RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

От Белоруссии до моря Лаптевых
23 сентября 2013 г.

От Белоруссии до моря Лаптевых

Войска Союзного государства отрабатывают отражение агрессии, а Краснознаменный Северный флот защищает Арктику
Феномен Игоря Стрелкова
28 августа 2014 г.

Феномен Игоря Стрелкова

Сайт «Русский дозор» перепечатал статью американского профессора Пола Робинсона, в которой тот с тревогой размышляет о национальном Герое России и Новороссии
Войны и подвиги Николая Дупака
5 октября 2016 г.

Войны и подвиги Николая Дупака

5 октября 2016 года заслуженный артист России и Украины Николай Лукьянович Дупак отмечает 95-летний юбилей
Наш человек в Палестине
6 февраля 2014 г.

Наш человек в Палестине

Активный автор РГК Анатолий Елдашев недавно был принят в действительные члены Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО).
Герои России - 2015
27 декабря 2015 г.

Герои России - 2015

В 2015 году президент РФ присвоил звание Героя России подполковнику Олегу Анатольевичу Пешкову (посмертно) и космонавту Сергею Николаевичу Рязанскому.
Главная » Герои нашего времени » Никас Сафронов: «Бог велел делиться»

Никас Сафронов: «Бог велел делиться»

Провокации радикальных сил Украины коснулись и известного российского художника Никаса Сафронова

Выставку его работ в Киеве пытались сорвать, испортив картины, посвященные России и Украине.
Никас Сафронов: «Бог велел делиться»

«Мне пришлось выйти на Майдан и сказать: «Ребята, вы великий народ, я художник, человек мира, у меня здесь выставка, приходите на нее», — рассказал Никас Сафронов в интервью Национальной службе новостей.

«Позже я узнаю, что идет подготовка провокационных бригад, которые изучили, как подойти, что сделать, каких держать людей, какие картины без стекла обливать. Существуют какие-то группы людей, которые делают все для того, чтобы и нас рассорить и украинский народ вызвать на какие-то провокационные действия. Есть люди, которые действительно идут по призыву совести, чести, думая, что надо что-то менять в этом мире, а кто-то идет просто так, рушит, ломает, возникают какие-то внутренние хулиганские порывы — заодно вместе с другими покуражиться, погулять, поиздеваться. Этим пользуются те провокаторы, которые создают специальные прецеденты для разрушения внутренних человеческих факторов, спокойствия, демократии».

 

Никас Сафронов один из самых популярнейших художников не только в России, но и в мире. Диапазон творца весьма разнообразен: иконопись, кубизм, сюрреализм, символизм и психологические портреты. Одни свои картины Никас строит на прозрачных метафорах, другие – на тонких символах, третьи – на шальных, не многим понятных, ассоциациях.

Наконец, Сафронов, в творческом обличье своём, в бытовой и общественной ипостаси сочетает поступки и действия, для многих из нас несовместные. Ну, самый что ни на есть на поверхности лежащий пример. Никас в числе первых русских художников, стал открыто исследовать через собственную живопись грань между искусством и эротикой. И в то же время он – глубоко верующий человек. А в его роду несколько поколений – православные священники.

Как-то Илья Глазунов заметил: "Мне думается, что душа Никаса поражена бытием ХХ века, его всеядностью. Она странным образом соединяет в себе абсолютно противоположные вещи - поиски Бога и желание укрыться от Него, веру и безверие, романтизм и жесткий взгляд на действительность".

Понятен отсюда мой авторский соблазн рассказать читателям о впечатляющих творческих свершениях художника Сафронова, тем более, что мы с ним в дружеских отношениях более полутора десятка лет. Однако, остановлюсь исключительно на благотворительной стороне деятельности Никаса. И пусть читатель судит, насколько может быть добрым воистину православный человек. И ещё пусть знает, что более щедрого художника в стране нынче нет.

Итак, художник Сафронов в продолжение двух десятилетий морально, материально и существенно финансово поддерживал благотворительные фонды: «Взгляд ребенка», «Дети – детям», «Детский благотворительный фонд РБК», «Грани таланта», «Милосердие», «Подари ребёнку радость», «Международная спортивная академия Владислава Третьяка», «АиФ. Доброе сердце», «Семья помогает семье», «Спешите делать добро», «Бюро добрых дел», «Меценаты столетия», «WWF», «Анти-рак», «Древо жизни», «Международный благотворительный фонда Юрия Розума», «Благотворительный фонд помощи детям-инвалидам с ДЦА "Адели"».

Никас принимает регулярное и деятельное участи в благотворительных выставках и аукционах. Перечислю лишь некоторые из них: «Главное не имя. Главное – живопись», «Программа помощи детям «Операция Надежда», «Вифлеемская звезда», «Миллиард мелочью», «Праздник детства и молодости», «Поделись Любовью» (г.Киев), «Пташинка». Художник деятельно участвует в ежегодных Благотворительных Балах, организуемых Собранием друзей Исаакиевского Собора Санкт-Петербурга.

Несколько лет назад он финансово помог Краснодарскому краевому художественному музею им. Ф.А.Коваленко и местной детской художественной студии «8-ой день недели». В честь 60-летия Победы Сафронов провёл в Волгограде благотворительный аукцион. Собранные средства были переданы ветеранам Великой Отечественной войны и Городскому дому ребенка. Никас - постоянный спонсор Всероссийского общества слепых «Реакомп», общества инвалидов «Лосиноостровский», московской областной общественной организации «Социально-правовая защита детей-инвалидов «Виктория». Свои собственные творческие выставки художник провёл в десятках городов России и ближнего зарубежья. Все вырученные средства отданы на благотворительность.

Сафронов оказал огромную финансовую помощь в воссоздании Войскового Собора Благоверного Князя Александра Невского в Краснодаре. Он сам построил церковь Святой Анны в Ульяновске и часовню Святой Анны в честь своей мамы (село Вышки, Ульяновская область). При его содействии возводился православный храма Иоанно-Предтеченского прихода в Ульяновске.

- Однажды я поинтересовался у Сергея Михалкова, к слову, верующего человека, бывшего коммунистом почти половину из прожитых им 95 лет: «Зачем вы занимаетесь благотворительностью, помогаете всем, кто вас ни попросит?» - «Устраиваю свою загробную жизнь. Там, откуда нет возврата, стоят весы. Надо, чтобы добро в нашей земной жизни перевешивало то плохое, что мы в ней же натворил. Вот я и кидаю, что могу, на те весы в меру своих сил и возможностей». Никас, а если я вам задам такой же вопрос, как вы на него ответите?

- Я не очень уверен, что «Там» стоят именно весы. Хотя как троп-метафора звучит очень даже неплохо. И по духовному кредо весьма созидательно. Придумать нечто подобное вот так, сходу мне трудно. Поэтому отвечу просто. Я не миллионер, как некоторые полагают. Однако зарабатываю действительно очень прилично. Но именно: за-ра-ба-ты-ва-ю! Ровно столько, чтобы мне хватило «без напряга» содержать моих детей, помогать моим братьям и сестре, двум школам-гимназиям, которые патронирую, помогать детским домам, больницам, школам слепых, окружающей природе. Добавлю без преувеличения, тем более без кокетства: и так далее, и тому подобное. Потому что сегодня или завтра мне могут позвонить знакомые люди, которым я доверяю, и попросить материально поддержать какое-нибудь очередное благородное предприятие. И я им не откажу. Сам, меж тем, живу достаточно скромно, не шикую. Практически все деньги уходят на то, что я вам перечислил. Считаю, что заработав даже несколько копеек, половину нужно отдать на благое дело. И тогда Бог тебе не поскупится: и на талант, и на успех, и на удачу, и даже на любовь…

- В начале этих заметок я рассуждал о вашей некоторой моральной и нравственной эклектичности. Поверьте, вовсе не потому, что мне так уж хотелось «задеть вас за живое», по-журналистски спровоцировать на излишнюю откровенность – при наших-то многолетних добрых отношениях. Но согласитесь, вы действительно - ярко экстравагантный человек. Да и по жизни - каких только собак на вас не навешивают, а я что-то не припомню ни одной судебной тяжбы с ваши участием. Вам что так уж действительно безразлично, что и как о вас говорят, судачат?

- Ну, Михаил, я же живой человек и ничто человеческое мне не чуждо. Но есть такое понятие, как имидж. Я его долгие годы, с далёкой юности выстраивал, словно большую картину писал. Один из основополагающих элементов этого имиджа, если уж мы с вами говорим начистоту, заключается в том, что моё имя должно быть на слуху как можно у большего числа людей. Пусть они говорят. Некоторые полагают, что это придумка телевизионщиков для популярной передачи Малахова. Однако мы то с вами помним прекрасный фильм с участием знаменитого в прошлом певца Рафаэля Санчеса «Пусть говорят». Он вышел на экраны более 40 лет назад, и вот тогда же я точно взял его как девиз на вооружение. При этом я прекрасно понимал, что срежиссировать мнением миллионов людей невозможно, в принципе, но побудить их интересоваться твоей личностью, твоим творчеством - во многом от тебя же и зависит. Никто так не понимал этой железной взаимосвязи, как «наше всё» Пушкин. Однажды он явился на бал без лосин, а лишь в крупноячейном чехле для них, сквозь который хорошо просматривалось всё его естество. Это что, сумасбродный поступок? Да нет же, всего лишь эпатажное привлечение к себе внимания перед выходом в печать «Евгения Онегина».

- И для этого вы эпатируете своих зрителей? А продвинутого «художника-почвенника» Илью Глазунова уломали сфотографироваться на обложку фривольного журнала с полуобнаженными моделями? Сами не единожды позировали для различных эротических изданий? И ещё заявляли: «Зачем качаться, если не иметь возможности показать людям свое тело во всей его красе?» Оно бы всё вроде ничего, но на таком эпатирующем фоне вы можете рассуждать о вере…

- Вот как раз о собственной вере я на каждом углу не распространяюсь, не треплю Божье имя всуе, помня, что это грех немалый. У меня 12 поколений по отцу были священниками. Поэтому веру и суету людскую я никогда не смешиваю. Поэтому и всю жизнь молюсь православному Богу. А еще - своему ангелу-хранителю, который у каждого есть. Человек может быть и воришкой, и хулиганом, и даже преступником, но ангел-хранитель не оставляет его ни на секунду: оберегает, поддерживает, подсказывает, что и как надо в сложной ситуации предпринять. Возможно, в этих мох рассуждениях, как и у Сергея Михалкова, проскальзывают некие метафизические нотки, но именно так я думаю. Не скажу как именно, но мой ангел всегда советует мне делиться с бедными, сиротами, с беспризорными кошками и собаками. Для меня не важно, кто нуждается в помощи: снежный барс или человек - во многих мероприятиях, связанных с благотворительностью, я участвую, вовсе не помышляя о том, чтобы прослыть лучше, чем я есть на самом деле. Другими словами жизнь моя мирская – это одно, а моя вера – нечто совсем иное. Я ничего и никогда не совершаю такого, чтобы это вызвало большой личный внутренний дискомфорт. Есть вещи, которые, я считаю, можно себе позволить, а есть вещи непозволительные. Не всегда надо браться за то, что тебе предлагают. Надо и от чего-то отказываться. У меня так заведено: когда начинаю работу и после того, как её заканчиваю, неизменно читаю молитву и часть денег обязательно отдаю на благие дела. Могу замотаться и на какое-то время отступить от этого своего железного правила. И сразу чувствую, как что-то вокруг меня напрягается, у бытия наступают еле слышимые перебои. Всё в мире взаимосвязано, и действительно, чем больше даришь, тем больше потом получаешь. Да и потом не мной ведь сказано, что умение дарить – есть высшая и окончательная форма эгоизма.

Что же касается эпатажа, с которого вы начали свой вопрос, то все это - сиюминутное и мелкое на фоне вечности. Понимаете, даже если бы я требовал у своих заказчиков по полмиллиона долларов за каждую свою работу, то это всё равно были бы копейки по сравнению с тем, сколько они будут стоить в будущем. Тем более – после моей смерти. Я могу здесь обольщаться, как и всякий творец, но, скажем, Леонардо да Винчи свою «Джоконду» некогда просто подарил французскому королю Франциску I, а сегодня эта картина застрахована на полтора миллиарда «зеленых». Так что я в любом случае беру за свои работы вполне по-божески. Никогда на людях мне симпатичных даже зарабатывать, не говоря уже чтобы наживаться, не пытаюсь…

- Мне Таня Саульская призналась, что вы сделали несколько портретов покойного Юрия Сергеевича и не взяли за то ни копейки.
-
Да вы что, как же я мог? Ведь мы с Юрием Сергеевичем дружили. Вообще должен признаться, что раздарил многим более полутысячи своих картин и портретов. В этом смысле я действительно способен на экстравагантный поступок. Предположим, мне предлагают за холст 50 тысяч, а я хочу 70, и в цене мы не сходимся. Однако завтра могу подарить эту же картину тому, кто мне просто понравится. Однажды ко мне пришел человек и купил какой-то пейзаж за 10 тысяч долларов «Давайте, - сказал ему из вежливости, - провожу вас до машины». Он смутился: «Да нет, я на метро». Вообще-то, на метро мои клиенты не ездят, но он объяснил: «Восемь лет я копил деньги - отказывал себе в отдыхе, в путешествиях, даже порою в еде, чтобы купить вашу картину». Разумеется, я вернул ему половину денег и отправил домой со своим водителем.

Свой короткий рассказ о необыкновенной благотворительной деятельности художника Сафронова закончу выдержкой из книги преподавателя ИЗО московской средней школы №1414 Натальи Лебедевой «Боттега» - моя судьба»: «Саша долго и тяжело болел. И, казалось бы, я должна была как-то свыкнуться с его неминуемым уходом. Ничего подобного. Смерть мужа стала для меня таким ударом, которого по жизни сносить ещё не приходилось. Впрочем, что такое стать вдовой в тридцать лет я всё равно описать не смогу, да и не хочу. Поэтому продолжу о «Боттеге».

2 марта 2006 года в том же Доме Нащокина на Старом Арбате состоялась традиционная ежегодная выставка учащихся детской художественной школы «Боттега» - первая за столько лет без участия её основателя. Грешным делом, я тогда была почти стопроцентно убеждена, что этот вернисаж станет для меня и последним – не сдюжу одна с «Боттегой». И в эту тяжелейшую годину жизни мне Бог послал встречу с великим художником современности и не менее великим душой человеком Никасом Сафроновым.

За двадцать лет существования «Боттеги» в её становлении и развитии приняли посильное участие десятки, сотни человек. О некоторых я ещё постараюсь в дальнейшем вспомнить и рассказать. Однако ничьей участи не желая принизить, всё-таки замечу, что Никас для меня и моих учеников не просто маэстро, патрон, учитель, меценат. Он - наш профессиональный и нравственный эталон, труднодостижимый образец, зримое олицетворение такого понятия как художественная школа. В живописи ведь главное – на что ты, держа в руке кисточку, карандаш, держишь ориентир в творчестве – большое оно или малое. Никас и есть моя, наша школа».

О «Боттеге» я впервые написал ещё при жизни её основателя Александра Лебедева. И с тех пор стараюсь не выпускать её из поля зрения. На днях звонит Наталья Лебедева: не хотите ли вместе с нами проведать Никаса Сафронова? Поехал на Брюсов переулок в студию маэстро. Увидел, какое роскошное угощение он приготовил для детишек из «Боттеги». Интересуюсь: «Никас, знаю, что вы уже девятый год патронируете боттеговцев. Но я не видел на вашем сайте в перечне тех объектов, которым вы помогаете, школы №1414. Почему?» - «Потому что я ни разу не перечислял туда денег. А то, что ребятишки у меня гостят регулярно и я у них бываю часто, так это просто моя жизнь. Вот они сегодня пришли, наполнили детством мой «средневековый замок» и на душе у меня стало благостно».

 

Михаил Захарчук
22 февраля 2014 г.

Комментарии:

Виктория 22.02.2014 в 14:41 # Ответить
Добрый день. Спешу оставить отзыв на очередное творение М.Захарчука. Не устаю восхищаться его желанием творить)) Всегда интересно читать особый взгляд на творчество известных людей, тем более с пропущенной изнутри любовью к людям! Здоровья автору и его героям!
Андрей 22.02.2014 в 15:16 # Ответить
Интересный рассказ о незаурядной личности! Как всегда, автор на высоте!
Ирина 22.02.2014 в 17:29 # Ответить
Любопытно чуть больше узнать человека, который заставляет о себе говорить. Не всегда через творчество. У каждого свои весы. ТАМ или здесь. "Под микроскопом", на виду, всегда тяжело существовать. Это выбор личный.А автор материала - на высоте. Впрочем, как всегда.
Александр Ушар 22.02.2014 в 20:39 # Ответить
Точно знаю: герой и автор материала - люди совершенно разные. Но есть то, что, бесспорно, роднит их - это неравнодушие, участие, человечность. А это, согласитесь, немало...
Нина Кочеткова 23.02.2014 в 00:40 # Ответить
А знаете, Михаил, ну вот умеете Вы тронуть ... и герой Ваш, Никас Сафронов, такой же.
И хоть вы абсолютно разные в этом мире, но вот души ваши удивительно схожи и дай Бог вам как можно больше удивлять нас своими прекрасными работами!
Александр 24.02.2014 в 16:44 # Ответить
Много лет знаю автора материала и совсем не знаю,как оказалось,Никаса Сафронова.Прежде у меня был сложившийся образ,образ вполне себе положительный,но плоский,а сейчас Михаил Захарчук преобразовал его в модный ныне формат три Д.
Николай Ка. 24.02.2014 в 17:07 # Ответить
Замечательно, что М.А.Захарчук обратил взор на здравствующего в наше время Никаса Сафронова – талантливого художника, неустанного труженика и благотворителя, человека большой души и широкой эрудиции. Убежден: надо больше и чаще обращаться к живым соотечественникам, отмеченным даром Всевышнего, потомки скажут за это только спасибо. Возможно, я ошибаюсь, но представляется, что, несмотря на известность во всех выше названных (и многих других) ипостасях, Никасу все-таки воздается нами гораздо скромнее того, что он делает, чем отмечен его разносторонний яркий талант.
Татьяна Пороскова 24.02.2014 в 19:33 # Ответить
С
интересом читаю новую публикацию Михаила Захарчука о Никасе Сафронове.

​Художники – люди особенные. Кому-то дано быть
признанными и успешными при жизни, а кому-то после неё: Поль Гоген …

Особый
мир художника рождает и особые образы, выражая его собственное я: светлый мир
Куинджи или протест против войны у Верещагина…

А
мир Сафронова очень многообразен и бесконечен.

Умело
создавая психологический портрет своего героя, Захарчук говорит о его
противоречивости, обращает наше внимание на тонкие черты личности своего героя,
на стремление помочь материально нуждающимся в поддержке.

Талант
всегда вызывает разносторонние споры. Чем ярче личность, тем больше споров и
мнений вокруг неё.

Надо
смотреть на картины. От них идёт энергетика. Какая?

Прошлой
зимой я вошла в художественный музей Череповца и остановилась при входе в зал. Рука
невольно поднялась, и пальцы сложились, чтобы перекреститься, как при входе в
Храм.

Я
шла осторожно мимо икон, которые выдворили из разрушенных обезумевшей толпой
Храмов. Ощущала на себе их скорбное величие, страдание и прощение…

Конечно,
я не была на выставках картин Сафронова, а видел лишь их фото. Почувствовала в
них и безмятежность, и вопрос, и тайну, и гармонию, и полёт в вечное, и земную
сущность.

Наверное,
таков его внутренний мир.

Художник
остался для меня загадкой.


А статья Михаила Захарчука проникнута деликатностью, бережным отношением
к своему герою и желанием сделать его понятным для других
Бусаров Сергей 24.02.2014 в 23:11 # Ответить
Выдающийся художник, наш современник, тонко воспринимающий окружающий мир, не менее других имеющий право на свое видение в чем угодно, политике, футболе.
Помогает детям, и в частности рисующим детям. награждает ценными подарками. Видел сам
на замечательных выставках "Ботеги"
Спасибо за мудрую статью.
Владимир Марский 26.02.2014 в 17:05 # Ответить
Если Никас всю жизнь сознательно выстраивает свой имидж, то Михаил внес в это весомый вклад. В конце-концов, без разницы во имя чего человек занимается благотварительность. Главное, занимается. А Никас, как явствует из потдекста, делает это еще и потому, что просто не может не помогать людям. Не могу сказать, что являюсь поклонником творчечства художника, но уважаю его за эту внутренюю позицию - безусловно. Так могут только действительно сильные личности.

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 сентебря
понедельник
2020

В этот день:

21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы

.Это один из двунадесятых православных праздников. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери).

21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы

.Это один из двунадесятых православных праздников. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери).

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы основан на Церковной Предании. Существует так называемое Протоевангелие Иакова, написанное в II веке. В нем мы читаем, что Мария родилась от благочестивых родителей, Иоакима и Анны. Иоаким был выходцем из царского рода, а Анна — дочерью первосвященника. Они дожили до преклонных лет и были бездетны. Это было источником скорби для пары и вызывало общественное порицание.
Однажды, когда Иоаким пришел в Храм, первосвященник не разрешил ему принести жертву Богу, сказав: «Ты не создал потомства Израилю». После этого безутешный Иоаким удалился в пустыню для молитвы, Анна же осталась дома и тоже молилась. В это время им обоим явился ангел и каждому возвестил: «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире». Узнав радостную новость, супруги встретились у Золотых ворот Иерусалима.
После этого Анна зачала. Как пишет Протоевангелие Иакова, «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила». Праведники дали обет посвятить своего ребенка Богу и отдали дочь Марию в Иерусалимский храм, где она служила до совершеннолетия.

Всемирный день русского единения

21 сентября - Всемирный день русского единения. Отмечается с 2010 года пока как неофициальный праздник, но идею поддержали уже 24 страны. Инициатором выступил Русский объединительный союз соотечественников (РОСС) в Киргизии, который создал осенью 2009 года Международный комитет «Всемирного дня русского единения».

Всемирный день русского единения

21 сентября - Всемирный день русского единения. Отмечается с 2010 года пока как неофициальный праздник, но идею поддержали уже 24 страны. Инициатором выступил Русский объединительный союз соотечественников (РОСС) в Киргизии, который создал осенью 2009 года Международный комитет «Всемирного дня русского единения».

Идея нового праздника была обнародована презентована 25 ноября 2009 года председателем комитета, Александром Ивановым на II Международном молодежном форуме «Санкт-Петербург и молодые соотечественники: Мосты сотрудничества в XXI веке». Участникам было предложено поддержать инициативу и подписать Декларацию о провозглашении этого дня. Представители 24 стран мира стали членами Международного инициативного комитета и подписали Декларацию, став соучредителями Всемирного дня русского единения: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Греция, Грузия, Дания, Израиль, Ирландия, Италия, Кипр, Литва, Мальта, Молдова, Польша, Португалия, Россия, Словакия, США, Турция, Финляндия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония. Всемирный день русского единения учрежден в целях сохранения этнокультурной самобытности русского народа, позитивной национальной самоидентификации, объединения русских, всего русского мира, взаимодействия между русским сообществом и Россией, для сохранения этнических, исторических и культурных ценностей, развития, популяризации русского языка и литературы как части мирового культурного наследия, а также дальнейшей консолидации в интересах создания мощного интеллектуального, экономического и духовно-культурного русскоязычного пространства в мире. Всемирный день русского единения ознаменован рядом важнейших исторических событий в жизни русского народа и России: 1. День основания России — день призвания варягов на Русь — объединение русских племен, начало княжения Рюрика (862). 2. Рождество Пресвятой Богородицы — один из главных праздников, отмечаемый Русской православной церковью. 3. День основания в 859 году города Великий Новгород. В 2009 году широко отмечалось 1150-летия основания «отца» русских городов. 4. День воинской славы России - День победы в Куликовской битве (1380) - начало освобождения Руси от татаро-монгольского ига, положенное великим русским князем Дмитрием Донским. Международный инициативный комитет призывает другие общинные организации - объединения российских соотечественников стран мира - присоединиться к подписанию Декларации.

Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/2681/

 

«Солдатская мама» Лидия Русланова

21 сентября 1973 года скончалась Лидия Андреевна Русланова, великая советская певица, исполнительница народных песен, заслуженная артистка РСФСР (1942), которую во время Великой Отечественной войны прозвали «солдатской мамой».

«Солдатская мама» Лидия Русланова

21 сентября 1973 года скончалась Лидия Андреевна Русланова, великая советская певица, исполнительница народных песен, заслуженная артистка РСФСР (1942), которую во время Великой Отечественной войны прозвали «солдатской мамой».

24 августа 1945 года Маршал Советского Союза  Георгий Константинович Жуков подписал приказ: "За успешное выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецко- фашистскими захватчиками и проявленное мужество, за активную личную помощь в деле вооружения Красной Армии новейшими техническими средствами наградить орденом Отечественной войны I степени РУСЛАНОВУ Лидию Андреевну".
Это была заслуженная награда. Вот лишь несколько фактов.
Однажды под Вязьмой в актерскую землянку зашли трое солдат. Они отправлялись в разведку и попросили спеть на дорожку. А ночью одного из них принесли на носилках.
- Он стонал в беспамятстве, - рассказывала потом Лидия Андреевна. - И все звал маму. Села я возле него, взяла за руку и запела тихонечко колыбельную. Пою, слез не сдерживаю: кажется мне, что это мой сын умирает. Так хотелось песней вдохнуть в него силу жизни! Перестал он метаться, а рука все холодеет... Вскоре увезли... Часто я вспоминала о нем, но долго не могла узнать, жив ли...
Прошло время. Концертная бригада была уже на другом участке фронта. Выступала под открытым небом. Только запела Русланова, как бросился к ней боец с Золотой Звездой на гимнастерке. Кричит: "Мама! Мама! Я узнал, я помню, это вы мне пели, когда я умирал". А потом в районе Сухиничей снова встретила Лидия Андреевна "своего" бойца, опять - раненого.
- И снова я гладила его окровавленную рану, - вспоминала она, - а он говорил, что доживет до победы, если нашел Русланову...
Вот конец войны. Последний военный концерт.
- Я пою русскую песню "Степь широкая", - продолжала рассказ Лидия Андреевна, - и вижу, что кто-то расталкивает людей, все ближе пробирается к нам. И вдруг бросается прямо на ступени. Сразу узнала его, хоть и возмужал он, офицером стал, вся грудь в орденах. Выжил. Подняла его руку и крикнула: "Смотрите! Вот русский солдат! Умирая, он верил в Победу. И он дошел до Берлина. Он победил".
В поразительной этой истории, почти легенде - все правда. И троекратная встреча. И финальная радость.
Но не только песня Руслановой "воевала" на фронте рядом с солдатами. В конце 1943 года Лидия Андреевна в составе концертной бригады приехала во второй гвардейский кавалерийский корпус под командованием Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Крюкова. В это время в одном из полков проходило собрание, на котором было зачитано письмо колхозницы - она передала свои сбережения государству, чтобы на эти деньги сделали пушку ее сыну-артиллеристу. Потом выступила Лидия Андреевна и сказала, что отдает свои средства на постройку двух батарей "катюш". Три месяца спустя Русланова снова прибыла в часть и торжественно "вручила" свой подарок бойцам.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии