RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

«Святыни Русские»
16 сентября 2020 г.

«Святыни Русские»

Публикуем подборку стихов «Святыни Русские» из книги с одноименным названием постоянного автора и друга РГК Игоря Дмитриевича Гревцева
Пасхальная радость
4 мая 2020 г.

Пасхальная радость

Нет в мире причины, по которой бы Русь не воскресла…
Новое имя в Русской Поэзии
23 августа 2020 г.

Новое имя в Русской Поэзии

Представляем поэта из Калужской области Виктора Глущенко
Певец единой России
23 мая 2020 г.

Певец единой России

23 мая 1958 года на Кубани родился легендарный русский кобзарь и бандурист Василий Жданкин
Счастья вам, выпускники!
26 мая 2020 г.

Счастья вам, выпускники!

В эти дни в школах прозвенел последний звонок, выпускники готовятся к своему последнему школьному балу
Главная » Литературная гостиная поэта Игоря Гревцева » Догматика Святой Руси

Догматика Святой Руси

Мистические откровения о прошлом, настоящем и будущем России и мира в романе писателя и философа Валерия Степановича Миловатского «Руссия»

.
Догматика Святой Руси

Всему цивилизованному миру известно словосочетание «Святая Русь». Наши враги над ним с издевкой насмехаются. Для каждого же истинно русского человека оно священно.
Но что означает понятие «Святая Русь», пожалуй, никто не сможет объяснить вразумительно. До сих пор нет догматического, принятого Церковью, обоснования этому мистическому термину. Хотя на протяжении нескольких веков многие богословы и философы пытались это сделать. И только за последние сто лет их соборная работа начала приближаться к логическому завершению. Ибо, именно, в
XX веке и, особенно, в XXI веке понемногу стала приподниматься завеса над глубинным смыслом понятия «Святая Русь». Современным религиозным мыслителям начала Третьего тысячелетия сейчас открывается то, что было закрыто от их предшественников. Этому способствуют страшные (с человеческой точки зрения) события, происходящие в России последние 30 лет. Но это – с человеческой точки зрения. А есть еще Промысл Божий, который открывается немногим.
Сегодня я хочу познакомить читателей с одним из таких «немногих». Это
Валерий Степанович Миловатский – писатель, философ. По образованию биолог-биохимик. До недавнего времени работал старшим преподавателем Православного института Св. Иоанна Богослова (г. Москва). Автор нескольких серьезных научных работ. Но речь пойдет о его уникальном романе «Руссия». Русская литература, не говоря уже о европейской, ничего подобного не знала. Дело в том, что «Руссия» – это художественное произведении, и философский трактат, и религиозное прозрение одновременно. И, что самое главное, он представляет собой своего рода внецерковную (пока!) догматику Святой Руси. Роман начинается с беседы главного героя с мудрым старцем:
«- Батюшка, я о России, о ней хочу спросить, — ответил юноша, — что будет с ней?
- А о Боге не спросил: будет ли Он в России? Или, по-твоему, это не так важно?
- Батюшка, батюшка, я и об этом думал, да вот спросилось о России почему-то...
- То-то же! Важнее Бога ничего не может быть! Бог, и только Он, Россию в обиду не даст.
- Почему же она всё страдает и страдает?
Помолчав, старец сказал:
- Может быть, ты слышал: есть такая птица феникс?..
- Конечно, слышал. Но какое отношение она имеет к России? — юноша недоумевал.
- Воскреснет она!.. Это же страна жизни — как и не воскреснуть ей... А что бедствует, так Голгофа страдательна. Россиюшка же всё ещё на Голгофе, хотя с креста и снята. Так что потерпим ещё...
- Долго ли?
- Не очень.
- А что другим будет от России? Говорят же о ней чужеземцы: «сфинкс»!
- Да, тайна. И тайна России не подвластна слабым человеческим умам. Она во власти Бога. И тайна сия дана не нам и не иноземцам, а только лишь самой России. Иноземцам же довольно и того, что Россия будет спасением для них в последние времена. Не возмогут они жить без неё! Так-то, дружочек мой.
- Отче, скажи, а мы русские, хорошо ли знаем Россию? Любим ли её?
- Не шибко, не шибко... А она ждёт нашей любви, как мать ждёт первой улыбки своего дитяти».

Думаю, комментировать этот фрагмент из романа «Руссия» излишне.
А теперь посмотрите, как Валерий Миловатский объясняет мистический смысл и значение «перестройки», которая ввергла Россию, казалось бы, в беспросветный хаос. Как он логически точно подводит читателя к пониманию жертвенного служения России, ее служения Богу. Такое придумать невозможно – такое дается только Свыше, по наитию, по Божьему вдохновению.
«В чём же тайный, глубокий и великий смысл так называемой перестройки? Что же это было в мировом и в метаисторическом смыслах? Мало кто осознает это страшное и великое событие в его истинном значении, ибо ничего подобного в истории человечества не было. Свершилось же великое само-жертвоприношение мировой державы перед лицом всей планеты для избавления её (и себя, конечно, тоже) от всепланетной катастрофы, от ввержения Земли в адский пламень ядерной войны, в котором ничему живому не было бы спасения.
«К 80-м годам ХХ века стратегические ракеты и бомбардировщики Советского Союза и Соединённых Штатов взяли под прицел более 15000 намеченных объектов. На планете не осталось ни одного безопасного места. Энергия, запасённая в этом оружии, превышает 10000 мегатонн. Джинны спокойно ожидают, когда потрут лампу», — свидетельствовал американский учёный Карл Саган.
Да! Это было жертвоприношением целой страны. То, что до сих пор называют «перестройкой», катастрофой великой державы, и даже её самоубийством – было высочайшим священным подвигом самопожертвования целой страны ради предотвращения ада на Земле. А ещё – это тайна, Божия тайна. И тайна эта так велика, что дай Бог нам хоть прикоснуться к ней. Призвав благословение Божие, дерзнём, благоговея, подойти к ней с нашими слабыми человеческими силами.
Если бы (не дай Бог!) материк Евразия раскололся пополам – и это не произвело бы такого потрясения в земном сообществе людей, какое сделало в нём исчезновение Советского Союза с карты мира. В мироздании всё взаимосвязано, всё находится в чутком равновесии. Как же должно было отозваться в мире это невиданное событие? Самоуничтожением Советского Союза был сделан в мире некий исторический провал, вакуум, который заставил сдвинуться все страны с их привычных орбит! Но с исчезновением Советского Союза — не исчезла Россия, и сиял невидимый град Китеж!
В чём вообще смысл самопожертвования? Есть жертва — и есть самопожертвование. Есть курица, которая попадает в суп, потому что кому-то хочется есть; и есть орёл, который бросается на врага, чтобы защитить орлят. Самопожертвование предполагает непременно присутствие свободы, свободы выбора, добровольного ущерба, причинённого себе ради святой и великой цели. Только цельные, сильные духом решаются на такой выбор-свободу. Самопожертвование – крайний, высший «случай» полного освобождения от инертного в себе. Освобождение от груза, накопившегося за историю: от груза падений, поражений, отступлений, измен, следования кривыми путями.
С другой стороны, сотворение добра «требует» в качестве «оплаты» испытания ударами и страданиями. Павел Флоренский незадолго до своей мученической смерти в письме жене Анне Михайловне (от 13 февраля 1937 года) делится выстраданным: «… свет устроен так, что давать миру можно не иначе, как расплачиваясь за это страданиями и гонением. Чем бескорыстнее дар, тем жёстче гонения и тем суровее страдания. Таков закон жизни, основная аксиома её». В чём дело? Почему? Флоренский объясняет это опережением по фазе делателя по отношению к инертной среде. И это так. Но, видимо, дело не только в том, что силы тьмы раздражаются твоим доброделанием, а и в том, что отдавая всего себя, ты максимально ослабляешь себя, истощаешься и истончаешься. Ты отдаёшь себя, ты отдан! – и это момент силы, но тотчас и слабости: уже не ты распоряжаешься собой, а другой. И часто – самый слабый, самый ничтожный, какая-нибудь букашка. Ты свободно отдал (часть или всю) свою свободу – и ты уже неволен. Что может быть страдательнее!
Россия, её духовный организм, доросли до этого высокого подвига, до высшего сознания-перемогания – жертвоприношения. Жертвоприношение России свершилось от всего существа её, от самого ценного и главного в ней: от её желания-жаления о всём мире – чтобы не случилась мировая катастрофа. За это она заплатила своей собственной катастрофой, истощив и разоружив себя донельзя; и тем самым попустив всей мелкой и крупной нечисти накинуться и терзать её. А ей оставалось лишь терпеть и перемогать.
Нет, это не самоубийство, хотя могло бы и показаться оным. Особенно этого хотелось бы врагам нашим, но ошибаются они… Но враги и не стремились осознать произошедшее. Они бросились глумиться и добивать Россию, ослабленную потрясением перестройки. Они много «уплатили» и жаждали «результата». Им надо было убедиться в своей победе, в том, что теперь им бояться нечего, и что теперь они могут выставить свои рога и резвиться вволю по всему земному шару. Убитую Россию они придавили камнем капитализма, дикого, бандитски-олигархического, воровского, назвав его «рыночными отношениями». Они боятся её воскресения. Но Россия воскреснет.
Россия пошла на страдание ради истинной жизни на земле, ради этого хрупкого росточка, который мог вот-вот погибнуть; затаив дыхание, она взошла на Голгофу, и была распята. Пошла она тем же путём, что и Спаситель. И предтечей её на этом пути был наш царь-мученик Николай. Об этом в 1932 году свидетельствует царский воин и православный архиепископ Никон (Рклицкий): после отречения царь 4-8 марта 1917 года прощается с Армией. «В эти пять дней в Ставке совершалась невиданная в истории жертва. Низвергнутый и низложенный Император ободряет своих подданных, всё прощает изменникам и Сам Себя приносит в жертву за Россию. Это было нечто подобное Голгофе, когда с креста звучали слова: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят».
Россия пошла на самопожертвование. Сама. Вольно. Она знает, что должна подняться в иной план бытия, на иной, высший духовный уровень. Преодолеть себя, свои слабости, свой страх, отринуть всё привычное, нажитое тяжёлым трудом, кровью и потом; выпорхнуть из своего гнезда, тёплого, защищённого, уютного – и броситься в темень, в холод, в неизвестность с упованием на Бога, на Его благую волю.
Смерть есть смерть. И никакой радости в ней нет. И смерть государства тоже не повод для радости. Но бывает жертвенность, которая отвечает за всё и всех, за злодеев и праведников. И она выправляет дело уже почти погибшее. Страшно, когда в критические моменты спасает жертвенность, но когда ничего другого не остаётся – в этом единственное спасение.
Враги просчитались. Победила Россия – и был спасён мир, ибо ценой самосожжения России дамоклов меч ядерной войны отклонился от главы земного шара.
Тело России сняли с креста – чаем воскресения! А дух ее тем временем набирает силу. После этого испытания предстоит ей заново воссоздавать себя уже на новом, более сущностном, духовном основании. И это основание должно быть особого, сердцевинного значения, не просто духовным, а Божьим. Сам Бог прикладывает свою «руку» к воссозданию России.
Фениксы не сдаются, и не умирают – они сгорают и заново возрождаются из пепла, они знают тайну бессмертия! И дух подвига и неустрашимости, дух непобедимости восходит над Россией. Она, казалось бы, разрушила свои опоры, но тут же и расправила крылья для невиданного полёта. Утратив свои силы – военные, политические, экономические – она обрела драгоценную, хотя и очень трудную, возможность свободно распорядиться собой и начать всё заново, воссоздавая с нуля, но так, как надо ей и Богу, а не кому-то. Не обременённая нажитым в советское время грузом инертности, рутины, омертвевших стереотипов, она готовится для свободного полёта, небывалого творчества, восходящего из её тысячелетней исторической памяти и культуры.
И может быть, самое-самое: Россия как соборная личность, утаив и вымолив, сохранила в себе ребёнка, дитя-Россию, которое продолжит Россию-Русь. Продолжит тем, что вернувшись к истокам своим, заберёт в себя и явит миру всё лучшее, всё чистое-лучистое из её былинной и подвижнической жизни-истории. Не тотчас родила Россия своё дитя. Она взращивала и сохраняла в себе то своё духовно-творческое ядро, тот росточек, который рос в ней потаённо все века её существования – и вот он проклёвывается, этот росток истинной духовно-творческой жизни.
Россия – страна Божия, промыслительно Богом водимая и хранимая, жизнь от Него имеющая. В жертвенном своём подвиге сбросила она груз грехов своего отступничества от Бога, поругания святости и святых и, возрождая себя, возрождает чистоту свою звёздную. 
Все эти события, называемые одним словом: «перестройка», убедительнее всего показали, что нет истории отдельно, и где-то вдалеке идущей сама по себе, с её военными, политическими, экономическими и идеологическими событиями – и независимо от неё протекающей частной жизни: всё затрагивает нас, все мы в единой связке. В истории действует принцип дальнодействия и цельности: её воздействию подвергаются даже самые отдалённые группы людей, которые зачастую не участвуют в её ключевых событиях. История идёт через нас и нами; история – это мы!»

Это те немногие откровения, что содержатся в романе Валерия Миловатского «Руссия». Его нужно читать от начала до конца. Такие духовные открытия дорогого стоят. В свое время они станут достойным кирпичиком в догматическом знании будущего, уже Церковного, учения о Святой Руси. И в завершение, уважаемые читатели, позвольте мне к размышлениям Валерия Степановича Миловатского присоединить пару своих мыслей.

Святая Русь – это не территория. Ее границы намного шире, чем границы России. Они распространяются по всей планете, они доходят до Небесного Царства, но и там не прекращаются. В России может жить кто угодно. Даже тот, кто ненавидит Россию. А в Святую Русь входят только Русские по духу. Или по-другому – только носители и хранители Православного духа. А земная Россия – это, своего рода, доспехи на теле Святой Руси, призванные ее защищать от смертельных ударов развращенного дьяволом мира. Да, эти доспехи нынче истрепаны в жестоких духовных боях, но под ними жива и невредима Божественная плоть – Святая Русь. И она еще скажет свое последнее слово, которое прозвучит на всю Вселенную.

 

Игорь Гревцев
22 сентября 2020 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
23 января
суббота
2021

В этот день:

Украина стала русской

23 января 1681 года заключен Бахчисарайский договор, по которому Турция признала Украину за Россией.

Украина стала русской

23 января 1681 года заключен Бахчисарайский договор, по которому Турция признала Украину за Россией.

Бахчисарайский мирный договор — соглашение о перемирии между Турцией, Крымским ханством и Россией, обусловленное победами русских войск и частями украинского казачества над крымско-турецкой армией.

При заключении договора с российской стороны присутствовал генеральный писарь Войска Запорожского Семён Ракович. Договор был заключен сроком на 20 лет и завершил войны 70-х годов XVII века за обладание Правобережной Украиной. По договору: граница между Турцией и Россией устанавливалась по Днепру, султан и хан обязались не помогать врагам России; Россия присоединила Левобережную Украину, Запорожье и Киев с городами Васильков, Стайки, Триполье, Радомышль, Дедовщина; в течение 20 лет территория между Днестром и Бугом была объявлена нейтральной и незаселенной, на ней обе стороны не имели права строить и обновлять укрепления; казаки получили право на рыбную ловлю, добычу соли и свободного плавания по Днепру и его притокам до Чёрного моря; крымцы и ногайцы получили право кочевать, промышлять зверя и рыбу на обоих берегах Днепра.

Бахчисарайский мирный договор в очередной раз перераспределил украинские земли между соседними государствами и значительно усилил позиции России на юге. Также договор имел большое международное значение и обусловил подписание «Вечного мира» в 1686 году между Россией и Польшей.

Создание ДОСААФ

23 января 1923 года образован Союз обществ содействия обороне и авиационно-химической промышленности СССР — Осоавиахим

Создание ДОСААФ

23 января 1923 года образован Союз обществ содействия обороне и авиационно-химической промышленности СССР — Осоавиахим

 В 1951 году переименован во Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту — ДОСААФ  СССР.

Зачатки этой организации появились еще раньше. В 1920 году во время Гражданской войны в РСФСР была создана добровольная оборонная организация — Военно-научное общество.

Летом 1925 года путём слияния обществ ОДВФ и Доброхим образовано общество Авиахим.

27 июля 1926 года Военно-научное общество было переименовано в Общество содействия обороне СССР (ОСО).

23 января 1927 года - официальная дата создания ОСОАВИАХИМа. Новая организация была образована путём слияния обществ Авиахим и Общества содействия обороне СССР.

После "демократической" оеволюции 1991 года жалкие остатки ДОСААФ долгое время существовали  фактически нелегально: не было даже  закона об общественно-государственных организациях, поэтому юношам до 18 лет нельзя было стать членами ДОСААФ. Хотя на эту организацию в связи с сокращением службы до 1 года  была возложенна обязанность готовить призывников к службе. Но как? Подпольно? Отсюда проистекали и другие идиотства. Например, в 2003 году организация получила из госбюджета 2.2 миллиарда рублей, но тут же государство в виде налогов забрало у неё  2.9 миллиардов. То есть за подготовку военных кадров ДОСААФ оказалась еще и должна государству 0.7 миллиарда рублей. Парадокс еще и в том, что Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту вынуждено сегодня организовывать обучение на иностранных самолетах и планерах, поскольку государству свои производить "не выгодно".
Правда в последние годы ситуация стала меняться. Во всяком случае на сайте ДОСААФ сообщается: "ДОСААФ России на базе своих автошкол и автодромов ежегодно готовит более 100 тысяч призывников по военно-учетным специальностям для Вооруженных сил РФ. Из стен оборонных организаций выходят ребята, абсолютно подготовленные к службе в армии как морально, так и физически. За время обучения они полностью осваивают профессию, которая пригодится им не только в рядах Российской армии, но и в жизни, осваивают азы военного дела и медицинской подготовки, учатся правильно вести себя в экстремальных ситуациях".

Освобождение Тульской области

23 января 1942 года войска Западного фронта полностью освободили Тульскую область.

Освобождение Тульской области

23 января 1942 года войска Западного фронта полностью освободили Тульскую область.

10-я армия (командарм Голиков Филипп Иванович) перешла в наступление силами 328-й стрелковой и 12-й гвардейской дивизий, одновременно были нанесены фланговые удары.

Им помогали 31 партизанский отряд и 73 диверсионные группы, действовавшие в тылу противника.

Перед освободителями повсеместно предстала страшная картина: в 27 из 29 районов области, где побывали гитлеровцы, они сожгли свыше 37 тысяч дворов и полностью уничтожили 625 деревень.

 

Судьба атамана Шадрина

23 января 1967 года родился Роман Александрович Шадрин, советский, российский офицер, генерал-майор (2008); Герой России (1995), ныне атаман Екатеринбургского казачьего соединения «Исетская линия».

Судьба атамана Шадрина

23 января 1967 года родился Роман Александрович Шадрин, советский, российский офицер, генерал-майор (2008); Герой России (1995), ныне атаман Екатеринбургского казачьего соединения «Исетская линия».

Родом из Ростовской области. В 1984—1988 годах учился в Казанском Краснознамённом высшем командном танковом училище имени Президиума Верховного Совета Татарской АССР, по окончании которого служил в Группе советских войск в Германии — командиром танкового взвода, роты, заместителем командира разведывательного мотострелкового батальона; с 1993 года — в Северо-Кавказском военном округе.

С 25 декабря 1994 года — в боях первой чеченской войны в должности начальника штаба — заместителя командира 68-го отдельного разведывательного батальона 8-го армейского корпуса генерал-лейтенанта Льва Рохлина. Батальон прорвался в Грозный 31 декабря 1994 года и в тяжёлых боях понёс значительные потери, однако благодаря действиям Р. А. Шадрина избежал уничтожения и удержал захваченные позиции. С 10 января 1995 года — командир 68-го отдельного разведывательного батальона (20-я гвардейская мотострелковая Прикарпатско-Берлинская Краснознамённая ордена Суворова дивизия, 8-й гвардейский армейский корпус Северо-Кавказского военного округа). Под его командованием батальон захватил укреплённое здание главпочтамта. Во главе штурмовой группы, находясь в окружении, в районе гостиницы «Кавказ» в течение двух суток отбил несколько атак противника и обеспечил взятие Федеральными войсками здания бывшего обкома. С группой из 27 разведчиков выбил дудаевцев из здания краеведческого музея и удерживал его, отразив 11 атак боевиков.

За мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания, Указом Президента Российской Федерации № 1112 от 1 декабря 1995 года майору Шадрину Роману Александровичу присвоено звание Героя Российской Федерации.

В 1998 году окончил Военную Академию имени М. В. Фрунзе, затем служил:

начальником разведки 102 военной базы ВС РФ (Гюмри, Армения; август — сентябрь 1999);

начальником штаба (сентябрь 1999 — ноябрь 2001), командиром (ноябрь 2001 — ноябрь 2002) 503-го гвардейского мотострелкового полка (Северо-Кавказский военный округ); участвовал в боях второй чеченской войны, в том числе в штурме села Комсомольское (март 2000); военным комендантом г. Аргун (ноябрь 2002 — август 2003); командиром 207-й комендантской тактической группы (Чеченская Республика; август 2003 — апрель 2004);

заместителем военного комиссара Калужской области (апрель — август 2004);

начальником группы оперативного управления (по борьбе с терроризмом) (Северо-Кавказский округ Внутренних войск, Волгоград; август 2004 — декабрь 2005);

заместителем по чрезвычайным ситуациям командующего Уральским региональным командованием Внутренних войск МВД России (Екатеринбург; декабрь 2005 — март 2012).

В 2008 году исполнял обязанности начальника штаба Миротворческих сил России в Южной Осетии; в этом же году присвоено воинское звание «генерал-майор».

Морпех полковник Сергей Шейко

23 января 1967 года родился Сергей Сергеевич Шейко, советский, российский офицер, Герой России (1995).

Морпех полковник Сергей Шейко

23 января 1967 года родился Сергей Сергеевич Шейко, советский, российский офицер, Герой России (1995).

В боях против бандитов в Чечне его подразделение почти без потерь уничтожило десятки головорезов, причем нередко в рукопашных схватках.
Сергей Сергеевич Шейко родился в Кировоградской области (город Александрия) в украинской рабочей семье. В 1985—1989 годах учился в Дальневосточном высшем общевойсковом командном училище им. К. К. Рокоссовского, по окончании которого служил в отдельной 336-й гвардейской бригаде морской пехоты Балтийского флота — командир взвода, роты, батальона.

В январе-марте 1995 года командовал ротой морской пехоты в уличных боях в Грозном. В одном из боёв силами взвода нанёс удар в тыл боевикам и вывел из окружения подразделение российских войск При этом было уничтожено 17 боевиков. 18-19 января 1995 года, находясь в окружении в районе Президентского дворца, организовал круговую оборону, отбито 4 атаки боевиков, затем без потерь с боем прорвался к своим.

В феврале 1995 года во главе группы из 8 морских пехотинцев вброд в ледяной воде форсировал реку Сунжа, разведал позиции дудаевцев, затем атаковал их; в рукопашном бою было уничтожено 20 боевиков, при этом в группе Сергея Шейко погибших не было.

С мая 1995 года — заместитель командира десантно-штурмового батальона 336-й отдельной гвардейской бригады морской пехоты Балтийского флота. В мае-июне 1995 года участвовал в боевых действиях в горной части Чечни; его подразделение нанесло значительные потери противнику. Отличался личным героизмом и воинским мастерством, его рота в самых ожесточённых боях практически не имела потерь.

За мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания, Указом Президента Российской Федерации от 28 августа 1995 года гвардии капитану Шейко Сергею Сергеевичу присвоено звание Героя Российской Федерации.

С июля 1995 г. — командир отдельного батальона морской пехоты; с 1998 г. — офицер управления соединения.

В 2000 году окончил Общевойсковую академию, в 2005 году — Военную Академию Генерального штаба ВС РФ. Полковник.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии