RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Александр Суворов:
18 мая 2018 г.

Александр Суворов: "Помилуй Бог, мы русские!"

В 1800 году 6 мая по старому стилю, 18-го мая — по новому, отошел ко Господу Александр Васильевич Суворов
Великому Суворову — слава!
24 ноября 2014 г.

Великому Суворову — слава!

24 ноября 1730 года (по некоторым данным - 1729) родился непобедимый воевода Русского Народа
Сталин и Православие
10 апреля 2014 г.

Сталин и Православие

10 апреля 1945 года советский вождь встретится с Патриархом Алексием (Симанским)
Суд над Людой Есипенко отложен
16 июля 2016 г.

Суд над Людой Есипенко отложен

15 июля 2016 года Тверской Суд Москвы вернул в прокуратуру дело православной активистки Людмилы Есипенко, обвиняемой в защите от поругания образа Иисуса Христа
Великий князь Дмитрий Донской
1 июня 2019 г.

Великий князь Дмитрий Донской

1 июня 1389 года умер ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ.
Главная » Русские святые воины » Святитель Геннадий и ересь жидовствующих

Святитель Геннадий и ересь жидовствующих

17 декабря — день памяти свт. Геннадия, архиепископа Новгородского (ок.1410 — 4 (17) декабря 1505)

Он был истовым, самоотверженным борцом за чистоту Православия и русского духа.
Святитель Геннадий и ересь жидовствующих

Время святительства в Новгороде святого архиепископа Геннадия совпало с грозным периодом в истории отечественной Церкви — распространением ереси жидовствующих. Иудейские проповедники, приехавшие под видом торговцев в Новгород, еще с 1470 года начали сеять между православными плевелы ереси и богоотступничества. Лжеучение распространялось тайно.
Первое известие о ереси дошло до святителя Геннадия в 1487 году: четверо членов тайного сообщества, в хмельном угаре обличая друг друга, обнаружили пред православными существование нечестивой ереси. Как только это стало известно святителю, ревностный архипастырь немедленно приступил к розыску и с глубокой скорбью убедился, что опасность угрожает не только местному, новгородскому благочестию, но и самой столице, куда еще в 1480 году переехали вожди жидовствующих. В сентябре 1487 года он направил в Москву, митрополиту Геронтию, все розыскное дело в подлиннике вместе со списком обнаруженных им богоотступников и с их писаниями. Борьба с жидовствующими стала главным предметом архипастырской деятельности святителя Геннадия.
Борьба с ересью велась не на почве богословских споров и обличений, а средствами административных мер. Свт. Геннадий считал вредными богословские прения с еретиками и в послании к собору епископов выражал мысль, что собора о вере допускать не следует, так как «люди у нас простые, не умеют по обычным книгам говорить: так чтобы о вере никаких с ними речей не плодили». Собор на еретиков нужен, но не для прений о вере, а для того, «чтобы их казнити, жечи и вешати». Геннадий пробовал даже устроить примерное аутодафе: когда собор 1490 г. приговорил некоторых еретиков к заточению и отправил их в Новгород, то святитель распорядился встретить их за городом, нарядить в берестяные шлемы с надписью «се сатанино воинство», посадить на лошадей лицом к хвосту и в таком виде водить по улицам, а затем зажечь их шлемы.
Однако все энергические меры против еретиков, рекомендованные свт. Геннадием, не осуществились, так как еретики нашли себе поддержку в Москве и спокойно там проживали. Тогда свт. Геннадий обратился к другой мере — к духовному орудию.
Так как в среде духовенства не только не было достаточно подготовленных лиц, но даже было мало грамотных, свт. Геннадий ходатайствовал перед митрополитом Симоном об учреждении училищ. Меры к поднятию религиозного образования в духовенстве и народе не могли, конечно, дать быстрых результатов. Для борьбы с ересью святитель обратился за помощью к игумену Волоколамского монастыря Иосифу Волоцкому, который и стал самым видным борцом за Православие.
Святитель пригласил к себе ученых старцев Паисия Ярославова и Нила Сорского — «о ересеях тех поговорити», разыскал по монастырям книги, нужные для борьбы с еретиками; любопытно, что многих таких книг не было у православных, даже у самого архиепископа, у еретиков же они были.
С той же целью — бороться с ересью духовным оружием — связано было отчасти главное дело Геннадия — составление славянского кодекса библейских книг. До самого этого времени ни в русской письменности, ни у южных славян не было библейского канона. Библейские книги переписывались на Руси, по примеру Византии, не в виде целого свода, а отдельными частями — Пятикнижия или Восьмикнижия, Царств, Притчей и других учительных книг; Псалтири, Пророков, Евангелия и Апостола. Библейские книги, как и всякие другие, предлагались древнерусскому читателю в различных сборниках, весьма разнообразных по содержанию — вместе и рядом с сочинениями отцов церкви, житиями, разными поучениями, нередко с сочинениями апокрифическими или даже прямо со светскими повестями вроде «Александрии». Ориентироваться среди этого литературного хаоса сборников было слишком трудно для грамотной массы, и этим определяется значение дела свт. Геннадия. Он впервые выделил библейские книги из хаотической письменной массы сборников, собрал их в один кодекс и тем самым положил основание славянской Библии.
Священные книги Ветхого Завета особенно часто подвергались случайной и намеренной порче. Об этом со скорбью писал святитель Геннадий в послании архиепископу Иоасафу: «Жидове еретическое предание держат — псалмы Давидова или пророчества испревращали». Собрав вокруг себя ученых, тружеников—библеистов, святитель объединил все книги Священного Писания в едином своде, благословил вновь перевести с латинского языка те из Священных книг, которые не были им обретены в рукописном предании славянской Библии, и в 1499 году на Руси вышел первый полный свод Священного Писания на славянском языке — «Геннадиевская Библия», как ее почтительно называют по имени составителя, которая стала неотъемлемым звеном в преемственности славянского перевода Слова Божия.
Труд свт. Геннадия составил эпоху в истории библейского славянского канона и лег в основание последующих печатных изданий. Наряду с подготовкой Библии круг церковных книжников при архиепископе Геннадии вел большую литературную работу: была составлена «Четвертая Новгородская летопись», доведенная до 1496 года, переведены, исправлены и переписаны многочисленные рукописные книги. Соловецкий игумен Досифей, прибывший в Новгород по монастырским делам, несколько лет (с 1491 по 1494) трудился у святителя Геннадия, составляя библиотеку для Соловецкого монастыря. По просьбе святителя Досифей написал житие преподобных Зосимы и Савватия. Большинство книг, переписанных с благословения святителя Новгородского (более 20) для Соловецкой обители, сохранилось в составе Соловецкого собрания рукописей.
* * *

Святитель Геннадий является небесным покровителем большого друга «Российского героического календаря» президента РОО «Бородино-2012-2045» Геннадия Павловича Сальникова.
П
равление РОО «Бородино-2012-2045», в которое входит и главный редактор РГК, поздравило Геннадия Павловича с днём Ангела такими словами: «Вот уже более полувека Вы неутомимо трудитесь на ниве общественной деятельности. Мужественно несёте хоругвь с Пресвятой Троицей и Царицей Небесной и знамя Великой Победы. Сотворяете в России мир людей праведных, милосердных, совестливых, самоотверженных пред Богом и Отчизной. Россия возродится и от Вашего пламени! Бог да поспешествует Вам в этом святом деле!»
См. сайт РОО «Бородино-2012-2045»: http://www.borodino2012-2045.com/

.
17 декабря 2015 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
2 апреля
четверг
2020

В этот день:

Второе рождение Таганрога

2 апреля 1769 года русские войска отбили у турок город Таганрог. Город был основан в 1698 году Петром Первым и стал первой военно-морской базой России. Одно время Петр предполагал даже перенести сюда столицу страны. Но судьбу города решила неудачная для России война с Турцией.

Второе рождение Таганрога

2 апреля 1769 года русские войска отбили у турок город Таганрог. Город был основан в 1698 году Петром Первым и стал первой военно-морской базой России. Одно время Петр предполагал даже перенести сюда столицу страны. Но судьбу города решила неудачная для России война с Турцией.

По договору с турками в 1712 году Таганрог был разрушен. Второе рождение Таганрога связано с именем Екатерины Второй. В ходе очередной русско-турецкой войны в 1769 году наши войска заняли Таганрог, и в короткое время город был восстановлен. После присоединения к России Крыма Таганрог из города-крепости превращается в богатый город-порт. Несмотря на конкуренцию Ростова и Одессы, он играл главенствующую роль в торговле России на южном направлении.

Покушение на императора Александра II

2 апреля 1879 года совершено покушение на императора Александра II

Покушение на императора Александра II

Покушение на императора Александра II 2 апреля 1879 года совершено покушение на императора Александра II

Оно было осуществлено членом террористического общества «Земля и воля» Александром Соловьёвым. Он выстрелил пять раз, когда император прогуливался неподалёку от своего дворца. Но ни одна пуля не попала в цель: Александру II удалось успешно уклониться. Это было одно из шести покушений на Александра II.

Родился Антон Алехнович

2 апреля 1914 года родился Антон Алехнович, Герой Советского Союза. Совершил 260 боевых вылетов, 25 вылетов по доставке грузов белорусским партизанам. После войны принимал участие в осуществлении полетов в Арктику.

Убит Филипп Кузьмич Миронов

2 апреля 1921 года убит Филипп Кузьмич Миронов (род. 26.10.1872), военачальник, командующий 2-й Конной армией. В феврале 1921 года был арестован по ложному обвинению Дончека.

Убит Филипп Кузьмич Миронов

Убит Филипп Кузьмич Миронов 2 апреля 1921 года убит Филипп Кузьмич Миронов (род. 26.10.1872), военачальник, командующий 2-й Конной армией. В феврале 1921 года был арестован по ложному обвинению Дончека.

 Убит часовым во дворе Бутырской тюрьмы при так и невыясненных обстоятельствах.

Уже после смерти фальсифицировано дело о подготовке им вооружённого восстания на Дону. Многие исследователи (Р. А. Медведев, С. П. Стариков) утверждали, что убит Миронов был по личному распоряжению Л. Д. Троцкого, ярого ненавистника казачества.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии