RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

«Разговор двух сестёр» (Россия – Украине)
13 ноября 2016 г.

«Разговор двух сестёр» (Россия – Украине)

Публикуем новую песню поэта Бориса Лапченко и композитора Владимира Беляева (идея - композитора Михаила Шувалова)
Святое воинство в строю
22 июня 2018 г.

Святое воинство в строю

Накануне Дня памяти и скорби 22 июня постоянный автор и друг РГК московский поэт Игорь Гревцев прислал поэтическую подборку
НАТО – серийный убийца
15 апреля 2019 г.

НАТО – серийный убийца

В апреле 2019 года исполнилось 70 лет самому кровожадному военному союзу западных держав во главе с США
Допрос главного чекиста
8 июля 2016 г.

Допрос главного чекиста

8 июля 1918 года, по указанию Ленина, в собственном кабинете на Лубянке был задержан председатель ВЧК Феликс Дзержинский
Помянем Евгения Ряпова
3 марта 2018 г.

Помянем Евгения Ряпова

3 марта - девять дней как скончался русский поэт и меценат Евгений Михайлович Ряпов
Главная » Читальный зал » Высоцкий в погонах

Высоцкий в погонах

Автор книги «Босая душа или Каким я знал Высоцкого» поделился своими воспоминаниям

Всё, что связано с армией, защитой Отечества, было для барда в высшей степени священным понятием.
Высоцкий в погонах

Военные песни и стихи поэта - явление, не имеющее аналога в нашей, да и в мировой литературе. Ибо когда слушаешь и читаешь их, то трудно представить, что всё это создано человеком, не шагавшим трудными фронтовыми дорогами, не встречавшимся ежедневно со смертью, не ходившим в разведку за линию фронта, не высаживавшимся с морским десантом, не хоронившим боевых друзей, более того - ни дня не прослужившим в армии. Между тем, в этих песнях и стихах настолько предельно точно переданы мысли и чувства воинов, победивших в самой страшной войне, которую только знало человечество, что кажется поэт, не испытавший подобного, никогда бы не смог рассказать о минувшей войне столь убедительно. Но Высоцкий это сделал.


Когда отец Володи уходил на фронт, мальчику не исполнилось и четырех лет. Мог ли он помнить проводы отца? Нигде и никогда этой темы поэт не касался, но вопрос я поставил не из чистой умозрительности. Расставание с родным человеком, уходящим на войну, наверняка оставило какой-то энергетически-кодовый, подсознательный след в душе малыша. И, развивая эту мысль, берусь утверждать, что именно здесь лежит начало того вечного чувства вины, которое поэт потом всю жизнь испытывал перед старшим поколением за то, что опоздал родиться, не смог вовремя подставить плечо под великую тяжесть, выпавшую на долю Родины.
"Кто старше нас на четверть века, тот уже увидел близости и дали. Им повезло - и кровь, и дым и пот они понюхали, хлебнули, повидали".

Есть и ещё один, до чрезвычайности важный момент. Своё детство Володя провел в военном городке группы советских войск в Германии, где служил отец. И если прав был великий Толстой, утверждавший, что мировоззрение человека в главных его компонентах формируется исключительно в раннем детстве, то будем всегда помнить, что в детские годы рядом с Володей находились солдаты-фронтовики. И их глазами, в основном, мальчишка воспринимал весь окружающий мир, все императивные понятия о добре и зле. Потом они запечатлеются в стихах и в песнях.

Война задела Высоцкого своим смертным дыханием лишь слегка, опалив только самый краешек его биографии. И, тем не менее, он написал бесподобное по своему философскому осмыслению минувшей войны стихотворение "Мы вращаем землю". Такой поэтической высоты достиг разве что лишь С.Орлов со своим: "Его зарыли в шар земной, как будто в мавзолей". Но ведь Владимиром Семеновичем написаны еще: "Тот, который не стрелял", "Всю войну под завязку", "Из дорожного дневника", "Песня о моем старшине", "Черные бушлаты", "Высота", "Альпийские стрелки", "Расстрел горного эха", "Разведка боем", "Он не вернулся из боя", "Звезды", "Песня о госпитале", "Аисты", "Песня о новом времени", "Их восемь, нас двое. Расклад перед боем...", "Смерть истребителя", "Я полмира почти через злые бои...", "Песня о земле", "Сыновья уходят в бой", "Белый вальс", "Так случилось - мужчины ушли...", "Песня о конце войны", "Братские могилы", "Давно смолкли залпы орудий", "Штрафные батальоны", "Я вырос в ленинградскую блокаду", "Капитан", "Солдаты группы "Центр". И ещё, примерно, с полсотни песен, где напрямую или опосредовано решается всё та же военно-патриотическая тематика, к сожалению, напрочь вышедшая нынче из поэтической моды.


"Почему у меня так много военных песен? Почему я так часто возвращаюсь к военной теме, как будто все писать перестали, а я все, значит, долблю в одно место?- Во многих аудитория Высоцкий задавался подобным вопросом и всякий раз, отвечал, примерно, так.- Во-первых, нельзя об этом забывать. Война всегда будет нас волновать - это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю, и это никогда не забудется, и всегда к этому будут возвращаться все, кто в какой-то мере владеет пером. Во-вторых, у меня - военная семья. Я не воевал, это, конечно, невозможно по возрасту. И я не мог под Оршей выходить из окружения: я был маленький тогда, меня могли только выносить. Но у меня в семье есть погибшие, и большие потери есть, и те, кого догнали старые раны, кто умер от них, тоже есть. Отец у меня - военный связист. Прошёл всю войну. Он воевал в танковой армии генерала Лелюшенко. Мой дядя (в 1978 году его не стало) всю войну был в непосредственном соприкосновении с врагом. У него к 1943 году было три Боевых Красных знамени. То есть, он очень достойно вел себя во время войны. У нашей семьи было много друзей военных. Я в детстве часами слушал их рассказы и разговоры. Многое из этого я в своих песнях использовал. В третьих, мы - дети военных лет. Для нас это вообще никогда не забудется. Один человек метко заметил, что мы "довоевываем" в своих песнях. У всех нас совесть болит из-за того, что мы не приняли участия в этом беспримерном подвиге. Я вот отдаю дань этому времени своими песнями. Это очень почетная задача: писать о людях, которые воевали.

И самое главное, я считаю, что во время войны просто есть больше возможности, больше пространства для раскрытия человека - ярче он там раскрывается. Тут не соврешь, люди на войне всегда на грани, за секунду или за полчаса до смерти. Люди чисты, и поэтому про них всегда интересно писать. Я вообще стараюсь выбирать для своих песен людей, которые находятся в самой крайней ситуации, в момент риска, которые каждую следующую минуту могут заглянуть в лицо смерти, у которых что-то сломалось, произошло, в общем, короче говоря, людей, которые "вдоль обрыва, по над пропастью" или кричат: "Спасите наши души!" Но выкрикивают это как бы на последнем вздохе. И я их часто нахожу в тех временах. Мне кажется, просто их тогда было больше, ситуации были крайние. Тогда был возможность чаще проявлять эти качества: надежность, дружбу в прямом смысле слова, когда тебе друг прикрывает спину. Меня совсем не интересует, когда люди сидят, едят или отдыхают - я про них не пишу, только разве комедийные песни.

У меня не песни-ретроспекции: они написаны человеком, который войну не прошёл. Это песни-ассоциации. Если вы вдумаетесь и вслушаетесь, вы увидите, что их можно петь и теперь: просто взяты персонажи из тех времён, но все это могло случиться и здесь, сегодня. И написаны эти песни для людей, большинство из которых тоже не участвовали в этих событиях. Так я к ним и отношусь - это современные песни, которые писал человек, живущий сейчас. Они написаны на военном материале с прикидкой на прошлое, но вовсе не обязательно, что разговор в них идет только чисто о войне".


Подобных высказываний Высоцкого у меня собрано больше сотни. Он очень часто выступал в сугубо военных аудиториях, любил военную публику, вообще людей в форме, какой-то нежной, трогательной любовью. Читатель наверняка почувствовал, что все предыдущие рассуждения поэта касаются в первую очередь служивых: неважно, военнослужащие ли они, солдаты МВД или милиционеры. В равной степени его рассуждения могут относиться и к работникам транспорта, прокуратуры, лесничества. Все они - люди государственные и потому с точки зрения Высоцкого, как бы особенные. Его влечение к людям в форме не исчерпывалось чисто профессиональным интересом артиста, поэта, исполнителя. Нет, тут было нечто гораздо большее - воспоминания юности, осмысление пережитого им и страной, попытка с высоты прожитых лет и приобретенного опыта по-иному взглянуть на ту же воинскую службу, которую он всегда, повторяю, очень высоко ставил. И ещё, наверняка, было в его добром отношении к служивому человеку нечто такое, о чём сейчас не дано нам домыслить, представить, описать. Как всякий интеллигентный, воспитанный человек, Высоцкий, конечно же, ценил и уважал всякую профессию. Снобом он никогда не был. И всё-таки к военным у него было отношение особое. Отчасти я это чувствовал и на себе. Владимир Семенович в последние годы жизни очень придирчиво и строго относился к тем, кто искал его расположения. Знавшие его близко,- не дадут мне соврать. Тем, наверное, примечательным было его доброе расположение ко мне: сначала старшему лейтенанту, потом капитану. Ну, в самом же деле, не стану я ни себя, ни тем более его унижать предположением, что он терпел меня из-за того, что я починил однажды его дачное отопление. Хотя, если уж говорить до конца откровенно, то я рад был тогда вообще в денщиках у него ходить. Ей-Богу. Он это видел, прекрасно понимал, тем не менее, субординационной дистанции между нами не держал. Что опять же могут подтвердить многие ныне здравствующие таганковцы.


Однажды, "за рюмкой чая" я путанно и сбивчиво начал "объясняться в любви" Высоцкому даже не от себя лично, а как бы от всего офицерского корпуса Советского Союза. В том смысле, что вот, дескать, десятки, сотни тысяч офицеров даже "живьем" вас, в отличие от меня никогда не увидят, но я уверен, что восхищаются вами не меньше моего. А мне, вот повезло и могу вам сказать об этом. Он очень с доброй, замечательной своей улыбкой сказал, примерно, так: да ладно тебе, Мишаня, голенища мне надраивать. Естественно, я стушевался, а он через некоторое время уже на полном серьезе заметил, что вот-де служить ему хоть и не пришлось, о чем он всегда сожалеет, потому что всякий мужик должен армейскую лямку потянуть. Однако, если бы время его концертов, с которыми он выступал в армейских, флотских, пограничных, милицейских подразделениях сложить, то с учетом выходных, праздников и возможных самоволок на "послсрока государевой службы" (эти слова я точно помню!) наберется. А на большее он и не рассчитывает.


Безусловно, война и служба были для Высоцкого очень и очень многомерными, дорогими и глубокими понятиями. Его детская, не вполне осознанная тяга к рыцарству и героизму всегда одевалась для него в солдатскую шинель. И по-иному, как мы видим, быть не могло. Но в силу сложившихся причин и обстоятельств ему не пришлось фигурально носить эту шинель. (Во время сьемок фильма "Штрафной удар" Володя, выполняя сальто, упал с лошади, сильно повредил ногу и заработал на долгие годы перемежающуюся хромоту. Много времени боролся со своим недугом, можно сказать – поборол его. Никто даже вообразить себе не смог бы, что артист как бы обречен на хромоту. Но факт остается фактом: по состоянию здоровья Владимир Семенович не попал на срочную службу, хотя должен был по окончанию сьемок призваться на четыре года в Военно-Морской Флот).

Так вот, шинелька эта, образно говоря, всегда висела на гвозде в его творческой лаборатории. Виртуозно владея сарказмом и иронией, с успехом пользуясь ими при разработке самых различных тем, художник, тем не менее, ни разу не прибег к подобным приёмам при сочинении песен на военно-патриотическую тематику. Боль з несправедливо обиженных, досада на всякого рода недостатки, безобразия - были. Он часто и весьма критически отзывался о деятельности партийно-государственной верхушки. Конкретных примеров, увы, не помню, но что совершенно точно: Володя уже в те годы достаточно красочно пародировал Генсека. И, тем не менее, столь модного сегодня нигилизма, скептического ёрничания над армейскими порядками, не говоря уже о святых понятиях фронтового бытия,- Владимир Семенович никогда себе не позволял. (Кстати, очень сдержанно отнёсся к нашим военным действиям в Афганистане). При том, что изнанок армейской, флотской жизни он знавал предостаточно. (Отец закончил службу в должности заместителя начальника связи Войск ПВО, у него было много друзей из высшего эшелона военного ведомства). Но нет же, ни тени издевки никогда не скользнуло на его поэтическом облике, обращенном в сторону войны и службы. С позиций обыденной житейской логики это тем более удивительно, что тогдашнее руководство Вооруженными Силами, МВД категорически и напрочь не принимало и не признавало ничего сочиненного Высоцким, равно как и его самого. Многочисленные встречи, к примеру, с солдатской или матросской аудиторией проходили всегда или почти всегда, как говорится, несанкционированно, без ведом и разрешения вышестоящего командования, на страх и риск "офицеров из окопов" - так любил называть Владимир Семенович строевых командиров взводов, рот, батальонов. Можно только представить, какой же огромной любовью пользовался бард у фронтовиков и служивых людей, если, несмотря на все запреты и табу, они с такими завидными постоянством, охотой и радостью с ним встречались.


Интерес к войне, в широком смысле вообще к экстремальным, пограничным ситуациям, которые возможны в сфере человеческой деятельность (прежде всего - в боевых условиях) у Высоцкого никогда не остывал. Его естественное любопытство ко всему новому, неизведанному в этом смысле освящено истинным, а не показным, книжным патриотизмом, и потому всегда было искренним, бессребреным. С любым человеком в униформе, с фронтовиком особенно,- что меня больше всего поражало,- он никогда не общался из корыстных, пусть и творческих, побуждений. Вот, мол, вы мне расскажите о том-то и том-то, а я это, авось, когда-нибудь использую для своего дела. Ему просто был интересен военный, а тем более воевавший, его судьба, его воспоминания, впечатления. А пригодится ли это для творчества - Владимир Семенович о том никогда не загадывал. Видимо, поэтому никогда ничего не записывал. Во всяком случае, я никогда не видел, чтобы он помечал в книжечке или на бумаге чью-то фамилию, какой-либо эпизод, историю. Даже номера телефонов никогда не фиксировал, помня их великое множество. Но в нужный момент из глубин его действительно фантастической памяти, из недр его широкой, русской души появлялись нужные, единственно верные слова и мысли.


Не по собственной вине Высоцкий не успел на минувшую жестокую и страшную войну. Но свою жизнь, своё творчество он постоянно вольно или невольно соотносил с той легендарной, пороховой порой и страдал как бы от разности потенциалов. Мы, обычные люди, лишены подобного "недостатка". Что же касается Высоцкого, то именно такая "заряженность" давала ему возможность предельно правдиво, до мельчайших подробностей, с потрясающей искренностью воплощать образ защитника Отечества в кино, в театре, но особенно - в стихах и песнях.

По-разному решая в своем творчестве тему войны и мира, Высоцкий во многом перекликался с поэтами-фронтовиками и никогда не стыдился в том признаваться. О некоторых из них прямо говорил, как о своих духовных наставниках. О том же Окуджаве, к примеру. Тем не менее, в главном, что и определяет его вклад сугубо в военно-патриотическую тематику, он шёл, как истинный художник, своей собственной, единственной дорогой. Уникальное достоинство его творчества в том, что ни в одной роли, ни в одной песне, ни даже в поэтической строке он не стенал, не всхлипывал, не скулил с обреченной интеллигентностью, не ронял приличествующую моменту "скупую слезу" над минувшими подвигами, над солдатской самоотверженностью и поразительной жертвенностью. Все его поэтические чувства были самыми что ни на есть всамделишными, подлинными, как земля, вода и воздух над ними. Ни сочинений своих, ни ролей он не делал так, как у многих лицемерных творцов было принято. Во всех своих поступках и проявлениях чувств он всегда оставался естественным, земным человеком. У него гибель воина - это предельное или даже запредельное усилие отстоять свою правду, гонимое добро, истовую, но совершенно понятную, если не сермяжную справедливость. В его поэтических творениях герои уходят не на вечный покой слащавых праведников, а смертью своей как бы поправ смерть, продолжают жизнь, действуют, других зовут на подвиг. В таком ключе сочиняли многие. Но вот именно сочиняли. Высоцкий исторгал всё, о чём выше сказано из своей истерзанной, босой души. Ах, как нам не хватает сегодня именно таких поэтов!


Многие военные песни Высоцкого написаны им от имени личного местоимения "Я". И всё-таки в большинстве из них "Я" Высоцкого сменялось на "МЫ". В этом обобщенном "МЫ" - ещё более глубокое осмысление всенародного подвига во время той невиданной войны. Он никогда не был окрашен для поэта романтизмом подвигов героев-одиночек. Он понимал, поразительно ощущал, что война - прежде всего неимоверный, нечеловеческий труд, с которым вряд ли может сравниться любая сфера человеческой деятельности. Притом, труд как бы освященный великой, праведной и благой целью - Победой. Это, кстати, центральная тема всего его военного цикла и, в особенности, такого шедевра, как "Мы вращаем землю". В авторском исполнении этой песни (да нет, не песни - гимна, оды вооруженным защитникам Отечества!) зримость неимоверных коллективных усилий народа ради победы над врагом достигла потрясающей высоты и силы. Когда Высоцкий пел, а в рефрене "от себя, от себя", "на себя, на себя" переходил на самые высокие ноты, то в моем представлении (а я несколько раз слушал эту вещь в живом исполнении!) это всегда ассоциировалось со знаменитым припевом "Эх, ухнем!" из великой народной "Дубинушки".


Здесь нельзя не вспомнить и о том, что почти все свои патриотические вещи Высоцкий творил во времена, когда истинная картина минувшего искажалась и препарировалась всячески, когда пропагандой в ранг наивысшего, наиглавнейшего полководца всех времён и народов методично и планомерно выдвигался лишь в узком кругу военных известный в войну полковник. Лживая, фарисейская пропаганда сочинила ему такую биографию, на фоне которой меркли фронтовые заслуги маршалов, командовавших фронтами. Под него, увешанного всеми боевыми наградами государства, цинично и нагло подворачивалась вся история Великой Отечественной войны. Высоцкий знал её блестяще. Иной раз такие вещи рассказывал, о которых слыхом не слыхивали преподаватели военного искусства в моей академии. Он очень болезненно воспринимал все искривления, касающиеся истории в целом, войны, в частности. У меня даже создавалось такое впечатление, что ненормальности собственной творческой жизни он воспринимал с гораздо большим спокойствием. А может, это только мне так казалось.

О войне и армии Высоцкий писал предельно правдивые стихи, по жизненному достоверно воссоздавая своих героев на сцене и в кино. Это было так конкретно, материально, пластично, как будто бы сам он бывал на многих фронтах, почувствовал войну кожей, сердцем и душой. Уже не говорю о его потрясающих знаниях военных реалий, категорий, ситуаций, чем он постоянно ставил меня в тупик. "Сколько «кубарей» - (не кубиков!) было у командира взвода? Из скольких частей состоит взрыватель? Расшифруй ДШКМ". Такие и подобные вопросы он задавал не только мне, человеку военному – многим своим друзьям, знакомым. Как бы любил щегольнуть знанием военного дела и действительно знал его. В его стихах живут настоящей, полнокровной жизнью морские десантники, летчики, пехотинцы, сапёры, моряки, шоферы, милиционеры, пограничники, воины внутренних войск. Через их мироощущение он давал точные срезы совершенно специфических ситуаций даже... в космосе. У него почти не встречаются ошибки во всех сюжетах фронтовой солдатской жизни, будь то марш, подготовка к бою, сражение, отступление, погребение павших, ожидание друзей, фронтовой почты, несения караульной службы - фронтового бытия. Он прошёл своим уникальным голосом войну так, как никто до него и после него этого не делал и уже вряд ли сделает. Даже если бы Высоцкий ничего другого в своей жизни не написал, кроме своего военного цикла, то и в таком случае он бы своё имя обессмертил. По счастью, он сочинил и сыграл гораздо больше. Да и сочинил ли?


"Мне не довелось встретиться с живым Высоцким. Но когда с магнитофонной ленты звучит с детства знакомый хрипловатый голос, я ловлю себя на обжигающей мысли: неужели эти песни не обо мне, не о моих боевых товарищах, многие из которых погибли в Афгане? Неужели их автор сам не поднимался на заснеженный Саланг, не петлял по черным тропам с боевой вкладкой? Неужели не на тревожном ночном перевале в горах Гиндукуша возникли эти строки: "Сверкал закат, как сталь клинка..."? Наби Акрамов, Герой Советского Союза".

"Поначалу, как и подавляющее большинство людей, я думал, что автор этих песен - повидавший виды человек. А что фронтовик, так это уж само собой разумеется. Но потом случайно узнал: Высоцкий совсем молодой парень - в сыновья мне годится. В театре мы и познакомились. Договорились, что он споет для моих сослуживцев. Володя сдержал слово. И я впервые услышал его живого, не в записи. И был просто потрясен. Такая сила, такая мощь и в то же время столько души было в его песнях, что равнодушным к ним мог оставаться только очень уж безразличный человек. Я тогда сказал ему: "Ну, ты прям по-истребительски поешь!" А он ответил, что так его песни еще никто не оценивал. Да что я - жизнь оценила его песни по самому высокому счету. Других таких я не знаю». Иван Кожедуб, маршал авиации, трижды Герой Советского Союза.

 

Полковник в отставке Михаил Захарчук
26 января 2018 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
30 мая
суббота
2020

В этот день:

Основан Новочеркасск — столица Войска Донского

30 мая 1805 года был основан Новочеркасск как новая столица донского казачества.

Основан Новочеркасск — столица Войска Донского

30 мая 1805 года был основан Новочеркасск как новая столица донского казачества.

 До этого административный центр Войска Донского располагался в Черкасске (ныне станица Старочеркасская). Необходимость переноса столицы была вызвана ежегодным длительным затоплением Черкасска водами разливающегося весной Дона. Кроме того, сюда отсутствовали надёжные сухопутные подъездные пути.

23 августа 1804 года император Александр I подписал указ о строительстве новой донской столицы. На Дон прибыл имевший богатый опыт градостроительства инженер генерал-лейтенант Ф. П. Деволан с поручением царя: вместе с атаманом Платовым выбрать место для Новочеркасск был спроектирован в лучших традициях европейских образцов градостроительства. 18 (30 мая н.с.) 1805 года в день великого православного праздника Вознесения Господня состоялось историческое торжество закладки новой столицы Дона и войскового храма. В специально сооружённом склепе под собором замуровали «сребропозлащенную доску» с позолоченным гербом Войска Донского. Текст на пластине гласил: «Город войска Донского имянуемый Новый Черкасск, основан в царствование Государя Императора и самодержца Всероссийского Александра Первого, лета от Рождества Христова 1805 мая 18 дня, который до сего дня существовал 235 лет при береге Дона на острове от сего места прямо на юг разстоянием в 20 верстах под названием Черкасска».

 

Космонавт Алексей Леонов

30 мая 1934 года родился Алексей ЛЕОНОВ, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза.

Космонавт Алексей Леонов

30 мая 1934 года родился Алексей ЛЕОНОВ, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза.

 Он первым вышел в открытый космос (1965) и первым побывал на на орбите с американскими астронавтами (1975).

Советские партизаны посрамили «союзничков»

30 мая 1942 был создан Центральный штаб партизанского движения в СССР.

Советские партизаны посрамили «союзничков»

30 мая 1942 был создан Центральный штаб партизанского движения в СССР.

По данным германского генштаба, на 1 октября 1943 года борьбой против партизан, охраной военных объектов было занято около 52 дивизий. Для сравнения: после открытия второго фронта Гитлер выставил против наших союзников до 50 дивизий. По оценке Г.К. Жукова: «Командованию вражеских войск пришлось у себя в тылу фактически создавать второй фронт для борьбы с партизанами, на это отвлекались крупные силы войск. Это серьезно отразилось на общем состоянии германского фронта и, в конечном счете, на исходе войны».

Губернатор Новороссии князь Воронцов

30 мая (нов. ст.) 1782 года родился граф (с1845 года - князь) Михаил Семёнович Воронцов — русский государственный деятель, генерал-фельдмаршал, герой войны 1812 года.

Губернатор Новороссии князь Воронцов

30 мая (нов. ст.) 1782 года родился граф (с1845 года - князь) Михаил Семёнович Воронцов — русский государственный деятель, генерал-фельдмаршал, герой войны 1812 года.

В 1815-18 гг. командир русского оккупационного корпуса во Франции. В 1823—44 гг. новороссийский и бессарабский генерал-губернатор; в этой должности много способствовал хозяйственному развитию края, строительству Одессы и других городов. Заказчик и первый хозяин Алупкинского дворца. В 1844—1854 наместник на Кавказе.

День рождения Хабаровска

30 мая 1858 года основан военный пост Хабаровка, названный в честь русского землепроходца XVII века Ерофея Хабарова.

День рождения Хабаровска

30 мая 1858 года основан военный пост Хабаровка, названный в честь русского землепроходца XVII века Ерофея Хабарова.

С 1880 года — город Хабаровка, административный центр Приморской области, с 1884 года — административный центр Приамурского генерал-губернаторства.
В Хабаровск переименован в 1893 году. В ноябре 1922 в составе Дальневосточной республики вошёл в РСФСР. С 1926 года город являлся административным центром Дальневосточного края, с 1938 — Хабаровского края.
В 2002 году город получил статус центра Дальневосточного федерального округа, здесь также располагается федеральное Министерство по развитию Дальнего Востока, штаб Восточного военного округа и около 200 региональных органов федеральной власти и управления.
Город является столицей Дальнего Востока. Хабаровск — «Город воинской славы».

Гибель летчика-истребителя Бориса Сафонова

30 мая 1942 года погиб в бою первый в истории дважды Герой Советского Союза, заслуживший это звание в ходе Великой Отечественной войны.

Гибель летчика-истребителя Бориса Сафонова

30 мая 1942 года погиб в бою первый в истории дважды Герой Советского Союза, заслуживший это звание в ходе Великой Отечественной войны.

Борис Феоктистович Сафонов родился 26 августа 1915 года в селе Синявино Тульской губернии. В 1930 году вступил в комсомол, занимался в планёрной школе. Летом 1933 года после успешного окончания аэроклуба, Сафонов был направлен на учебу в Качинскую 1-ю военную школу лётчиков им. А. Ф. Мясникова. Затем служил в Белорусском военном округе. Когда создавалась авиация Северного флота, попросился туда. Был назначен на должность командира звена 1-й истребительной эскадрильи, летавшей на самолётах И-15бис. 29 апреля 1941 года на основе четырёх только что полученных с Горьковского завода № 21 истребителей И-16, в полку была сформирована 4-я истребительная эскадрилья, возглавил которую старший лейтенант Сафонов.

С началом Великой Отечественной войны он сразу отличился в воздушных боях, к январю 1942 года был награждён двумя орденами Красного Знамени (14 июля и 22 декабря 1941 года). 15 сентября 1941 года семёрка истребителей во главе с Сафоновым вступила в бой с 52 вражескими машинами. Итог боя — 13 сбитых вражеских самолётов, а наша семёрка вернулась на свой аэродром без потерь! 16 сентября того же года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Через месяц майор Сафонов возглавил вновь сформированный 78-й истребительный авиаполк, оснащенный британскими самолётами Hawker Hurricane. 22 января 1942 года Сафонов был награждён третьим орденом Красного Знамени, а в начале марта 1942 года за сотрудничество в рамках операции «Бенедикт» по оснащению советских ВВС британской авиатехникой, глава британской миссии генерал-лейтенант Макфорлан вручил ему высший авиационный орден Великобритании — Крест «За выдающиеся лётные заслуги».
30 мая 1942 года гвардии подполковник Б. Ф. Сафонов, будучи уже командиром 2-го гвардейского смешанного Краснознамённого авиаполка ВВС СФ, вылетел во главе звена истребителей на прикрытие каравана судов PQ-16, идущих к Мурманску. Во время боя с превосходящими силами противника звено распалось, и Сафонов остался в одиночестве. Он передал по радио, что сбил три бомбардировщика Ju 88, после чего связь с ним оборвалась.
Точная причина гибели Сафонова неизвестна. По одной из версий (позже объявленной официальной), его «Киттихаук» потерпел катастрофу из-за неполадок в моторе. Моряки с одного из кораблей видели, как одиночный «Киттихаук» перешёл в крутое пике, врезался в воду и быстро затонул.
Всего за время боевых действий Борис Сафонов совершил 234 боевых вылета, сбил лично 20 вражеских самолётов и 5 в группе. Среди его воспитанников — 13 Героев Советского Союза.
14 июня 1942 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ о награждении Б. Ф. Сафонова второй медалью «Золотая Звезда». Представление к награде было отослано ещё до смерти Сафонова. Произошло исключительное событие: впервые в ходе Великой Отечественной войны одному и тому же воину было вторично присвоено звание Героя Советского Союза.

 

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение