RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Русский Донбасс
26 мая 2014 г.

Русский Донбасс

Беседа с героем современного антифашистского Сопротивления
Неутолимая жажда крови
4 сентября 2013 г.

Неутолимая жажда крови

Если интерполировать логику Обамы на возможные результаты экспертизы применения химического оружия в Сирии, то при выяснении, что это дело рук ЦРУ США, ООН должна дать разрешение на бомбардировку Вашингтона
Что такое украинский фашизм
26 июля 2014 г.

Что такое украинский фашизм

Боевые действия на Донбассе несут огромные угрозы России, Европе и всему миру
Гласность с мешками на головах
25 мая 2014 г.

Гласность с мешками на головах

Репортаж журналистов Олега Сидякина и Марата Сайченко из киевского гестапо
Неужели предадим Новороссию?
25 июля 2014 г.

Неужели предадим Новороссию?

Принцип «наша хата с краю» может обернуться большой кровью
Главная » Герои нашего времени » Русская звезда Голливуда

Русская звезда Голливуда

30 лет назад в октябре 1985 года умер Юл Бриннер, русский по происхождению, сумевший оседлать американский кинематограф в его лучшую пору

Его судьба интересна еще и тем, что сконцентрировала в себе жестокую и трагическую, но необыкновенно эффективную антирекламу сигарет.
Русская звезда Голливуда

 

Тот тёплый летний вечер 1962 года никогда не забуду. Впервые на стадионе моего села Дорошовки установили экран широкого формата. На нём свободно можно было разместить добрый десяток таких пыльных простынок, как в нашем сельском клубе, где «крутили фильму». Уже один этот факт потрясал детское воображение. А потом на гигантском экране нам, жителям трёх сёл, показали «Великолепную семёрку». Не берусь здесь описать, как меня изумил и ошеломил этот великий фильм – ни мастерства, ни духу для того не хватит. Могу достоверно утверждать лишь одно: никакая из доселе виденных картин не производила на моё детское сознание столь глубокого впечатления. Впрочем, исключением я не стал. На следующий день большинство пацанов в школе только тем и занимались, что выхватывали из-за верёвочных поясков деревянные «кольты» и пытались их втыкать в хлопающие ладошки таких же «ковбоев». Само это слово стало у нас на некоторое время очень популярным. Необычайное распространение вдруг получила играв в «надел и ножичек». Чертился круг. В него швырялся перочинный ножик и отрезался определённый сегмент. И так, кто кого вытеснит из круга совсем. А ещё мы кидали ножички и шила в заборы и деревья, как тот высокий, тощий герой фильма. Ясень пень: в первом случае мальчишки подражали крутому Крису Адамсу в исполнении Юла Бриннера. В двух других – Бритту, сыграл которого великолепный Джеймс Коберн. Как же он славно метал свой складной нож!
Откровенно говоря, это я теперь такой умный-разумный, что могу при надобности лекцию про «Великолепную семёрку» прочитать. Смотрел её за всю жизнь раз пятьдесят, или сто – чёрт его знает. Плюс ещё раз перед тем, как писать эти строки. А в детстве ничего о фильме не знал и знать не мог. Непонятно, как прорвавшийся на экраны страны, он был дружно предан анафеме записными идеологическими критиками. Вдобавок ещё и знаменитый кукурузник Никита Хрущёв прошёлся по картине катком своих доморощенных суждений: «Я смотрел картину „Великолепная семерка“. Артисты, занятые в ней, прекрасно играют. Мы выпустили её на экран и получили за это много упреков. В нашей печати выступали педагоги. Была опубликована критическая статья под названием „Двойка за семерку“. В этой статье говорилось, что кинофильм плохо воздействует на воспитание молодежи. Я согласен с педагогами. У вас, американцев, сплошь и рядом на экранах идут такие кинофильмы, где бьют друг друга в лицо, истязают, убивают людей, в фильмах много извращенного. У вас это считается интересным. У нас же проповедование подобных явлений считается вредным». Так что дожить до конца своего законного проката «Семёрке» не удалось. В октябре 1966 года, почти за год до истечения срока лицензии на право демонстрации, её сняли с проката и надолго запрятали на полку по закрытой директиве из ЦК. Правда, фильм «кое-где порою иногда» втихаря показывали для выполнения финансового плана. Прибыль-то он приносил знатную. В общей сложности за четыре года ленту посмотрели свыше 64 миллионов зрителей – абсолютный рекорд для зарубежных фильмов того времени.
Конечно, вестерн этот режиссёра Джона Стерджеса оказался далеко не стандартного порядка в мировой киноиндустрии. Несмотря даже на то, что являлся всего лишь адаптацией философской драмы Акиры Куросавы «Семь самураев» и в самой Америке был принят весьма прохладно (выдвигался на номинацию «Оскара» лишь за музыку Элмера Бернстайна). Но безразличное и неумолимое время расставило свои бесстрастные акценты. В 2013 году «Великолепная семёрка» внесена в Национальный реестр США как «культурная, историческая и эстетическая» ценность. Наверное, это справедливо, если согласиться с той точкой зрения, что Голливуд вылепил янки именно такими, какие они есть на нынешнем этапе развития цивилизации. Но нам нет нужды философствовать именно в данном направлении. Тем более, что культурные и нравственные приоритеты у нас действительно разные. Куда важнее подчеркнуть, что в создании на самом деле выдающегося американского фильма неоценимый, если не сказать решающий вклад, внёс замечательный актёр ХХ века, русский по происхождению – Юл Бриннер. Ведь это именно он выкупил у Акиры Куросавы право на постановку фильма по сюжету «Семи самураев». Практически он собрал съёмочную группу, включив туда опять же нашего соотечественника Владимира Соколова (старик, напутствующий крестьян на борьбу – М.З.), которому при иных обстоятельствах не светила даже теоретическая возможность сняться в столь культовой американской картине.
За свои 36 лет активной творческой деятельности Бриннер сыграл в 45 фильмах, во многих спектаклях и мюзиклах. По одному из них - мюзиклу «Король и я» - был даже поставлен фильм, принёсший актёру первую и единственную золотую статуэтку «Оскара». Однако, ни в театре, ни в кино Юл не стяжал более такого феноменального, фантастического успеха, как в «Великолепной семёрке». Ну что вы хотите, если через шесть лет после премьеры забойного вестерна было решено сделать его продолжение, которое так и называлось «Возвращение Великолепной семёрки». Из первоначального актёрского состава там играл только Юл Бриннер. Героев, оставшихся в живых в финале первого фильма, воплощали уже другие актёры. Картина не оставила после себя сколь-нибудь заметного следа. Нельзя входить в воду одной и той же реки дважды. Но как прецедент, согласитесь, читатель, весьма примечательный. Немного таких «повторов» наберётся в истории Голливуда. А ведь «Семёрки» возвращались на экран ещё трижды! Включая даже целый телесериал, вышедший в 1998-2000 годах.
Юлий Борисович Бринер (вторая «н» добавлена им лишь в 1945 году – М.З.) родился 11 июля 1920 года во Владивостоке. Его дед по отцу Жюль Бринер сбежал от родителей швейцарцев в 16 лет. Стал юнгой и долгие годы бороздил мировой океан вдоль и поперек. Будучи потрясающим авантюристом, передал эту черту характера по наследству всем своим потомкам. О невероятных приключениях этого швейцарца можно написать головокружительную повесть, но я сознательно себя ограничу, иначе рискую до биографии актёра Бриннера вообще не добраться. Так вот Жюль, в конце концов, осел во Владивостоке, основал там крупнейшую пароходно-транспортную компанию и стал самым богатым предпринимателем всего дальневосточного региона – Юлием Ивановичем Бринером, почётным жителем Владивостока. Взял себе в жёны наполовину бурятку Наталью Иосифовну Куркутову. В их семье родилось шестеро детей – три девочки и трое мальчиков. Один из них Борис, повзрослев, поступил в Санкт-Петербургский университет, где изучал минералогию. Познакомился со студенткой консерватории Марией Дмитриевной Благовидовой, в чьи жилах текла русско-монгольская кровь по матери. Отец её Дмитрий Евграфиевич считался одним из лучших врачей Владивостока. Поженились молодые накануне Первой мировой войны. У них родилась дочь и лишь шесть лет спустя – сын. Назвали его в честь деда-авантюриста Юлием. И жить бы им поживать, да добра наживать. Только у Бориса Юльевича неожиданно случился адюльтер. Он страстно влюбился в актрису МХАТа Екатерину Корнакову, сподвижницу и любимую ученицу Михаила Чехова. С которой, между прочим, провёл безмятежное детство. И оно всё бы ничего, только Катерина (требовала всегда, чтобы именно так к ней обращались) к тому времени являлась женой актёра Алексея Дикого. Того самого, заслуженного и «перезаслуженного», многажды игравшего на сцене и в кино Иосифа Сталина. Отсюда читателю должно быть понятно, насколько непросто далась отцу Юла вторая женитьба. Так я вам ещё добавлю нечто вообще трудно постижимое из судьбы этой удивительной женщины.
В знаменитой «Чукоккале» Корнея Чуковского есть такие строки: «Корнакова, Катя Корнакова,/ Слышу крик монгольского орла, -/ И летит из лука из тугого/ Дикая монгольская стрела!
Кто-то сильный, озорной/ К нам сюда, на пыльные паркеты,/ Бешеной швырнул тебя рукой./
И лихим безумным метеором/ Ты неслась с безумием в очах/ По пустым по ледяным просторам/ В мировых безумных сквозняках».
Насчёт «мировых безумных сквозняков», что называется, в самую точку. Когда отец Юла женился вторично, мальчику шёл лишь пятый год. Мачеха оказалась старше его ровно на 30 лет. Но спустя очень непродолжительное время они станут…любовниками. Только не спешите осуждать автора за нравственную разнузданность и потакание неизменным вкусам. В жизни всё и всегда сложнее, чем нам кажется. Да, с одной стороны, благодаря Корнаковой, внук швейцарского авантюриста с сумасшедше-магнетическим взором чрезвычайно рано вкусил запретного плода плотских наслаждений и приобрёл стойкую тягу к зрелым, даже к перезрелым женщинам. С молодыми дурами он просто всегда скучал. Но с другой стороны, благодаря именно Екатерине Ивановне, её пасынок приобщился не просто к театральной культуре, а именно к русскому её течению и русскому духу. И всю жизнь потом исповедовал трепетное к ней уважение, почитание, восторг. Именно мачеха сделал всё возможное и даже невозможное, чтобы наставником Юла был один из величайших актёров ХХ века Михаил Чехов. По рекомендательному письму Корнаковой Бриннер прошёл русскую школу театрального искусства, основанную племянником Антона Павловича Чехова, а, значит, школу Станиславского. Вместе с Юлом учились Мэрилин Монро, Клинт Иствуд, Энтони Куинн, Ллойд Бриджеси, многие другие голливудскими «звёзды». Но если его коллеги по цеху только лишь использовали уроки Чехова для постижения профессии, то Юл Борисович продвинулся значительно дальше их. Именно благодаря его титаническим усилиям на Голливуде были сняты фильмы «Братья Карамазовы» по Достоевскому и «Тарас Бульба» по Гоголю. В первом актёр сыграл Дмитрия Карамазова, во втором – самого Бульбу. И я не знаю никого в Голливуде за всю его историю, кто бы мог похвастаться, что сделал по русской классике больше Бриннера. В этом тоже видится благотворное влияние Корнаковой.
Несколько забегая наперёд в рассказе о своём герое, замечу, что Катерина Ивановна из-за болезни не могла рожать детей, поэтому в декабре 1938 года вместе Борисом они удочерили месячную девочку. Назвав её Катей, никогда не говорили малышке, что она их приемная. В 1945 году Бориса Бринера арестовали и с семьей депортировали в СССР. Благодаря усилиям брата Леонида, правительство Швейцарии обменяло Бринеров на нескольких советских граждан, содержащихся в швейцарской тюрьме. В Москве Катерина Ивановна проводила в последний путь своего друга, великого актёра МХАТа Ивана Москвина. После смерти мужа Корнакова-Бринер переехала с дочерью к родственникам в Лондон, где и скончалась от рака летом 1956 года. Опекуном дочери Кати до её совершеннолетия стал теперь уже всемирно знаменитый Юл Бриннер.
Вернёмся, однако, в конец двадцатых годов прошлого века. После развода Мария Бринер с детьми Юлом и Верой уехала в Харбин. Именно там проявилась творческая одарённость её отпрысков: у Веры оказался чудный голос, а Юл стал активно участвовать в домашних спектаклях. В 1934 году семья Бринеров перебирается в Париж. Там Вера берёт уроки пения, Юл поступает в лицей. Однажды он оказался в ресторане, где выступали русские цыгане. Их бешеная энергетика настолько потрясла Юла, что юноша решил немедля научиться игре на гитаре. И уже летом 1935 года в большом парижском кабаре состоялся первый концерт Бринера, исполнявшего цыганские песни. Помог ему дебютировать ромалэ Алёша Дмитриевич. Тридцать лет спустя, вдвоём с Бриннером они запишут в Париже совместный музыкальный альбом «The gypsy and I». В интернете его можно послушать. Замечательно поют мужики!
Тут по касательной следует сказать, что цыганская тема красной нитью проходит через всю бурную жизнь Бриннера. Некоторое время он на полном серьёзе уверял доверчивых журналистов в том, что один из его родителей – цыганского происхождения. Принимал активное участие в создании Международного Союза Цыган и даже стал его почётным президентом. Но и это ещё не всё. «Цыганский вопрос» или по-иному говоря неуёмные измышления брата стали причиной его полного разрыва с сестрой. Чем выше поднимался Юл на кинематографический Олимп, тем больше рассказывал атаковывавшим его журналистам всякие небылицы о своём происхождении. Фантазии актёра действительно не знали границ. Он представлялся то потомком древних монголов, чей род восходил к самому Чингисхану, то сыном богатого восточного принца, то уверял, что его мать - бессарабская цыганка. Местом своего рождения попеременно называл Сахалин, Китай, Сибирь. Или вообще уверял писак, что появился на свет в цыганской кибитке. Никто не понимал смысла столь откровенной лжи. Лишь один Бриннер знал, для чего ему нужен наглый стёб. Американская публика дура. Клюёт она всё, что с душком, а то и с откровенной вонью. Для того, чтобы всегда быть на пике славы, надо уметь постоянно удерживать внимание таких откровенных тупиц как американцы. Сестра не разделяла «пиарного цинизма» брата. Первое время его россказни просто забавляли Веру и она посмеивалась над «дурковатостью» брата. Конец терпению пришёл, когда фантазёр наплёл журналистам: их мать умерла, когда Юлу якобы было всего 10 лет. Отец не захотел его видеть. Их с сестрой пригрела вторая жена отца, которая развелась с ним и увезла детей в Париж. А Вера ему вообще не родная – сводная! И сестра отказалась от брата.
Но пока что Юл - в Париже. С сестрой они отлично ладят и никаких мистификаций на горизонте не просматривается. Он увлёкся цирком. Выступал с номером «летающий клоун» и пользовался большим успехом у зрителей. А однажды упал, повредил позвоночник, и об этой работе пришлось забыть. Только несколько странноватая «манекенная» походка осталась у артиста навсегда и со временем даже стала его своеобразной визитной карточкой. Ну мы же с вами помним походку Криса? Некоторое время Юл увлекался наркотиками. «Дурь» свела его с Жаном Кокто, известным поэтом, драматургом, художником-авангардистом. Тот познакомил русского друга со своими приятелями - Пабло Пикассо, Сальвадором Дали, Марселем Марсо, Жаном Марэ. Однако увлечение опиумом до добра ещё никого не доводило. И Юл решил избавиться от вредной зависимости. Поехал в Швейцарию к тёте Вере. Прожил у неё год и о «дури» забыл навсегда, зато курить стал просто безбожно, к чему мы обязательно ещё вернёмся. В 1941 году у матери Юла обнаружили лейкемию. Пришлось везти её в США для лечения. Это впрочем, совпадало и с намерениями Бриннера поступить на курс актёрского мастерства к Михаилу Чехову.
Поначалу, чтобы оплачивать лечение матери, молодому человеку приходилось работать шофёром, вышибалой, исполнять русские романсы, петь цыганские песни. В те же годы он случайно познакомился с киноактрисой Вирджинией Гилмор, которая уже имела опыт выступлений и съёмок в кино, хотя была всего на год старше. Вирджиния влюбилась в Юла сразу и, как окажется впоследствии,- на всю жизнь (они умрут в один год – М.З.). Свадьба состоялась в 1943 году после смерти матери Марии Дмитриевны.
В 1945 году Юла Бриннера (уже со второй буквой «н» в фамилии) приглашают в бродвейский театр «Плимут» на главную роль в мюзикле «Песня лютни». Премьера спектакля состоялась в феврале 1946 года. Критики оценили работу молодого актёра, как среднюю, но многие при этом называли его самым перспективным бродвейским актёром. В том же году Вирджиния родила сына Рокки. Поскольку он единственный сын Юла, есть смысл рассказать о его судьбе хотя бы вкратце.
В Йельском университете юноша получил степень бакалавра философии с отличием. Затем – в колледже Тринити (Ирландия) стал магистром философии. Тоже с отличием. Не приняв войну во Вьетнаме, отказался от гражданства США. Живя с отцом в Швейцарии, написал по мотивам дневник Жана Кокто моноспектакль о том, как его отец с друзьями употребляли наркотики. Колесил по миру с этим спектаклем, аккомпанируя себе на 12-струнной гитаре. Сменил затем около двух десятков профессий: уличный клоун, актер Бродвея, компьютерный программист, музыкант, водитель такси, пилот. Основал сеть ресторанов Hard-Rock Cafe. Был менеджером групп «Rolling Stones», «The Band» и великого боксёра Мохаммеда Али. Во второй половине семидесятых вместе с отцом вернулся на театральную сцену. Тогда же начал писать книги. Первый роман – о кошмарах из собственной молодости. За второй - «Баллада о привычке и случайности» о глобальном потеплении - газета "Уолл стрит джорнэл" назвала Рока "современным Данте". После смерти отца защищает докторскую степень по истории в Колумбийском университете, становится профессором и пишет книгу «Юл: человек, который мог быть королем!» И я вам скажу великому русскому актёру Голливуда повезло с биографом - собственным сыном! В 2003 году Рок Бриннер впервые приехал во Владивосток и с тех пор ежегодно бывает на родине отца. Посещает семейный склеп Бринеров; Дальнегорск (Тетюхе), где находятся бринеровские рудники; ездит по железной дороге, построенной Юлием Бринером; наведывается на мыс Бринера в Рудной Пристани. Рок написал огромный труд о семье Бринеров «Империя и одиссея: Бринеры на Дальнем Востоке России и за его пределами».
Возвращаясь к актёру Бриннеру, отметим: первую роль в кино он сыграл лишь в 30-летнем возрасте. То был фильм «Порт Нью-Йорк». Затем – работа над фильмом «Десять заповедей» и роль фараона Рамзеса II. Критика неистовствовала, отмечая сильный голос актёра, скульптурное его тело, грацию танцовщика, а главное - неотразимый мужской магнетизм. После шумного успеха третьего фильма с его участием (уже упомянутая экранизация мюзикла «Король и я») Юл становится кинозвездой первой величины. Да ещё и оскароносной. Заодно - и главным секс символом Голливуда. По Соединённым Штатам прокатилась женская волна юломании. Мало того, почти все известные актрисы американской кинофабрики грёз как по команде влюбились в неотразимого «русского цыгана». Брак с Глимор, до сих на ладан дышащий, приказал долго жить. Вирджиния, эта «первая звезда фильмов второго сорта», никогда больше не выйдет замуж. Юл женится ещё трижды.
Успех мюзикла «Король и я» (Бриннер сыграл его 4633 раза!) поднял популярность актёра на невиданную доселе высоту даже по невероятным меркам Голливуда. Приглашения в кино посыпались, как из рога изобилия. В 1956 году Юл сыграл полковника Бунина в фильме «Анастасия» о якобы уцелевшей после расстрела дочери последнего русского императора Николая II. Примечательно, что снимал картину выходец из Российской империи Анатоль Литвак, а в главную роль исполнила выдающаяся шведская киноактриса Ингрид Бергман. И, конечно же, между ними вспыхнул вулканический роман. Мешало лишь одно неудобство: у Юла уже была пылкая любовница… Марлен Дитрих. Следующий фильм в творческой биографии Бриннера - «Соломон и царица Савская». И – очередная любовница мирового ранга Джина Лоллобриджида. Плюс бонус – первый миллион долларов за роль. Ну а дальше сучилась эпопея с «Великолепной семёркой», о которой уже говорено.
Триумф от «великого вестерна всех времён и народов» Бриннеру омрачило чрезвычайно трагическое обстоятельство: смертельное заболевание сестры Веры. У неё обнаружилась злокачественная опухоль молочной железы. От сильных болей спасали только лошадиные дозы морфия. Узнав об этом горе, Юл бросил все дела и прилетел к сестре в Нью-Йорк. Сын Рок так описал их долгожданную встречу: «Много часов он держал её за руку, мягко гладил, и они вспоминали детство и веселые парижские деньки. Наружу вышло всё самое нежное и благородное в отце, и он просил у сестры прощение за долгие годы молчания, а та, умирая, прощала его. Теперь меж ними не осталось обид, – лишь нежность родных душ».
Рассказываю об этом трогательном примирении вовсе не для того, чтобы разжалобить чьи-то податливые сердца. Тут нам важно уяснить другое. В трудных жизненных ситуациях раскрывалась настоящая натура Юла Бриннера, та самая непостижимая русская душа, над разгадкой которой безуспешно бьётся весь остальной мир. И всякая такая цыганщина, которую западные культурологи пытаются выдать за истинное содержание личности великого актёра Бриннера, отлетает как плевелы от зёрен. Остаётся крепкий русский стержень дальневосточного мужика. Лишнее доказательство сказанному – смерть Юлия Борисовича.
Во время гастролей в Сан-Франциско Бриннер почувствовал сильное недомогание и впервые за многие годы обратился к медикам. Те обнаружили рак лёгкого. Ещё бы, Юл выкуривал до трёх пачек сигарет в день. Болезнь оказалась столь прогрессирующей, что её уже невозможно было остановить. Актёр испытывал страшные боли, однако продолжал выступать. И никто, кроме его партнёров по сцене, не знал, какие муки он при этом испытывает. Когда боль стала уже просто невыносимой, Бриннер пошёл на телевидение и попросил снять его обращение к таким, как сам, заядлым курильщикам. Сидя перед телекамерой, он говорил так проникновенно и вдохновенно, как ни в одном из своих фильмов и спектаклей: «Сейчас, когда меня уже больше нет в живых, предупреждаю вас: не курите. Что бы вы ни делали, только не курение. Если бы я мог вернуться назад и бросить курить, не было бы повода обсуждать мой рак. Я в этом глубоко убеждён».
В день смерти Юла Бриннера это его обращение появилось на телеэкранах Америки. Молва утверждает, что к посмертному призыву одного из самых популярных актёров ХХ века прислушались более трети курильщиков Соединённых Штатов…
Мне остаётся лишь добавить что по улице Алеутская 15 во Владивостоке установлена мемориальная доска. Напротив него – памятник самому знаменитому русскому актёру Голливуда Юлию Борисовичу Бриннеру. Гражданину Советского Союза, а значит и России.

Михаил Захарчук
13 октября 2015 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
7 апреля
вторник
2020

В этот день:

День памяти погибших подводников

7 апреля 1989 года в Норвежском море затонула советская атомная подводная лодка «Комсомолец». Погибло 42 человека из 69 подводников, находившихся на борту.

День памяти погибших подводников

7 апреля 1989 года в Норвежском море затонула советская атомная подводная лодка «Комсомолец». Погибло 42 человека из 69 подводников, находившихся на борту.

АПЛ «Комсомолец» была спущена на воду 9 мая 1983 года. По своим тактико-техническим характеристикам атомная подводная лодка этого класса опередила время , по данным экспертов, примерно на четверть века: сверхпрочный корпус из титана, более 1000-метровая глубина погружения (ей принадлежит абсолютный рекорд по глубине погружения среди подводных лодок — 1027 метров), подводное водоизмещение 8500 тонн, скорость хода более 30 узлов, полная недосягаемость для любого оружия того времени.
Трагедия произошла 7 апреля 1989 года в Норвежском море, когда подводная лодка К-278 «Комсомолец» возвращалась с боевой службы. На ней возник пожар, приведший к потере плавучести и погружению на дно.
В мае 1989 года был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР «О награждении орденом Красного Знамени членов экипажа подводной лодки «Комсомолец». Приказом Главнокомандующего ВМФ СССР от 19 декабря 1995 года дата 7 апреля объявлена Днем памяти подводников, погибших при исполнении воинского долга.

На момент катастрофы атомной подводной лодке «Комсомолец» было всего чуть более пяти лет. АПЛ К-278 была построена в Северодвинске и спущена на воду в августе 1983 года. Субмарина отличалась прекрасными по тем временам характеристиками, имела сверхпрочный корпус из титана, позволявший лодке погружаться на 1020 метров. Лодка была вооружена шестью торпедными аппаратами. В 1984 г. К-278 включили в состав Северного флота, а в феврале 1989 года, за два месяца до гибели, приказом главкома ВМФ СССР АПЛ К-278 получила наименование «Комсомолец».
В апреле 1989 года атомная подводная лодка возвращалась с боевого дежурства в нейтральных водах Норвежского моря. 7 апреля в одном из отсеков субмарины начался пожар, отсек выгорел полностью, вследствие чего разгерметизировались системы сжатого воздуха. Экипаж «Комсомольца» сражался за жизнь свою и лодки в течение шести часов после всплытия. Но спастись морякам так и не удалось. Разгерметизация корпуса подводной лодки и поступление забортной воды привели к затоплению отсеков и, в конечном итоге, к затоплению самой лодки. Подводная лодка «Комсомолец» затонула на глубине 1680 метров в 180 километрах к юго-западу от острова Медвежий.
В результате катастрофы погибло 42 моряка — большая часть экипажа субмарины, состоявшего из 69 человек. Среди погибших был и командир подводной лодки капитан первого ранга Евгений Ванин. Тридцать три подводника упокоились на дне Норвежского моря, лишь девять тел удалось поднять и похоронить на берегу. Еще 27 подводников были спасены прибывшей к месту крушения лодки плавучей базой рыбопромыслового флота «А.Хлобыстов». И погибшие (посмертно), и спасшиеся моряки были удостоены ордена Красного Знамени за проявленные в критической ситуации мужество и героизм.
Имена моряков, погибших в результате катастрофы на «Комсомольце», увековечены на специальной мемориальной доске, которая установлена в Николо-Богоявленском морском соборе. Там находятся доски в память о погибших моряках с других подводных лодок. Ведь не только «Комсомолец» трагически завершил свое существование. Российский военно-морской флот за историю его подводных сил потерял немало субмарин. Одни подводные лодки погибли в годы Великой Отечественной войны от действий противника, другие затонули по разным причинам уже в мирное время.
За более чем сто лет существования российского подводного флота можно назвать немало катастроф, в которых российские и советские субмарины гибли, часто вместе с экипажами. Первая в отечественной истории катастрофа подводной лодки произошла 29 июня 1904 года. Во время учебного погружения затонула боевая подводная лодка «Дельфин». Тогда погибли 24 матроса и исполнявший обязанности командира подводной лодки лейтенант Анатолий Черкасов. Еще 12 членам экипажа удалось спастись.
Серьезными испытаниями для отечественного подводного флота стали Первая и Вторая мировые войны, в которых российские и советские подводники принимали самое активное участие. Уже во время Первой мировой войны подводный флот участвовал в морских сражениях, погибло 29 подводных лодок (вместе с данными по Гражданской войне).
В годы Великой Отечественной войны советский подводный флот лишился 101 подводной лодки. В послевоенный период отечественной истории главной причиной гибели советских, а затем и российских подводных кораблей оставались пожары, взрывы, технические неисправности, попадание воды в подводную лодку.
Подводник – это та профессия, представители которой и в мирное время ходят в боевые походы и ежедневно, находясь в море, рискуют своими жизнями. Не счесть, сколько матросов и старшин, мичманов и офицеров советского и российского подводного флота уже в мирное время не вернулись из походов. Так, 8 марта 1968 года, более пятидесяти лет назад, погибла советская дизельная подводная лодка К-129, входившая в состав Тихоокеанского флота СССР. Погиб весь экипаж субмарины – 98 человек, в том числе и командир подводной лодки капитан 1-го ранга Владимир Иванович Кобзарь.
12 апреля 1970 года, в Атлантическом океане, а если быть точным – в Бискайском заливе, на глубине более 4500 метров затонула советская атомная подводная лодка К-8, возвращавшаяся на базу с учений «Океан». Катастрофа с К-8 стала первой потерей молодого советского атомного подводного флота. Субмарина погибла в результате пожара, который вспыхнул одновременно в нескольких отсеках подводной лодки.
По счастливой случайности, несмотря на сильный шторм, на помощь подводникам подоспел болгарский теплоход «Авиор». В результате спасательной операции удалось спасти менее половины экипажа. Тогда, в катастрофе К-8, погибли 52 подводника, включая и командира субмарины. Командиру подводной лодки капитану 2-го ранга Всеволоду Борисовичу Бессонову было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
Экипажу атомной подводной лодки К-219, входившей в состав Краснознаменного Северного флота, повезло больше. 4 сентября 1986 года К-219 вышла из порта Гаджиево, к которому была приписана, в сторону побережья США. Там лодке предстояло нести патрульную службу. На борту субмарины находилось 15 ядерных ракет. Командовал подводной лодкой в ее последнем походе капитан 2-го ранга Игорь Британов.
Вскоре после погружения в ракетном отсеке открылась течь, но офицер по ракетному вооружению не доложил об этом командиру лодки, боясь понести ответственность за возвращение субмарины на базу. 3 октября 1986 года на подводной лодке К-219 произошёл взрыв баллистической ракеты в одной из шахт. Матрос Сергей Преминин смог вручную опустить компенсирующие решетки в помещении реактора, ценой собственной жизни предотвратив масштабную ядерную катастрофу. Атомная подводная лодка К-219 затонула 6 октября 1986 года. Большую часть экипажа субмарины удалось спасти. Погибли четыре человека – капитан 3-го ранга Александр Петрачков, командовавший БЧ-2 субмарины, матросы Сергей Преминин, Николай Смаглюк, машинист Игорь Харченко. Уже после возвращения в Советский Союз умерли еще четыре человека – капитан 3-го ранга В. Марков, капитан-лейтенант В.Карпачев, капитан 2-го ранга И.Красильников, старшина 1-й статьи Р. Садаускас.
12 августа 2000 года в Баренцевом море произошла новая страшная катастрофа – погибла атомная подводная лодка К-141 «Курск», входившая в состав Северного флота ВМФ России. За два дня до гибели, 10 августа 2000 года, субмарина вышла в море для выполнения своего последнего, как оказалось, учебно-боевого задания.
Командовал подводной лодкой капитан 1-го ранга Геннадий Петрович Лячин – опытнейший моряк, принявший свою первую подводную лодку еще в 1988 году – за двенадцать лет до трагедии «Курска». Впоследствии, уже после катастрофы, Геннадий Петрович посмертно был награжден высоким званием Героя Российской Федерации.
Во время нахождения в море 12 августа на атомной подводной лодке прогремел взрыв, после чего начался пожар. Он привел к детонации боезапаса и разрушению нескольких отсеков субмарины, вследствие чего «Курск» затонул. Весь экипаж «Курска» — 118 человек – погиб. Не спасся никто!
В День памяти моряков-подводников вспомним еще раз всех мужественных и достойных людей, отдавших свои жизни, находясь на службе Отечеству. Вечная им память, героям прошлого и настоящего!

Источник: https://topwar.ru/156404-den-pamjati-pogibshih-podvodnikov.html

 

 

 

Протест милиционера

7 апреля 1998 года милиционер из Якутска Виктор ГУЖОВ забаррикадировался в 525-м номере гостиницы «Центральная» на Тверской улице в Москве и, заявив о захвате заложников, потребовал встречи с министром внутренних дел.

Протест милиционера

7 апреля 1998 года милиционер из Якутска Виктор ГУЖОВ забаррикадировался в 525-м номере гостиницы «Центральная» на Тверской улице в Москве и, заявив о захвате заложников, потребовал встречи с министром внутренних дел.

После штурма номера ни заложников, ни оружия обнаружено не было. Милиционер требовал обратить внимание на коррупцию в МВД.
Похоже, так до сих пор и не обратили...

Летчик-снайпер Валентин Падалка

7 апреля 1960 года родился Валентин Падалка, российский военный деятель, полковник ВВС, Герой Российской Федерации, лётчик высшей категории с квалификацией «лётчик-снайпер».

Летчик-снайпер Валентин Падалка

7 апреля 1960 года родился Валентин Падалка, российский военный деятель, полковник ВВС, Герой Российской Федерации, лётчик высшей категории с квалификацией «лётчик-снайпер».

Удостоен звания «Заслуженный военный лётчик Российской Федерации».

Участвовал в боевых действиях в Афганистане, в Чечне. Звание Героя Российской Федерации получил за спасение детей, захваченных в заложники чеченскими бандитами.

 

Последний бой лейтенанта Сергея Амосова

7 апреля 1994 года лейтенанту Амосову Сергею Анатольевичу "За мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в республике Афганистан присвоено посмертно звание Героя Российской Федерации".

Последний бой лейтенанта Сергея Амосова

7 апреля 1994 года лейтенанту Амосову Сергею Анатольевичу "За мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в республике Афганистан присвоено посмертно звание Героя Российской Федерации".

Сергей Анатольевич Амосов в Вооруженных Силах СССР с августа 1977 года. Окончил с отличием Новосибирское высшее военно-политическое общевойсковое училище имени 60-летия Великого Октября в 1981 году. Служил в 59-м мотострелковом полку Сибирского военного округа. С мая 1982 года служил в составе Ограниченного контингента советских войск в Демократической Республике Афганистан. Был заместителем командира по политической части 7-й роты 66-й отдельной мотострелковой бригады 40-й армии. Принимал участие в 10 крупномасштабных боевых операциях и в десятках разведвыходов. За личное мужество в боях награждён орденом.

Из наградного листа о присвоении звания Герой Советского Союза: "16 мая 1983 года мотострелковый батальон совместно с приданными частями афганской армии выдвинулся в район ущелья Ганджгал (провинция Кунар) для блокирования замеченной в том районе крупной банды душманов. Группе лейтенанта Амосова была поставлена задача обеспечивать действия батальона с левого фланга. Группа из 17 человек была атакована превосходящими силами. В ходе боя лейтенант Амосов умело руководил боем, находился на самых сложных участках...погиб смертью храбрых".

Указом Президента Российской Федерации № 673 от 7 апреля 1994 года лейтенанту Амосову Сергею Анатольевичу "За мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в республике Афганистан присвоено посмертно звание Героя Российской Федерации".

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии