RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Звезда Героя майора Родионова
9 ноября 2018 г.

Звезда Героя майора Родионова

9 ноября 1965 года родился Евгений Николаевич Родионов, который геройски погиб 5 января 1996 года в Чечне
Куда девался Стрелков?
16 августа 2014 г.

Куда девался Стрелков?

Игорь Иванович был и остается народным лидером Новороссии. Вполне возможно, его отставка — некий хитрый кадровый маневр Путина. Дай бы Бог!
Снегурченко всей страны
12 ноября 2015 г.

Снегурченко всей страны

12 ноября 2015 года народной артистке СССР Людмиле Марковне Гурченко исполнилось 80 лет
Редактор Русской народной линии
11 марта 2017 г.

Редактор Русской народной линии

11 марта 1961 года родился Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор РНЛ, председатель международной общественной организации "Русское Собрание"
После молчания Путина
19 июня 2014 г.

После молчания Путина

Президент АНО «Переправа» Александр Нотин о перспективах развития украинского кризиса
Главная » Герои нашего времени » Игорь Кваша: усталость от обмана

Игорь Кваша: усталость от обмана

4 февраля 1933 года родился Игорь Владимирович Кваша (умер в 2012), советский актер, режиссер тетара и кино, народный артист России

Он в одном из последних интервью сказал: «Люди идут в театр, чтобы увидеть другую жизнь».
Игорь Кваша: усталость от обмана

В 1955 году окончил Школу-студию МХАТ (курс А. М. Карева)[4]. С 1955 по 1957 год — актёр МХАТ им. М. Горького. С 1957 года — актёр московского театра «Современник».

Роли в театре: Володя ("Вечно живые", дебют), Сирано "Сирано де Бержерак", Первый министр ("Голый король"), Дэвид ("Как брат брату"), Пестель ("Декабристы"), Провинциал ("Народовольцы"), Мамбет ("Восхождение на Фудзияму") и др.; режиссер спектаклей театра "Современник": "Кабала святош", "Дни Турбиных"; роли в кино: Кротов ("Жребий"), Карл Маркс ("Год, как жизнь"), Яков Богомолов ("Преждевременный человек"), Верещагин ("Повесть о неизвестном актере") и другие. Народный артист России.

В последние годы жизни Игорь Кваша вёл телепередачу «Жди меня» на Первом канале. С 2011 года выступал с критикой партии власти «Единая Россия». Скончался на 80-м году жизни 30 августа 2012 года в Москве.

Мне довелось беседовать с Игорем Владимировичем. Вот одно из последних интервью.

- Игорь Владимирович, вы многое успели в жизни: известный театральный и киноактер, режиссер, один из основателей московского театра "Современник", ведущий популярной телепередачи… В каком из этих амплуа вы больше всего себе нравитесь?
- Сам себе я ни в каком качестве не нравлюсь (смеется). Зато люблю все виды своей работы. Выделить ничего не могу. Просто в разные периоды жизни то одному делу отдаешься, то другому. Начинал я свою творческую жизнь как театральный актер. Причем с детских лет в ином качестве себя не мыслил. С седьмого класса ходил в драмкружок. Оттуда после окончания школы поступил в театральный институт. Потом работал в Московском Художественном театре, а с 1957 года и по сей день – в "Современнике"… В конце пятидесятых годов начали приглашать сниматься в кино, одновременно стал заниматься режиссурой. Из поставленных мною пьес наиболее любимы "Кабала святош", "Дни Турбиных". Горжусь ролями Мольера и Сирано, доктора Стокмана и Луки, а также современного "фантазера" Фарятьева. Кинороли, за которые, как говорится, не стыдно, – это Яков Богомолов в "Преждевременном человеке", Кротов в "Жребии", Верещагин в "Повести о неизвестном актере", Бургомистр из фильма "Тот самый Мюнхгаузен". Есть немало вроде бы эпизодических, но очень дорогих ролей.
- Хотелось бы узнать ваше мнение по поводу проблемы соотношения зрелищности, развлекательности искусства и его воспитательной роли. Извините за выражение, толпа все больше, похоже, жаждет удовольствий, но ведь они, как правило, только развращают душу. Духовность для большинства скучна, ее восприятие требует известных усилий. Сегодня театру, чтобы выжить, наверное, приходится потакать толпе?
- Тут простая диалектика. Во все времена в искусстве рядом работали и те, кто откровенно подлаживался под вкусы и потребности власть имущих, обывателей, и те, кто это делал в заблуждении, и, наконец, те, кто вел в даль светлую. И каждый получал свое. Одни – деньги и славу при жизни, другие – более глубокое и длительное признание. Возьмите, к примеру, Моцарта и Сальери. Первый – истинный духовный светоч в веках, второго помнят лишь только потому, что существует легенда, будто он Моцарта отравил.
Бывают и счастливые исключения. Скажем, творчество Феллини или форманский "Полет над гнездом кукушки". Здесь и зритель в восторге, и духовность высока, очищающа. К этому и нужно стремиться. Пошлость вредна и грешна. Однако какой толк от "высокого произведения", сделанного настолько скучно, что зритель от него отворачивается.
- Но ведь приходится думать и о такой "неморальной" категории, как деньги. И это, наверное, не может не подталкивать художника на путь измены самому себе в угоду тому, кто платит?
- Конечно, это жестокая проблема. Но мне в этом отношении очень повезло! В "Современнике" никогда не было недостатка в зрителях. Это позволяет не поднимать цены выше возможностей нашего зрителя. Имеются и спонсоры. Конечно, их помощи не хватает для нормальной жизни. Но крутимся, стараемся делать все, чтобы на сцене, как вы говорите, самим себе не изменять.
- То есть для того, чтобы "сеять разумное, доброе, вечное" приходится самим искать средства? Грустно это…
- Конечно, лучше, чтобы культура, театр дотировались полностью и достаточно, как во всем мире. Искусство вообще не может да и не должно приносить прибыли и даже обеспечивать себя. Этого, кстати, насколько я знаю, нет нигде, ни в какой стране. И у нас быть не должно. Но что делать? Мы живем в той ситуации, какая есть. Чтобы ее улучшить, нужно многое изменить в душах людей. Чем мы и стараемся заниматься в меру своих сил и возможностей.
- Вы, вероятно, хорошо знаете своего зрителя. Что его сегодня волнует? Что он ищет и находит в театре?
- Все мы, в том числе и наш зритель, очень устали. От обмана, неустроенности жизни, неуверенности в завтрашнем дне. Отсюда – равнодушие ко всему, что происходит вокруг. Равнодушие не от внутренней черствости, а как защитная реакция. И люди идут в театр, чтобы увидеть другую жизнь, может быть, отвлечься от повседневности, даже очиститься от грязи этой повседневности. Сегодня зрителю нравятся комедии, мелодрамы, костюмные, исторические пьесы про любовь, про мушкетеров или про короля Людовика. Но остается и извечная потребность в поиске ответов на главные вопросы бытия.
- Давайте теперь немного поговорим о личном. Вы, как мне известно, увлекаетесь еще и

живописью?
- Должен признаться, что с молодости пишу картины. Как говорится, для души. Перепробовал все: и портреты, и натюрморты, и пейзажи с выездом на природу. Некоторые свои работы дарил друзьям. Однажды они даже устроили выставку моих картин. Но, повторяю, это – чистое увлечение. Просто нравится писать. На большее не претендую.
А еще очень люблю спорт. Серьезно занимался и футболом, и хоккеем, и теннисом, и конным спортом. Правда, сейчас сил хватает разве что на пинг-понг. Стал прибаливать. К сожалению, чаще поликлинику посещаю, чем спортивный зал.
- В кино снимаетесь?

- К сожалению, в последнее время очень мало. Сейчас ведь в принципе не так уж много делается фильмов, во всяком случае таких, которые можно назвать профессиональными. Даже молодым киноактерам непросто найти работу. Все это я понимаю, но…
-…Желание сниматься не покидает вас?
- Да, да. Ведь это моя жизнь. Человеку необходимо дышать и в молодости, и в старости. Так и киноактеру – чтобы он не умер как личность, нужно сниматься. Слава Богу, у меня есть еще театр, телевидение, не умирает и надежда, что когда-нибудь пригласят в кино. С каким бы удовольствием сейчас поработал перед кинокамерой!

Сергей Турченко
4 февраля 2014 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
4 июня
четверг
2020

В этот день:

Морской бой у острова Эзель

4 июня 1719 года отряд русских кораблей под командованием капитана 2 ранга Наума Акимовича Сенявина одержал победу над шведским отрядом под командованием капитана-командора А. Врангеля.

Морской бой у острова Эзель

4 июня 1719 года отряд русских кораблей под командованием капитана 2 ранга Наума Акимовича Сенявина одержал победу над шведским отрядом под командованием капитана-командора А. Врангеля.

В плен были взяты 52-пушечный корабль «Вахмейстер», 32-пушечный фрегат «Карлус-Кронвапен» и 12-пушечная бригантина «Бернгардус», 376 рядовых матросов, 11 офицеров, в том числе капитан-командор А. Врангель. Неприятель потерял 50 человек убитыми и 14 ранеными. Русский флот потерял 3 офицеров и 6 матросов, 9 человек было ранено.

Эзельское сражение стало первой победой русского корабельного флота, которая была одержана в артиллерийском бою, без применения абордажа. Петр I назвал этот бой «добрым почином» и учредил в его честь памятную медаль.

 

Усмиритель Кавказа генерал Ермолов

4 июня 1777 года родился Алексей Петрович ЕРМОЛОВ (ум. в 1861), русский военачальник и государственный деятель, усмиритель Кавказа.

Усмиритель Кавказа генерал Ермолов

4 июня 1777 года родился Алексей Петрович ЕРМОЛОВ (ум. в 1861), русский военачальник и государственный деятель, усмиритель Кавказа.

В 1823 году командовал боевыми действиями в Дагестане, а в 1825 году воевал с чеченцами, руководил постройкой крепости Грозная. Ермолов много сделал для Кавказского края: модернизировал Военную грузинскую дорогу и другие пути сообщения, устроил лечебные заведения при минеральных водах, содействовал притоку русских колонистов. Ермолов правил Кавказом почти полновластно, планомерно, настойчиво и энергично осуществляя свой план замирения края.

Вот характерный штрих проявления «жесткой руки» генерала, за что он получил уважение горцев. Однажды чеченцы взяли в заложники начальника штаба корпуса Шевцова и стали требовать за него выкуп в 18 телег серебра. Вместо традиционного в таких случаях затяжного торга о размерах выкупа с целью его снижения Ермолов направил на место ЧП несколько казачьих сотен, которые взяли в задержали 18 наиболее уважаемых старейшин крупнейших аулов. Ермолов довёл до сведения горцев, что в случае, если за месяц Шевцов не получит свободу, старейшины будут повешены. Русского полковника освободили на следующий день и без выкупа.

 

Закладка крейсера «Аврора»

4 июня 1897 года на верфи «Новое Адмиралтейство» в Петербурге начато строительство крейсера «Аврора». Руководил постройкой инженер-кораблестроитель Константин Михайлович ТОКАРЕВСКИЙ.

Вторая Камчатская экспедиция

4 июня 1741 года корабль «Св. Пётр» под командованием В.Беринга и «Св. Павел» под командованием А.Чирикова вышли к северо-западным берегам Америки.

Вторая Камчатская экспедиция

4 июня 1741 года корабль «Св. Пётр» под командованием В.Беринга и «Св. Павел» под командованием А.Чирикова вышли к северо-западным берегам Америки.

20 июня в условиях шторма и густого тумана суда потеряли друг друга. После нескольких дней бесплодных попыток соединиться мореплавателям пришлось продолжать путь уже поодиночке. «Святой Петр» под командованием В. Беринга пошел на восток и 16 июля 1741 года (на один день позже «Святого Павла» и третьим из русских кораблей) на широте 58°14' достиг берега Северной Америки в районе горы Св. Ильи.
После высадки на о. Каяк, пакетбот повернул обратно к берегам Камчатки, следуя вдоль южного берега Аляски и Алеутской гряды. По пути были открыты остров Кадьяк, Евдокеевские и Шумагинские острова, острова Св. Иоанна (Атха), Св. Маркиана (Кыска) и Св. Стефана (Булдырь). 5 ноября пакетбот зашел для пополнения запасов воды на остров, впоследствии названный островом Беринга, где 28 ноября сильным ветром был выброшен на берег. В тяжелых условиях вынужденной зимовки от цинги умерли 19 человек, а 8 декабря скончался и Витус Беринг. Командование принял штурман поручик Свен Ваксель. Весной 1742 года 46 оставшихся (из 75) членов экипажа сумели построить из обломков пакетбота гукор (также названный «Св. Петром») и в августе 1742 года, преодолев 250 км, достигли Авачинской губы.
В 1874 году представители Российско-Американской компании поставили деревянный крест примерно на том месте, где предположительно должна была находиться могила великого мореплавателя. Позднее местные исследователи установили нынешний памятник — два наложенных друг на друга каменных прямоугольника, покрытые сверху чугунной плитой. Надгробие венчает железный крест высотой 3,5 м.
В 1991 году отмечалось 250-летие плавания Беринга и Чирикова к северо-западному побережью Америки. Международное общество «Подводный мир» и клуб «Приключение» Дмитрия Шпаро совместно с Институтом археологии Академии наук СССР организовали экспедицию на остров Беринга с привлечением датских исследователей. Одновременно обществом «Память Балтики» был сформирован подводно-археологический отряд. Основными задачами экспедиции стало комплексное изучение и сохранение историко-культурного наследия Командорских островов, поиск могилы Беринга, подводно-хеологические работы по поиску якорей пакетбота «Св. Пётр» в бухте Командор.
Экспедиция обнаружила могилы Витуса Беринга и ещё пятерых моряков. Останки перевезли в Москву, где их исследовали судебные медики, которым удалось реконструировать внешность Беринга. Как установили датские и российские историки, канонический портрет командора Витуса Беринга, публикуемый во всех учебниках и справочниках, на самом деле принадлежит его родному дяде — полному тёзке мореплавателя, придворному датскому поэту, в честь которого Витус и получил своё имя. На зубах Беринга не было обнаружено следов цинги, что позволило сделать предположение о том, что Беринг умер от какой-то иной болезни. На следующий год останки мореплавателя были возвращены в погребение на Командорских островах и перезахоронены.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии