RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Угрюмый маршал
19 марта 2020 г.

Угрюмый маршал

Вахта Памяти-75 (в честь юбилея Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне): день двадцать четвёртый.
За «Державную» обидно
15 марта 2018 г.

За «Державную» обидно

Используем ли мы свой последний шанс вернуться к истокам?
«Потаённое судно» Ефима Никонова
11 февраля 2019 г.

«Потаённое судно» Ефима Никонова

11 февраля 1720 года русский плотник Ефим Прокопьевич Никонов начал строить «потаённое судно», ставшее предтечей отечественных подводных лодок
История любви
25 июля 2016 г.

История любви

Этот рассказ о любви моих родителей. Их молодость пришлась на годы войны. Но вынести все трудности этого жестокого времени им помогла именно любовь. Любовь, пронесенная сквозь войну.
Воздушный таран Алексея Позднякова
8 апреля 2017 г.

Воздушный таран Алексея Позднякова

8 апреля 1942 года геройски погиб летчик гвардии капитан Алексей Павлович Поздняков.
Главная » Подвиги в наследство » Плацдарм для освобождения Крыма

Плацдарм для освобождения Крыма

К годовщине Керченско-Эльтигенской десантной операции (октябрь-декабрь 1943 года)

Фашистского мерзопакостного духа здесь не было 75 лет, и вдруг снова засмердило...
Плацдарм для освобождения Крыма

 

 

Керчь, Еникале, коса Чушка, остров Тузла… Сегодня здесь пролёг Керченский мост, из этих мест берёт начало будущая трасса «Таврида» До недавней провокации, устроенной киевским режимом в Керченском проливе, здесь 75 лет не слышали звуков выстрелов.

…Глубокой ночью 1 ноября 1943 г. после семнадцатимесячного перерыва нога советского воина ступила на землю Керченского полуострова. Началась Керченско-Эльтигенская десантная операция Северо-Кавказского фронта (с 20 ноября – Отдельная Приморская армия, командующий – генерал-полковник И.Е. Петров), Черноморского флота (вице-адмирал Л.А. Владимирский) и Азовской военной флотилии (контр-адмирал С.Г. Горшков). Целью операции было приступить к изгнанию немецких оккупантов из Крыма.

План операции предусматривал одновременную высадку трёх дивизий 56-й армии (генерал-лейтенант К.С. Мельник) в районе к северо-востоку от Керчи (главное направление) и одной дивизии 18-й армии (генерал-лейтенант К.Н. Леселидзе) юго-западнее Керчи в районе поселка Эльтиген (вспомогательное направление). После высадки десант должен был нанести удары по сходящимся направлениям и овладеть портами Керчь и Камыш-Бурун. Черноморский флот и Азовская флотилия, высадив десантников, должны были обеспечивать их пополнением, вооружением, боеприпасами до конца операции. Ориентировочно на высадку десантов и переброску войск 56-й армии отводилось 15 суток, а 18-й армии – 30.

Гитлеровское командование понимало, что после изгнания его войск с территории Тамани Красная армия будет стремиться в Крым по кратчайшему пути через Керченский пролив, и потому усиленно укрепляло побережье и Керченский полуостров в целом. На море немцы сосредоточили значительное количество быстроходных десантных барж, хорошо бронированных и имевших сильную артиллерию, а также торпедных и сторожевых катеров. Эти силы препятствовали движению наших кораблей вдоль Таманского полуострова, ставили мины и несли дозор на подходах к Феодосии и в Керченском проливе. Командование же Черноморским флотом не могло использовать в узком и мелководном Керченском проливе крупные корабли. Остро недоставало высадочных средств, пришлось использовать совсем не приспособленные для таких операций гражданские суда вплоть до гребных шлюпок. Действия войск и сил флота серьезно осложняла погода: поздняя осень здесь – время свирепых штормов.

Однако выигрыш от операции затмевал все трудности. Появлялся шанс сделать первый шаг к освобождению с восточного направления всего Крымского полуострова. В район операции Ставка ВГК направила своего представителя маршала С.К. Тимошенко, а контролировать подготовку кораблей и частей к высадке было приказано лично наркому ВМФ адмиралу Н.Г. Кузнецову.

Высадку десанта предполагалось произвести в ночь на 28 октября, но из-за резкого ухудшения погоды её перенесли на 1 ноября. Однако и на этот раз одновременная высадка десантов не получилась: разыгравшийся 6-балльный шторм заставил в последний момент отменить переброску группы, которая должна была высадиться севернее Керчи. А вот группу, нацеленную на Эльтиген, приказ на отмену десантирования на берегу уже не застал.

 

«Когда штурмовые отряды десанта вышли в открытое море, суда сразу почувствовали на себе сильные удары волн. Штормовой норд-ост пронизывал море. Водяные валы швыряли мотоботы во все стороны, угрожая каждую секунду перевернуть их… А при такой погоде и вперед идти опасно, и возвращать суда не так просто», – вспоминал генерал И.А. Ласкин, бывший начальник штаба Северо-Кавказского фронта.

Через какое-то время канонада, донесшаяся с противоположного берега, дала понять командованию, что передовые отряды всё-таки сумели преодолеть бушующую водную стихию и зацепиться за плацдарм. Для их огневой поддержки с берега Тамани открыли огонь тяжелые артиллерийские батареи. К ним добавился гул самолётов – это через пролив к Крыму устремился ночной лёгкобомбардировочный авиационный полк подполковника Е.Д. Бершанской.

Сильный шторм и жестокий вражеский огонь ещё на воде привели к немалым потерям десантников, но тем яростнее стал наступательный порыв живых. К исходу 3 ноября (каждую ночь с наступлением темноты шла высадка последующих эшелонов) в районе Эльтигена сражались почти 9,5 тыс. человек. Захваченный плацдарм составлял около двух километров в глубину и четыре-пять километров по фронту.

Поскольку высадка войск 56-й армии в первую ночь не состоялась, ответный удар врага сосредоточился на эльтигенском десанте. Только за один день 2 ноября десантники отразили около 20 контратак.

В ночь на 3 ноября советскому командованию наконец удалось высадить группу десанта из состава 56-й армии на основном направлении восточнее Керчи. На какое-то время положение эльтигенского десанта облегчилось, но затем контратаки против него возобновились с нарастающей силой. До 1 декабря десантники удерживали занятые рубежи, а затем получили приказ эвакуироваться с плацдарма. Однако корабли не смогли подойти к пунктам высадки. Тогда десант прорвал вражеский заслон и по суше попытался соединиться с частями 56-й армии. Удалось закрепиться в районе Керчи.

Переправа на Керченский полуостров всего десанта 56-й армии закончилась только к 20 ноября, а его пополнение шло и позднее. «Наращивание сил на керченском плацдарме происходило в исключительно сложной обстановке, – писал адмирал Н.Г. Кузнецов. – Причалы и пути через пролив находились под неослабевающими ударами противника. Нам постоянно мешала погода: стояла глубокая осень, и пролив мог вот-вот замерзнуть. К тому же у нас не было достаточно плавсредств для перевозки танков, артиллерии, автомашин. И все же под руководством командующего флотилией С.Г. Горшкова к 4 декабря на Еникальский полуостров было перевезено восемь эшелонов войск».

Всего Азовская военная флотилия переправила более 75 тыс. человек, больше 450 орудий разного калибра, 128 танков, 764 автомашины, из них 58 с установками PC – «Катюшами», 7,2 тыс. тонн боеприпасов, 2,8 тыс. тонн продовольствия и большое количество других грузов. Советские войска расширили плацдарм до 25 километров по фронту и до 10-12 километров в глубину.

Вновь организованная Приморская армия, перейдя к обороне, отражала вражеские удары и готовилась к наступлению. Генерал И.Е. Петров не забыл и об эльтигенском десанте, сражавшемся теперь в Керчи. Преодолев ожесточённое сопротивление врага, моряки переправили туда на подмогу 83-ю бригаду морской пехоты. Однако и тогда десант не смог соединиться с главными силами; по приказу командующего Отдельной Приморской армией он был переправлен на Тамань.

Десанты нанесли врагу большой урон. В боях с 31 октября по 11 декабря 1943 г. частям 5-го армейского корпуса 17-й немецкой армии, оборонявшего Керченский полуостров, был нанесён значительный ущерб – тысячи солдат, более 100 самолётов, до 50 танков, 45 артиллерийских батарей. С перекопского направления были оттянуты значительные силы врага, что облегчило вступление советских войск в Крым с севера.

И была достигнута основная цель: Красная армия получила важнейший плацдарм, с которого в 1944 г. началось освобождение Крыма. Немцы на полуострове оказались под ударами сразу с двух направлений – с севера и востока.

* * *
…А что касается киевской «партии войны», то её попытки превратить район Керчи–Тамани в новую «горячую точку» будут сорваны так же быстро, как сделали это российские пограничники при пресечении вторжения украинских судов в российские территориальные воды.
Источник: https://www.fondsk.ru

 

Юрий Рубцов, доктор исторических наук, профессор Военного университета Министерства обороны РФ.
16 декабря 2018 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
1 июня
понедельник
2020

В этот день:

Орден Александра Невского

1 июня 1725 года Екатериной I учрежден орден Александра Невского. Он стал третьим российским орденом после ордена Св. Андрея Первозванного и женского ордена Св. Великомученицы Екатерины.

Орден Александра Невского

1 июня 1725 года Екатериной I учрежден орден Александра Невского. Он стал третьим российским орденом после ордена Св. Андрея Первозванного и женского ордена Св. Великомученицы Екатерины.

Знак ордена представлял собой четырёхконечный прямой крест с расширяющимися концами и характерными двуглавыми орлами, помещёнными между концами креста. В центре креста располагался круглый медальон с изображением конной фигуры Александра Невского. Также к знакам ордена относилась серебряная восьмилучевая звезда с девизом ордена «ЗА ТРУДЫ И ОТЕЧЕСТВО»

Как государственная награда орден был упразднён в 1917 году. 29 июля 1942 года в СССР был учреждён новый орден Александра Невского для награждения командного состава Красной Армии. После распада Советского Союза орден был сохранён в системе государственных наград Российской Федерации постановлением Верховного Совета от 20 марта 1992 года, однако до 2010 года награждения им не производились. 7 сентября 2010 года указом Президента России учреждён новый статут и описание ордена. Знак ордена Александра Невского Российской Федерации воспроизводит дизайн дореволюционного ордена.

 

Один из отцов «Катюши»

1 июня 1894 года родился Анатолий Аркадьевич БЛАГОНРАВОВ (умер 04.02.1975), академик, генерал-лейтенант артиллерии, один из создателей знаменитой «Катюши».

Космонавт Георгий Добровольский

1 июня 1928 года родился Георгий Тимофеевич ДОБРОВОЛЬСКИЙ (погиб 30.06.1971), летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза (посмертно).

Космонавт Георгий Добровольский

1 июня 1928 года родился Георгий Тимофеевич ДОБРОВОЛЬСКИЙ (погиб 30.06.1971), летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза (посмертно).

Из рабочих. Рос без отца. В годы Великой Отечественной войны находился в Одессе, которая была оккупирована немецко-фашистскими войсками. Пятнадцатилетним подростком решил бороться с оккупантами. Достал оружие, но был схвачен полицией. За хранение револьвера «в пригодном для действия состоянии» фашистским военно-полевым судом 22 февраля 1944 года был приговорен к 25 годам каторжных работ. Бежал. Скрывался. После освобождения Одессы поступил в Одесскую специальную школу ВВС. Летал на самолетах различных типов: Яки, МиГи, Ла и другие. В служебной характеристике появилась редкая для казенного лексикона фраза: «Летает с упоением». С 1963 года в Центре подготовки космонавтов. Прошел полный курс подготовки к космическим полетам на кораблях типа Союз. Проходил подготовку по советской «лунной» программе. Входил в экипаж поддержки при полете космического корабля Союз-10 (апрель 1971 года). 6 - 29 июня 1971 года совершил космический полет в качестве командира космического корабля Союз-11 и орбитальной космической станции Салют-1. Полет продолжался 23 суток 18 часов 21 минуту 43 секунду. При возвращении на Землю из-за нарушения герметичности спускаемого аппарата экипаж космического корабля Союз-11 погиб.

День рождения Военно-транспортной авиации

1 июня 1931 года в Красном воздушном флоте был сформирован первый опытный отряд . транспортных самолетов, куда вошли 12 ТБ-3 и 10 машин Р-5. Эта дата считается Днем рождения ВТА.

День рождения Военно-транспортной авиации

1 июня 1931 года в Красном воздушном флоте был сформирован первый опытный отряд . транспортных самолетов, куда вошли 12 ТБ-3 и 10 машин Р-5. Эта дата считается Днем рождения ВТА.

Уже в 1932 году такие авиамотоотряды созданы в Московском, Ленинградском, Украинском и Белорусском военных округах. Военно-транспортная авиация сразу начала обретать навыки массовых десантов. В 1934 году на территории Белорусского военного округа ТБ-3 выбросили в тыл врага 900 вооруженных бойцов. Через год, уже на других учениях, число парашютистов возросло до двух тысяч, а потом и до шести тысяч бойцов.
За годы Великой Отечественной войны советская авиация совершила в зоне боевых действий 5,400,000 самолетовылетов. Из них 1,700,000 приходится на транспортные самолеты.
В ходе войны были созданы и запущены в серийное производство новые военно-транспортные самолеты Як-6 и Ще-2, предельно простые и технологичные, в максимальной степени отвечающие условиям производства военного времени. Продолжался и серийный выпуск самого массового отечественного ВТС 1940-х годов — Ля-2 (всего за годы Великой Отечественной войны ВВС было передано 1214 самолетов этого типа). Велась постройка и десантных планеров А-7, Г-11, КЦ-20 и БДП-2. Однако в годы войны планеры не нашли в советских вооруженных силах широкого применения.
Сегодня Военно-транспортная авиация (ВТА) является средством Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и предназначена для решения стратегических (оперативно-стратегических), оперативных и оперативно-тактических задач на театрах военных действий (стратегических направлениях).
На вооружении соединений и частей ВТА состоят военно-транспортные самолеты Ил-76МД, Ан-26, Ан-22, Ан-124, Ан-12ПП, транспортные вертолеты Ми-8МТВ. Основными задачами соединений и частей ВТА являются: десантирование частей (подразделений) Воздушно-десантных войск из состава оперативных (оперативно-тактических) воздушных десантов; доставка вооружения, боеприпасов и материальных средств войскам, действующим в тылу противника; обеспечение маневра авиационных соединений и частей; перевозка войск, вооружения, боеприпасов и материальных средств; эвакуация раненых и больных, участие в миротворческих операциях.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии