RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Подвиг Сталинграда
23 августа 2017 г.

Подвиг Сталинграда

23 августа 1942 года фашисты вышли к Волге, 600 немецких самолетов ринулись на массированную бомбежку кварталов, началась героическая оборона города имени вождя советского народа
Герман Титов: самый молодой космонавт в мире
6 августа 2019 г.

Герман Титов: самый молодой космонавт в мире

Последнее интервью с космонавтом № 2
Капитуляция Берлинского гарнизона
2 мая 2019 г.

Капитуляция Берлинского гарнизона

2 мая 1945 года последний командующий обороной Берлина генерал артиллерии Вейдлинг сдался в плен советским войскам
Генерал суворовского замеса
1 января 2013 г.

Генерал суворовского замеса

Жизнь и смерть Ивана Панфилова
Злободневные уроки генерала Драгомирова
20 ноября 2018 г.

Злободневные уроки генерала Драгомирова

20 ноября 1830 года родился Михаи́л Ива́нович Драгоми́ров (умер 28 октября 1905) — российский военный и государственный деятель, генерал от инфантерии
Главная » Подвиги в наследство » Пробуждение богатыря

Пробуждение богатыря

Трудно поверить, но легко убедиться: дремлющие в наших генах могучие силы русского духа можно активизировать с помощью … сказки

Об этом свидетельствует опыт православного психолога из Краснодара Оксаны Макаровой
Пробуждение богатыря

Эта молодая женщина — мать четверых детей, не только в своей семье, но и на общественных началах в созданной ей Школе сказки применяет старинный, а на сегодняшний день — уникальный метод воспитания и, даже перевоспитания, детей, особенно важно — подростков. Причем, как сейчас говорят, «запущенных».

Что же это за волшебный метод? Насколько он эффективен? Доступен ли для широкого применения? Об этом редактор Российского героического календаря побеседовал с православным психологом Оксаной Макаровой.

 

Оксана Сергеевна, расскажите, пожалуйста, о своем методе.

Этот метод не мой, а наших предков. Сегодня его называют по-современному — сказкотерапией. И с научно-практической точки зрения я работаю по методу Комплексной сказкотерапии, автором которого является Татьяна Дмитриевна Зенкевич-Евстигнеева. Все, чем я пользуюсь в методологическом плане, - её разработки.
А вообще издревле с помощью сказок передавались от старших к детям знания, моральные устои, правила поведения и многое-многое другое. Сегодня, сказкотерапия, получив научное обоснование, становится мощным средством не только воспитания, но и психодиагности, а также психокоррекции.

Раз уж сказкотерапия имеет научное обоснование, поясните, на чём она основана?


На способности человеческой психики к метафорическому восприятию знаний, представлений, других «кирпичиков» мировоззрения. Это восприятие в разном возрасте имеет свои особенности, для подросткового — характерно наиболее динамичное, острое, нередко алогичное и неадекватное реагирование на окружающую действительность. В то же время подростки легко впитывают в себя архетипы и мифологемы, которые являются главным материалом метафорического восприятия мира.

Это слишком научно. Давайте популярней: что такое архетипы, мифологемы?

Архетипы (от греческого arche – начало + typos – образ) — элементы коллективного бессознательного, представляющие собой врожденные, то есть закрепленные на генном уровне коллективные представления, которые являются результатом многовекового опыта наших предков. А мифологемы — это метафорическое (образное, иносказательное, символическое) отображение архетипов в сознании. Например, архетип мужчины-защитника Отечества в русских сказках выражен зачастую в образе Ильи Муромца. С помощью таких сказок даже при так называемом «женском» воспитании подросток впитывает в себя качества настоящего мужчины.


Но опыт, особенно современный, может нести в себе как позитивные, так и негативные смыслы. Как быть с этим?

В том-то и дело, что в современном мире, всё больше наполняющимся негативными морально-нравственными явлениями, деструктивной информацией, значительно повышается роль сказкотерапии в формировании у подростков способности противостоять этому валу духовного зла. Для того, чтобы подростки воспринимали «правильные» знания и идеи, необходимо позаботиться о создании у них «нравственного иммунитета», который базируется на «иммунной памяти». Сказкотерапия наиболее эффективный способ наполнения такой памяти.

Защитные свойства «нравственного иммунитета» проявляются лишь в том случае, если подросток обучен «сортировать» получаемую информацию — отделять полезную от вредной. Этот процесс сложный, поскольку нередко «вредная» информация бывает «упакована» во внешне позитивную оболочку (по принципу «троянского коня»). С одной стороны необходимо критическое осмысление информации, с другой — если жесткой критической оценке будет подвержен всякий информационный элемент, в том числе и позитивный, то процесс саморазвития и укрепления «нравственного иммунитета» станет невозможным. Это неминуемо приведет к ослаблению и угасанию его защитных свойств.

Особую важность здесь приобретает точность в оценке, которая напрямую зависит от емкости иммунной памяти. В свою очередь эта ёмкость подпитывается архетипами и мифологемами добра и зла, сохраняющимися человеческой памятью. В детском и юношеском возрасте «нравственный иммунитет» «подпитывается» созидательными метафорами, содержащимися в народных и авторских (написанных самими подростками) сказках.

Как же поставить сказку на службу воспитания подростков? Имеются ли какие-то общие правила и методики?

Имеется множество форм и методов работы в сказкотерапии, которые используются как в воспитательных, так и в психодиагностических целях (рассказывание и сочинение сказок, рисование сказок, создание кукол, песочная терапия и др.). Но для того, чтобы их эффективно применять, необходимо научиться анализировать авторскую сказку. Учеными разработан, например, метод «Семи шагов». Он позволяет вести надежный психодиагностический анализ подростка, разрабатывать план воспитательной работы с ним, эффективно вести такую работу, а также контролировать и оценивать её качество.

Раскройте, пожалуйста, существо хотя бы основных форм работы в сказкотерапии.

 

Например, такая форма, как «Рассказывание и сочинение сказки», самая простая, но и, пожалуй, самая эффективная. Любое рассказывание сказки уже есть воспитание само по себе. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, поскольку при этом психолог может наблюдать, что происходит в процессе её восприятия подростком. Специалист и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю, либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно. Придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем. Скажем, если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, с признаком волнения на лице (покраснение, бледность, потливость,); отказывается отвечать на вопросы, у него появляется настойчивое желание опередить события или начать сказку сначала – все это следует рассматривать как признаки патологической реакции на тест и, соответственно невротического состояния. Это лишь один маленький пример психодиагностики с помощью сказкотерапии. Когда человек сочиняет сказку, его бессознательное «шифрует» информацию об актуальных внутренних процессах в образах и сюжете истории. Авторская сказка несет в себе информацию о динамике личностного развития человека и кризисных ситуациях, бывших и имеющих вероятность проявления в его жизни, знания конкретного человека об устройстве мира, о правилах, обрядах, ритуалах, тонкостях взаимоотношений между людьми и пр. Иными словами, сказка является носителем информации о личности автора.

После прочтения сказки, подростку предлагается ее нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, подросток воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило. Метод «Изготовление кукол» - это своего рода медитация, так как в процессе шитья куклы происходит изменение личности. При этом развивается мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации. В процессе изготовления куклы происходит включение у подростков механизмов проекции, идентификации или замещения, что и позволяет добиться определенных результатов.

Изготовление куклы, манипулирование ею приводит к осознанию проблемы, размышлению над ней и поиску решения. Манипулирование куклами позволяет также снять нервное напряжение. С помощью использования кукол можно решить следующие задачи: приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия, развитие коммуникативных навыков, развитие грубой и мелкой моторики, профилактика и коррекция страхов, развитие речи, коррекция отношений в семье.

Очень эффективна так называемая «Песочная терапия». В подносе с влажным или сухим песком подросток располагает миниатюрные объекты и создает картины. Через контакт с песком и миниатюрами он облекает в физическую форму свои самые глубинные сознательные и бессознательные мысли и чувства. Песочная терапия, опирающаяся на активное воображение и творческую символическую игру, является практическим, основанным на личном опыте подростка методом, который может выстроить мост между бессознательным и сознательным, между рациональным и эмоциональным, между духовным и физическим, между невербальным и вербальным. Сказочная песочная терапия позволяет эффективно решать проблемы как психологического развития личности, так и коррекции отдельных поведенческих реакций, может быть использована не только психологами, но и педагогами и воспитателями в образовательных целях.

Все эти формы работы требуют от подростка определенных навыков, которые, вероятно, есть далеко не у всех. Как вы выходите из положения?

Например, написание сказки — задача нередко стрессовая, во всяком случае, непростая, тут необходима подготовка. Я делаю так.

Шаг первый: создаю комфортную среду (в первую очередь формирую доверительные и непринужденные отношения с подростком).

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
28 марта
суббота
2020

В этот день:

Командир женского авиаполка Марина Раскова

28 марта 1912 года родилась Марина Михайловна РАСКОВА (погибла 04.01.1943 года), летчица, Герой Советского Союза. Во время Великой Отечественной войны стала организатором женских боевых соединений в авиации.Была командиром 587-го бомбардировочного авиаполка.

Командир женского авиаполка Марина Раскова

28 марта 1912 года родилась Марина Михайловна РАСКОВА (погибла 04.01.1943 года), летчица, Герой Советского Союза. Во время Великой Отечественной войны стала организатором женских боевых соединений в авиации.Была командиром 587-го бомбардировочного авиаполка.

 4 января 1943 года Марина Михайловна Раскова погибла в авиакатастрофе близ Саратова, недалеко от села Михайловка Саратовского района, в сложных метеоусловиях при перелёте на фронт после переформирования. Ее прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

Огонь по посольству США

28 марта 1999 года скульптор Александр СУСЛИКОВ вместе со своим товарищем (имя не установлено) обстрелял из автоматического оружия посольство США в Москве в знак протеста против террористических акций США и их саттелитов по НАТО в Югославии.

Огонь по посольству США

28 марта 1999 года скульптор Александр СУСЛИКОВ вместе со своим товарищем (имя не установлено) обстрелял из автоматического оружия посольство США в Москве в знак протеста против террористических акций США и их саттелитов по НАТО в Югославии.

 

В марте 1999 года потомственный скульптор, член Союза художников России, 40-летний Александр Сусликов и его друг Михаил были глубоко возмущены агрессией США против православной Югославии. Не меньшее возмущение вызывала молчаливая поддержка американских убийц со стороны правителей России. Русские мужики решили показать всему миру, что простой народ нашей страны готов к самоотверженному отпору заокеанской преступной агрессии.

Надев камуфляжную форму, со «сферами» на головах, с гранотомётами и автоматами в спортивных сумках, они остановили машину, за рулём которой, как впоследствии выяснилось, находился руководитель одного из антитеррористических подразделений МВД полковник Лебедев, и именно под предлогом выполнения антитеррористической операции, ткнув стволом пистолета в шею ошалевшему полковнику, приказали ему ехать к американскому посольству, где в те дни проходили митинги протеста против преступной деятельности США, в поддержку сербов.

По какой-то причине гранатомёты не сработали. Тогда патриоты открыли огонь из автоматов по верхним этажам посольства, чтобы не пострадали митингующие. Демонстранты у посольства приветствовали пальбу по американским террористам бурной овацией. В едином порыве слились аплодисменты собравшихся с музыкой залпового огня. Расстреляв обоймы, бойцы неторопливо сели в машину и продолжили движение. Недалеко от посольства свернули во двор, остановились, переоделись и , пригрозив эмвэдэшнику оружием, велели молча сидеть, не выходя из машины в течение нескольких минут, после чего скрылись.

Лишь более чем через год, 6 мая 2000 года, из-за предательства Сусликов был арестован. На суде он держался достойно, товарища не выдал и отказался подать прошение о помиловании.

Своим подвигом Сусликов вместе с митингующими показал, что в народе есть еще силы, способные дать отпор преступному американскому режиму.

Освобождение Николаева

28 марта 1944 года ходе Одесской наступательной операции Советские войска освободили от фашистов русский город Николаев.

Освобождение Николаева

28 марта 1944 года ходе Одесской наступательной операции Советские войска освободили от фашистов русский город Николаев.

Огромную роль в освобождении Николаева сыграл легендарный десант в Николаевский порт 55 морских пехотинцев, 12 приданных бойцов и проводника, которые внесли панику в фашистские ряды и позволили нашим войскам сходу взять город.

Истребитель ЛаГГ

28 марта 1940 года состоялся первый полёт советского истребителя ЛаГГ (конструкторы С.А. Лавочкин, В. П. Горбунов, М.И. Гудков). ЛаГГ — одноместный одномоторный поршневой истребитель-моноплан, стоявший на вооружении ВВС РККА во время Великой Отечественной войны.

Истребитель ЛаГГ

28 марта 1940 года состоялся первый полёт советского истребителя ЛаГГ (конструкторы С.А. Лавочкин, В. П. Горбунов, М.И. Гудков). ЛаГГ — одноместный одномоторный поршневой истребитель-моноплан, стоявший на вооружении ВВС РККА во время Великой Отечественной войны.

 Использовался в качестве истребителя, истребителя-перехватчика, истребителя-бомбардировщика, самолёта-разведчика. Всего было выпущено 6528 штук.
Первая известная воздушная победа на самолете в Великой Отечественной войне одержана 13 июля 1941 года: звеном ЛаГГ-3 24-го истребительного авиационного полка (ведущий старший лейтенант Бондаренко А. В.) в воздушном бою в районе г. Дорогобуж сбит немецкий бомбардировщик До-17. Советский ас Георгий Дмитриевич Костылев (впоследствии инспектор истребительной авиации КБФ) имел на ЛаГГе боевой счет более 30 вражеских самолётов. Сражаясь на ЛаГГ-3, свою первую звезду Героя Советского Союза заслужил Павел Михайлович Камозин.

 

Праздник службы «02»

28 марта в России отмечается день образования дежурных частей МВД.

Праздник службы «02»

28 марта в России отмечается день образования дежурных частей МВД.

Каждый россиянин, оказавшись в сложной ситуации, знает, что нужно обращаться за помощью по телефону «02». Получив тревожное сообщение, дежурный молниеносно должен среагировать на сигнал, и послать ближайший наряд к месту происшествия.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии