RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

«Двуглавый орел» Киева
19 октября 2016 г.

«Двуглавый орел» Киева

19 октября 1914 года героически погиб в бою прапорщик Владимир Степанович Голубев
Подвиг подольских курсантов
5 октября 2018 г.

Подвиг подольских курсантов

5 октября 1941 года советская воздушная разведка обнаружила 25-километровую немецкую моторизированную колонну, которая полным ходом двигалась по Варшавскому шоссе в направлении Юхнова.
Подвиг  Саши Чекалина
25 марта 2015 г.

Подвиг Саши Чекалина

25 марта 2015 года исполнилось бы 90 лет Александру Павловичу Чекалину, которого фашисты повесили в 16-летнем возрасте за борьбу против оккупации
Протест  генерала армии Чуйкова
1 октября 2019 г.

Протест генерала армии Чуйкова

1 октября 1952 года главнокомандующий Группой советских оккупационных войск в Германии направил главам аналогичных структур США, Англии и Франции письма в связи с их провокационной деятельностью
Каким он парнем был?
9 марта 2016 г.

Каким он парнем был?

9 марта 1934 года родился ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ГАГАРИН, космонавт Земли №1
Главная » Подвиги в наследство » Из «штопора» - вышел!

Из «штопора» - вышел!

29 мая 1891 года родился Константин Константинович Арцеулов, один из первых пилотов России.

Сто с лишним лет назад он впервые в истории авиации выполнил фигуру высшего пилотажа «штопор».
Из «штопора» - вышел!

7 октября 1916 года Константин Арцеулов, русский военный летчик и инструктор авиашколы под Севастополем, поднялся на двухкилометровую высоту и сознательно ввел самолет в штопор. Курсанты и публика с замиранием сердца следили, как, вращаясь, стремительно приближается к земле машина. И когда уже казалось, что катастрофы не избежать, пилот взял управление на себя и хладнокровно вывел самолет из падения. Это был поистине смертельный номер!

 

До того дня штопор был проклятием для военной авиации. Стоило пилоту слегка ошибиться, сбросить скорость или резко отклонить руль, как самолет моментально валился на крыло и начинал вращаться, ввинчиваться в воздух по вертикали вниз, будто штопор в пробку. Немногие из счастливчиков, оставшихся в живых после крушения, в один голос уверяли, что управлять вращающейся машиной совершенно невозможно. Штопор — это приговор к высшей мере.

 

Поначалу, когда самолеты летали совсем низко и медленно, пилоты имели шанс отделаться травмами. Но с появлением аэропланов Ньюпора, Фармана и Морана, развивавших невиданную по тем временам скорость до 90 километров в час, эти шансы устремились к нулю. Так, только в Гатчинской военно-авиационной школе в 1913 году погибли, не сумев вывести самолет из штопора, капитан Дмитриев и поручик Серов, годом позже — пилоты Стояновский, Синельников и Артемьев...

 

Но вот в севастопольскую авиашколу был определен ротмистр Константин Арцеулов. Боевой летчик после ранения возглавил отделение подготовки пилотов-истребителей. Сын моряка и внук знаменитого художника-мариниста Ивана Айвазовского прежде служил на авиационном заводе Щетинина в Петербурге, одновременно обучался в летной школе и занимался планеризмом. Однако войну он начал командиром кавалерийского взвода и только в 1915 году стал военным летчиком. За два года геройский офицер был отмечен пятью орденами, имел на счету 18 побед в воздушных боях над немецкими асами. Но в Севастополе Арцеулова ждала головная боль. В первые же недели при учебных полетах разбились шесть пилотов, свалившись в штопор на самолетах «Фарман-40».

 

«Эти случаи вызвали среди инструкторов Севастопольской школы горячие споры, — вспоминал Арцеулов. — Как начальник отделения летчиков высшей квалификации — истребителей я считал своим долгом сделать все возможное для выяснения сущности явления, чтобы найти средства выхода из него».

 

И у него это получилось. Как рассказал «Труду» бывший летчик-испытатель Мстислав Листов, Арцеулов понял главное: не надо пытаться сразу же выравнивать штопорящий самолет! При падении встречный поток обтекает крылья под большими углами, что и приводит к неуправляемому вращению. Для восстановления контроля над машиной Арцеулов решил устранить боковое скольжение, а рулем высоты опустить нос, чтобы самолет набрал скорость для маневра. Это представлялось пилотам того времени совершенно противоестественным. Опускание носа во всех инструкциях описывалось как смертельно опасный маневр, неизбежно ведущий к катастрофе.

 

И вот солнечным октябрьским утром Арцеулов поднял в воздух «Ньюпор», чтобы проверить свои выводы на практике. Сам он так рассказывал о том полете: «Сделал вираж, чтобы еще раз вспомнить приемы, которые, как я предполагал, выведут самолет из штопора. Потом сбавил газ, задрал самолет, выключил мотор. И достаточно было немножко тронуть педаль, как самолет свалился на левое крыло — и завертелся в штопоре. Конечно, впечатление было не особенно приятное. Поэтому сейчас же применил свои приемы, чтобы вывести самолет: ручку отдал от себя и сильно дал ногу, обратную вращению штопора. И вскоре почувствовал, что на рулях появилось давление воздуха. Самолет я остановил!»

 

Константин Константинович еще не раз повторил свой рискованный маневр, прежде чем подготовил докладную записку со своими наработками. На заседании ученого совета Качинской авиашколы Арцеулов зачитал свой доклад столь убедительно, что командование постановило: «Ввести прохождение штопора в программу обучения учеников истребительного отделения школы». Цена этого решения — тысячи сохраненных пилотских жизней.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
28 марта
суббота
2020

В этот день:

Командир женского авиаполка Марина Раскова

28 марта 1912 года родилась Марина Михайловна РАСКОВА (погибла 04.01.1943 года), летчица, Герой Советского Союза. Во время Великой Отечественной войны стала организатором женских боевых соединений в авиации.Была командиром 587-го бомбардировочного авиаполка.

Командир женского авиаполка Марина Раскова

28 марта 1912 года родилась Марина Михайловна РАСКОВА (погибла 04.01.1943 года), летчица, Герой Советского Союза. Во время Великой Отечественной войны стала организатором женских боевых соединений в авиации.Была командиром 587-го бомбардировочного авиаполка.

 4 января 1943 года Марина Михайловна Раскова погибла в авиакатастрофе близ Саратова, недалеко от села Михайловка Саратовского района, в сложных метеоусловиях при перелёте на фронт после переформирования. Ее прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

Огонь по посольству США

28 марта 1999 года скульптор Александр СУСЛИКОВ вместе со своим товарищем (имя не установлено) обстрелял из автоматического оружия посольство США в Москве в знак протеста против террористических акций США и их саттелитов по НАТО в Югославии.

Огонь по посольству США

28 марта 1999 года скульптор Александр СУСЛИКОВ вместе со своим товарищем (имя не установлено) обстрелял из автоматического оружия посольство США в Москве в знак протеста против террористических акций США и их саттелитов по НАТО в Югославии.

 

В марте 1999 года потомственный скульптор, член Союза художников России, 40-летний Александр Сусликов и его друг Михаил были глубоко возмущены агрессией США против православной Югославии. Не меньшее возмущение вызывала молчаливая поддержка американских убийц со стороны правителей России. Русские мужики решили показать всему миру, что простой народ нашей страны готов к самоотверженному отпору заокеанской преступной агрессии.

Надев камуфляжную форму, со «сферами» на головах, с гранотомётами и автоматами в спортивных сумках, они остановили машину, за рулём которой, как впоследствии выяснилось, находился руководитель одного из антитеррористических подразделений МВД полковник Лебедев, и именно под предлогом выполнения антитеррористической операции, ткнув стволом пистолета в шею ошалевшему полковнику, приказали ему ехать к американскому посольству, где в те дни проходили митинги протеста против преступной деятельности США, в поддержку сербов.

По какой-то причине гранатомёты не сработали. Тогда патриоты открыли огонь из автоматов по верхним этажам посольства, чтобы не пострадали митингующие. Демонстранты у посольства приветствовали пальбу по американским террористам бурной овацией. В едином порыве слились аплодисменты собравшихся с музыкой залпового огня. Расстреляв обоймы, бойцы неторопливо сели в машину и продолжили движение. Недалеко от посольства свернули во двор, остановились, переоделись и , пригрозив эмвэдэшнику оружием, велели молча сидеть, не выходя из машины в течение нескольких минут, после чего скрылись.

Лишь более чем через год, 6 мая 2000 года, из-за предательства Сусликов был арестован. На суде он держался достойно, товарища не выдал и отказался подать прошение о помиловании.

Своим подвигом Сусликов вместе с митингующими показал, что в народе есть еще силы, способные дать отпор преступному американскому режиму.

Освобождение Николаева

28 марта 1944 года ходе Одесской наступательной операции Советские войска освободили от фашистов русский город Николаев.

Освобождение Николаева

28 марта 1944 года ходе Одесской наступательной операции Советские войска освободили от фашистов русский город Николаев.

Огромную роль в освобождении Николаева сыграл легендарный десант в Николаевский порт 55 морских пехотинцев, 12 приданных бойцов и проводника, которые внесли панику в фашистские ряды и позволили нашим войскам сходу взять город.

Истребитель ЛаГГ

28 марта 1940 года состоялся первый полёт советского истребителя ЛаГГ (конструкторы С.А. Лавочкин, В. П. Горбунов, М.И. Гудков). ЛаГГ — одноместный одномоторный поршневой истребитель-моноплан, стоявший на вооружении ВВС РККА во время Великой Отечественной войны.

Истребитель ЛаГГ

28 марта 1940 года состоялся первый полёт советского истребителя ЛаГГ (конструкторы С.А. Лавочкин, В. П. Горбунов, М.И. Гудков). ЛаГГ — одноместный одномоторный поршневой истребитель-моноплан, стоявший на вооружении ВВС РККА во время Великой Отечественной войны.

 Использовался в качестве истребителя, истребителя-перехватчика, истребителя-бомбардировщика, самолёта-разведчика. Всего было выпущено 6528 штук.
Первая известная воздушная победа на самолете в Великой Отечественной войне одержана 13 июля 1941 года: звеном ЛаГГ-3 24-го истребительного авиационного полка (ведущий старший лейтенант Бондаренко А. В.) в воздушном бою в районе г. Дорогобуж сбит немецкий бомбардировщик До-17. Советский ас Георгий Дмитриевич Костылев (впоследствии инспектор истребительной авиации КБФ) имел на ЛаГГе боевой счет более 30 вражеских самолётов. Сражаясь на ЛаГГ-3, свою первую звезду Героя Советского Союза заслужил Павел Михайлович Камозин.

 

Праздник службы «02»

28 марта в России отмечается день образования дежурных частей МВД.

Праздник службы «02»

28 марта в России отмечается день образования дежурных частей МВД.

Каждый россиянин, оказавшись в сложной ситуации, знает, что нужно обращаться за помощью по телефону «02». Получив тревожное сообщение, дежурный молниеносно должен среагировать на сигнал, и послать ближайший наряд к месту происшествия.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии