RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Начало лунной гонки
12 сентября 2019 г.

Начало лунной гонки

12 сентября 1959 года состоялся запуск первой в мире советской межпланетной станции
Забытая битва при Гумбиннене
20 августа 2014 г.

Забытая битва при Гумбиннене

Сто лет назад 20 августа 1914 года состоялось первое сражение на восточном фронте Первой мировой войны
Женщины в танках
8 марта 2016 г.

Женщины в танках

Поздравляя наших дорогих женщин с Днем 8 Марта, преклоняемся перед теми, кто и для мужчин являл образец стойкости и героизма
Он сражался за Родину
3 апреля 2020 г.

Он сражался за Родину

Вахта Памяти-75 (в честь юбилея Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне): день тридцать девятый
Дорогие мои фронтовики
8 мая 2020 г.

Дорогие мои фронтовики

Вахта Памяти в честь 75-летия Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. День семьдесят четвертый.
Главная » Подвиги в наследство » Злободневные уроки генерала Драгомирова

Злободневные уроки генерала Драгомирова

20 ноября 1830 года родился Михаи́л Ива́нович Драгоми́ров (умер 28 октября 1905) — российский военный и государственный деятель, генерал от инфантерии

Вошел в историю как мудрый мыслитель не только военного, но и общегражданского значения
Злободневные уроки генерала Драгомирова

Драгомиров в 19 лет начал службу в лейб-гвардии Семеновском полку прапорщиком. В 1856 окончил с золотой медалью Академию Генерального штаба. Во время австро-итало-французской войны 1859 года и австро-прусской войны 1866 года находился на театре боевых действий в качестве военного наблюдателя. В 1863-1869 занимал должность профессора тактики Академии Генерального штаба, читал курс военных наук великим князьям и наследнику престола. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов командовал дивизией, отличился при форсировании Дуная и при обороне Шипки, где был тяжело ранен. С 1888 года был начальником Академии Генерального штаба, в 1889-1903 годах командовал войсками Киевского военного округа. С 1857 активно стал публиковаться по вопросам военной и военно-исторической проблематики, приобрел огромный авторитет как неординарный военный теоретик, предлагавший оригинальную систему воспитания войск. Драгомиров как последователь суворовских принципов придавал решающее значение моральному фактору и считал, что главенствующая роль на войне принадлежит человеку, его воле и боевым качествам, называемым им "нравственной упругостью".

В повседневной жизни он был весел и остроумен. Известна история, приведенная генералом А.А. Игнатьевым в мемуарах, о телеграмме, посланной Драгомировым Александру III. Запамятовав день 30 августа (именины царя), генерал спохватился лишь 3 сентября и, чтобы выйти из положения, сочинил такой текст: «Третий день пьем здоровье вашего величества. Драгомиров». На что Александр III, сам, как известно, любивший выпить, ответил в том же духе: «Пора и кончить. Александр».

Общеизвестно и наставление Драгомирова офицерам, которое сегодня особо актуально: «Служить следует делу, а не вышестоящему начальнику».

В 1888 году Драгомировым была подготовлена книжечка под названием "ОФИЦЕРСКАЯ ПАМЯТКА". В стиле суворовской "Науки побеждать" в ней были кратко, в форме пословиц, поговорок и метких образных выражений сформулированы основные воинские правила (впрочем они во многом универсальны). Вот некоторые выдержки.

- Память без содействия анализирующего ума - способность пассивная.

- Техника важна, но комбинация выше и важнее; материал без комбинации - "глупому сыну не в помощь богатство".

- Простая и осязательная мысль, что к каждой практической цели ведут тысячи путей и дело в том, чтобы дойти до нее, а не в том, чтобы дойти непременно известным путем.

- Опытность составляют не масса фактов, а выводы, которые ум сделал из этих фактов и которые одни только могут служить руководящим началом для поведения в деле; знание только факта - бесплодно; это будет опытность мула принца Евгения, который, по выражению Фридриха II, сделав десять кампаний, не стал от этого опытнее и сведущее в военном деле.

- Армия не вооруженная сила только, но и школа воспитания народа, приготовления его к жизни общественной.

- Одно из главных занятий теорий военного дела - это то, что она не дает человеку успокоиться на мысли, будто он знает все дело, узнав только часть его.

- Воспитание солдата должно стоять выше образования; воспитание выпустить нельзя даже в том случае, если бы на подготовку новобранца дан был даже один только день.

- У иных грубость считается силой характера. Требование, которого цель ясна, исполняется более от сердца.
- Воспитывает не строгость, а неуклонность и непрерывность применения раз поставленного, но непременно дельного, целесообразного требования.
- Нравственная дряблость - прямое следствие муштры; забивая энергию в подчиненных, не дают практики и своей собственной и, чем больше муштруют солдат, тем слабее бывают начальники, как только выходят из комфортабельной мирной остановки.

- Солдат только тогда и хорош, когда он человек в полном значении этого слова.

- Успех развития солдата умственного и нравственного независимо от метода занятий обусловливается преимущественно манерой обращения: вести его так, чтобы он, узнав свою специальность, не переставал быть энергическим и толковым человеком.

- Нужно взывать к возвышенным сторонам человеческой природы и не только не подавлять, а напротив - укреплять их в солдате.

- Дисциплина заключается в том, чтобы вызывать на свет Божий все великое и святое, таящееся в глубине души самого обыкновенного человека; она не пассивное самоотречение, выбиваемое палкой (страхом) и измором, не то повиновение, которое не идет далее буквального исполнения приказания, да и то на глазах; а самоотвержение человека, себя уважающего и потому расположенного дать больше, нежели требует формальный долг.

- Человек существо чрезвычайно странное: он всегда превращается в то, за что его принимают в практических отношениях к нему. Так, например, не говорите ему, что он человек, и не держите речей о нравственном достоинстве, о высоком назначении и прочее, но обращайтесь с ним, как с человеком и он разовьется и умственно, и нравственно. На обороте: рассказывайте ему двадцать раз на день о человеческом достоинстве и о всем прочем, но в то же время обращайтесь с ним, как с набитым дураком или со зверем и, как бы вы ни красноречиво рассказывали ему о достоинстве человека и о прочем, он все-таки отупеет или обратится на известный процент в зверя.

- Усомниться в способности человека быть самостоятельным и здравым может только тот, кто сам раб в душе.

- Ведет себя достойно пред неприятелем только тот, кто ведет себя достойно пред начальником.

- Авторитет утверждается за тем, кто во имя дела и его не боится потерять.

- Одностороннее развитие уничтожает в солдате человека, и он, встречаясь с ополченцем, меньше его знающим, но больше его человеком, уступает ему.

- Обыкновенно бывает так, чем больше муштруют солдат, тем больше начальники забывают, что для них тоже есть дисциплина.

- Сбережение людей - святейший долг каждого начальника; время, назначенное на работу, на нее действительно должно и уходить, а не на бездельные ожидания или на равнения, двадцать раз возобновленные; лишнее утомление то же, что и недостаток пищи; свести концы с концами можно только в госпитале или на кладбище; суетня, рабский шал, дерганье, ерзанье - бьют вернее пули; в мирное время нужно приучить никуда не торопиться и никуда не опаздывать; человек создан из мяса и костей, а не из железа (да и железо не все выдерживает); требуйте от него усилий, даже и тяжелых, но во имя дела и только во имя дела; но за пределами дела - сбережение самое педантическое; ни лишнего шага, ни лишней минуты ожидания.

- Изучают великие образцы военного дела не для того, чтобы им буквально подражать, но для того, чтобы проникаться их духом. Успех в бою никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа, а от того чувства, которое есть в каждом солдате и которое находит поддержку в позиции, в вооружении, в числе, в распоряжениях.

- Всякий занимается охотнее тем, что знает, и всякий считает более важным то, что знает: так уж человек устроен.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
1 июня
понедельник
2020

В этот день:

Орден Александра Невского

1 июня 1725 года Екатериной I учрежден орден Александра Невского. Он стал третьим российским орденом после ордена Св. Андрея Первозванного и женского ордена Св. Великомученицы Екатерины.

Орден Александра Невского

1 июня 1725 года Екатериной I учрежден орден Александра Невского. Он стал третьим российским орденом после ордена Св. Андрея Первозванного и женского ордена Св. Великомученицы Екатерины.

Знак ордена представлял собой четырёхконечный прямой крест с расширяющимися концами и характерными двуглавыми орлами, помещёнными между концами креста. В центре креста располагался круглый медальон с изображением конной фигуры Александра Невского. Также к знакам ордена относилась серебряная восьмилучевая звезда с девизом ордена «ЗА ТРУДЫ И ОТЕЧЕСТВО»

Как государственная награда орден был упразднён в 1917 году. 29 июля 1942 года в СССР был учреждён новый орден Александра Невского для награждения командного состава Красной Армии. После распада Советского Союза орден был сохранён в системе государственных наград Российской Федерации постановлением Верховного Совета от 20 марта 1992 года, однако до 2010 года награждения им не производились. 7 сентября 2010 года указом Президента России учреждён новый статут и описание ордена. Знак ордена Александра Невского Российской Федерации воспроизводит дизайн дореволюционного ордена.

 

Один из отцов «Катюши»

1 июня 1894 года родился Анатолий Аркадьевич БЛАГОНРАВОВ (умер 04.02.1975), академик, генерал-лейтенант артиллерии, один из создателей знаменитой «Катюши».

Космонавт Георгий Добровольский

1 июня 1928 года родился Георгий Тимофеевич ДОБРОВОЛЬСКИЙ (погиб 30.06.1971), летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза (посмертно).

Космонавт Георгий Добровольский

1 июня 1928 года родился Георгий Тимофеевич ДОБРОВОЛЬСКИЙ (погиб 30.06.1971), летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза (посмертно).

Из рабочих. Рос без отца. В годы Великой Отечественной войны находился в Одессе, которая была оккупирована немецко-фашистскими войсками. Пятнадцатилетним подростком решил бороться с оккупантами. Достал оружие, но был схвачен полицией. За хранение револьвера «в пригодном для действия состоянии» фашистским военно-полевым судом 22 февраля 1944 года был приговорен к 25 годам каторжных работ. Бежал. Скрывался. После освобождения Одессы поступил в Одесскую специальную школу ВВС. Летал на самолетах различных типов: Яки, МиГи, Ла и другие. В служебной характеристике появилась редкая для казенного лексикона фраза: «Летает с упоением». С 1963 года в Центре подготовки космонавтов. Прошел полный курс подготовки к космическим полетам на кораблях типа Союз. Проходил подготовку по советской «лунной» программе. Входил в экипаж поддержки при полете космического корабля Союз-10 (апрель 1971 года). 6 - 29 июня 1971 года совершил космический полет в качестве командира космического корабля Союз-11 и орбитальной космической станции Салют-1. Полет продолжался 23 суток 18 часов 21 минуту 43 секунду. При возвращении на Землю из-за нарушения герметичности спускаемого аппарата экипаж космического корабля Союз-11 погиб.

День рождения Военно-транспортной авиации

1 июня 1931 года в Красном воздушном флоте был сформирован первый опытный отряд . транспортных самолетов, куда вошли 12 ТБ-3 и 10 машин Р-5. Эта дата считается Днем рождения ВТА.

День рождения Военно-транспортной авиации

1 июня 1931 года в Красном воздушном флоте был сформирован первый опытный отряд . транспортных самолетов, куда вошли 12 ТБ-3 и 10 машин Р-5. Эта дата считается Днем рождения ВТА.

Уже в 1932 году такие авиамотоотряды созданы в Московском, Ленинградском, Украинском и Белорусском военных округах. Военно-транспортная авиация сразу начала обретать навыки массовых десантов. В 1934 году на территории Белорусского военного округа ТБ-3 выбросили в тыл врага 900 вооруженных бойцов. Через год, уже на других учениях, число парашютистов возросло до двух тысяч, а потом и до шести тысяч бойцов.
За годы Великой Отечественной войны советская авиация совершила в зоне боевых действий 5,400,000 самолетовылетов. Из них 1,700,000 приходится на транспортные самолеты.
В ходе войны были созданы и запущены в серийное производство новые военно-транспортные самолеты Як-6 и Ще-2, предельно простые и технологичные, в максимальной степени отвечающие условиям производства военного времени. Продолжался и серийный выпуск самого массового отечественного ВТС 1940-х годов — Ля-2 (всего за годы Великой Отечественной войны ВВС было передано 1214 самолетов этого типа). Велась постройка и десантных планеров А-7, Г-11, КЦ-20 и БДП-2. Однако в годы войны планеры не нашли в советских вооруженных силах широкого применения.
Сегодня Военно-транспортная авиация (ВТА) является средством Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и предназначена для решения стратегических (оперативно-стратегических), оперативных и оперативно-тактических задач на театрах военных действий (стратегических направлениях).
На вооружении соединений и частей ВТА состоят военно-транспортные самолеты Ил-76МД, Ан-26, Ан-22, Ан-124, Ан-12ПП, транспортные вертолеты Ми-8МТВ. Основными задачами соединений и частей ВТА являются: десантирование частей (подразделений) Воздушно-десантных войск из состава оперативных (оперативно-тактических) воздушных десантов; доставка вооружения, боеприпасов и материальных средств войскам, действующим в тылу противника; обеспечение маневра авиационных соединений и частей; перевозка войск, вооружения, боеприпасов и материальных средств; эвакуация раненых и больных, участие в миротворческих операциях.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии