RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Командор Николай Резанов
14 марта 2019 г.

Командор Николай Резанов

14 марта - день памяти начальника первой русской кругосветной экспедиции (1803 - 1806), Николая Петровича Резанова.
Востребованность патриотизма
11 августа 2019 г.

Востребованность патриотизма

11 августа 1947 года в газете «Правда» была опубликована статья «Советский патриотизм»
Детей добивали кольями
23 января 2020 г.

Детей добивали кольями

22 января 1942 года советские войска, освободив последний населенный пункт Подмосковья Уваровку, пришли в ужас от следов зверств западных цивилизаторов
Побег из ада на
8 февраля 2015 г.

Побег из ада на "Хенкеле"

8 февраля 1945 года группа советских военнопленных во главе с летчиком-истребителем Михаилом Девятаевым совершила побег из немецкого концлагеря Пенемюнде
Героика на голодном пайке
15 июля 2015 г.

Героика на голодном пайке

Музей Зои Космодемьянской, открытый 60 лет назад, в году 70-летия Великой Победы закрыт для посетителей по причине … недостаточного финансирования
Главная » Подвиги в наследство » Героика Южного полюса

Героика Южного полюса

18 февраля 1961 года, в оазисе Ширмахера начала действовать советская антарктическая станция — Новолазаревская.

А вообще Антарктида была открыта в 1820 году русскими мореплавателями Ф.Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым.
Героика Южного полюса

Начало современного освоения Антарктики стимулировалось геополитическими интересами. Первыми туда устремились фашисты. Еще перед началом второй мировой войны «орлы Геринга» забросали территорию Земли королевы Мод жестяными флажками со свастикой, как бы провозглашая ее собственностью рейха. Потом между германским портом Киль и побережьем Земли королевы Мод было установлено постоянное курсирование научно-исследовательских, транспортных судов, боевых кораблей и подводных лодок. Одна из объявленных целей — обеспечение китобойного промысла. Ведь китовый жир использовался для производства взрывчатых веществ, которые требовались Германии во все больших количествах. Но были и другие цели, до сих пор остающиеся до конца не проясненными.

Есть, например, документальные свидетельства о том, что в последний период войны в Антарктиду на подводных лодках были переправлены реликвии третьего рейха, оккультные святыни, которым поклонялся Гитлер. Они якобы были размещены в хранилищах специальной базы, построенной в районе оазиса Ширмахера.

После войны Землей королевы Мод вплотную занялись американцы. В 1946 году туда отправился отряд боевых кораблей ВМС США в составе 30 вымпелов под командованием адмирала Берда. Чем они там занимались, достоверно неизвестно — материалы экспедиции до сих пор засекречены.

СССР боевые корабли в Антарктиду не посылал и поисками реликвий третьего рейха не занимался. Но сразу же после окончания войны, несмотря на разруху и проблемы восстановления народного хозяйства, наша страна была вынуждена выделить средства на освоение Антарктики. Подготовка к первой советской антарктической экспедиции длилась несколько лет. Лишь в ноябре 1955 года из Калининграда к берегам Антарктиды вышел дизель-электроход «Обь» с участниками экспедиции на борту. Затем туда отправились дизель-электроход «Лена» и рефрижератор с продовольствием. В январе 1956 года полярники высадились на берег в районе моря Дэвиса. Всего их было 229 человек, из которых 74 представителя министерства обороны и 90 строителей для возведения первого советского антарктического городка.

Возглавлял Первую Советскую антарктическую экспедицию сотрудник Арктического и антарктического научно-исследовательского института, доктор географических наук, Герой Советского Союза М.М. Сомов.

15 января началась выгрузка строительных материалов и экспедиционного оборудования, доставленного на «Оби». Грузы непрерывным потоком подавались из раскрытых трюмов корабля на большие тракторные сани. Стоящие на льду. Разгрузка велась круглые сутки. Строители, распланировав поселок, начали собирать металлические фундаменты, на которых вскоре стали появляться стены первых домов поселка. Всего в Мирном Первой экспедицией было сооружено 21 здание.

От солнца, вспоминали ветераны, обгорала кожа на лице, губы трескались, распухали. Невозможно было ходить без темных очков! Так получилось, что контейнер, где были очки, находился на «Лене», которая пришла позднее «Оби». Пришлось засвечивать фотопленку и применять ее вместо стекол черных очков. Труднее было привыкать к постоянной опасности на ледниках. От бездонной глубины трещин многим становилось не по себе.

В январе появился первый погибший тракторист Иван Хмара. Родился он на Полтавщине, а жил и работал в Низовском лесопункте Шенкурского района Архангельской области. 21 января 1956 года при выгрузке с дизель-электрохода «Обь» трактор с санями, на котором работал Н.Кудряшов, прорезал левой гусеницей лед и застыл над проломом. Двигатель заглох. Тракторист выскочил из кабины. Все бросились к трактору. Хмара успел первым. Он запрыгнул в кабину, завел двигатель и включил передачу, но тут лед не выдержал, машина провалилась в воду. Иван не успел выскочить из кабины. Было ему всего двадцать лет.

Полярники потом пытались поднять трактор, но безрезультатно. Глубина моря в том месте достигала 72 метров. По чистой случайности корреспондент «Комсомольской правды» Павел Барашев, который находился с кинокамерой на льду, заснял момент той трагедии. До сих пор, когда по телевидению показывают эти кадры, полярники не скрывают слез. Огромная гранитная глыба с пятиконечной звездой наверху, установленная на скалистом мысе, названном в память об Иване мысом Хмары, стала памятником отважному трактористу.

В ХХ веке в Антарктиду приходили экспедиции разных стран, чтобы организовать свои базы.

Конечно, не только китовый жир интересовал ведущие страны мира. Недра Антарктиды таили в себе несметные богатства полезных ископаемых, и каждое государство стремилось застолбить здесь свою «делянку» на будущее. Шестой континент интересовал ученых и с точки зрения изучения прошлого Земли, а также — современного прогнозирования погоды. Особый интерес к Ледовому материку проявляли военные. Ведь размещение там ракетных баз обеспечивало бы возможность держать под прицелом всю планету. Забегая вперед, нужно сказать, что человечеству очень повезло в том, что оно нашло силы подписать договор о провозглашении Антарктиды континентом мира, где никаких военных баз, никаких испытаний оружия не допускается.

Геологические исследования советские антарктические экспедиции проводили начиная с 1956 года преимущественно в Восточной Антарктиде. За прошедшие годы обследовано более 40 участков побережья между 6º западной долготы и 165º восточной долготы (более одной трети всего побережья Антарктиды). Кроме залежей каменного угля, найденных в начале века на Земле Виктории и в долине ледника Бирдмора в Трансантарктических горах, в последующие годы уголь был обнаружен во многих других районах Антарктиды. По оценке американского геолога Л.Гулда, его на Южнополярном материке больше, чем на всех остальных континентах вместе взятых. Богата Антарктида железными рудами. Залежи магнитного железняка с 30—40-процентным содержанием руды в породе найдены на Земле Эндерби, Земле Королевы Мод, в оазисе Бангера и других районах Восточной Антарктиды. В центральной части гор Земли Королевы Мод советские геологи нашла гранат-магнетитовые жилы, залежи магнетита, а также титано-магнетитовые руды. В последние годы советским геологам, обследовавшим хребет принца Чарльза на Земле Мак-Робертсона, удалось обнаружить толщу осадочных пород с железорудными пластами на площади около 10000 квадратных километров. Ближе к побережью под толщей льда оказалось скрытым другое месторождение руд, простирающееся на 120 километров. В этом районе расположена крупная железорудная провинция, по своим запасам не уступающая таким месторождениям, как известная Курская аномалия или Криворожский железорудный бассейн. Во многих районах Восточной Антарктиды найден медный колчедан. На Земле Адели и Земле Мэри Бэрд найден галенит (свинцовый блеск), содержащий свинец. Во внутренних районах антарктического полуострова и на его северо-западном побережье в районе залива Маргерит найдены минералы, содержащие марганец и молибден. Советские геологи, обследовавшие горы Земли Королевы Мод, открыли многочисленные залежи графита. В этом же районе, а также на Земле Эндерби они нашли рудопроявления слюд — мусковита и флогопита, которые могут иметь промышленное значение. Представляют интерес также месторождения берилла, топаза и горного хрусталя, обнаруженные в центральной части гор Земли Королевы Мод. Проявления платиновых металлов, золота, серебра, цинка, ванадия, кобальта и никеля найдены в массиве Дуфека.

Имеются достоверные сведения о следах редких металлов — урана, тория, ниобия, тантала и других, — обнаруженных в многочисленных пегматитовых жилах в различных районах материка. Многие геологи считают, что крупные месторождения нефти могут быть обнаружены в Западной Антарктиде, особенно в Тихоокеанском секторе, а также в пределах депрессии между морями Уэдделла и Росса. Здесь, по расчетам Геологической службы США, потенциальные ресурсы нефти составляют около 6,5 миллиарда тонн, а природного газа — более 4 триллионов кубических метров. Эти запасы приблизительно равны ресурсам, обнаруженным на территории США.

В комплексе минеральных ресурсов Антарктиды особое место занимает самый распространенный минерал на поверхности Земли — лед. На этом материке в законсервированном виде хранится более 80 процентов всей пресной воды, имеющейся на нашей планете.
22 февраля 1968 года в Антарктиде была основана советская станция «Беллинсгаузен». С 2004 года на ней действует православная церковь Святой Троицы, единственная постоянно действующая церковь в Антарктиде. В 2016 году на станции побывал Патриарх Всея Руси Кирилл, который провел службу в храме, а также совершил водосвятный молебен и панихиду по 64 погибшим в разные годы полярникам. На богослужении присутствовали сотрудники соседних станций — в том числе чилийцы, китайцы и уругвайцы. Глава Русской православной церкви обратился к собравшимся с такими словами: «Вы здесь – на вершине планеты. Когда я сегодня освящал воду в Антарктиде, я думал о всём земном шаре, который под нами, и молился за Божье творение. Само место обладает повышенной духовной энергетикой. Может быть, именно потому, что здесь люди трудятся в очень тяжёлых условиях, а может быть, потому, что, приходя в этот храм, они особенно искренне молятся".
На память о первом патриаршем визите в Антарктиду Кирилл подарил Троицкому храму икону Святого князя Владимира — Крестителя Руси.

.
18 февраля 2017 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
23 сентебря
среда
2020

В этот день:

Храм Христа Спасителя

23 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя (царствование Николая I) в память об Отечественной войне 1812 года.

Храм Христа Спасителя

23 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя (царствование Николая I) в память об Отечественной войне 1812 года.

 На стенах храма были начертаны имена офицеров Русской армии, павших в войне 1812 года и иных по времени близких военных походах. Был построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года. 5 декабря 1931 года здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте в 1994—1997 годах.

Укротитель "Тигров" Сергей Астраханцев

23 сентября 1914 года родился Сергей Васильевич Астраханцев, Герой Советского Союза, старший лейтенант. Погиб 8 августа 1943 года.

Укротитель "Тигров" Сергей Астраханцев

23 сентября 1914 года родился Сергей Васильевич Астраханцев, Герой Советского Союза, старший лейтенант. Погиб 8 августа 1943 года.

Родился в Тамбовской губернии Российской империи (ныне районный центр Республики Мордовия Российской Федерации) в семье рабочего Василия Александровича и домохозяйки Любовь Алексеевны Астраханцевых. В ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии призван 28 августа 1941 года, был ранен в бою, после госпиталя закончил курсы младших лейтенантов. В боях под Ленинградом Сергей Васильевич прошёл путь от младшего лейтенанта до старшего лейтенанта и был назначен командиром 7-й стрелковой роты 3-го батальона.

В ходе Курской битвы во время наступления на Харьковском направлении 8 августа 1943 года в районе деревни Шевченково Великописаревского района Сумской области подразделения 367-го стрелкового полка были атакованы немецкой пехотой и танками и вынужденно перешли к обороне. На участке 3-го батальона, не имевшего противотанковых средств, немецкую пехоту поддерживали три Т-6 «Тигр». Видя замешательство батальона, старший лейтенант С. В. Астраханцев со своей ротой, находившейся до этого в резерве, пошёл в контратаку. Дав приказ стрелкам отсекать пехоту, сам старший лейтенант Астраханцев с единственным противотанковым ружьём выдвинулся вперёд и точным огнём подбил 2 немецких танка, однако третий «Тигр» гусеницами смял его огневую позицию.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 августа 1944 года за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчикам и проявленные при этом отвагу и геройство старшему лейтенанту Астраханцеву Сергею Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

 

Командир женского экипажа Анна Егорова

23 сентября 1916 года родилась Анна Александровна Тимофеева-Егорова (ум. 2009), советский лётчик-штурмовик, Герой Советского Союза, капитан ВВС.

Командир женского экипажа Анна Егорова

23 сентября 1916 года родилась Анна Александровна Тимофеева-Егорова (ум. 2009), советский лётчик-штурмовик, Герой Советского Союза, капитан ВВС.

Родилась в деревне Володово (ныне — деревня в Кувшиновском районе Тверской области) в крестьянской семье. В предвоенные годы работала на Метрострое, закончила аэроклуб. В 1938 году была направлена в школу лётчиков Осоавиахима, по окончании (1939) была инструктором Калининского аэроклуба. В начале войны была зачислена лётчиком в 130-ю отдельную авиационную эскадрилью связи (оаэс) Южного фронта. На самолёте У-2 (По-2) совершила около 100 вылетов (связь, разведка и поиск в тылу врага окружённых частей). В феврале 1942 года награждена орденом Боевого Красного Знамени.

В 1942 году добилась перевода в штурмовую авиацию. Воевала в составе 805-го штурмового авиационного полка (197-я штурмовая авиационная дивизия, 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт), штурман полка. Пилотировала Ил-2. За участие в прорыве «Голубой Линии» под Новороссийском представлена ко второму ордену Боевого Красного Знамени.

Участвовала в освобождении Польши. Была единственной в полку женщиной-пилотом, позднее вместе со стрелком Дусей Назаркиной составили первый женский экипаж в штурмовой авиации. Совершила 277 боевых вылетов.

20 августа 1944 г. в воздушном бою была сбита и тяжело раненая и обожжённая без сознания попала в плен. Её воздушный стрелок Евдокия Алексеевна (Дуся) Назаркина погибла. Прошла несколько концлагерей. В январе 1945 освобождена танкистами 5-й ударной армии из Кюстринского концлагеря «ЗЦ», где содержалась в отдельном, постоянно охраняемом карцере. В лагере усилиями военнопленных удалось сохранить партбилет и награды Егоровой (сама она была почти недееспособна). Залечить раны ей помог доктор Георгий Синяков.

После освобождения из лагеря к летной работе допущена не была по состоянию здоровья.

Вернулась в Москву на Метрострой. Вышла замуж за Вячеслава Арсеньевича Тимофеева, бывшего командира 197 ШАД (штурмовая авиационная дивизия). В 1965 году ей присвоили звание Героя Советского Союза, к которому она была представлена еще во время войны.

Являлась членом Совета по взаимодействию с общественными объединениями ветеранов, офицеров запаса и в отставке при Президенте РФ. В мае 2006 года была удостоена почётного общественного титула «Национальный герой» и награждена орденом «За честь и доблесть» (всероссийская премия «Российский Национальный Олимп»). Скончалась в Москве 29 октября 2009 года.

 

Атомная подводная лодка «Акула»

23 сентября 1980 года в Северодвинске была спущена на воду самая большая в мире подводная лодка «Акула» («Тайфун») проекта 941. Проект разработан в ЦКБМТ «Рубин» (Лненинград). Тактико-техническое задание на проектирование было выдано в декабре 1972 года, главным конструктором проекта был назначен С. Н. Ковалёв.

Атомная подводная лодка «Акула»

23 сентября 1980 года в Северодвинске была спущена на воду самая большая в мире подводная лодка «Акула» («Тайфун») проекта 941. Проект разработан в ЦКБМТ «Рубин» (Лненинград). Тактико-техническое задание на проектирование было выдано в декабре 1972 года, главным конструктором проекта был назначен С. Н. Ковалёв.

Новый тип подводных крейсеров позиционировался как ответ на строительство США ПЛАРБ типа «Огайо» (первые лодки обоих проектов были заложены практически одновременно в 1976 году).

Размеры нового корабля обуславливались габаритами новых твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52), которыми планировалось вооружить лодку. По сравнению с ракетами «Трайдент-I», которыми оснащались американские «Огайо», ракета Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полёта, забрасываемой массы и имела 10 блоков против 8 у «Трайдента». Однако, при этом Р-39 оказалась почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога. Для размещения столь больших ракет стандартная схема компоновки РПКСН не подошла.

Первая лодка этого типа была заложена на предприятии «Севмаш» в июне 1976 года, спуск на воду состоялся 23 сентября 1980 года. Перед спуском в носовой части ниже ватерлинии на борт подлодки было нанесено изображение акулы, позднее нашивки с акулой появились и на форме экипажа. Несмотря на более поздний запуск проекта, головной крейсер вышел на морские испытания на месяц раньше американской «Огайо» (4 июля 1981 года). ТК-208 вступил в строй 12 декабря 1981 года. Всего с 1981 по 1989 год было спущено на воду и введено в строй 6 лодок типа «Акула».

Строительство «9-этажных» подводных лодок обеспечивало заказами более 1000 предприятий Советского Союза. Только на «Севмаше» 1219 человек, участвовавших в создании этого уникального корабля, получили правительственные награды.

В 1987 году ТК-12 «Симбирск» осуществил длительный высокоширотный поход в Арктику с неоднократной заменой экипажей. В 1998 году на Северном флоте прошли испытания, в ходе которых был произведён «одновременный» пуск 20 ракет Р-39.

Основное вооружение — ракетный комплекс Д-19 с 20-ю трёхступенчатыми твердотопливными баллистическими ракетами Р-39 «Вариант». Эти ракеты обладают наибольшей стартовой массой (вместе с пусковым контейнером — 90 т) и длиной (17,1 м) из принятых на вооружение БРПЛ. Боевая дальность ракет — 8300 км, боевая часть — разделяющаяся: 10 боеголовок с индивидуальным наведением по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте каждая. Старт всего боекомплекта ракет «Акулы» может быть осуществлён одним залпом с малым интервалом между стартом отдельных ракет. Запуск возможен как из надводного, так и из подводного положений на глубинах до 55 м и без ограничений по погодным условиям. Кроме стратегического вооружения, на лодке установлено 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, предназначенных для стрельбы торпедами и ракето-торпедами, а также для постановки минных заграждений. Противовоздушная оборона обеспечивается восемью комплектами ПЗРК «Игла-1».

28 сентября 2011 года было опубликовано заявление Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с которым, «Акулы», как не укладывающиеся в договорные лимиты СНВ-3 и избыточно дорогие в сравнении с новыми ракетоносцами класса «Борей», планируется списать и разделать на металл до 2014 года. Из шести — три уже утилизированы с помощью США. «Дмитрий Донской», «Северсталь» и «Архангельск» пока не тронуты. На совещании в Северодвинске в феврале 2012 года вице-премьер России Дмитрий Рогозин сообщил что Россия решила временно отказаться от утилизации стратегических АПЛ третьего поколения, находящихся сейчас на вооружении ВМФ. В результате срок годности лодок продлится до 30-35 лет вместо нынешних 25. Модернизация затронет стратегические АПЛ типа «Акула», где каждые 7 лет будет меняться электронная начинка и вооружение.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии