Капитуляция Берлинского гарнизона
2 мая 1945 года последний командующий обороной Берлина генерал артиллерии Вейдлинг сдался в плен советским войскам
.jpg&w=180)
В 1945 году к этому стремились все страны-союзницы по антигитлеровской коалиции – СССР, США, Великобритания. Берлин как трофей представлял не только военный, но еще и политический интерес. Голос того, кто овладеет фашистской столицей первым, становился особо весомым при решении послевоенной судьбы поверженного противника.
Это обстоятельство особенно не давало покоя Уинстону Черчиллю. 1 апреля британский премьер телеграфировал Франклину Рузвельту: «Русские армии, несомненно, захватят всю Австрию и войдут в Вену. Если они захватят также Берлин, то не создастся ли у них слишком преувеличенное представление о том, будто они внесли подавляющий вклад в нашу общую победу, и не может ли это привести их к такому умонастроению, которое вызовет серьезные и весьма значительные трудности в будущем? Поэтому я считаю, что с политической точки зрения нам следует продвигаться в Германии как можно дальше на восток и что в том случае, если Берлин окажется в пределах нашей досягаемости, мы, несомненно, должны его взять. Это кажется разумным и с военной точки зрения».
Политический выигрыш от овладения Берлином видели и в Вашингтоне. Ф. Рузвельт еще осенью 1943 г. заявил, что в столицу Третьего рейха первыми должна войти американская армия. Однако весной 1945-го верховный главнокомандующий союзными войсками в Европе генерал Д. Эйзенхауэр посчитал более разумным нанесение удара в направлении Лейпцига и Дрездена с тем, чтобы окружить и разгромить немецкие войска, оборонявшие Рур. После этого он планировал выдвижение американских и английских войск на Эльбу на берлинском направлении.
Свою роль в судьбе Берлина, по мнению американского генерала, играло и то, что в конце марта советские войска стояли в 35 милях от города, а войска союзников – в 250 (хотя перед советскими войсками были сосредоточены основные силы немцев). Вместе с тем Эйзенхауэр допускал, что в Вашингтоне могут его соображения скорректировать. Информируя 7 апреля объединенный штаб союзников о своем решении относительно завершающих операций войны в Европе, он писал: «Я первый согласен с тем, что война ведется в интересах достижения политических целей, и если объединенный штаб решит, что усилия союзников по захвату Берлина перевешивают на этом театре чисто военные соображения, я с радостью исправлю свои планы и свое мышление так, чтобы осуществить такую операцию».
Несмотря на попытки Черчилля заставить Рузвельта повернуть войска с лейпцигско-дрезденского направления на берлинское, президент США, как и объединенный штаб союзников, поддержали не британского премьера, а Эйзенхауэра.
В Москве на проблему Берлина смотрели однозначно: надо во что бы то ни стало опередить западных союзников. Советские руководители не хуже Черчилля понимали, какие политические преимущества давало взятие фашистской столицы советскими войсками. К тому же Москва была осведомлена о сепаратных переговорах американцев с гитлеровцами. Реальной была опасность сговора за спиной СССР, прекращения немцами боевых действий на Западном фронте и разворот высвободившихся там сил против Красной армии.
По словам Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, командовавшего войсками наступавшего на фашистскую столицу 1-го Белорусского фронта, замысел Берлинской операции в Ставке ВГК определился еще в ноябре 1944 г. В первых числах апреля там же состоялось рассмотрение общего плана операции. Ставка привлекла к ней 1-й (командующий маршал Г.К. Жуков), 2-й (маршал К.К. Рокоссовский) Белорусские и 1-й Украинский (маршал И.С. Конев) фронты – 20 общевойсковых, четыре танковые, четыре воздушные армии, девять отдельных танковых и механизированных корпусов, насчитывавшие в общей сложности примерно 2 млн. человек, а также часть сил Балтийского флота и Днепровскую военную флотилию.
Германское командование на подступах к Берлину создало мощную оборонительную систему и стянуло сюда основные силы. Город обороняли группы армий «Висла» и «Центр», имевшие в своем составе не меньше 90 дивизий, или около 1 млн. солдат и офицеров. С востока на направлении действий советских войск Берлин был прикрыт тремя мощными линиями обороны, первая из которых проходила по Зееловским высотам – естественному рубежу, имевшему крутые скаты и до предела насыщенному долговременными инженерными сооружениями.
Для сравнения: на Западном фронте немцы оставили силы, общая боеспособность которых равнялась всего 26 штатным дивизиям, против 91 полнокровной дивизии у англо-американских войск, имевших к тому же подавляющее преимущество в воздухе.
29 марта Жуков, а 31 марта и Конев были вызваны в Ставку. Сталин прямо спросил их, сумеют ли советские войска опередить союзников, и получил утвердительный ответ. 1-му Белорусскому фронту была поставлена задача охватить Берлин с севера, а 1-му Украинскому – с юга, дабы замкнуть кольцо окружения западнее столицы рейха. 2-му Белорусскому фронту предписывалось поддержать войска 1-го Белорусского, нанеся удар в обход Берлина с севера.
Берлинская операция началась 16 апреля. 1-й Белорусский фронт не смог, как планировалось, в первый день взломать главную полосу обороны противника, замедлив движение перед Зееловскими высотами. Введя в сражение обе имевшиеся в его распоряжении гвардейские танковые армии (1-ю генерала М.Е. Катукова и 2-ю генерала С.И. Богданова), Жуков своими войсками прорвал тактическую зону обороны врага. Соединения фронта, выйдя на оперативный простор, в течение двух дней прорвались к пригородам Берлина, одновременно обтекая его с севера.
Оборона немцев, противостоявшая 1-му Украинскому фронту, оказалась значительно более слабой, поэтому здесь наступление развивалось быстрее. Маршал Конев потребовал от подчиненных ему командующих 3-й и 4-й танковыми армиями генералов П.С. Рыбалко и Д.Д. Лелюшенко не ввязываться в затяжные лобовые бои, а населенные опорные пункты решительно обходить. Именно из штаба этого фронта в Москву ушла первая телеграмма об успехе: к концу дня 22 апреля 3-я гвардейская танковая армия передовыми бригадами ворвалась в южную часть Берлина и повела бои за Тельтов-канал и в центре района Ланквиц.
25 апреля наступающие, обойдя Берлин с северо-запада и юго-запада, соединились в районе Потсдама и окружили войска берлинского гарнизона. В тот же день в районе Торгау на Эльбе встретились советские и американские войска.
С 26 апреля по 2 мая 1-й Белорусский и 1-й Украинский фронты проводили ликвидацию окруженных немецких группировок. Бои за город, тщательно укрепленный, приняли изнурительный характер. Гитлер бросил в бой всё, что было сосредоточено в столице, при продвижении советских войск к центру оборону немцев приходилось буквально прогрызать. Ударами с севера и юга противник был зажат в Берлине в узкой, не более 2-4 км, полосе, вытянутой с запад на восток почти на 20 км. К вечеру 28 апреля его войска были рассечены на три части.
В число главных объектов, которые штурмовали советские войска, вошли Рейхстаг и имперская канцелярия. К зданию парламента первой вышла 3-я ударная армия. Наступая с севера, её 79-й стрелковый корпус прорвался к мосту через Шпрее и захватил его в ночь на 29 апреля. От моста до Рейхстага оставалось не более 500 метров, но они оказались необычайно трудными. Площадь перед зданием обороняли отборные подразделения СС и батальон фольксштурма – почти 5 тыс. солдат и офицеров. Система обороны на подступах к зданию включала три траншеи, прикрытые минными полями и противотанковым рвом с водой, 15 железобетонных дотов. Почти сутки прорывались советские бойцы к Рейхстагу, для успеха потребовались три штурма. Однако и после взятия Рейхстага ожесточенные бои в городе продолжались.
…Жуков не побоялся доложить Сталину, что к 1 мая полностью взять Берлин не удастся, нужна перегруппировка сил. «Я ожидал от Сталина резких возражений, – вспоминал маршал, – а Сталин ответил так: "Ну, ничего, впереди Первомай, это и так большой праздник, народ хорошо его встретит. А что касается того, возьмем ли мы Берлин 2 или 3 мая, это не имеет большого значения. Я с вами согласен, надо жалеть людей, мы меньше потеряем солдат. Подготовьте лучше заключительный этап этой операции"».
2 мая остатки гарнизона Берлина капитулировали. Но война еще продолжалась…
http://www.fondsk.ru
Комментарии:
Сегодня
18 января
понедельник
2021
В этот день:
Десант под Вязьмой
Десант под Вязьмой
Было принято решение высадить юго-западнее Вязьмы воздушный десант в составе двух батальное 201-й воздушно-десантной бригады и 250-го стрелкового полка. Районом десантирования выбрали деревню Желанья в 35-40 км за линией фронта.
Высадка проведена в несколько этапов: выброска парашютистов для захвата и удержания посадочной площадки; высадка стартовой команды и приём посадочного десанта. Операцию обеспечивал 21 транспортный самолёт ПС-84 и несколько бомбардировщиков ТБ-3, выделенные из состава 23-й авиадивизии для перевозки 45-мм пушек. В ночь на 18 января в район деревни Желанья было выброшено 452 десантника. Вечером того же дня высадились 65 человек стартовой команды, а в ночь на 19 января — ещё 200 парашютистов. Они обеспечили успешное продвижение наших войск.
Операция «Искра»
Операция «Искра»
Согласно первоначальному плану советские войска продолжили наступление с целью разгрома мгинско-синявинской группировки противника и обеспечения надежной железнодорожной связи Ленинграда со страной, но в ожесточенных боях в феврале—марте развить достигнутый в январе успех не удалось. Полностью блокада была ликвидирована позже.
Герой спецслужбы Александр Тихонов
Герой спецслужбы Александр Тихонов
Александр Тихонов родился 17 августа 1952 года в городе Прокопьевск Кемеровской области. Русский. После окончания средней школы поступил в Высшую школу КГБ.
В 1974 году поступил на службу в Комитет государственной безопасности Таджикской ССР. Активно участвовал в локализации межнациональных конфликтов конца 1980-х – начала 1990-х годов. В 1991 году был переведён в центральный аппарат Комитета государственной безопасности СССР (с 1992 – Министерство безопасности РФ, с 1993 – Федеральная служба контрразведки РФ, с 1995 – Федеральная служба безопасности РФ). В 1996 году был назначен первым заместителем начальника Управления «А» («Альфа») Антитеррористического центра ФСБ России.
22 октября 1998 года генерал-лейтенант Александр Тихонов (ныне генерал-полковник) был назначен начальником только что созданного Центра специального назначения (ЦСН) ФСБ России. ЦСН был сформирован на базе двух боевых управлений – «А» («Альфа») и «В» («Вымпел»). Данный центр под руководством А.Е.Тихонова проводит различные операции по уничтожению боевиков в Чеченской Республике и за её пределами.
В сентябре 2000 года была проведена успешная спецоперация в посёлке Лазаревское Краснодарского края, где вооружённые бандиты захватили в заложники строителей частной гостиницы. Они забросали гранатами двор перед зданием, требовали большую сумму денег и самолёт. Ситуацию удалось разрешить без применения силы благодаря мастерству переговорщиков ЦСН. В результате террористы освободили заложников и сдались. Операцией руководил лично начальник ЦСН А.Е.Тихонов.
В октябре 2002 года входил в оперативный штаб от ФСБ России по проведению контртеррористической операции во время освобождения заложников в театральном центре на Дубровке в Москве. Этот варварский захват заложников не имел аналогов в мире. Тогда 40 вооружённых террористов захватили в заложники свыше 900 зрителей и артистов мюзикла «Норд-Ост» и удерживали их трое суток. Бойцами ЦСН был проведён штурм здания театрального центра с использованием специального газа, все 40 террористов были уничтожены, а заложники были освобождены. Однако непосредственно в период операции и после неё скончалось 129 человек из числа заложников.
Несомненно, что бойцы спецподразделений в кратчайший срок подготовили и провели уникальную боевую операцию. Проявив профессионализм и высочайшее мужество, они не дали террористам произвести взрыв здания с заложниками, к которому всё было подготовлено, а также не дали им возможности оказать организованное вооружённое сопротивление. Отдельные террористы, оказавшиеся в местах, где действие газа было не столь сильным, произвели несколько выстрелов, не нанеся потерь штурмующим. На 28 террористах в момент штурма были «пояса шахидов», ни один из которых они не успели привести в действие.
Однако оперативный штаб не принял мер по оказанию действенной медицинской помощи освобождённым заложникам и недостаточно грамотно организовал их эвакуацию в больницы Москвы. В результате на истощённых трёхдневным голоданием и бывших столько же дней в состоянии сильнейшего стресса людей газ оказал воздействие, значительно превышающее степень его обычного влияния на организм. Не подготовленные к данной ситуации медики не смогли оказать многим из заложников оперативную помощь, что привело к большому числу жертв.
Вина за данные недостатки целиком легла на руководство оперативного штаба. Тем не менее, А.Е.Тихонов был удостоен высшей награды государства, что вызвало вполне закономерную негативную реакцию не только в обществе, но и в самих органах государственной безопасности.
Указом Президента Российской Федерации («закрытым») от 18 января 2003 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания (по некоторым данным – за операцию по освобождению заложников в Театральном центре на Дубровке), генерал-полковнику Тихонову Александру Евгеньевичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия – медали «Золотая Звезда».
За пятнадцать лет (1998-2013) сотрудниками ЦСН было проведено свыше 3000 боевых мероприятий по освобождению заложников, нейтрализации главарей бандитских формирований, пресечению каналов незаконного сбыта оружия и наркотиков, охране руководства страны. На счету ЦСН нейтрализация таких знаковых фигур мирового терроризма, как Салман Радуев (2000), Арби Бараев (2001), Абу Умар (2001), Аслан Масхадов (2005), Абу Хавс (2006) и Шамиль Басаев (2006).
Фронтовой разведчик Владимир Карпов
Фронтовой разведчик Владимир Карпов
Владимир Васильевич Карпов родился 28 июля 1922 г. в Оренбурге. В 1939 г. поступил в Ташкентское военное училище, но в апреле 1941 г. по доносу был репрессирован, реабилитирован в 1956 г. В.В.Карпов - участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. С октября 1942 г. воевал в штрафной роте на Калининском фронте, а затем - рядовой, сержант, лейтенант взвода разведки, участвовал в захвате 79 «языков». В 1944 г. удостоен звания Герой Советского Союза. В 1947 г. окончил Военную академию им. М.В.Фрунзе, и в 1954 г. Литературный институт. С 1981 по 1986 гг. В.В.Карпов был главным редактором журнала «Новый мир». В 1986 г. был избран первым секретарем Союза писателей СССР, который возглавлял до 1991 г. Главные произведения В.В.Карпова - документальная повесть «Полководец» (1982-84), удостоенная Государственной премии СССР; трилогия «Маршал Жуков: Его соратники и противники в дни войны и мира» (1989-99), «Генералиссимус» (2000, Т. 1-2).
В.В.Карпов скончался в 2010 г. в Москве, похоронен на Троекуровском кладбище.
Подробно см. http://rosgeroika.ru/library/2014/january/poslednij-rubezh