RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Подвиг спецназовца Ивана Маслова
9 января 2017 г.

Подвиг спецназовца Ивана Маслова

9 января 2012 года начальнику штаба отряда специального назначения «Тайфун» подполковнику Маслову Ивану Владимировичу присвоено звание Героя России (посмертно)
Пример и подвиги Владимира Ковтуна
26 августа 2016 г.

Пример и подвиги Владимира Ковтуна

Почему не получил звание Героя России тот, кто его несомненно достоин
Визит Сергея Шойгу в Калиниград
28 марта 2016 г.

Визит Сергея Шойгу в Калиниград

28 марта 2016 года Министр обороны России проинспектировал организацию боевой подготовки и строительство инфраструктуры самой западной военной группировки страны
Опасная служба вдали от России
15 февраля 2016 г.

Опасная служба вдали от России

15 ФЕВРАЛЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ О РОССИЯНАХ, ИСПОЛНЯВШИХ СЛУЖЕБНЫЙ ДОЛГ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ОТЕЧЕСТВА
Прощай, учитель Дышев!
20 мая 2018 г.

Прощай, учитель Дышев!

Ушёл из жизни ветеран военной журналистики, военный педагог с многолетним стажем, кандидат исторических наук, ветеран Великой Отечественной войны, полковник в отставке Михаил Кириллович ДЫШЕВ.
Главная » Герои нашего времени » Генерал театра и кино Олег Табаков

Генерал театра и кино Олег Табаков

17 августа 2015 года Олегу Павловичу Табакову исполнилось 80 лет

О встречах с ним рассказывает писатель и журналист Михаил Захарчук
Генерал театра и кино Олег Табаков

 

- Олег Павлович, позвольте Вам представить нашего лучшего помощника, нашего военного капитана, который любит ваше творчество и хочет о нем написать, - так отрекомендовала меня Табакову покойная Мария Вениаминовна Воловикова, которую в Москве величали матерью всех артистов. Он сделал губы своей фирменной трубочкой, тряхнул очень густой и волнистой на то время копной волос, изобразив крайнее удивление на лице:

 

- Как, неужели меня знают и в широких армейских кругах?

 

Уже не помню, что я ему ответил, и протянул заготовку материала: примерные вопросы, примерные ответы на основании весьма небогатого тогдашнего моего досье о Табакове. Однако главные вехи его творческой артистической биографии представлены были, что Олег Павлович оценил сразу и тут же поставил свою закорючку: О.Таб, а сверху аккуратно прочертил ровненькую линию. Больше я ему, как собеседник, был неинтересен. И то была горькая правда. В академические годы я писал об артистах, как Ляпис Трубецкой сочинял свои поэмы: споро, быстро, с учетом главной своей армейской конъюнктуры.

 

Сегодня у меня за спиной с десяток личных встреч и досье о Табакове, насчитывающее свыше ста единиц хранения! У него самого, я железно в том уверен, нет стольких газетных, журнальных публикаций, записей телевизионных и радиопередач о его собственном творчестве. Потому что, во-первых, Олег Павлович много раз (четырнадцать!) в жизни переезжал с места на место. А, во-вторых, у него отсутствует такая привычка тщеславно наблюдать: кто там и что про меня говорит и пишет. Он выше тех простых суетностей и жизненных мелочей, которые, как болото затягивают человека в свои омуты, не дают ему развернуться во весь размах даже Богом отпущенных способностей. У Табакова редкое умение мудро и дальновидно организовывать жизнь свою, свое творчество, устремления и помыслы тех людей, которые добровольно или по нужде признают в нем для себя лидера. Скажу больше: в постсоветском театральном мире людей калибра Табакова попросту нет. И это тем более ценно, что ведь себя он сделал сам, своим умом, «своими руками». У Олега Павловича никогда не было влиятельной протекции, его не двигали ни сильные мира сего, ни национальные кланы, ни даже общественное мнение как таковое. Всего добился сам, как добивается простой, но оборотистый мужик достатка, потом и кровью поливая свою нивку, становясь сначала кулаком, а потом и помещиком.

 

В этом смысле его биография весьма поучительна для тех, кто способен брать пример с других, учиться у других и делать выводы.

 

- Родом я из Саратова. Дед по отцу был слесарь, золотые руки, но сильно выпивал, а мамин отец владел громадным имением в Одесской губернии. Как толковый аграрий, дед обеспечивал зерном едва ли не половину царской армии. Имел дом на острове Капри и на всех детей (на всякий случай) держал в сбербанке по 25 тысяч серебром. Разумеется, после революции эти деньги превратились в прах. Дед скончался в конце 1919, сполна хлебнув прелестей власти пролетариата. Возможно и поэтому у меня лично никакой предрасположенности «воспринять сердцем» революционные идеалы не наблюдалось. Знал я, что эсер дядя Гриша застрелился, тетя Оля, забеременев от директора гимназии, дабы не подвергать любимого позору, тоже кончила жизнь самоубийством. Дядя Толя довольно рано просветил меня насчет того, что по-настоящему творится в стране и в обществе, а не пишется в газетах и говорится по радио. Он был за старшего в нашей семье, поскольку отец ее бросил, когда мне исполнилось 14 лет. На всю жизнь я запомнил эту боль, становившуюся особенно нестерпимой в гостях у друзей, где были отцы. Моя последняя женитьба растянулась на много лет именно из-за той боли. Мать моя была женщина гордая, красивая и наверняка могла бы устроить свою личную судьбу, но на ее руках находились я и моя сводная сестра Мирра. Жили мы скудно: покупали мешок картошки, бабушка солила в кадках капусту, помидоры, огурцы. Жить буду, помирать стану, а таких помидор больше нигде не попробую. Поскольку у меня четыре крови: польская, мордовская, русская и украинская, то в нашем доме все эти кухни были представлены хоть и скудно, но достаточно разнообразно. Поэтому у меня культура еды очень высокая, и я об этом везде говорю с гордостью, даже хвастаюсь.

 

Мое знакомство с высоким искусством началось с балета. Самые мои горячие чувства оказались шовинистическими. Будучи на четверть поляком, я негодовал по поводу татарских набегов на польское государство и очень сочувствовал Марии, которую принуждали к сожительству. Тем более что ее танцевала, как говорила бабушка, «пидстаркуватая звезда», и мне по-человечески было жаль «пожилую женщину». На «Кремлевских курантах», которые показывал МХАТ, когда находился в Саратове в эвакуации, я заснул. Тем не менее, какие-то артистические склонности во мне проснулись довольно рано, по крайней мере, мои кривлянья, показы знакомых и гостей воспринимались окружающими весьма благосклонно. Но повели меня в драмкружок Дворца пионеров вовсе не из-за мои способностей, а чтобы оторвать от тлетворного влияния улицы. По натуре я был трусоват, а урковатых товарищей располагал к себе своей хорошей памятью, умением что-то интересно рассказать, кого-то просветить. Кличку имел «профессоренок», чем по логике вещей гордиться следовало, а я возмущался ею как оскорблением. Как и всякому мальчишке, мне хотелось быть рубахой-парнем, а не интеллигентом паршивым. Моим первым учителем в искусстве стала дочь чешского профессора Наталья Иосифовна Сухостав. Она раньше работала в ТЮЗе, но была уволена оттуда, когда ее мужа Томашайтиса, следователя по особо важным делам, расстреляли. К концу своей жизни женщина эта дала путевку в жизнь 160 актерам! Мы, благодарные ее ученики, недавно поставили памятник своей наставнице. От нее я воспринял, может быть главную истину: театр - это дело, коллективное, решающим образом взаимозависимое. В той же юности я получил еще один важный урок, когда, приехав в Москву, попал в семейство Валентина Александровича Серова. Там было несколько замечательных женщин - жен серовских внуков. Интеллигентные, мягкие в обхождении, они были непреклонными в своих воззрениях. Я же был жутким конформистом. Мочалин передо мной щенком выглядел бы. Благодаря тем женщинам, я на многие вещи в жизни стал смотреть иными глазами и льщу себя надеждой, что помру все-таки человеком интеллигентным.

 

Поступил я в Школу-студию при МХАТе на курс Василия Осиповича Топоркова. Он и Олег Николаевич Ефремов - мои главные учителя по ремеслу моему. Никакие наши размолвки не отменят этой истины. Да и размолвка между нами-то была по-настоящему одна, когда Олег Николаевич решил уйти из «Современника», а я в нем оставался директором.

 

Ефремов - человек высокой судьбы. Просто в силу своего характера он боролся со сталинизмом совершенно сталинскими методами. Главной его ошибкой, как мне кажется, было стремление перераспределять блага, даваемые государством его подчиненным. И тут он всегда выделял меня и Женю Евстигнеева. Кстати, Женя был старше меня на девять лет. Мы с ним жили в одной комнате общежития Школы-студии МХАТа. Носили одинаковые черные трусы. А когда сдавали их стирать - оставались голыми. То есть, и знали мы друг друга голыми. Высокая степень понимания была между нами.

 

А что касается Ефремова, то последние годы его не покидала мысль о том, чтобы я стал его наследником. В итоге так оно и получилось, хотя, по правде говоря, я не очень к тому стремился, потому что знал наверняка: придется скрепя сердце идти на ряд не просто непопулярных - жестоких мер. Но по-иному нельзя было, если уж говорить серьезно о наследовании Ефремова и в целом о МХАТе.

 

Театр этот в отечественном искусстве - особь статья. У него особая стилистика, система метафор, иносказаний. Чтобы не пускаться в заумные рассуждения по этому поводу, приведу лучше такой пример. Однажды Тарханов со своим братом разделись догола и легли возле номера Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой и, когда она вышла, загнусавили: мы подкидыши, мы подкидыши. Всю свою предыдущую жизнь я примерно в таком стиле: в постоянной готовности к экспромту. Очень этому способствовал коллектив «Современника», где розыгрышам не было конца краю. Одно мое хулиганство интеллигентнейший Миша Козаков даже описал в своей книге. В спектакле «Баллада о невеселом кабачке» он играл рассказчика и по ходу действия много рассуждал о любви, об одиночестве, состраивая при этом свои брови домиком. Со временем мне его эти рассуждения не то чтобы приелись, но потерялась острота их ощущений. И однажды, проходя мимо него (я играл горбуна, калеку и гомосека одновременно) тихо проговорил: «Такому рассказчикУ положен х...й за щеку». Что потом было! Миша учинил скандал, особенно упирая на то, что я директор и такое себе позволяю на сцене. Будучи по натуре человеком совестливым, я побожился при всех, что больше не произнесу ни слова. И сдержал обещание. На следующем спектакле, когда Мишка опять завел волынку про любовь и одиночество, я, проходя мимо, просто выпятил щеку языком. И все были в отпаде. Но самым лучшим нашим прикольщиком, конечно же, считался Женя Евстигнеев. В одном спектакле я играл страдания рефлексирующего москвича-десятиклассника, который уехал на комсомольскую стройку и там возвышенно влюбился в девушку с возвышенным именем Юнна. В один из моих душевных стрессов сученок Женька надел на себя нимб - две проволоки, а между ними тюль с блесточками - и, когда я к нему повернулся, он скрестил на груди руки, закатил глаза и томно проговорил: «Лелик – я Юнна». Но я ему, гаду, отомстил вскоре. Он играл такого батю - простого рабочего, который должен был своею грубою мозолистою рукой обласкать, обнадежить сопляка, прибывшего на стройку. И вот перед тем, как подать ему руку, я зачерпнул граммов этак 500 вазеличику! Хлюпанье от его «мозолистой» слышно было в последнем ряду! Когда он играл Голенищева-Кутузова в «Декабристах», то однажды запутался и вместо финальной реплики допроса: "Вы ответите за всёи за всех", гневно выкрикнул: «Вы ответите за всё и за свет!». Стоящий на допросе декабрист Витька Сергечев тихо добавил: «И за газ - тоже».

 

«Современник» в моей жизни не все, конечно, но очень многое. Там мы любили друг друга, имея высокое представление о своей работе, своем предназначении. Мы не кричали о своей гражданственности на каждом углу, но у нас были очень серьезные представления о ней. В 1967 году мне поступило весьма заманчивое предложение поехать в Англию и сниматься с Ванессой Редгрейв. Контракт стоил 40 тысяч фунтов - на такую сумму весь «Современник» мог год безбедно прожить. Но у меня даже и мысли такой не возникло, чтобы бросить театр в трудную минуту и рвануть за своей, законной, кстати, долей злата. А вся-то трудность состояла в том, что мы хотели стране и партии подарить к юбилею спектакль «Большевики», а партгосчиновники от нашего подарка отворачивались. Я себе ноги натер, обивая чиновничьи пороги, чтобы премьера все-таки состоялась 7 ноября. Несколько лет спустя у меня умерла мама. Я ее похоронил и вечером играл в тех же "Большевиках". Потому что был еще директором и знал твердо: если сам не буду до конца предан делу, как могу с других требовать самоотдачи. Вот такая была пронзительно-нравственная ось в наших координатах. Многие этого теперь не понимают, и я их не осуждаю. Но сам в душе горжусь тем, что в самые свинцовые времена вел себя в общем-то достойно, за себя мне не стыдно. Когда от меня потребовали вывести из телевизионного спектакля о декабристах Зорика Филлера, я счел нужным заявить начальству: «Пошли вон!» И деньги я собирал опальному Юлику Даниэлю. Однажды сижу в туалете, газету «Советский спорт» читаю. Слышу шум за дверьми. Выхожу, а старушка протягивает мне конверт от Александра Исаевича Солженицына. Открываю конверт. Там Наталья Дмитриевна, жена писателя, цветным карандашом нарисовала маршрут, как добираться до ее квартиры. Тогда я уже был членом партии, - все тот же Ефремов нас с Евстигнеевым уговорил на этот шаг, - имел двоих малолетних детей. Как к директору театра ко мне захаживали высокие начальники, да и перед коллективом я имел определенные обязательства, которыми, как минимум, в моем положении манкировать не пристало. И от сознания всего этого мое розовое нутро сильно сжималось, лукавить не буду.

 

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

Павел 17.08.2015 в 20:56 # Ответить
Спасибо, дорогой Миша! Ты пишешь об Эпохе, которая подарила нам великих актеров, литераторов, ученых, полководцев. Табаков один из последних Великих той эпохи. Это наша История! Спасибо!
Василь Ткачев 17.08.2015 в 21:45 # Ответить
Материал хорошо дополняет о Табакове то, что вчера и сегодня слышал (или не слышал?) по телевидению от его друзей и коллег. Прочитал с удовольствием!
Александр Ушар 18.08.2015 в 06:00 # Ответить
Вот и я тоже: просто прочитал материал и просто получил удовольствие от этого процесса. Спасибо!
Андрей 18.08.2015 в 07:47 # Ответить
Гениальный человек - больше добавить нечего!
Татьяна П. 18.08.2015 в 09:21 # Ответить
Спасибо Михаилу Александровичу за замечательный очерк.
В нём видится реальный человек, Олег Табаков.
Особенно дороги его воспоминания, такие жизненные, мудрые, с юмором.
Многое для меня было новым откровением.
Не раз улыбалась, согретая светом человечности, восхищения и приобщения к таинству познания и постижения мира этого великого актёра.
Валерий Пинчук 18.08.2015 в 11:05 # Ответить
Михаил верно подметил: Табаков из тех творческих личностей, которые не требуют, чтобы их переписывали и улучшали, как это обычно бывает. Здесь другая история - талантливый человек талантлив во всем. Насколько легко читается (даже интонация слышится) и всерьез воспринимается всё сказанное Мастером! Его рассуждения умны, без пустоты и ложного величия. Что и говорить, актер - милостью божей.
На этом фоне как-то придурковато воспринимаются претензии к нему со стороны украинских составителей черных списков. И становится грустно за происходящее. С надеждой, что всё рано или поздно образуется...
Вера Россия 18.08.2015 в 12:36 # Ответить
Я вот ни одной паре, где муж (актер, режиссер и т.п.) - старше и талантливее своей жены-актрисы никогда не верила, кроме пары Табаков-Зудина. Настоящая семья, кто бы что не говорил и видно, что любят друг друга. Табаков классный, за что не возьмется. Для меня любимая роль его Гарри в фильме "Человек с бульвара Капуцинов". Неподражаемый. Счастья и здоровья ему! Автору спасибо за материал, интересно, но мало)
Вера Корсакова 18.08.2015 в 15:16 # Ответить
Статья очень интересная. Написано здорово! Все раскрыто на высоком уровне: и уникальный характер Табакова, и его богатая творческая биография, и главное, как эта высота достигалась. Табаков очень привлекательный мужчина, талантливый актер, и ТРУЖЕНИК с большой буквы. Сколько им сделано на несколько жизней хватит. Он не стареет , а развивается как молодой актер, и в то же время, передает актерский опыт молодым. Живет и творит активно, позиции свои не сдает. Дай Бог ему здоровья! И творческого долголетия. ! Молодец Захарчук: статья наполнена глубоким смыслом.
Владимир Леонидов 18.08.2015 в 17:42 # Ответить
Вот уж кто не тянет ни на «диссидента», ни на «оппозиционера», так это Табаков. Он, великий хитрован, всегда умел ладить с сильными мира сего. И явно конъюнктурных ролей подчас не гнушался. Оказывается для того, чтобы быть великим актером, не обязательно быть эдаким бунтарем, «борцом за идею», держателем «фиги в кармане» и т.д. Надо просто талантливо играть роли. Любые, самые разнообразные – от какого-нибудь революционера Искремаса до Кота Матроскина. Среди прочих ролей у Табакова, была очень яркая роль в незаслуженно подзабытом советском фильме «Красавец-мужчина» по мотивам драматурга Островского. Вот он такой и был всегда – «красавец-мужчина». За что и любим публикой.
Николай Ка 18.08.2015 в 19:54 # Ответить
Никогда не был поклонником Табакова. Претит этакая барская троекуровская вальяжность, проступающая из всего естества О.П. Тем не менее, отдаю должное его профессионализму. Посему не отрекаюсь от лозунга: больше актеров хороших и разных!

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
15 июля
среда
2020

В этот день:

Невская битва

15 июля 1240 года князь Александр Ярославович (названный впоследствии Невским) со сравнительно небольшой дружиной новгородцев и ладожан нанес поражение шведскому войску, ставшему лагерем при устье Ижоры, на Неве.

Невская битва

15 июля 1240 года князь Александр Ярославович (названный впоследствии Невским) со сравнительно небольшой дружиной новгородцев и ладожан нанес поражение шведскому войску, ставшему лагерем при устье Ижоры, на Неве.

В июле 1240 года шведский флот, на кораблях которого прибыло несколько католических епископов, вошёл в Неву, планируя овладеть Ладогой. Князь Александр со своей дружиной и успевшими собраться отрядами новгородцев и ладожан атаковал шведский лагерь. Уцелевшие шведы бросились к кораблям и переправились на другой берег. Одержав победу над шведами, русские войска остановили их продвижение на Ладогу и Новгород и тем самым предупредили опасность скоординированных действий Швеции и Ордена в ближайшем будущем. К имени Александра добавилось почетное звание Невский.

Рождение Уралмаша

15 июля 1933 года пущен в строй Свердловский машиностроительный завод (Уралмаш). Он специализировался на выпуске экскаваторов, дробилок, доменного и сталеплавильного оборудования, блюмингов, прокатных станов, гидравлических прессов и др. Также предприятие выпускало продукцию оборонного назначения, в частности, во время Великой Отечественной войны на «Уралмаше» было изготовлено свыше 19 000 бронекорпусов, 30 тысяч полевых и танковых орудий, около 6000 танков и САУ.

Рождение Уралмаша

15 июля 1933 года пущен в строй Свердловский машиностроительный завод (Уралмаш). Он специализировался на выпуске экскаваторов, дробилок, доменного и сталеплавильного оборудования, блюмингов, прокатных станов, гидравлических прессов и др. Также предприятие выпускало продукцию оборонного назначения, в частности, во время Великой Отечественной войны на «Уралмаше» было изготовлено свыше 19 000 бронекорпусов, 30 тысяч полевых и танковых орудий, около 6000 танков и САУ.

Сегодня это акционерная компания, специализирующаяся на производстве оборудования для нефтегазовой, металлургической, горнодобывающей, энергетической отраслей.

 

Пуск первого «Токамака»

15 июля 1979 года в советской прессе опубликовано сообщение о пуске первой в мире термоядерной установки типа «Токамак».

Пуск первого «Токамака»

15 июля 1979 года в советской прессе опубликовано сообщение о пуске первой в мире термоядерной установки типа «Токамак».

Он был создан под руководством академика Льва Арцимовича в Институте ядерной энергии им. И.В.Курчатова. Еще с середины прошлого столетия ученые пытались взять под контроль уникальный источник энергии — управляемый термоядерный синтез. Предлагалось использовать реакции, сходные с теми, что происходят в недрах Солнца, где атомы изотопов водорода (дейтерия и трития) сливаются в атом гелия, в результате чего вырабатывается огромное количество энергии. В СССР сумели «запрячь» эту энергию. Первый «Токамак» Льва Арцимовича работал примерно так: в камере, заполненной смесью изотопов водорода, при температуре в сотни миллионов градусов происходила термоядерная реакция синтеза инертного газа гелия с выделением обладающих огромной энергией нейтронов. Но практическое применение «Токомака» до сих пор не осуществлено по разным причинам: технические сложности, дороговизна, противодействие нефтяной мафии и т..п.
Сегодня нефтяной кризис выводит эту проблему на передний план. Мировое научное сообщество строит во Франции грандиозный экспериментальный токамак ITER. К 2030–2050 годам на его базе планируют создать прототип коммерческой термоядерной электростанции. В проекте стоимостью 13 миллиардов долларов принимают участие Евросоюз, Индия, КНР, Россия, США, Южная Корея и Япония.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии