это время иллюминатор «Взор» был закрыт шторкой, но вот по краям этой шторки появляется такой ярко-багровый свет. Такой же багровый свет наблюдал и в маленькое отверстие в правом иллюминаторе». (Это означало, что корабль вошел в плотные слои атмосферы. Его наружная оболочка быстро накалилась, и сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы, Гагарин увидел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. – С.Т.).

Страницы:   1 2 3  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
2 апреля
четверг
2020

В этот день:

Второе рождение Таганрога

2 апреля 1769 года русские войска отбили у турок город Таганрог. Город был основан в 1698 году Петром Первым и стал первой военно-морской базой России. Одно время Петр предполагал даже перенести сюда столицу страны. Но судьбу города решила неудачная для России война с Турцией.

Второе рождение Таганрога

2 апреля 1769 года русские войска отбили у турок город Таганрог. Город был основан в 1698 году Петром Первым и стал первой военно-морской базой России. Одно время Петр предполагал даже перенести сюда столицу страны. Но судьбу города решила неудачная для России война с Турцией.

По договору с турками в 1712 году Таганрог был разрушен. Второе рождение Таганрога связано с именем Екатерины Второй. В ходе очередной русско-турецкой войны в 1769 году наши войска заняли Таганрог, и в короткое время город был восстановлен. После присоединения к России Крыма Таганрог из города-крепости превращается в богатый город-порт. Несмотря на конкуренцию Ростова и Одессы, он играл главенствующую роль в торговле России на южном направлении.

Покушение на императора Александра II

2 апреля 1879 года совершено покушение на императора Александра II

Покушение на императора Александра II

Покушение на императора Александра II 2 апреля 1879 года совершено покушение на императора Александра II

Оно было осуществлено членом террористического общества «Земля и воля» Александром Соловьёвым. Он выстрелил пять раз, когда император прогуливался неподалёку от своего дворца. Но ни одна пуля не попала в цель: Александру II удалось успешно уклониться. Это было одно из шести покушений на Александра II.

Родился Антон Алехнович

2 апреля 1914 года родился Антон Алехнович, Герой Советского Союза. Совершил 260 боевых вылетов, 25 вылетов по доставке грузов белорусским партизанам. После войны принимал участие в осуществлении полетов в Арктику.

Убит Филипп Кузьмич Миронов

2 апреля 1921 года убит Филипп Кузьмич Миронов (род. 26.10.1872), военачальник, командующий 2-й Конной армией. В феврале 1921 года был арестован по ложному обвинению Дончека.

Убит Филипп Кузьмич Миронов

Убит Филипп Кузьмич Миронов 2 апреля 1921 года убит Филипп Кузьмич Миронов (род. 26.10.1872), военачальник, командующий 2-й Конной армией. В феврале 1921 года был арестован по ложному обвинению Дончека.

 Убит часовым во дворе Бутырской тюрьмы при так и невыясненных обстоятельствах.

Уже после смерти фальсифицировано дело о подготовке им вооружённого восстания на Дону. Многие исследователи (Р. А. Медведев, С. П. Стариков) утверждали, что убит Миронов был по личному распоряжению Л. Д. Троцкого, ярого ненавистника казачества.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии