RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Смерть гусара
4 мая 2019 г.

Смерть гусара

4 мая 1839 года скончался Денис Давыдов, герой войны с Наполеоном
Храм Мефодия и Кирилла ждет нас
12 февраля 2016 г.

Храм Мефодия и Кирилла ждет нас

Давайте объединим усилия в борьбе за православную святыню!
Запах горелого мяса
6 мая 2015 г.

Запах горелого мяса

Рассказы фронтовика Сергея Андреевича Соловьева о войне поражают своими жестокими бытовыми подробностями
Забытый подвиг брянских мушкетеров
19 июля 2018 г.

Забытый подвиг брянских мушкетеров

19 июля 1774 года многотысячный турецкий десант попытался захватить Ялту, но путь ему преградил небольшой отряд под командованием майора Самойло Салтанова
Генералы Победы
13 марта 2020 г.

Генералы Победы

Вахта Памяти-75 (в честь юбилея Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне): день восемнадцатый.
Главная » Подвиги в наследство » «…И КРЫЛЬЯ ЭТУ СВАДЬБУ ПОНЕСЛИ…»

«…И КРЫЛЬЯ ЭТУ СВАДЬБУ ПОНЕСЛИ…»

75 лет подряд гвардии старший лейтенант авиации в отставке Галина Павловна Брок-Бельцова празднует в третий августовский выходной день Воздушного флота.

Из них немало десятилетий вместе с законным супругом – Георгием Степановичем Бельцовым, который ушел из жизни в звании генерал-майора авиации в 2005 году.
«…И КРЫЛЬЯ ЭТУ СВАДЬБУ ПОНЕСЛИ…»

 

Их бракосочетание состоялось в ноябре 1945 года в литовском городе Паневежис, 60 счастливых лет они шли по жизни рука об руку, воспитав трех наследников, наградивших их 11 внуками. Кстати, первенца – дочь Надежду Галина Павловна, тогда просто Галя, подарила мужу аккурат к празднику – 18 августа. История их любви похожая на киношный военно-полевой роман, однако, развивалась совсем не по-киношному. Галина Павловна, идущая к своему 94-летию, считает, что ей в жизни, наверное, просто повезло больше других. Так совпало, что война, ставшая для ее поколения временем неисчислимых бед и потерь, удивительным образом помогла им с любимым человеком обрести то, что принято называть настоящим семейным счастьем.
Но все по порядку. Представьте себе девчонку 17 лет, комсомолку, спортсменку, судьба которой бесповоротно меняется в июне 1941-го года. Не заморачиваясь мыслями о тревожном будущем, вчерашняя школьница вместе со сверстниками атакует военкомат, просясь на защиту родной Москвы. Для начала им предложили поступить в Первое Краснознаменное Московское училище связи, где готовили синоптиков-метеорологов, обеспечивающих полеты боевых воздушных кораблей. Но когда для них уже верстали дипломы, в училище появились гонцы из знаменитого женского полка пикирующих бомбардировщиков Пе-2 Марины Расковой. Полк, неся значительные потери на Западном фронте под Ельней, остро нуждался в штурманах. Девять самых способных и спортивных, в числе которых была и наша героиня, вскоре отправились на переучивание в Йошкар-Олу. Там и встретились впервые лицом к лицу Галина и Георгий. Именно ему в качестве командира эскадрильи запасного полка предстояло обучать девушек серьезной штурманской науке.
То, что неженатый молодой старлей сразу положил глаз на Галину, сразу заметили все ее подруги, но только не она. Девушка аккуратно осваивала азы штурманской науки, зарекомендовав себя лучшей в группе, к тому лучше других стреляла из пулемета. В запасном полку учились летать в любую погоду. Сразу же формировали экипажи – пилот, штурман и стрелок – звено три самолета, эскадрилья – три звена. Вождение по курсу, ориентировка, стрельба и бомбометание с пикирования - все это сопровождалось огромными перегрузками, закладывало уши, из носа нередко шла кровь, а в момент выхода из пикирования еще надо было успеть нажать гашетки пушек и сбросить бомбы. Как признается, Галина Павловна, трудности не пугали, а страх, если и посещал ее, то только когда пришлось прыгать с парашютом. Но все обошлось, как выяснилось в дальнейшем, первый ее прыжок оказался единственным в летной карьере, да и. по сути, не понадобился - из кабины Пе-2 был огромный риск попасть под винты.
В апреле 1944 года новоиспеченный штурман, младший лейтенант Галина Брок отправляется в полк Марии Расковой. На аэродроме девушек провожает комэска, пилот - инструктор Георгий Бельцов, стараясь ненадолго остановиться у кабины самолета с Галей. Она же сосредоточена как никогда - вся поглощена предстоящими боевыми вылетами и его не замечает (а, может только делает вид? В школе вместе с подругами ведь наизусть цитировали Надсона «С поцелуем теряет венок чистота. И кумир низведен с пьедестала…»). А ведь оба понимали, что война и расстаются, возможно, навсегда. После ее отлета он отпрашивается в действующую армию, совсем не туда, куда отправилась его возлюбленная. Там, летая в звене снайперов, разбивает прицельно мост с вражеской техникой, заслужив орден Красного знамени, и в звании повышается до капитана. Да и вообще летчиком он оказался замечательным, первым удачно приземлив пикирующую «пешку» со сломанным шасси.
Будущих штурманов из Йошкар-Олы вывозили опытные летчицы полка – у каждой грудь в наградах, а у одной даже орден Александра Невского, это у женщины-то! Первый боевой вылет. Запомнились перед ним клятвы у могил «старичков». Обещали бить врага беспощадно, не жалея жизни. Первые фронтовые откровения бывалых. Прах сгоревших членов экипажей хранили в парашютных сумках. Идя на задание, надевали все награды – они не сгорают и помогают установить личность погибшего. 36 боевых вылетов совершила штурман Галина Брок. К концу войны ее грудь украшали два ордена Отечественной войны первой и второй степеней, Красной Звезды и несколько медалей. Много было полетов на грани жизни и смерти?
- А как же? – удивляется она вопросу. – Летом 44-го у самой цели бомбометания нас зацепил свой же самолет, отрубив нам полхвоста. Мы стали стремительно терять высоту с пяти тысяч до шестисот метров, причем с полным комплектом бомб весом под тысячу килограммов. Сбросить бомбы не можем, так как под нами свои, они перешли в наступление. Всем экипажем оперативно советуемся: что делать? Решаем вместе со смертельным грузом садиться на ближайший наш прифронтовой грунтовой аэродром с укороченной полосой для истребителей. Тормозить нельзя, большой риск скапотировать, тяжело выкатываемся за черту аэродрома, с которого уже в панике разбегаются люди. Слава богу, препятствий не встретили, бомбы подозрительно молчат. Пилот и стрелок вылезают через верхний люк, мой же нижний люк буквально засосал песок. Слышу крики «Галка, вылезай, сейчас взорвешься!» А мои ноги зажаты устройством для аварийного выпуска шасси. Помню только, как долго тянулось время пока я с большим трудом, чертыхаясь, вылезала через верхний люк.
В самолете Пе-2 пять боевых точек – одна у летчика и по две у стрелка-радиста и у штурмана. Штурман стреляет из мощного пулемета «Березина» в верхнюю полусферу, но у самолета проблема – «мертвая зона» между крылом и хвостом. Немцы это хорошо изучили - а потому старались зайти именно с этой стороны. Самолет Галины Брок с отказавшим мотором, отстал от прикрытия истребителями. Тот же вопрос - что делать? Возвращаться домой с бомбами или сбросить их на головы наших войск? Известен приказ - отбомбишься на своих – расстрел, либо в лучшем случае штрафбат. Приняли решение - все же попытаться идти на цель. Все вроде получается у девчат - отбомбились, сфотографировали результат, развернулись и… И вдруг крик летчицы: «Штурман, нас атакуют два фоккера!» Вот где срабатывает эффект «мертвой зоны», досконально изученной врагом! Он атакует, а его достать нельзя! Ни одна из боевых точек не срабатывает. Летчица бросает самолет выше, ниже, влево, вправо, мешая врагу прицелиться. В наушниках беспрестанная ругань немцев, не могущих достать «пешку», внезапно сменяется тишиной. На помощь девушкам на Яках спешат французы из эскадрильи «Нормандия-Неман». По радио крики на ломаном русском: «Не робейте, девочки, прикроем!». И даже проводили до аэродрома.
Ну а что же Георгий? Треугольники от него получают его вчерашние подопечные регулярно, а Галине – сразу по три. Подруги пристают с просьбой рассказать, о чем ей пишет. Она соглашается: ничего личного, хотя в конце обязательная приписка: «жди, вернусь, всегда твой Георгий Ельцов». А еще обещание: когда война закончится, обязательно прилетит к своим девчонкам. И прилетел в Паневежис, где после воны расположилась часть Галины. Тут же с порога: «Галя, давай поженимся!». Она хорошо запомнила день, когда он произнес эти слова: 7 ноября 1945 года. Конечно, уже все для себя решила, но в тот праздничный день ни один ЗАГС не работает. А подруги настойчивы: не откладывая столь торжественного события все же сыграть комсомольскую полковую свадьбу.
«Какая свадьба? – возмущается Галина. - В гимнастерке и в галифе?!» Подруги не унимаются: «Галя, смелее, стол приготовим, портянки на гуся обменяем!» Пришлось, как вспоминает Галина Павловна, все же согласиться разыграть, как тогда думалось, своеобразный спектакль - свадьбу. Тем более что за свадебным столом сидели большие люди: командир полка, замполит. Во время подсуетились и хозяйственники – выдали как раз по три с половиной метра полушерстяной черной ткани на пошив первых послевоенных платьев. Подключилась и местная литовка - хозяйка дома, где квартировали летчицы:– быстро пошила платье новобрачной, так что на свадьбе та торжественно восседала одна среди всех в новом наряде. Больше всех светился от счастья жених.
А 9 ноября, как только открылись двери ЗАГСа, молодожены узаконили свой брак, продлившийся, как мы уже знаем, шесть счастливых десятилетий. Документ на литовском языке до сих пор Галина Павловна бережно хранит. Отныне она стала Бельцовой - Брок, поскольку, во-первых, считала, что только «время покажет, насколько сильны семейные узы», а во-вторых, всюду ее польско-украинская девичья фамилия присутствовала на военных документах, орденских книжках и т. д.
Дальше началась мирная жизнь. Он, кавалер восьми боевых орденов, заслуженный летчик СССР, восходя по служебной лестнице, меняя гарнизоны и дослужившись до должности замкомандующего округом. Она демобилизуется поступает в МГУ на исторический факультет, а затем в аспирантуру, защищает кандидатскую и всю жизнь преподает студентам любимый свой предмет, подсказывая им, что свою жизненную историю надо строить, опираясь на славное прошлое страны. Ныне Галина Павловна Брок-Бельцова – вице-президент женской общественной организации «Авиатриса» и, несмотря на солидный возраст, продолжает не по годам активную жизнь. Вот и недавно возвратилась из Белоруссии, которую когда-то защищала в боях – встречалась с ветеранами и молодежью.

Можете поверить, форму эта женщина продолжает держать. Не так давно ее даже пригласили на телевизионный «Модный приговор».

- Там отличные стилисты, - делилась Галина Павловна впечатлением. – Благодаря им, я даже согласилась убрать многолетнюю челку. – «Откройте лоб, - настаивали они, - не надо прятать его. Пусть люди лишний раз убедятся в том, что вы думающая личность». А я сама вынесла после этой передачи вывод: во-первых, жаль, что они не пригласили меня лет этак пятьдесят назад, а во-вторых, что настоящий специалист в своем деле – это всегда очень здорово!

 

 

Анатолий ЖУРИН
18 августа 2019 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
24 ноября
вторник
2020

В этот день:

Рождение школы военных летчиков

24 ноября 1910 года в России было открыто первое военное учебное заведение летчиков - Севастопольская офицерская школа авиации (в советское время - Ка́чинское вы́сшее вое́нное авиацио́нное учи́лище лётчиков). Она была создана по Высочайшему соизволению Николая II Великим князем Александром Михайловичем. Первый выпуск состоялся 26 октября 1911 года. 24-х первых лётчиков лично принял и напутствовал Николай II. До октября 1917 года школа подготовила 609 летчиков.

Рождение школы военных летчиков

24 ноября 1910 года в России было открыто первое военное учебное заведение летчиков - Севастопольская офицерская школа авиации (в советское время - Ка́чинское вы́сшее вое́нное авиацио́нное учи́лище лётчиков). Она была создана по Высочайшему соизволению Николая II Великим князем Александром Михайловичем. Первый выпуск состоялся 26 октября 1911 года. 24-х первых лётчиков лично принял и напутствовал Николай II. До октября 1917 года школа подготовила 609 летчиков.

 

После революции из стен Качинской летной школы вышли замечательные летчики: Степанченко В.А., Юмашев А.Б., которые в 1929 году побили все мировые рекорды вы­соты, дальности и продолжительности полета. В 1936 году экипаж самолета АНТ- 25 в составе Чкалова В.П. и двух воспитанников Качинского училища Байдукова Г.Ф. и Белякова A.B. совершил свой беспримерный перелет из Москвы на остров Удд, пробыв непрерывно в воздухе более 60-ти часов и пролетев без посадки бо­лее 10000 км. А вскоре тот же экипаж удивил мир новым подвигом, совершив за 63 часа беспосадочный перелет из Москвы в США.

Среди выпускников Качинской школы летчиков есть маршалы авиации, более 170 генералов, трижды Герой Советского Союза А. Покрышкин, 12 человек - дважды Герои и 284 - Герои Советского Союза.

В июне 1941 года Качинская школа эвакуируется в Красный Кут Саратов­ской области. В 1945 году она переименовывается в училище с местом располо­жения в городе Сталинграде. В 1998 году расформировано.

 

Тренер Виктор Тихонов

24 ноября 2014 года на 85 году жизни скончался великий советский тренер, под руководством которого сборной СССР по хоккею не было равных. Восемь раз он выводил команду в чемпионы мира, трижды — в лидеры Олимпийских игр и даже завоёвывал Кубок Канады.

Тренер Виктор Тихонов

24 ноября 2014 года на 85 году жизни скончался великий советский тренер, под руководством которого сборной СССР по хоккею не было равных. Восемь раз он выводил команду в чемпионы мира, трижды — в лидеры Олимпийских игр и даже завоёвывал Кубок Канады.

Виктор Васильевич Тихонов родился 4 июня 1930 года в Москве. С 12 лет работал слесарем, позже закончил школу торгового ученичества. После окончания Великой Отечественной войны начал заниматься в юношеской команде спортивного клуба Центрального дома Красной армии (ЦДКА, ныне - ЦСКА). В 1948 году в составе сборной команды юниоров Москвы по футболу выиграл Кубок СССР. Одновременно играл в хоккей с мячом, затем - в хоккей с шайбой.

В 1949 году Тихонов был призван в армию и служил в футбольно-хоккейной команде Военно-воздушных сил Московского военного округа. С 1953 года играл в "Динамо" (Москва). Всего в чемпионатах СССР провел 296 матчей, забросил 35 шайб.
В 1965 году перешел на тренерскую работу, сначала ассистентом тренера в московском "Динамо", а затем возглавил тренерскую бригаду в рижском «Динамо» и сумел вывести эту команду на 4 место в чемпионате СССР.
В 1977 году Виктор Васильевич стал трудиться тренером ЦСКА. За полтора десятилетия эта команда под его руководством несколько сезонов подряд становилась чемпионом страны, 14 раз выиграла Кубок европейских чемпионов, дважды - Кубок СССР.
Одновременно Тихонов возглавлял сборную СССР, которая стала регулярно выигрывать чемпионаты мира (1978, 1979, 1981, 1982, 1983, 1986, 1989, 1990). При Тихонове сборная трижды побеждала на Олимпийских играх (команда СССР - 1984, 1988, СНГ - 1992). Под его руководством в 1981 году сборная выиграла Кубок Канады.

В последние годы Виктор Васильевич Тихонов был членом наблюдательного совета хоккейного клуба ЦСКА. В 1998 году его имя было занесено в Зал славы Международной федерации хоккея, а позже - в музей Олимпийской славы в Лозанне.

Тихонов - заслуженный тренер СССР, заслуженный тренер РСФСР, заслуженный тренер Латвийской ССР, заслуженный работник физкультуры России, награжден орденами Трудового Красного Знамени (1978), Дружбы народов (1981), Ленина (1983), Октябрьской Революции (1988), "За заслуги перед Отечеством" III степени (1996), Почета (2000), Дружбы (2010) и др.

Помянем этого незаурядного борца за высочайший престиж советского спорта и советской страны.

Севастопольская кузница русских авиаторов

24 ноября 1910 года была открыта Севастопольская офицерская школа авиации, которая через 80 лет была уничтожена кремлевскими «демократами».

Севастопольская кузница русских авиаторов

24 ноября 1910 года была открыта Севастопольская офицерская школа авиации, которая через 80 лет была уничтожена кремлевскими «демократами».

После октября 1917 года школа преобразована в Качинское училище военных летчиков. За советский период училище подготовило 16 574 лётчика, среди которых было 352 Героя Советского Союза, 17 Героев РФ, 119 заслуженных военных лётчиков и лётчиков-испытателей, 12 маршалов авиации и 200 генералов.
Но в 90-годы прошлого столетия захватившие Кремль «демократы» уничтожили училище. Теперь у России нет этой славной кузницы военных летчиков.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии