RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Второе рождение истребителя Соколова
24 апреля 2013 г.

Второе рождение истребителя Соколова

С перебитыми ногами он покорил Северный полюс и продолжал летать на МиГах
Русский Благовест
7 апреля 2016 г.

Русский Благовест

7 апреля 2010 года родилась «Русская народная линия».
Создатель ядерного щита
19 марта 2016 г.

Создатель ядерного щита

19 марта 2016 года ушел из жизни выдающийся деятель оборонно-промышленного комплекса, доктор технических наук, профессор, Герой социалистического труда Аркадий Адамович Бриш
Молодец, Лукашенко!
18 августа 2018 г.

Молодец, Лукашенко!

В Белоруссии изгнано правительство, которое плохо занималось экономикой и социалкой
«Ночные волки» и подлые шакалы
20 августа 2014 г.

«Ночные волки» и подлые шакалы

Писатель Александр Проханов — о героизме и предательстве, так называемой, творческой элиты России
Главная » Герои нашего времени » Жизнь и приключения полковника Сенкевича

Жизнь и приключения полковника Сенкевича

4 марта 2017 года - 80 лет выдающемуся советскому путешественнику

Об этом необычном человеке рассказывает наш постоянный автор, который был хорошо знаком с Юрием Александровичем.
Жизнь и приключения полковника Сенкевича

В 1982 году народный артист СССР К.Ю.Лавров получил Ленинскую премию за исполнение роли В. И. Ленина в спектакле «Перечитывая заново…» на сцене Ленинградского Большого драматического театра имени М. Горького. Отметить это славное событие с друзьями-москвичами Кирилл Юрьевич решил в Малом зале старого Дома актёров ещё на улице Горького. Узнав об этом мероприятии, я взял бутылку шампанского, как часовые берут карабин, строевым шагом прошёл к сцене и громко попросил у собравшихся три с половиной (!) минуты внимания. Голос у меня, конечно, не такой сильный, как у Ричарда Львиное Сердце, от рыка которого приседали кони. Но хорошо подвыпивших гостей Лаврова умолкнуть я заставил. И в полной тишине произнёс здравицу в честь лауреата, который в моём капитанском звании служил в авиации на Дальнем Востоке. Реконструировать тот свой спич или хотя бы что-то внятное из него вспомнить не пытаюсь. Это невозможно сразу по двум очень существенным причинам: я был тоже слегка навеселе (а иначе бы вряд ли решился на подобное), и с тех пор прошло уже тридцать лет. Но, надо полагать, не самую отъявленную ересь я «глаголил», рассказывая, присутствующим о военной биографии артиста, если ровно через три с половиной минуты сорвал приличные аплодисменты. Алексей Баталов подошел к Лаврову, смачно расцеловал того и прочувствовано сказал:

 

- Спасибо тебе, Кирюша, за такую оригинальную точку в нашей сегодняшней встрече. Это, право, весьма необычно!

 

Изумленный Кирилл Юрьевич начал клясться и божиться, что он «ни сном, ни духом», что он «впервые в жизни меня видит». И то была сущая правда, но никто ему не поверил, а ко мне вдруг все потеряли всякий интерес. Отойдя в сторонку, я двумя руками, чтобы не расплескать содержимое, поднёс фужер шампанского ко рту. И в это время сзади себя услышал до боли знакомый бас: «Эк, ты, капитан, разволновался!». Передо мной стоял Юрий Сенкевич. Что-то я ему пролепетал тогда насчёт необычности звездной компании (Лавров действительно собрал у себя весь столичный бомонд), насчет собственной врожденной повышенной возбудимости. Добавив при этом, что, мол, хорошо вам судить при вашей-то известности, а я ведь впервые в жизни выступил перед такой звёздной публикой.

 

- Между прочим, я до сих пор боюсь телекамеры, - неожиданно признался Юрий Александрович. И тут уже наступил черёд мне удивляться:

 

- Неужели же вы не свыклись с тем, что являетесь всесоюзной и мировой знаменитостью?

 

- Просто я нормально отношусь к этому факту. Популярность никогда ещё никому не вредила, и те, кто на неё жалуются, кривят душой. Но вот я искренне убеждён: человек кончается тогда, когда начинает думать о себе в третьем лице, тем более, когда начинает кичиться своей известностью. Тут - пиши пропало. Он уже ничего хорошего людям больше не сделает, потому что сознательно или подспудно, что одно и то же, ставит себя выше других...

 

Мы ещё о чём-то говорили. Потом подошёл Кирилл Юрьевич, поблагодарил меня за оригинальный кунштюк, скрасивший вечер:

 

- Если желаете, поедем на вокзал. Посидим ещё в «Стреле» «на дорожку»…

 

Надо ли говорить, с какой радостью я согласился. На Ленинградский вокзал мы ехали с Сенкевичем в одной машине. Расстались потом далеко за полночь, обменявшись телефонами. Верен принципу ковать железо, покуда оно горячее, я на следующий день прибыл в Институт медико-биологических проблем, тем более, что располагался он невдалеке от редакции моей газеты «Красная звезда». Ясное дело: намеревался взять интервью у Сенкевича.

 

Удивительно, но передо мной сидел совершенно другой человек, нежели тот, с которым мы вчера так замечательно, почти по-дружески общались. Отвечал кратко, односложно, нехотя. Про себя я подивился столь разительной перемене в поведении Сенкевича и, откровенно, списал её на похмельный синдром. Все оказалось проще. У зятя Юрия Александровича сломался автомобиль. Отдал ему «Жигули». Есть «Волга», но на ней ездить нельзя: «сдох» аккумулятора. «И пришлось, мне, в кои-то годы, спуститься в метро».

 

Эка невидаль коробка с кислотой и свинцом. Как я, человек, столь же далекий от автодела, как Остап Бендер, мог пообещать телеведущему раздобыть батарею,- понятия о том не имею. Но с бендеровским же апломбом сделал это. А надо заметить читателю, что в начале восьмидесятых самым стойким явлением в СССР являлся дефицит на всё, что нужно было для жизни. Для смерти, кстати, тоже. Но автомобильный дефицит представлял собой нечто запредельное. Ведь не существовало ещё ни магазинов, ни сервисов. Поэтому печаль Сенкевича произросла не на пустом месте. Тогда даже за очень хорошие деньги проблематично было достать автомобильное электричество. Все это я оценил, когда вплотную занялся добычей аккумулятора. И, тем не менее, вместе с другом Витей Родиным проблему мы решили. Сенкевич на радостях выставил магарыч.

 

О чём было то первое интервью с Сенкевичем (потом я писал о нём раз тридцать или сорок)? О том, что родился Юра в Монголии, где работали родители-врачи. Случилось это весной 1937 года. Окончил в Ленинграде мужскую школу №107. Затем в Военно-медицинской академии выучился на «врача по авиационной и космической медицине». Но прежде, чем заняться космическими делами, послужил пару лет начальником медпункта в/ч 14443. С лета 1965 года – младший научный сотрудник лаборатории «А» отдела №28 сектора №10 Института медико-биологических проблем (ИМБП), почтовый ящик 3452. Занимался экспериментами на борту биоспутника «Космос-110», по программам «Союз». Год провёл в составе 12-й советской антарктической экспедиции на станции «Восток». Прошёл спецподготовку для полётов в космос, но в отряд космонавтов не попал по здоровью – подвела кардиограмма сердца. В 1969 году в качестве врача-исследователя вместе с норвежским путешественником Туром Хейердалом совершил путешествие на папирусной лодке «Ра», неудачно закончившееся вблизи острова Барбадос. Через год плавал на лодке «Ра-2». В 1978 - 1979 годах в составе команды Т.Хейердала путешествовал в Индийском океане на папирусной лодке «Тигрис» врачом экипажа. Затем принимал участие в медицинском обеспечении экспедиции на Северный полюс. Покорял Эверест. С осени 1973 года - ведущий телепередачи «Клуб кинопутешествий».

 

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

А.Костенко 04.03.2017 в 17:56 # Ответить
Даже по прошествии стольких лет после ухода Юрия Сенкевича свет, который он излучал в изобилии, не рассеялся бесследно. Уже от одного упоминания имени этого неординарного во всех отношениях человека как-то светлее на душе становится.
Подобные публикации украшают сайт, делают его ещё более востребованным и популярным.
Поздравляю автора с очередной творческой удачей!
Андрей 04.03.2017 в 22:53 # Ответить
Как всегда, с большим удовольствием прочитал очерк Михаила Захарчука! Открыл для себя ранее неизвестные факты биографии Юрия Сенкевича. Спасибо!
Татьяна П. 05.03.2017 в 16:51 # Ответить
С грустной улыбкой прочла очерк Михаила Александровича.
Телепередача «Клуб кинопутешествий» была моей любимой.
Всегда восхищалась и сейчас восхищаюсь первопроходцами. Меня покоряют их смелость, бесстрашие, отвага.
Следила за ходом путешествия на папирусной лодке Ра.
И сейчас эти имена – Тур Хейердал и Юрий Сенкевич звучат, как далёкое и незабываемое, то, что мы очень хорошо знали, за что переживали. Это было событие, за которым следили люди всего мира.
Юрий Александрович Сенкевич был для моего поколения одним из когорты отважных исследователей, располагающим к себе телеведущим. Ему всегда верилось на слово.
С его уходом исчезло навсегда что-то очень родное, дорогое, чего сейчас не хватает. Светлая ему память.
Он - гордость наша.
Надо снимать о его жизни хорошие фильмы. Только без спец-эффектов. Он сам был уникален.
И его жизнь – это подвиг служения отечеству, науке, человечеству.
В.Леонидов 08.03.2017 в 10:50 # Ответить
Прочитал с удовольствием. Особенно ценно, что очерк Захарчука наполнен не какими-то общеизвестными фактами, а впечатлениями от личного общения с этим весьма неординарным человеком. Большинство у нас в стране знало его, как эдакого добродушного телеведущего, увлекательно рассказывающего о дальних странах, но это видимость, а вообще-то это был куда более сложный и многогранный человек с не очень-то простым характером. Из материала это хорошо видно. Спасибо!

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
1 июня
понедельник
2020

В этот день:

Орден Александра Невского

1 июня 1725 года Екатериной I учрежден орден Александра Невского. Он стал третьим российским орденом после ордена Св. Андрея Первозванного и женского ордена Св. Великомученицы Екатерины.

Орден Александра Невского

1 июня 1725 года Екатериной I учрежден орден Александра Невского. Он стал третьим российским орденом после ордена Св. Андрея Первозванного и женского ордена Св. Великомученицы Екатерины.

Знак ордена представлял собой четырёхконечный прямой крест с расширяющимися концами и характерными двуглавыми орлами, помещёнными между концами креста. В центре креста располагался круглый медальон с изображением конной фигуры Александра Невского. Также к знакам ордена относилась серебряная восьмилучевая звезда с девизом ордена «ЗА ТРУДЫ И ОТЕЧЕСТВО»

Как государственная награда орден был упразднён в 1917 году. 29 июля 1942 года в СССР был учреждён новый орден Александра Невского для награждения командного состава Красной Армии. После распада Советского Союза орден был сохранён в системе государственных наград Российской Федерации постановлением Верховного Совета от 20 марта 1992 года, однако до 2010 года награждения им не производились. 7 сентября 2010 года указом Президента России учреждён новый статут и описание ордена. Знак ордена Александра Невского Российской Федерации воспроизводит дизайн дореволюционного ордена.

 

Один из отцов «Катюши»

1 июня 1894 года родился Анатолий Аркадьевич БЛАГОНРАВОВ (умер 04.02.1975), академик, генерал-лейтенант артиллерии, один из создателей знаменитой «Катюши».

Космонавт Георгий Добровольский

1 июня 1928 года родился Георгий Тимофеевич ДОБРОВОЛЬСКИЙ (погиб 30.06.1971), летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза (посмертно).

Космонавт Георгий Добровольский

1 июня 1928 года родился Георгий Тимофеевич ДОБРОВОЛЬСКИЙ (погиб 30.06.1971), летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза (посмертно).

Из рабочих. Рос без отца. В годы Великой Отечественной войны находился в Одессе, которая была оккупирована немецко-фашистскими войсками. Пятнадцатилетним подростком решил бороться с оккупантами. Достал оружие, но был схвачен полицией. За хранение револьвера «в пригодном для действия состоянии» фашистским военно-полевым судом 22 февраля 1944 года был приговорен к 25 годам каторжных работ. Бежал. Скрывался. После освобождения Одессы поступил в Одесскую специальную школу ВВС. Летал на самолетах различных типов: Яки, МиГи, Ла и другие. В служебной характеристике появилась редкая для казенного лексикона фраза: «Летает с упоением». С 1963 года в Центре подготовки космонавтов. Прошел полный курс подготовки к космическим полетам на кораблях типа Союз. Проходил подготовку по советской «лунной» программе. Входил в экипаж поддержки при полете космического корабля Союз-10 (апрель 1971 года). 6 - 29 июня 1971 года совершил космический полет в качестве командира космического корабля Союз-11 и орбитальной космической станции Салют-1. Полет продолжался 23 суток 18 часов 21 минуту 43 секунду. При возвращении на Землю из-за нарушения герметичности спускаемого аппарата экипаж космического корабля Союз-11 погиб.

День рождения Военно-транспортной авиации

1 июня 1931 года в Красном воздушном флоте был сформирован первый опытный отряд . транспортных самолетов, куда вошли 12 ТБ-3 и 10 машин Р-5. Эта дата считается Днем рождения ВТА.

День рождения Военно-транспортной авиации

1 июня 1931 года в Красном воздушном флоте был сформирован первый опытный отряд . транспортных самолетов, куда вошли 12 ТБ-3 и 10 машин Р-5. Эта дата считается Днем рождения ВТА.

Уже в 1932 году такие авиамотоотряды созданы в Московском, Ленинградском, Украинском и Белорусском военных округах. Военно-транспортная авиация сразу начала обретать навыки массовых десантов. В 1934 году на территории Белорусского военного округа ТБ-3 выбросили в тыл врага 900 вооруженных бойцов. Через год, уже на других учениях, число парашютистов возросло до двух тысяч, а потом и до шести тысяч бойцов.
За годы Великой Отечественной войны советская авиация совершила в зоне боевых действий 5,400,000 самолетовылетов. Из них 1,700,000 приходится на транспортные самолеты.
В ходе войны были созданы и запущены в серийное производство новые военно-транспортные самолеты Як-6 и Ще-2, предельно простые и технологичные, в максимальной степени отвечающие условиям производства военного времени. Продолжался и серийный выпуск самого массового отечественного ВТС 1940-х годов — Ля-2 (всего за годы Великой Отечественной войны ВВС было передано 1214 самолетов этого типа). Велась постройка и десантных планеров А-7, Г-11, КЦ-20 и БДП-2. Однако в годы войны планеры не нашли в советских вооруженных силах широкого применения.
Сегодня Военно-транспортная авиация (ВТА) является средством Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и предназначена для решения стратегических (оперативно-стратегических), оперативных и оперативно-тактических задач на театрах военных действий (стратегических направлениях).
На вооружении соединений и частей ВТА состоят военно-транспортные самолеты Ил-76МД, Ан-26, Ан-22, Ан-124, Ан-12ПП, транспортные вертолеты Ми-8МТВ. Основными задачами соединений и частей ВТА являются: десантирование частей (подразделений) Воздушно-десантных войск из состава оперативных (оперативно-тактических) воздушных десантов; доставка вооружения, боеприпасов и материальных средств войскам, действующим в тылу противника; обеспечение маневра авиационных соединений и частей; перевозка войск, вооружения, боеприпасов и материальных средств; эвакуация раненых и больных, участие в миротворческих операциях.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии