RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Герой, оседлавший звук
20 февраля 2016 г.

Герой, оседлавший звук

20 февраля 1909 года родился Григорий Яковлевич Бахчиванджи, выдающийся советский летчик-испытатель, Герой Советского Союза
Владимир Ильич Ленин
22 апреля 2019 г.

Владимир Ильич Ленин

22 апреля 1870 года родился основатель первого в мире государства рабочих и крестьян
Смерть в стратосфере
30 января 2014 г.

Смерть в стратосфере

80 лет назад 30 января 1934 года потерпел катастрофу стратостат «Осоавиахим-1», поднявшийся на рекордную высоту более 22 километров
Женское плечо
8 марта 2017 г.

Женское плечо

Мы преклоняемся перед представительницами прекрасного пола, особенно перед теми, которые служат Родине рядом с мужчинами
Подвиг одесских артиллеристов
21 апреля 2013 г.

Подвиг одесских артиллеристов

Четыре пушки 22-летнего командира батареи прапорщика Александра Щеголева защитили Одессу от нападения англо-французской эскадры , имеющей в своем распоряжении 350 орудий и многочисленный десант
Главная » Подвиги в наследство » Почему не канонизирован князь Дмитрий Пожарский

Почему не канонизирован князь Дмитрий Пожарский

27 сентября 2012 года патриотическая общественность направила ОБРАЩЕНИЕ к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу

В нем был поставлен вопрос о необходимости канонизации руководителей Народного ополчения 1611-1612 гг. Минина и Пожарского
Почему не канонизирован князь Дмитрий Пожарский

Вот его текст:
Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства!

В Москве в Международном фонде славянской письменности и культуры состоялось собрание православно-патриотической общественности на тему «400 лет Народному подвигу». В мероприятии приняли участие представители научного сообщества, общественности, священнослужители, деятели культуры и искусства из Москвы, Н.Новгорода, Иванова, других регионов России. В выступлениях докладчиков, в ходе последующего обсуждения настоятельно звучало мнение о необходимости канонизации руководителей Народного ополчения 1611-1612 гг.

По мнению православных верующих, Минин и Пожарский отважно послужили Господу и родному Отечеству!

Движимые Верой, а не корысти ради, жертвуя имуществом, достатком, рискуя собственными жизнями и судьбами членов своих семей, они чудесным образом в кратчайший срок сплотили народ, дабы изгнать иноверцев из Москвы, покончить с гибельной для Веры и страны Смутой, восстановить государственность России.

Формирование Народного ополчения, его боевой путь от Н.Новгорода к Москве сопровождались видениями святых, знамениями, помощью монастырей. В походе на Москву ополченцев сопровождал образ чудотворной Казанской иконы Божией Матери, в честь которой и одержанной народом победы испокон веков установлено православное празднование 4 ноября. Православные верят, что победа, одержанная в боях 400-летней давности, явилась знаком особой милости Пречистой Богородицы к Народному ополчению.

На собрании отмечалось и особое христолюбие, благочестие Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского в обычной, мирской жизни. Прекрасные семьянины, любящие мужья и отцы, они жертвовали храмам, монастырям, открывали приюты для покалеченных в боях однополчан. В частности, немалые личные средства на строительство храмов по всей Руси вложил князь Дмитрий Пожарский.

Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства! Причисление к лику святых в Русской Православной Церкви – процесс непростой, имеющий массу тонкостей, нюансов. Однако, по нашей Вере, по нашему убеждению, ратный и духовный подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского равнозначен деяниям святых благоверных князей земли Русской Александра Невского и Дмитрия Донского. И в этом смысле процесс не требует длительного времени, трудоемких обоснований.

При этом канонизация народных героев Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, коими они, прославленные в веках народом, являются, – это прерогатива не отдельно взятой епархии или митрополии, но Патриархата, высшего церковного руководства.

В связи с чем просим рассмотреть наше ходатайство. На его своевременность, уместность указывают недавние слова Предстоятеля Русской Православной Церкви в день открытия XVI Всемирного Русского Народного Собора. Ваши, Святейший, слова: «Во времена Смуты, 400 лет назад, мы имели дело с вызовом религиозного характера, когда главной целью нанесенного по Руси удара была сама вера. Сохранить духовное первородство Православия и веру отцов, или дать ассимилировать Русскую Православную Церковь? Именно так стоял вопрос в 1612 году. Очевидно, что если бы тогда не устояла Россия, то прочие православные народы, находившиеся под османским гнетом, также потеряли бы надежду сохранить свою религиозную идентичность. По существу, Минин и Пожарский не просто освобождали Москву от интервентов – они защищали судьбу Вселенского Православия».

Сейчас Комиссия по канонизации старается отделить политическую деятельность от подвига чисто религиозного. На эту тему публично высказался в прессе член синодальной Комиссии по канонизации святых, профессор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов: "Эта инициатива вызывает у меня много вопросов, прежде всего потому, что для канонизации необходимы вполне определенные основания - наличие чудотворений, церковное почитание тех или иных умерших христиан. Ничего этого нет по отношению к Минину и Пожарскому".

Но давайте разберёмся. Вот мнение одного православного человека: «Их политическая деятельность -- Страстное восстание в Москве весной 1611 года, создание Второго земского ополчения, разгром Ходкевича и освобождение русской столицы – имели мощную православную подоплеку. Она была вдохновлена посланиями св. Гермогена, где говорилось: "Стойте за веру!" Не "перебейте поляков" и не "восстановите государственность", а именно "стойте за веру!" В посланиях, рассылаемых из Нижнего при начале деятельности Второго земского ополчения, четко говорилось: следует «…за непорочную християнскую веру, против врагов наших, польских и литовских людей до смерти своей стояти и ныне бы идти на литовских людей всем… чтоб литовские люди Московскому государству конечныя погибели не навели… а нашим будет нерадением учинится конечное разоренье Московскому государьству и угаснет корень християнския веры и испразднится крест Христов и благолепие церквей Божиих… ответ дадим в страшный день суда Христова». Деятельность Второго земского полчения была благословлена св. Иринархом. Иначе говоря, люди шли на Москву под знаменами Православной веры и Русской церкви.
Духовные плоды бессмертного подвига Пожарского и Минина трудно переоценить. Из всех посланий и грамот, исходивших от «Совета всея Руси» можно ясно видеть, что главным движущим мотивом для Пожарского и его помощников было сохранение православной веры от латинства, избравшего самозванцев и польскую интервенцию своим главным оружием в борьбе с извечными соперниками. В Смуте мы видим пример борьбы двух миро­воз­зре­ний, двух духовных традиций и цивилизационных типов. Это и отразилось в судьбах истории. Уже в 1649 году, вскоре после восшествия на престол Алексея Михайловича Романова, на Руси был введён всеобщий церковно-государ­ствен­ный праздник 22 октября (4 ноября н.ст.) – в честь Казанской иконы Божией Матери «в воспоминание помощи, оказанной свыше, заступлением Богородицы, Русскому государству в годину лихолетья». Подвиг народа по сохранению веры и государственности был, таким образом, впервые закреплён через церковную традицию, русский православный месяцеслов. Должное значение ему придал Петр I, который сделал Казанскую икону главной святыней Санкт-Петербурга".

 

Священник Лихачев Алексей Евгеньевич, кандидат богословия, настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери (г. Южа Ивановской области) считает: «Характерными чертами личности святых является прижизненная их скромность и всё возрастающая слава после кончины. Чем больше проходит времени со времени их земного подвига, тем ярче разгорается свет их нравственного примера. Несомненно, именно с таким явлением мы сталкиваемся в судьбе освободителей Отечества Пожарского и Минина, которые были почти забыты современниками, но вспомнены потомками, начиная с Петра I и М.В.Ломоносова, в том числе в воззвании И.Сталина в судьбоносном ноябре 1941 года, когда особенно был востребован их пример любви, не щадящей себя и полагающей свою жизнь за друзей своих. Но, в любом случае, решение о канонизации благоверного князя Косьмы (Дмитрия) Пожарского не может определяться ни идейными запросами общества или церкви, ни даже раскрытием подлинной красоты его нравственного примера. Согласно самому существу понятия «святости», определяющим критерием должно стать живое народное чувство соприсутствия, соучастия князя нашей жизни, современным судьбам его любимого Отечества, подлинный соборный опыт молитвенного с ним общения. А без осознания церковным народом глубоко христианских истоков его подвига, без углубления самой христианской жизни современных христиан это представляется невозможным. Чтобы мы созрели до дела канонизации князя Пожарского, мы сами должны быть способны оторваться от сиюминутных проблем и искренно и постоянно молиться о том, кто своими деяниями открыл нам основу нашей собственной государственности, нашей русской православной цивилизации – любовь и благодарность Богу, Матери-Церкви, Родной земле и сострадание своему народу".

Дмитрий Пожарский является потомком великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича, сына Юрия Долгорукого, основателя Москвы. Согласно одной из легенд, центр его небольших владений — село Радогость — было опустошено пожаром, и после восстановления стало прозываться Погаром, откуда и произошло название удела.

В феврале 1609 года Пожарский был назначен воеводой города Зарайск Рязанского уезда.

С июля 1611 года архимандритом Дионисием начали рассылаться грамоты в разные города России, чтобы разбудить ненависть в сердцах граждан к польско-литовским захватчикам, обосновавшимся в Москве. 25 августа 1611 года в Нижнем Новгороде была получена грамота и от патриарха Гермогена, в которой святой старец призывал нижегородцев стоять за святое дело, за православную веру. Земский староста Кузьма Минин призывал каждого нижегородского гражданина отдать часть своего имущества для снаряжения ратников, и народ, представляющий все сословия, горячо откликнулся на его призыв. При выборе военачальника ополчения нижегородцы остановились на кандидатуре князя Д. М. Пожарского и послали к нему делегацию в главе с наместником Вознесенского Печерского монастыря архимандритом Феодосием. В Нижний Новгород Пожарский прибыл 28 октября 1611 года.

Народное ополчение выступило из Нижнего в конце февраля — начале марта 1612 года. По пути в Москву в войско вливались отряды добровольцев. 14 августа 1612 года оно прибыло к стенам Троице-Сергиевого монастыря. 21—24 августа состоялось ожесточённое сражение ополченцев с поляками и войсками литовского гетмана Ходкевича, пришедшего на помощь полякам по приказу польского короля Сигизмунда III. К вечеру 24 августа поляки и войска Ходкевича были наголову разбиты, а сам Ходкевич с остатками своего войска утром 25 августа 1612 года ушёл в Польшу. Но ещё два месяца продолжалась борьба ополченцев с засевшими в Москве поляками. Наконец 22 октября (1 ноября по новому стилю) поляков выгнали из Китай-города.

После избрания на российский престол Михаила Федоровича Д. М. Пожарский играл ведущую роль при царском дворе как талантливый военачальник и государственный деятель. Несмотря на победу народного ополчения и избрание царя, война в России всё ещё продолжалась. В 1615—1616 гг. Пожарский по указанию царя был направлен во главе большого войска на борьбу с отрядами польского полковника Лисовского, который осадил город Брянск и взял Карачев. В 1617 году царь поручил Пожарскому вести дипломатические переговоры с английским послом Джоном Мериком, назначив Пожарского наместником Коломенским. В этом же году в пределы Московского государства пришёл польский королевич Владислав. Жители Калуги и соседних с ней городов обратились к царю с просьбой прислать им для защиты от поляков именно Д. М. Пожарского. Царь исполнил просьбу калужан и дал наказ Пожарскому 18 октября 1617 года о защите Калуги и окрестных городов всеми доступными мерами. Князь Пожарский наказ царя с честью выполнил.

В 1620 году Пожарский стал Новгородским воеводой и занимал эту должность до 1624 года.

Потом воевал с Польшей, выполнял дипломатические поручения царя.

Дмитрий Пожарский умер 30 апреля 1642 года на 65-м году своей жизни. Его прах покоится в родовой усыпальнице в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре. Долгое время он считался утерянным, но в 1851 году известный русский археолог граф А. С. Уваров в ходе раскопок обнаружил на месте усыпальницы кирпичные склепы и белокаменные гробницы, расположенные в три ряда. В 1885 году над ними был сооружён мраморный мавзолей, построенный на народные средства по проекту А. М. Горностаева. Мавзолей был разобран в годы советской власти в 1933 году. Археологические исследования летом 2008 года показали, что гробница осталась нетронутой. Над местом погребения Д. М. Пожарского в день его рождения 1 ноября 2008 года установлены плита и памятный крест.

 

Сергей Турченко
27 сентября 2017 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
24 ноября
вторник
2020

В этот день:

Рождение школы военных летчиков

24 ноября 1910 года в России было открыто первое военное учебное заведение летчиков - Севастопольская офицерская школа авиации (в советское время - Ка́чинское вы́сшее вое́нное авиацио́нное учи́лище лётчиков). Она была создана по Высочайшему соизволению Николая II Великим князем Александром Михайловичем. Первый выпуск состоялся 26 октября 1911 года. 24-х первых лётчиков лично принял и напутствовал Николай II. До октября 1917 года школа подготовила 609 летчиков.

Рождение школы военных летчиков

24 ноября 1910 года в России было открыто первое военное учебное заведение летчиков - Севастопольская офицерская школа авиации (в советское время - Ка́чинское вы́сшее вое́нное авиацио́нное учи́лище лётчиков). Она была создана по Высочайшему соизволению Николая II Великим князем Александром Михайловичем. Первый выпуск состоялся 26 октября 1911 года. 24-х первых лётчиков лично принял и напутствовал Николай II. До октября 1917 года школа подготовила 609 летчиков.

 

После революции из стен Качинской летной школы вышли замечательные летчики: Степанченко В.А., Юмашев А.Б., которые в 1929 году побили все мировые рекорды вы­соты, дальности и продолжительности полета. В 1936 году экипаж самолета АНТ- 25 в составе Чкалова В.П. и двух воспитанников Качинского училища Байдукова Г.Ф. и Белякова A.B. совершил свой беспримерный перелет из Москвы на остров Удд, пробыв непрерывно в воздухе более 60-ти часов и пролетев без посадки бо­лее 10000 км. А вскоре тот же экипаж удивил мир новым подвигом, совершив за 63 часа беспосадочный перелет из Москвы в США.

Среди выпускников Качинской школы летчиков есть маршалы авиации, более 170 генералов, трижды Герой Советского Союза А. Покрышкин, 12 человек - дважды Герои и 284 - Герои Советского Союза.

В июне 1941 года Качинская школа эвакуируется в Красный Кут Саратов­ской области. В 1945 году она переименовывается в училище с местом располо­жения в городе Сталинграде. В 1998 году расформировано.

 

Тренер Виктор Тихонов

24 ноября 2014 года на 85 году жизни скончался великий советский тренер, под руководством которого сборной СССР по хоккею не было равных. Восемь раз он выводил команду в чемпионы мира, трижды — в лидеры Олимпийских игр и даже завоёвывал Кубок Канады.

Тренер Виктор Тихонов

24 ноября 2014 года на 85 году жизни скончался великий советский тренер, под руководством которого сборной СССР по хоккею не было равных. Восемь раз он выводил команду в чемпионы мира, трижды — в лидеры Олимпийских игр и даже завоёвывал Кубок Канады.

Виктор Васильевич Тихонов родился 4 июня 1930 года в Москве. С 12 лет работал слесарем, позже закончил школу торгового ученичества. После окончания Великой Отечественной войны начал заниматься в юношеской команде спортивного клуба Центрального дома Красной армии (ЦДКА, ныне - ЦСКА). В 1948 году в составе сборной команды юниоров Москвы по футболу выиграл Кубок СССР. Одновременно играл в хоккей с мячом, затем - в хоккей с шайбой.

В 1949 году Тихонов был призван в армию и служил в футбольно-хоккейной команде Военно-воздушных сил Московского военного округа. С 1953 года играл в "Динамо" (Москва). Всего в чемпионатах СССР провел 296 матчей, забросил 35 шайб.
В 1965 году перешел на тренерскую работу, сначала ассистентом тренера в московском "Динамо", а затем возглавил тренерскую бригаду в рижском «Динамо» и сумел вывести эту команду на 4 место в чемпионате СССР.
В 1977 году Виктор Васильевич стал трудиться тренером ЦСКА. За полтора десятилетия эта команда под его руководством несколько сезонов подряд становилась чемпионом страны, 14 раз выиграла Кубок европейских чемпионов, дважды - Кубок СССР.
Одновременно Тихонов возглавлял сборную СССР, которая стала регулярно выигрывать чемпионаты мира (1978, 1979, 1981, 1982, 1983, 1986, 1989, 1990). При Тихонове сборная трижды побеждала на Олимпийских играх (команда СССР - 1984, 1988, СНГ - 1992). Под его руководством в 1981 году сборная выиграла Кубок Канады.

В последние годы Виктор Васильевич Тихонов был членом наблюдательного совета хоккейного клуба ЦСКА. В 1998 году его имя было занесено в Зал славы Международной федерации хоккея, а позже - в музей Олимпийской славы в Лозанне.

Тихонов - заслуженный тренер СССР, заслуженный тренер РСФСР, заслуженный тренер Латвийской ССР, заслуженный работник физкультуры России, награжден орденами Трудового Красного Знамени (1978), Дружбы народов (1981), Ленина (1983), Октябрьской Революции (1988), "За заслуги перед Отечеством" III степени (1996), Почета (2000), Дружбы (2010) и др.

Помянем этого незаурядного борца за высочайший престиж советского спорта и советской страны.

Севастопольская кузница русских авиаторов

24 ноября 1910 года была открыта Севастопольская офицерская школа авиации, которая через 80 лет была уничтожена кремлевскими «демократами».

Севастопольская кузница русских авиаторов

24 ноября 1910 года была открыта Севастопольская офицерская школа авиации, которая через 80 лет была уничтожена кремлевскими «демократами».

После октября 1917 года школа преобразована в Качинское училище военных летчиков. За советский период училище подготовило 16 574 лётчика, среди которых было 352 Героя Советского Союза, 17 Героев РФ, 119 заслуженных военных лётчиков и лётчиков-испытателей, 12 маршалов авиации и 200 генералов.
Но в 90-годы прошлого столетия захватившие Кремль «демократы» уничтожили училище. Теперь у России нет этой славной кузницы военных летчиков.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии